Разработка открытого урока по алгебре для 7 класса на тему "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Монгуш Чимис Сергеевна

1.Ф.И.О.:Монгуш Чимис Сергеевна 2.Образование: высшее 3.Педагогический стаж: 5 года 4.Должность: учитель математики 5.Место работы: МБОУ "СОШ №2" с.Мугур-Аксы Цели урока по содержанию: 1. Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять их, определить степень усвоения материала, знать формулы сокращенного умножения. 2. Развивающая: уметь применять формулы сокращенного умножения на практике, развивать вычислительные навыки, логическое мышление. 3. Воспитательная: стимулировать развитие интереса к данной теме и к дисциплине в целом; воспитание ответственности, аккуратности при выполнении различных заданий, настойчивости при достижении цели. Задачи урока: -создать положительную психологическую атмосферу для максимального раскрытия их способностей в игре; -развивать умение формулировать и высказывать свои мысли, применять знания на практике; - содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности. -развивать познавательные процессы, память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Форма урока: игра – путешествие. Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Методы: словесный, поисковый, учебное сотрудничество, (учебные ситуации-проблемы: постановка реальной проблемы, которая требует решения), учебные задачи, рефлексия. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал. Технология: игровые; здоровьесберегающие и ИКТ. Цель работы учащихся на уроке: обобщить знания по разделу «Формулы сокращенного умножения». Особенностью данного урока, его отличием от стандартного является форма проведения –урок-путешествие. Использование ИКТ позволяет повысить уровень наглядности, расширить кругозор детей. Мультимедийная презентация наиболее полно отвечает интересам и запросам обучающихся. Урок актуальный, так как каждое задание требовало от обучающихся активной мыслительной деятельности,рассуждений, объяснений и доказательств. Анимационные эффекты в презентации, музыкальная физкультурная минутка создают благоприятный эмоциональный настрой, способствующий раскрытию творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

с.Мугур-Аксы Монгун-Тайгинский район

Конкурс «Учитель года-2014»

Открытый урок по теме:

«Формулы сокращенного умножения».

7 класс.

 

Донгак Чимис Сергеевна,

        учитель математики.

с. Мугур-Аксы, 2014г.

Тема урока: «Формулы сокращенного умножения».

(Урок обобщения и систематизации знаний.)

Цели по содержанию: 
1. Образовательная: систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять их, определить степень усвоения материала, знать формулы сокращенного умножения.
2. Развивающая: уметь применять формулы сокращенного умножения на практике, развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
3. Воспитательная: стимулировать развитие интереса к данной теме и к дисциплине в целом; воспитание ответственности, аккуратности при выполнении различных заданий, настойчивости при достижении цели,

Задачи урока:

-создать положительную психологическую атмосферу для максимального раскрытия их способностей в игре;

-развивать умение формулировать и высказывать свои мысли, применять знания на практике;

-развивать познавательные процессы, память, внимание, наблюдательность, сообразительность.

Форма урока: игра – путешествие.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.  

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал, доска, мел.

Продолжительность: 30 минут

План урока:

  1. Организационный момент – 5 минут

Задачи: сообщить учащимся тему, цель и план урока.

  1. Актуализация опорных знаний – 5 минут

Задачи: повторить необходимые теоретические знания для решения задач.

  1. Обобщение и закрепление пройденного материала – 15 минут

Задачи: закрепить умение использовать формулы сокращенного умножения для            решения различных задач.

  1. Подведение итогов урока (рефлексия) – 4 минуты

Задачи: сообщить учащимся об оценках.

  1. Домашнее задание – 1 минута

Задачи: инструктаж по домашнему заданию.

План-схема маршрута путешествия показать на слайде.

Работа с учебником

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы, цели урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок-урок-путешествие. (Девиз нашего урока: «У математиков существует свой язык-это формулы». С.В.Ковалевская.)

Кто-нибудь из вас, прочитайте девиз нашего урока. Итак, какую тему будем обобщать? Перед вами появилось ключевое слово –формулы.  Какой большой раздел изучаем? С помощью этих формул мы сокращаем большие уравнения. Я надеюсь, что вы догадались, о чем пойдет речь. (Формулы сокращенного умножения). Молодцы! Вас всех приглашаю принять участие в путешествии с двумя станциями: «Кроссвордная» и «Неизвестная».

- Пришла пора ознакомиться с целью нашего урока (Вы закончили раздел «Формулы сокращенного умножения». Итак, что мы делаем после изучения большой темы?

1. Что вы знаете по теме ФСУ?

2.Что хотели бы на этом уроке показать?

3. Какую цель каждый из вас ставит на урок, по теме?

-Сформулируйте пожалуйста, цель урока. (Сегодня мы закрепим изученный материал по теме формулы сокращенного умножения, сегодня мы покажем свои знания). Итак, наша цель-закрепить изученный материал по теме ФСУ.

