Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость»)
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Формирование межпредметных понятий

 на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость»)

План урока.

Учитель математики: Заховалко Е.В., МКОУ «Ушакинская ООШ №2»

Предмет: математика

Класс: 6

Название урока: Декартовы координаты

Тема урока: «Координатная плоскость»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: комбинированный

Базовый учебник : Н.Я. Виленкин , В.И.  Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд, Математика 6 класс, Москва, Мнемозина, 2014 г.

Цели в блоках достижений:

Личностных результатов: самопознание (выявление субъектного опыта;  ответы на вопросы к картинкам), формирование коммуникативной компетентности  (диалог с учителем).

Метапредметных результатов: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (ответы на вопросы, работа по схеме); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; освоение межпредметного понятия координаты.

 

Предметных результатов:   формировать способность к построению нового понятия и свойства, используя имеющиеся знания; умение определять и строить координатную плоскость; умение строить точки по их координатам и находить координаты заданных точек.

 

Задачи: формирование познавательных и логических УУД: развивать умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом; закрепить овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических задач, предполагающее умение: выполнять устные и письменные вычисления; проводить практические расчеты;

Познавательные УУД: составление схемы определения понятия, подведение под понятие; составление схемы поиска решения задачи; постановка и решение  проблемы при составлении задачи.

Регулятивные УУД:   Выбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:  Взаимоконтроль, взаимопроверка, работа в  парах, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать.

Личностные УУД:   оценивание, самопознание и самоопределение.

 

 

 

Этапы урока и их содержание

Ход урока

Планируемые результаты УУД

1. Подготовительный этап

Оргмомент

учебная доминанта

 

Выявление субъектного опыта

проблемная ситуация (ситуационная методика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

Обозначение темы урока

 

Приветствие.

Песенка «В том же месте, в тот же час...»

 

 

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне Ваши координаты?» Как Вы думаете, что это означает?

 

Самостоятельная работа: Ответы в письменной форме:

Где Вы встречались с координатами?

При изучении каких предметов в школе? В Вашей жизни? Что такое координаты?

 

Ванька Жуков из рассказа Чехова написал на конверте адрес: на деревню дедушке. Дойдет ли такое письмо до адресата?

На каком предмете вы сталкивались с лентой времени? Что обозначали на ней? От какой даты вели отсчет?

На какую прямую в математике похожа лента времени? Как мы определяли координату точки на прямой?

В каких случаях мы встречались с положением точки в пространстве?

Как Вы определяли положение корабля противника в игре морской бой?

Как вы определяли положение шахматной фигуры при игре в шахматы?

Как вы определяли положение населенного пункта на карте в географии?

Как определить по билету место в зрительном зале?

История про  Декарта.

Самостоятельная работа: Придумайте систему координат и запишите координаты для определения положения ученика Сидорова в нашем классе.

Почему у Вас получились разные результаты?

Что такое координаты? Обозначение местоположения разными способами: числами, буквами, словами, градусами.

Где? на поверхности земли, на прямой, на плоскости, в пространстве, во времени

Тема урока, цель

Как задать координаты на прямой?

Как указать положение точки на плоскости?

Подведение к определению системы координат

 

 

 

 

 

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: смыслообразующие (через исторический материал)

 

Мотивация

 

Актуализация знаний

 

Анализ Обобщение

Выделение существенных свойств как подведение к определению понятий

 

 

 

 

 

Анализ. Сравнение

 

2.Основной этап

Запись в алгоритмизирован-ном виде

Работа с определением (модель)

 

 

 

 

 

Актуализация знаний (задание на распознавание)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алгоритм построения точки на плоскости 

 

Что необходимо для построения координатной плоскости?

Посмотрим этапы построения модели координатной плоскости

На сколько частей делят координатные оси координатную плоскость, как они называются и обозначаются?

Назовите новые термины, которые вам встретились

Самостоятельная работа на распознавание координатной плоскости

Задание для самостоятельной работы:

1.Выпишите номера рисунков, на которых

 изображены две прямые

2. Выпишите номера рисунков, на которых

 изображены две перпендикулярные прямые

3. Выпишите номера рисунков, на которых указано верное направление осей координат

4.Выпишите  рисунки, на которых точка

пересечения перпендикулярных прямых

является началом отсчета

5. Выпишите рисунки с верно выбранным

единичным отрезком

 

Проверка в парах

 

Как определить координату точки в игре морской бой?

Составим этапы построения точки при поиске корабля противника, если он расположен в 1 координатной четверти.

Составление алгоритма нахождения координат точки.

 

Обобщение

 

Знаково-символические

 

Анализ

 

Обобщение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

Анализ

 

 

 

Обобщение

3.Первичное закрепление

Задание для самостоятельной работы

 

 

 

Рефлексия

Самостоятельная работа: Выпишите точки, координаты которых найдены верно.

