Урок по теме "Деление с остатком"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Материал содержит конспект урока и презентацию к нему. Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_delenie_s_ostatkom.rar187.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока математики на тему "Деление с остатком "

5 класс

Цель  урока:    - ознакомить  с  конкретным  смыслом  деления  с  остатком;

                         - вывести  правило  нахождения  делимого  при  делении   с   остатком;

                         - совершенствовать  вычислительные  навыки;

                         - развивать  у  детей  уверенность  в  своих  силах,  память;

                         - воспитывать  любовь  к  животным,  скромность,  навыки

                           культуры сбережения собственного здоровья.

                   Тип  урока:       Урок изучения  и первичного  закрепления  новых знаний и  

                          способов  деятельности.

Оборудование:  компьютер,  индивидуальные  карточки.

Ход урока:Здравствуйте! Садитесь! Посмотрите, все ль  в  порядке

                                           Ручки,  книжки  и  тетрадки.

                                           Все  ль  готовы  вычитать,  и  делить  и  умножать?

                                           Все  готовы?

Тогда начнем урок, как всегда с устного счета.

Устный счет:

  1. Востановите цепочку(Слайд 1)
  2. Выполните деление: (Слайд 2)

30:5          50 : 10      

56: 7           48:6          

42 : 6           34:5

Последний пример с остатком.

- Как записать данный пример?    Запись  на  доске  учащимся   34 : 5= 6 (ост.4)

2. Сообщение  темы  и  цели  урока

- Как  вы  думаете, с чем  мы  сегодня  познакомимся  на  уроке?

Давайте сформулируем цели урока, продолжив фразу (Слайд )

Итак, сегодня на уроке мы с вами вспомним, как выполнять деление с остатком и будем упражняться при решении заданий, а также выведем  правило  нахождения  делимого  при  делении   с   остатком.

Расскажите, как выполняется деление с остатком?

- Не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

- Что, значит, разделить с остатком? Чтобы ответить на этот вопрос, решим задачу.

Задача. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

- Давайте рассуждать.

- Сколько конфет у бабушки? (23)

- Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4)

- Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.)

- Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.)

- Запишем решение. (Слайд )

Решение:

23 : 4=5 (ост 3)

- Как называется число, которое делят? (Делимым.)

- Что такое делитель? (Число, на которое делят.)

- Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное.)

- Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении (23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток.)

- Может  ли  остаток  быть  больше  делителя?  (нет)

- Если  остаток  равен  нулю?  (то делимое делится на делитель  без  остатка)

   т.е нацело.

- Как  найти  неизвестное  делимое?( Частное умножить на делитель)

- Как  найти  неизвестное  делимое  при  делении  с остатком?

Т.е. нужно  неполное частное  умножить  на  делитель  и к полученному  произведению  прибавить  остаток.

(верность  утверждения  подтвердить  чтение  правила  нахождения  делимого  при  делении  с остатком  в  тексте  учебника  на  стр. 81)

 Закрепление изученного материала

- Найдите делимое, если: Слайд

А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.
Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.
В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15.

Физминутка

Сейчас я буду называть вам выражение, если деление выполняется нацело, то вы хлопаете в ладоши над головой, если с остатком, то разводите руки в стороны

25:5, 38:4, 45:9, 32:8, 12:7, 26:3, 33:5, 18:2, 28:6, 24:4

 № 532,  заполнить  таблицу  на  доске  и  в  тетради

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

647

81

397

10

84

25

11

Тест

1

Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78?

1) 77        2) 78                          3) 79         4) 80

2

Найдите остаток от деления 255 на 16

1) 11        2) 15                          3) 16         4) 14

3

Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно.

1) 643 : 17 = 36 (ост. 18)        2) 798 : 29 = 27 (ост. 15)          3) 939 : 34 = 53 (ост. 14)          4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14)

4

Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью?

1) 23        2) 24                        3) 20         4) 21

5

При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7?