 -В процессе путешествия вы должны: закрепить пройденный материал, показать уровень усвоения темы, проконтролировать и оценить свои знания. А сейчас откроем тетрадь, запишем дату – 18 марта, и тему для обобщения «Формулы сокращенного умножения». И мы отправляемся в   путешествие, чтобы увидеть какая удивительная сила заключается в формулах сокращенного умножения.

  1. Актуализация опорных знаний. 

-Для начала давайте вспомним, какие формулы сокращенного умножения мы изучали? (Квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, куб суммы, куб разности).

-Как любому путешественнику, нам необходимо собрать рюкзак в дорогу. Но рюкзак не с кружкой и ложкой, а с математическими формулами, которые нам понадобятся в путешествии. (На доске из бумаги формулы сокращенного умножения. По одному участнику выходят к доске и магнитами прикрепляют соответствующие левые и правые части формул).

На доске записаны формулы, ваша задача- установить их соответствия. Формулы обязательно следует «проговорить».

Прошу желающих поднять руки. Пож-та, орлан к доске.

-Алена, расскажи алгоритм вычисления квадрата суммы. (Сначала квадрат суммы двух выражений представим в виде произведения а+в и а+в, и выполним умножение. Чтобы умножить многочлен на многочлен, надо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить. Решение: (а+в)2=(а+в)·(а+в)=а·а+а·в+а·в+в·в2+2ав+в2).

Формулы сокращенного умножения:

(a+b)2=

a2+2ab+b2

КВАДРАТ СУММЫ

(a-b)2=

a2 -2ab+b2 

КВАДРАТ РАЗНОСТИ

a2-b2=

(a-b)(a+b)

РАЗНОСТЬ КВАДРАТОВ

(a + b)³ =

a³ + 3a²b + 3ab² + b³

КУБ СУММЫ

(a – b)³ =

a³ – 3a²b + 3ab² – b³  

КУБ РАЗНОСТИ

А теперь мы прочитаем правила формул – куба суммы и куба разности по учебнику. Откроем  страницу____ую.

-Трое ребят сумели правильно вычислить формулу сокращенного умножения Молодцы! Но прежде, чем отправиться в путь, нам нужно купить билет и знать в каком автомобиле мы поедем. Цены на билет соответствуют качеству

автотранспорта: чем лучше автотранспорт, тем дороже билет. Посмотрите на цены билетов.

УАЗ Патриот – 3 балла

УАЗ автобус – 2 балла

ПАЗ КАвЗ – 0 и 1 балл

Послушайте пожалуйста, условие выполнения теста: Кто получит 3 балла, поедет в самом лучшем автомобиле – Патриот, а 2 балла –в микроавтобусе, остальные-в большом автобусе.

-Итак, ребята, перед вами задание.

Задание: Найдите верные ответы

Тест

Тест

Вариант I

Тест

Вариант II

  1. (x+y) 2=

А. x2+xy+2y2      Б. x2+2xy+y2

В. x2-xy+2y2       Г. x2-2xy+y2

1. (a+b) 2=

А. a2+ab+b2           Б. a2+2ab+b2

В. 2x2+y2+4xy           Г. 4x2+y2

2. (a-1) 2=

А. a2-2a+1          Б. a2-a+2

В. a2+2a+1          Г. a2+a+2

2. (x-1) 2=

А. x2-x+2           Б. x2-2x+4

В. x2-2x+1           Г. x2-4x+2

3. (x-3y)·(x+3y)=

А. x2-3y2               Б. x2-6y2

В. x2-9y2             Г. x2+6y2

3. (x-7y)(x+7y)=

А. x2-7y2                      Б. x2-49y

В. x2-49y2                  Г. x2+49y2

-А теперь, ребята, обменяйтесь тетрадями и оцените друг друга. (Обучающие оценивают работы своих соседей по парте. Правильные ответы высвечиваются на экране). Итак, поднимите руки, кто получил 3 балла (3 учащихся поедут в легковом автомобиле патриот), у кого по 2 балла (10 человек поедут в микроавтобусе), а остальные поедут в большом длинном автобусе.

-И решив данные задания, вы получаете билет, где будете записывать свои полученные баллы.  И первое ваше впечатление от начала урока, нарисуйте смайлик, которая соответствует вашему настроению вначале урока.

Ф. И.                                                                                  класс

Настроение в начале урока

 G:\с компа\1000px-Smiley.svg_.png

Настроение в конце урока

G:\с компа\1000px-Smiley.svg_.png

Вид задания

Максимальный балл

Полученный балл

1.

Автомобили

3 балла

2.

ст. «Кроссвордная»

5 баллов

3.

Ст. «Неизвестная»

3 балла

Оценка за урок:

-А сейчас проверим по критерию.

-Ну что ж, рюкзак собран, билеты куплены, автомобили отправляются в путь, перед нами маршрут нашего путешествия. Мы будем останавливаться на двух станциях.  

На каждой из которых вас ждут интересные, где-то даже загадочные задания. Будьте внимательны. В добрый путь!