Математический диктант

 

Самопроверка первой самостоятельной работы

Самооценка

 

Структуризация знаний

 

 

Коррекция субъективного опыта

 

Рефлексия

    

 

 

Рефлексия

1) Я знаю, что такое система координат_______________________________________________________;

2) Я знаю, что такое координатная плоскость______________________________________________;

3) Я знаю, как называются оси координат___________________________________________;

4) Я знаю, как определить координаты точки на плоскости_________________;

5) Я знаю как построить точку в системе координат_______________________________________________;

6) У меня сегодня на уроке всё получалось, я не допускал ошибки_________________________;

7) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить, допущенные ошибки)_________________________________________________________________________

8)Я сегодня учился учиться (ответ обосновать)_________________________________________

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kpkoordpl.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование межпредметных понятий на уроке математики в 6 классе (при изучении темы «Координатная плоскость») Учитель математики: Заховалко Е.В., МКОУ «Ушакинская ООШ №2»

Слайд 2

В речи взрослых вы могли слышать такую фразу: «Оставьте мне Ваши координаты?» Как Вы думаете, что это означает? Ответьте письменно: Где Вы встречались с координатами? При изучении каких предметов в школе? В Вашей жизни? Что такое координаты?

Слайд 4

Координатная прямая 0 1 -1

Слайд 12

До наших времен дошла такая история. Занимая в театре места, согласно купленным билетам, мы даже не подозреваем, кто и когда предложил ставшим обычным в нашей жизни метод нумерации кресел по рядам и местам. Эта идея осенила знаменитого Рене Декарта - того самого, чьим именем названы прямоугольные координаты . Посещая парижские театры, он не переставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в котором каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.

Слайд 13

Французский математик Рене Декарт (1596 – 1650)

Слайд 14

Придумайте систему координат и запишите координаты для определения ученика Сидорова в нашем классе.

Слайд 15

Почему у Вас получились разные результаты?

Слайд 16

Тема урока: Координатная плоскость Цель урока: - формировать способность к пониманию нового термина координаты , используя имеющиеся знания; - умение определять и строить координатную плоскость; - умение строить точки по их координатам и находить координаты заданных точек.

Слайд 17

Как задать координату на прямой? Как указать положение точки на плоскости?

Слайд 18

Координатная плоскость — плоскость на которой задана система координат: 1. Система отсчета. 2. Взятые на плоскости две взаимно перпендикулярные прямые x и y — оси координат. 3. Точка О, точка пересечения прямых — начало отсчета (начало координат). 4. Выбранное направление (горизонтальная ось — ось абсцисс; вертикальная ось — ось ординат) 5. Единичный отрезок.

Слайд 21

1 1 0 I II III IV y x Ось абсцисс Ось ординат

Слайд 23

Задание для самостоятельной работы: Перед Вами девять рисунков. 1.Выпишите номера рисунков, на которых изображены две прямые. 2. Выпишите номера рисунков, на которых изображены две перпендикулярные прямые. 3. Выпишите номера рисунков, на которых указано верное направление осей координат. 4.Выпишите рисунки, на которых точка пересечения перпендикулярных прямых является началом отсчета. 5. Выпишите рисунки с верно выбранным единичным отрезком.

Слайд 25

Алгоритм нахождения координат точки: 1. Опустить из точки А перпендикуляр на ось х. 2.Найти точку пересечения этого перпендикуляра с осью х. 3.Опустить из точки А перпендикуляр на ось у. 4.Найти точку пересечения этого перпендикуляра с осью у. 5. Записать координаты точки в круглых скобках. 6. На первое место поставить значение х (абсциссу), на второе – значение у (ординату)

Слайд 26

Задание для самостоятельной работы: Выпишите точки, координаты которых указаны верно.

Слайд 27

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ 1. Сколько чисел надо указать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости? [Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости?] 2. Как называется первое [второе] из чисел, задающих положение точки на координатной плоскости? 3. Запишите обозначение точки Р [C], если её абсцисса равна 0, а ордината 5 [6, а ордината 0]. 4. Чему равна ордината [абсцисса] точки А(-1;-4) [M(-2;-3)]? 5. В левой или правой [верхней или нижней] части координатной плоскости находится точка Х(6;-3)[A(7;-4)]?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

Интегрированный урок +презентация по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

Задания для формирования УУД на уроках математики. 5 класс

Фрагмент урока, направленный на формирование УУД на уроке в 5 классе...

Формирование УУД на уроках математики 5 класс

Фрагмент урока по теме "Свойства умножения"...

Итоговый урок в 8 классе после изучения темы:

«Тепловые явления. Изменения агрегатных состояний вещества»...