Урок развития речи "Цветы - остатки рая на земле"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Губенко Светлана Михайловна

Повторяем тип речи рассуждение, работаем с тестом, обогащаем словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety_-_ostatki_raya_na_zemle.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи 6 класс

 «Цветы – остатки рая на Земле…».

Используемые технологии: урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», использованы элементы технологии сотрудничества в составе малых групп (работа в парах), ИКТ (использована презентация к уроку)

Цели урока: 1)  обобщение сведений о рассуждении как типе речи; продолжение работы по формированию умения строить систему доказательств и включать их в общую систему сочинения-рассуждения;

                      2)обогащение словарного запаса учащихся;

                      3) формирование орфографической зоркости и внимания;

                      4) развитие навыков коммуникативной и лингвистической компетенции.

Ход урока.

   I этап технологии РКМЧП.  

                 Вызов.

Слово учителя.

                                                              Всю жизнь цветы не оставляют нас

                                                              Красивые наследники природы-

                                                              Они заходят к нам в рассветный час,

                                                              В закатный час заботливо заходят…

                                                                                     С.Красиков.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

1)  Актуализация  имеющихся знаний.

Задание 1

  • Слово цветок – древнерусское. Подберите однокоренные слова к слову цветы.

Учитель читает значение слова, а дети пишут однокоренное  слова в столбик. Если не знают, оставляют строчку пустой.

Текст учителя

Запись учеников в тетради.

1. Корень слова «цветок»

1. цвет

2. Уменьшительно-ласкательное существительное от слова «цветок»

2. цветочек

3. Слово употреблялось в названии детской сказки в сочетании со словом «семицветик»

3. цветик

4. Клумба  мужского рода

4. цветник

5. Женщина, продающая молоко – молочница, а продающая цветы

5. цветочница

6. Существительное, обозначающее то же, что и глагол цвести

6 цветение

7. Сложное существительное, тот, кто выращивает цветы

7. цветовод

8. Платок с рисунком в крупный цветочек

8. цветастый

9. Магазин, торгующий цветами, народ называет этим прилагательным

9. цветочный

Проверка записанных слов.  СЛАЙД 2

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем.
  • Если все слова написаны правильно, поставьте 5 на полях тетради; если допущено1-2 ошибки, поставьте 4; если 3-4 ошибки, поставьте – 3 балла.

2) Мотивация к дальнейшей деятельности.

  • Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Можете ли вы догадаться и назвать мне тему нашего урока. (Дети предлагают варианты названий. Все они должны отражать тему цветов).
  • Записываем тему урока в пустой строке.

3) Активизация деятельности учащихся.

  • Цветов на земле огромное множество. Сколько из них знаете вы? Сейчас мы с вами подготовимся к орфографической дуэли: я покажу вам слайды с изображением цветов и с правильным написанием их названий. Ваша задача – запомнить, как выглядит цветок и как правильно написать его название. Для лучшего запоминания правописания мы будем проговаривать вслух слова.

Подготовка к орфографической дуэли.        СЛАЙДЫ 4-15

Георгины, гиацинт, гладиолус, мать-и-мачеха, нарцисс, тысячелистник, незабудка, васильки, хризантема, орхидея, медуница, Иван-чай.

Орфографическая дуэль. Словарная работа.   СЛАЙД 16 - 28

  • Теперь начинаем «дуэль». Вы увидите только изображение цветов. Вам нужно правильно написать их  названия.

СЛАЙД 29

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем. (Проверка по слайду на доске).

      За каждое правильное слово поставьте себе по одному баллу на полях тетради.

                                                 Физкультминутка

II этап технологии РКМЧП.

Осмысление.

1) Формулирование собственной позиции.

Работа с текстом.

Сколько разных цветов на земле! Белых, голубых, ж..лтых, красных и даже ч..рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд..вительным зап..хом, есть хризантемы, есть душистые ландыши – жители леса.

И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог..ньки.

 

  • А какие цветы любишь ты? Чем они тебя привлекают?

Напиши продолжение к данному тексту (2-3 предложения).

  • Прочитаем несколько вариантов получившихся сочинений.

  • Определите тип речи получившегося текста.

             2) Размышление.

  • Из каких основных частей состоит рассуждение?
  • Найдите в тексте сочинения тезис.
  • Найдите в тексте сочинения доказательство.
  • Найдите в тексте сочинения вывод.

3) Закрепление полученных знаний (контролирующее задание)        

                              Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

                                             Притча о цветке.

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

 Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

  За именем великих нужно разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

                                                                            (С.А.Лукьянов)

  1. Какова основная мысль текста?

А) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.

Б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.

В) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому.

Г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.

  1. Каков тип  речи текста?

А)  описание

Б)  рассуждение

В) повествование с элементами рассуждения

Г) повествование.

  1. Что собой представляет последнее предложение текста?

А) Тезис

Б) Вывод

В) Мораль

  1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

А) «Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного»

Б) «Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее»

В) «За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы»

5.   Какие средства выразительности использованы в тексте?

А) Эпитеты и гиперболы

Б) Метафора и эпитеты

В) Эпитеты, олицетворение, перифраза

Г) Инверсия, эпитеты

  • Проверка теста. За каждый правильный ответ поставьте себе по одному баллу.

III этап технологии РКМЧП.  

Рефлексия.

        

1. Ребята, давайте подведем итог нашей работы. Чем вы занимались на этом уроке и чему научились?

2.  Посчитаем результаты вашей работы:

- от 16 до 18 баллов – «4»

- от 19 до 21 баллов – «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"

Разработка урока развития речи по теме "Сочинение по картине Н. Овчинникова "Здравствуй, Земля!"...

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение - миниатюра "Астра- последняя улыбка осени". 2.урок-концерт "Суть и душа земли родной - её обычай , песня , слово..."

1.урок развития речи в 5 классе. Сочинение- миниатюра "Астра- последняя улыбка осени"2. заключительный урок по теме "Фольклор" в 5 классе (литература)...

Презентация "Цветы - остатки Рая на земле".

Эта презентация подготовлена мной с моими учениками для представления социально-значимого проекта, над которым работает наша гимназия. У каждого класса с 5 по 8 класс есть свой социально-значимый прое...

конспект урока Деление с остатком (урок № 1)

конспект урока  математики а 5 классе на тему "Деление с остатком" (урок №1)...

План обобщающего урока «Развитие жизни на земле»

План  обобщающего урока «Развитие жизни на земле»...

Урок развития речи по русскому языку в 5, 6 классах "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!"

Конспект урок по развитию речи в 5, 6 классах ЗПР по теме "Родная земля - наш дом, наведем порядок в нем!". Цель: подготовить учащихся к сочинению на тему «Родная земля – на...

Технологическая карта урока развития речи по литературе «Самый лучший город на земле» в 5 классе

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны. Воспитание зрелой гармоничной личности ...