Урок математики в 6 классе "Нахождение дроби от числа"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Конспект и презентация урока математики в 6 классе по теме "Нахождение дроби от числа " ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА        Нахождение дроби от числа

1.ФИО (полностью)                        Ширшова Наталья Владимировна

2.Место работы                              МОУ «СОШ № 5 г. Вольска Саратовской области»

3.Должность                                   учитель математики

4.Предмет                                        математика

5.Класс                                              6

6.Тема и номер урока в теме:        Нахождение части от числа (первый урок).

7. Базовый учебник                          Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.Математика. Учебник для 6 класса

                                                            общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин и др.- 16 –е изд., перераб.- М.: Мнемозина. 2011    

     

8.Тип урока:                                       усвоение новых знаний   

 9.Цель урока :                                  создать условие для осознания и осмысления блока новой  информации

10.Задачи урока:

Предметный результат:             обеспечить усвоение правила нахождения дроби от  числа и  освоения приемов вычисления дроби от числа  

   

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:    понимать смысл поставленной задачи; проявлять интерес к практическим ситуациям; эмоционально воспринимать атмосферу урока

  Регулятивные универсальные учебные действия:   формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности, осознавать цель деятельности.    

Познавательные универсальные учебные действия:    перенести имеющиеся знания в новую ситуацию. Формировать умение анализировать, выдвигать предположения, обобщать и делать выводы, искать другие варианты решения.

 Коммуникативные универсальные учебные действия: использовать в общении правила вежливости; уметь выражать свои мысли, работать в группе.

 11Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

12.Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная,

13.Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием) электронная презентация, выполненная в программе Power Point

14.Структура и ход  урока.

                                                                      Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организацион-ный этап

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;

2

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

4-5

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

5-6

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Делают выводы по нахождению дроби от числа

10-13

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний , которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Направляет работу учащихся.

Самостоятельно решают задачи.  Отвечают на вопрос. Осуществляют проверку по образцу

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

6

Закрепление новых знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Создает условия для осознания своей роли в достижении успеха Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении творческого задания.

Учащиеся выполняют в парах самостоятельную работу и  творческое задание  Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку.

10-13

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в пары;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Профессионалное   самоопределение,

смыслообразование

7

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы

 Отвечают на поставленные вопросы.

2-3

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает дозированное домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

Нравственно -этическая  ориентация

9.

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением

вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

1-2

Оценка своей деятельности и других людей

Смыслообразование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!

 Сегодня мы мысленно отправляемся на прогулку в осенний лес. Соберем букет осенних листьев для украшения класса.

(Слайд 2)

«Унылая пора, очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…»

Так писал об осени А.С.Пушкин.

Настрой на работу


II . Актуализация знаний.

Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать.  Прислушайтесь, как падают листья. Листопад.

1.Считаем устно (слайды 3,4,5,6).

2. Представьте  обыкновенные дроби

 в виде десятичной  дроби и процентов

3.  Сосчитайте треугольники

4. Федя стал перемножать смешанные числа « по аналогии» со сложением – отдельно перемножать их целые и дробные части.

Приведите  контрпример,  опровергающий такое «правило»

1 Учащиеся считают устно:

1/3 • 3/4 = 1/4;    1/4 • 4/5 =1/5;    1/5 • 2 ½ =1/2 ;    1/2 •12 =6;

 0,5 + 3,16 =3,66;      3,66 : 0,6 =6,1;        (2/5)² = 4/25

2  1/2 = 50% = 0,5;   1/4 = 25% = 0,25;     3/4 = 75% = 0,75

    1/5 = 20% = 0,2;   1/10 = 10% =0,1

3. Ответ: 8                                            

                                           

   

  

4.Приводят примеры правильного умножения смешанных дробей

   •  =  

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей.

Вы знаете, чтобы хорошо освоить математику, надо решать много задач. Сегодня  мы будем решать уже знакомые задачи, но новым способом.

 Наша прогулка по осеннему лесу продолжается.

(Слайд 4)

В сентябре 30 дней. Из них  2/5 части этих дней были дождливыми. Сколько дождливых дней было в сентябре?

Как мы решали такую задачу в 5 классе?

Посмотрите, как можно решить задачу другим способом.

Всего - 30 д.

Дождливые  - ? д.,  2/5 от  

30 ∙ =  30 ∙ 2   =  12  (д.)            Ответ: 12 дней

                  5

Мы нашли дробь от числа. Каким действием  нашли дробь от числа?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова цель нашего урока?  (слайд 8)

Сформулируйте правило нахождения дроби от числа

Прочитайте это правило в учебнике на стр.79

   

Слушают рассказ учителя.

 

Предлагают способы перевода практической ситуации на математический язык

30 : 5 ∙ 2 = 12 ( дней)

Умножением

Цель урока: научиться решать задачи на нахождение дроби от числа 

Формулируют правило.

Читают в учебнике.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1.  В лесу мы набрали полную корзину грибов

(Слайд  9 )

Задача.