1) 11 и 6        2) 13 и 7                          3) 12 и 5        4) 14 и 4

  •  3 правильных ответов – оценка 3
  • правильных ответов – оценка 4
  • правильных ответов – оценка 5

Графический диктант_да, ^нет

№1. Результат деления называют частным.

№2. Остаток может быть равным делителю.

№3. Делить можно на любое число.

№4. Деление обладает переместительным свойством.

№5. Если делимое и делитель умножить на одно и то же число, то частное не изменится.

№6. При делении с остатком, остаток больше делителя.

№7. Чтобы проверить, верно ли выполнено деление с остатком, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток.

№8. Чтобы найти неизвестное делимое, надо частное разделить на делитель.

Проверка Слайд

1

2

3

4

5

6

7

8

да

нет

нет

нет

да

нет

да

нет

4-5 правильных ответов – оценка 3

6-7 правильных ответов – оценка 4

правильных ответов – оценка 5

№ 531 (Задачу решает у доски ученик.)

20 х 10 : 18 = 11 (ост 2)

Ответ: 11 деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок, 2 кг чугуна останется.

Рефлексия

Поднимите карточки со смайликами

Успешный для него урок – красный.

Еще нужно поработать – желтый.

Урок для него бесполезный – белый.

 Домашнее задание

1. п.13 стр.81

2. № 550(а,б),  № 552, № 555 (а,б), № 556 (а).

Если вы хотите участвовать в большой жизни,

то наполняйте свою голову математикой,

пока есть к тому возможность.

Она окажет вам потом огромную помощь

во всей вашей работе.

(М.И. Калинин)

Спасибо за урок!

1

Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78?

1) 77        2) 78                          3) 79         4) 80

2

Найдите остаток от деления 255 на 16

1) 11        2) 15                          3) 16         4) 14

3

Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно.

1) 643 : 17 = 36 (ост. 18)        2) 798 : 29 = 27 (ост. 15)          3) 939 : 34 = 53 (ост. 14)          4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14)

4

Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью?

1) 23        2) 24                        3) 20         4) 21

5

При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7?

1) 11 и 6        2) 13 и 7                          3) 12 и 5        4) 14 и 4

1

Какое из чисел может быть в остатке при делении на 78?

1) 77        2) 78                          3) 79         4) 80

2

Найдите остаток от деления 255 на 16

1) 11        2) 15                          3) 16         4) 14

3

Не выполняя вычислений, найдите пример, который решен верно.

1) 643 : 17 = 36 (ост. 18)        2) 798 : 29 = 27 (ост. 15)          3) 939 : 34 = 53 (ост. 14)          4) 23129 : 43 = 35 (ост. 14)

4

Группа туристов, состоящая из 85 человек, разместилась в четырёхместных купе. Сколько купе занято полностью?

1) 23        2) 24                        3) 20         4) 21

5

При делении числа а на 12 получили в частном 7 и в остатке 5. Чему будет равны частное и остаток при делении числа а на 7?

1) 11 и 6        2) 13 и 7                          3) 12 и 5        4) 14 и 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока математики в 5 классе «Умножение и деление натуральных чисел с остатком»

Цель урока: Обобщить знания на  умножение и деление натуральных чисел с остатком. Задачи: Выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности для формирования знаний, уме...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

Урок в 5 классе по теме "Деление с остатком"

Разработка урока по математике в 5 классе по теме "Деление с остатком", второй в теме....

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс

Открытый урок с использованием ИКТ по теме "Деление с остатком" 5 класс. План урока+презентация...

Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"

Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас....

конспект урока Деление с остатком (урок № 1)

конспект урока  математики а 5 классе на тему "Деление с остатком" (урок №1)...

Математика 6 класс. Деление с остатком. Когда может пригодиться деление с остатком.

Математические знания полученные в школе применимы в жизни. Примеры практических задач и их решение. О роли в жизни человека темы "Деление с остатком"Геометрия 8 класс....