  1. Обобщение и закрепление пройденного материала.

-И вот впереди видна 1 станция: «кроссвордная». На этой станции поезд долго не стоит, поэтому будьте внимательны.

 Станция 1 “кроссвордная”. Ваша цель на этой станции-разгадать кроссворд. Как только разгадаем, появится настоящее название города Чадан.

Разгадайте кроссворд.

1.

2.

 

3.

4.

5.

1. Выражение, представляющее собой сумму одночленов.

2. Равенство, верное при любых значениях переменных.

3. Слагаемые, имеющие одну и ту же буквенную часть

4. Функция вида у=ах+в

 5. Равенство, содержащее переменную.

Ответы:

  1. Многочлен
  2. Тождество
  3. Подобные
  4. Линейная
  5. Уравнение

(Учащиеся отгадывают кроссворд и, обмениваясь, проверяют друг друга, ответы высвечиваются на экране). Результат записывают в билет по количеству правильных ответов.

____,____,_____, поставьте себе на билетах по 5 баллов. А остальным придется поставить 0 балл. Как называется город? Прочитаем.

          -Вот и первая станция позади. Наверное, пришла пора разминаться? Давайте немного отдохнем. (Физкультминутка). Все встали. Повторяем движения животных. Спасибо всем, садитесь.

-Едем дальше, на пути вторая станция «Неизвестная». На этой станции проверим знания в форме игры. Будем играть в математическое лото. Если мы верно выполним задания математического лото, перед нами появится название города второй станции.

Условие игры прочитает _____________.

Условия игры следующие: на слайде  № _ даны задания и ответы. Наш первый шаг: замените символы * (звездочки) такими одночленами, чтобы выполнялось равенство). Второй шаг: найти на листочках верные ответы. Найдя верный ответ, вы должны закрыть соответствующие клетки.  

Станция «Неизвестная»

4

2bc

100

2

Ответ проверяем со слайда. (Правильные ответы высвечиваются на экране). Молодцы! На этой станции все отлично поработали. _________прочитай, пожалуйста название города. Какой юбилей будет отмечать наш Кызыл? (В сентябре 2014 году отмечает столетний юбилей).

Кроме уроков математики, на каких предметах сталкиваемся с формулами? Перед тем, как отправиться домой, решим задачу на вычисление расстояния нашего маршрута Мугур-Аксы – Кызыл. Даны скорость 60 км/час и время 8 часов. А как найти расстояние? И расстояние из Мугур-Аксы до Кызыла равно 480 (четыремстам восьимдесяти  киллометрам). Хотя мы живем далеко от столицы нашей Республики, мы любим свою малую родину. У нее уникальная природа, она привлекает своей красотой даже иностранных туристов.

Кто знает, как расшифровать сложносокращенные слова УАЗ, ПАЗ, КАвЗ? (Это Ульяновский автомобильный завод, Павловский автобусный завод, Курганский автобусный завод). И в русском языке можем встретить сокращения сложных слов, где берутся только первые буквы длинных слов.

Итог урока.

-Это была последняя остановка в нашем путешествии. Запишем домашнее задание: п.43. № 365, 368, 369

-А теперь ребята машины отправляются обратно домой, и мы подведем итог нашего путешествия. Прошу каждого подсчитать количество набранных баллов и в соответствии с критерием оценок, выставить оценку за урок:

(на экране) от 9 – 11 баллов – оценка «5»

                    от 6 – 8 баллов – оценка «4»

                    до 6 балла – оценка «3»

Рефлексия.

Пришло время делать итоги урока. Для этого вы должны нарисовать тот смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока и выбрать фразу из слайда и закончить своими словами.

Учащиеся по очереди продолжают предложение, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал(а)…(5 формул сокращенного умножения)

Было интересно…(путешествовать)

Теперь я могу…(решать задачи с помощью формул сокращенного умножения)

Было трудно… (составить алгоритм формул)

        -Благодарю вас за сотрудничество. Успехов вам в учебе. Урок окончен. Свободны. До свидания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – Турнир знаний. Алгебра 7 класс Тема: «Формулы сокращенного умножения»

В рамках недели математики, проводимой в нашей школе, для учеников 7  классов был предложен урок - Турнир Знаний, по теме «Формулы сокращенного умножения».      ...

Разработка открытого урока по алгебре в 11 классе

Исследование функции с помощью производной и построение графика...

Дидактика. Алгебра 7 класс. Тема: "Формулы сокращенного умножения"

Разноуровневая карточка по алгебре 7 класс по теме: "Формулы сокращенного умножения"...

Разработка открытого урока по алгебре, 8 класс, по теме "Функция у=к/х, её свойства и график.

Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний. в 8классе по теме "Функция у=к/х, её свойства и график"....

Разработка открытого урока математики в 5 классе по теме «Умножение десятичной дроби на натуральное число».

Тема урока«Умножение десятичных дробей на натуральные числа»Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельностиЦель урока:Изучить на у...