Из всех грибов, которые мы собрали,  2/3 оказались съедобными. Среди них 1/6 часть – подосиновики. Какая часть всех грибов были подосиновики?  

(Проверка решения)

2. № 468 (а, г, ж, к)    (у доски и в тетрадях)

- Что надо сделать?

- Как найти дробь от числа?

к) – Что надо сделать с процентами ?

3. На дереве мы увидели белку. А вы знаете, что белки сушат грибы на ветках деревьев?  А еще они заготавливают на зиму семена шишек.  (Слайд 11)

Задача. (Слайд 12)

Весит белка 400 г, а вес кедровой шишки составляет 0,35 веса белки.

 На сколько грамм белка тяжелее кедровой шишки?

(Проверка)

Нелегко приходится белке, чтобы удержать тяжелую шишку в лапках

 

Чтобы найти дробь от числа, надо  число умножить на эту дробь

1/6  ∙ 2/3 = 1∙ 2  =  1 (ч.)

                   6∙ 3      9

Ответ:  подосиновиков 1/9 часть

Решение: а) 3/4∙ 12 =  3∙ 12  = 9 ;     г) 5/8 ∙ 4/25 =  5  ∙ 4    = 1  =0,1

                                        4                                           8 ∙  25    10

Переведем проценты в десятичную дробь

к) 35%=0,35;     0,35∙12,6 =4,41

Белка – 400 г

Шишка - ? г , 0,35 от

На сколько г белка тяжелее?  

                                                                                 

Решение.  Чтобы найти дробь от числа, надо эту дробь умножить на число.

1)400 ∙ 0,35 = 140 (г ) – весит шишка;

2) 400 – 140 = 260 (г ) – разница в весе

Ответ: на 260 грамм.

V. Физкультминутка  (слайд 13)

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Ветер тихо клен качает

Вправо наклоняет, влево наклоняет (3 раза)

Раз наклон, два наклон,

Зашелестел листвою он.

Закройте глаза,  сильно зажмурьте их, откройте глаза, быстро поморгайте.   Посмотрите прямо, затем в левый верхний угол, в правый  верхний угол

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VI. Закрепление новых заний .

Кажется, начинается дождь. (Слайд 14)

Самостоятельная работа в парах.

Возьмите «капельки», на которых написан текст 2-х задач, решите задачи по алгоритму. (Слайд 15)

  1. Прочитайте задачу.
  2. Определите, к какому типу относится эта задача.
  3. Расскажи своему товарищу правило нахождения дроби от числа.
  4. Запиши самостоятельно решение задачи.
  5. Если нужна помощь, спросите у учителя.
  6. Сверьте свои решения.
  7. Исправьте ошибки
  8. Если не пришли к общему мнению, зовите на помощь учителя.

Консультирует, направляет работу учащихся. Помогает в оформлении.    ( Слайд 16)                                                                                              

Задача 1.  Осенью птицы улетают в теплые края. В Саратовской области насчитывается 450 тыс. гусей. 45% составляют белолобые гуси, а остальные серые. Сколько  тысяч серых гусей улетают на юг?   (Проверка)

(Слайд 17)

Задача 2. Для гербария в осеннем лесу мы собрали 56 листьев. Кленовые составляют 25% от всех листьев, а дубовые   - 20% от остальных.  Сколько дубовых листьев оказалось в нашем осеннем букете?    (Проверка)  

- Как удобнее умножить 36 на 0,75 ?                                                                                                                  

Решают самостоятельно задачи в тетрадях по вариантам. Обмениваются тетрадями и проверяют решение.

Задача 1.

Решение. 

Всего – 450 тыс. г.

Белолобые - ? г., 42% от

Серые - ? г.

Решение.      42%  = 0,42

1). 450 ∙ 0,42 = 189 (тыс. г.) -  белолобые

2). 450 – 189 = 261 (тыс. г.) – серые

Ответ: 261 тыс. серых  гусей.

Задача 2.

Решение.

1). 60 ∙ 0,4 = 24 (л.) – кленовые;

2). 60 – 24 = 36 (л.) – остаток;

3). 36 ∙ 0,75 = 27 (л.) – дубовые

Ответ: 27 дубовых листьев

Можно  0,75 заменить обыкновенной дробью  ¾ . Тогда

36  *  ¾  = 27

Творческое задание.  

Придумать и записать на осенних  листьях, которые лежат у вас на столе,  текст задачи по теме  «нахождение дроби от числа».

Выступает тьютором для учащихся при выполнении творческого задания.

В парах выполняют творческое задание по составлению  текста задач.

Читают свои  задачи.  Составляют из осенних листьев  букет.

VII. Подведение итогов урока.     (Слайд18)

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

 - К какому выводу пришли?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наша прогулка по осеннему лесу подошла к концу.

Выставление отметок.

Отвечают на поставленные вопросы. Повторяют правило нахождения дроби от числа

 VII. Информация о домашнем задании

 № 523, 524  стр. 84

задание из РТ № 2 п. 14

VIII. Рефлексия. (Cлайд 19)

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

Оценивают свою работу и работу одноклассников и свое настроение в конце урока.



Подписи к слайдам:








30 * = 12 (д.)


Ответ : 12 дней
1/3 *3/4 ; 1/4 *4/5; 1/5*2 ½ ; ½ * 12; 6- 5,5; 0,5 +3,16; 3,66: 0,6 ; (2/5)2
В сентябре 30 дней. Из них

части
этих

дней
были
дождливыми
. Сколько дождливых дней было в сентябре?
Всего - 30 д.
Дождливые -? д. от

30 : 5 ∙ 2 = 12 (д.)

Весит белка 400 г, а вес кедровой шишки составляет 0,35 веса белки. На сколько грамм белка тяжелее кедровой шишки?

400 г




0,35 от









Для гербария в лесу мы собрали букет из 60 листьев. Кленовые составляют 40% от всех листьев, а дубовые - 75% от остальных. Сколько дубовых листьев оказалось в нашем осеннем букете?


60

остатка
остатка

40%

от


75%

от
Решение:
1). 60 * 0,4 = 24 (л.) – кленовые;
2). 60 – 24 = 36 (л.) – остаток;
3). 36 * 0,75 = 27 (л.) – дубовые
Ответ: 27 дубовых листьев
«Унылая пора, Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…»
А.С.Пушкин.
Федя стал перемножать смешанные числа
« по аналогии» со сложением – отдельно перемножать их целые и дробные части.

Приведите
контрпример
, опровергающий такое «правило»
пп
ПРАВ
КРИВЕЛО !
*

=

На дереве мы увидели белку. А вы знаете, что белки сушат грибы на ветках деревьев. А еще они заготавливают на зиму семена шишек
На дереве мы увидели белку. А вы знаете, что белки сушат грибы на ветках деревьев. А еще они заготавливают на зиму семена шишек.

Осенью птицы улетают в теплые края. В Саратовской области насчитывается 450 тыс. гусей. 42% составляют белолобые гуси, а остальные серые. Сколько тысяч серых гусей улетают на юг?
Всего – 450 тыс. г.
Белолобые - ? г., 42% от
Серые - ? г.
Решение. 42% = 0,42
1). 450 * 0,42 = 189 (тыс. г.) - белолобые
2). 450 – 189 = 261 (тыс. г.) – серые
Ответ: 261 тыс. серых гусей.
 


Нахождение дроби
от числа
Прогулка по осеннему лесу



МОУ «СОШ № 5




г
.
Вольска Саратовской обл.»

Ширшова
Наталья
Владимировна



1/3 *3/4 ; 1/4 *4/5; 1/5*2 ½ ; ½ * 12; 6- 5,5; 0,5 +3,16; 3,66: 0,6 ; (2/5)2


Самостоятельная работа в парах





Возьмите «капельки» ,
Решите задачи по алгоритму
1. Прочитайте задачу.
2. Определите, к какому типу относится эта задача.
3. Расскажи своему товарищу правило нахождения дроби от числа.
4. Запиши самостоятельно решение задачи.
5. Если нужна помощь, спросите у учителя.
6. Сверьте свои решения.
7. Исправьте ошибки
8. Если не пришли к общему мнению, зовите на помощь учителя
домашнее задание № 523, 524 стр. 84
РТ №2 п.14


-Кто работал на уроке лучше всех?
-Кому еще надо стараться?
-С каким настроением вы уйдете с урока
Сколько получилось
треугольников?
Из всех грибов, которые мы собрали, оказались съедобными. Среди них часть – подосиновики. Какая часть всех грибов были подосиновики?
Решение:

*


=
(ч.)
Ответ: подосиновиков часть


= 50% = 0,5

1/3 *3/4 ; 1/4 *4/5; 1/5*2 ½ ; ½ * 12; 6- 5,5; 0,5 +3,16; 3,66: 0,6 ; (2/5)2
В лесу мы набрали полную корзину грибов
- Какую задачу мы ставили на уроке?

- Удалось решить нам поставленную задачу?

- К какому выводу пришли?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще нужно поработать?


Наша прогулка по осеннему лесу подошла
к концу

-
2




2

-



Цель урока:
научиться решать задачи
на нахождение дроби от числа

Тема:
«Нахождение дроби от числа»
Зарядка для глаз

Ветер тихо клен качает
Вправо наклоняет, влево наклоняет (3 раза)
Раз наклон, два наклон
Зашелестел листвою он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 6 классе "Нахождение числа по его дроби".

"Нахождение числа по его дроби"урок обобщения систематизации знаний.Цели:формировать навык нахождения дроби от числа;развивать умения находить число по его дроби, решать текстовые задачи;работать само...

Технологическая карта урока математики в 6 классе "Нахождение числа по заданному значению его дроби"

Конспект урока выстроен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Может быть проведён в классе, использующем любые УМК. Оборудование урока: учебник, мультимедийный компьютер, проектор, ...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Открытый урок математики в 6 классе "Нахождение числа по его дроби"

Цели урока:  формирование умений моделировать решение задачи, преобразовывать модели и схемы при решении задач на нахождение числа по его дроби....