методическая разработка урока математики в 6 классе "Две основные задачи на дроби".
методическая разработка по алгебре (6 класс) на тему

Фаткуллина Аниса Ринатовна

Материал содержит подробный конспект урока по теме. Прилагается презентация. В ход урока включена инженерная культура.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Перми.

Методическая разработка урока усвоения нового знания по математике

для 6 класса.

Тема урока: «Две основные задачи на дроби».

Учитель математики первой квалификационной категории

Фаткуллина А.Р.

2014год

Тема урока: «Две основные задачи на дроби».

Тип урока:  урок усвоения нового знания.

Цель: *  Создание условий для освоения учащимися  алгоритмов решения двух основных задач на  

                дроби.

* Включение в ход урока элементов инженерной культуры.

Задачи: 

                   1. Актуализация знаний по темам: *Нахождение части от числа.

                                                                               *Нахождение числа по его части.

                                                                               *Арифметические действия с обыкновенными дробями.

                  2. Открытие правила нахождения дроби от числа и правила нахождения числа по его дроби.

                  3. Составление учащимися алгоритма решения двух основных задач на дроби.

                  4. Первичная отработка алгоритма решения двух основных задач на дроби.

                  5. Внедрение в деятельность учащихся различных видов деятельности.

                  6. Развитие у учащихся навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:   мультимедийный проектор; наглядные  плакаты;   раздаточный дидактический материал.

Структура урока:

  1. Орг. момент, настрой учащихся на работу, приветствие гостей.
  2.  Актуализация необходимых знаний,  устный счет «Автомобильный парк»,  беседа об инженерах
  3. Представление эпиграфа.
  4.  Актуализация необходимых знаний, математический диктант, постановка проблемы, формулирование темы урока.
  5. Целеполагагие.
  6. Конструирование нового правила на основе изученного ранее, работа в парах.
  7. Составление алгоритма решения двух основных задач на дроби.
  8. Физминутка.
  9. Первичное применение алгоритма при решении задач.
  10. Первичное закрепление решения задач на дроби.
  11. Рефлексия. Подача дом. задания

ХОД  УРОКА.

  1. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их, пожалуйста.  

Эмоциональный настрой нашей совместной  работы. Добро пожаловать на урок математики.   (Слайд 1).

                                     

  1. Устный счет «Автомобильный парк».   Прошу вас открыть тетради и записать сегодняшнее число и оставитьместо для того, чтобы мы с вами позже записали тему нашего урока. Обратите внимание на слайд. Прошу вас устно упростить выражения и записать полученные ответы в тетрадь. Индивидуальная работа.  (Слайд № 2).

1.                                 1;                                         5. ;                    

2.;                             0;                                         6. ;                           ;

3.  ;                               ;                                      7. :                  нет ответа.

4. ;                             ;

Ну что, ребята, справились с заданием. Хорошо. Теперь мы с вами будем отправлять в путешествие автомобили. Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Проверьте себя самостоятельно, и если мы с вами все задания выполнили правильно, то поехали! (Слайд 3).  (На слайде открываются буквы).

Прошу вас составить слово из данных букв.

     Получилось слово «инженер».

(Наша школа вошла в проект инженерная школа, поэтому беседа об инженерах и достижениях инженерной мысли в данный момент урока будет актуальна).

3. Ребята, скажите, кто такой инженер и какое отношение эта профессия имеет к нашей школе? (дети отвечают). Хорошо, ребята, вы правы. Поэтому хочу предложить вам эпиграф сегодняшнего урока:

« То, что сегодня наука, завтра-техника»  (Э. Геллер).  (Слайд 4).

C:\Users\Marina\Desktop\dv1961037.jpg.

Это слова советского актера и режиссера отражают связь математике с великими инженерными открытиями и достижениями. Вот и мы с вами сегодня займемся математикой. В добрый путь!                                                                                                                                                                 

                                                                                                                   

4.   Следующее задание – математический диктант. Давайте вспомним, что такое математический диктант.  (Учащиеся отвечают). Для выполнения нужно приготовиться записывать  ответы  задач в тетради.  (Учитель диктует задания, учащиеся записывают ответы в тетради). Фронтальная работа.

   1. В классе 24 человека;  составляют девочки. Сколько девочек в классе?       (15).

   2. У Никиты осталось 120 рублей, потому что он потратил половину всех денег. Сколько денег дал ему папа?      (240).

   3) На день рождения Артему купили 30 конфет для его одноклассников. Но  часть конфет он съел по дороге в школу. Сколько конфет принес Артем в школу?                 (27).

   4) Дорогу в школу занимает у Яны 20 минут;   времени она идет по асфальту. Сколько времени Яна идет по асфальту?               (15).

   5) В морозный день в школу пришло 3 человека, что составляет   часть всего класса. Сколько человек в классе?     (27).

   6) На платок потратили  от куска ткани. Сколько израсходовали на платок, если ткани было  м?    ().

Давайте проверим, что у нас с вами получилось, поменяйтесь тетрадями и проврете своего соседа.     (Слайд 5).  (Учащиеся осуществляют взаимопроверку, можно попросит оценить работы и поставить хорошие оценки).  Скажите, пожалуйста, ребята, все вы смогли решить или нет?   (Учащиеся на данном этапе еще не умеют решать задачи на дроби и части, поэтому последнее задание у них должно вызвать затруднение). Как вы думаете, почему?  (Учащиеся высказывают мнения. В итоге все вместе должны прийти к выводу, что нужны новые знания о задачах на дроби). У нас с вами возникла проблема. Мы будем стараться её решить на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока: «Две основные задачи на дроби».  (Слайд 6) .

5. Давайте подумаем, почему возникли затруднения? Как мы сможем их решить? ( Учащиеся самостоятельно формулируют цели и задачи, составляют план действий).  

  Хорошо, Давайте зафиксируем на доске наши задачи: 1) научиться решать новые задачи на дроби, составить алгоритм решения;          

                                                                                                      2) применить полученные знания на примерах. (Учитель кратко записывает задачи на доске).

6.  Предлагаю вам поработать в парах. Обратите внимание на слайд. Прошу вас в парах обсудить и решить данные задачи. Решение запишите в тетрадь.  (Слайд 7). Попробуйте решить каждую задачу двумя способами. Кому требуется помощь, можно консультироваться со мной, можно с консультантами (выбирают консультантов).

  • В рукописи 50 страниц. За день машинистка перепечатала рукописи. Сколько страниц перепечатала машинистка?
  • За день машинистка перепечатала 20 страниц, что составило      всей рукописи. Сколько страниц в рукописи?  

(Учащиеся решают задачи, решение записывают в тетрадях). Проверяем решение внимание на слайд.

(Слайд 8).

Чем отличаются эти задачи? Правильно. В первой задаче известно целое количество, а найти нужно часть от целого количества, т. е. найти дробь от числа. Во второй задаче наоборот, известно, сколько   составляет некоторое количество, а найти нужно целое. Вывод такой: мы с вами так и будем называть первую задачу «ОТ» а вторую «СОСТАВЛЯЕТ».

7. Сейчас вам необходимо сконструировать алгоритмы решения этих двух задач. Прошу вас снова поработать в парах. (Учащиеся обсуждают алгоритмы, учитель выступает в роли консультанта).

Давайте послушаем, что у вас получилось. Хорошо. (учитель обобщает все высказывания. Совместно с учащимися конструирует схему решения таких задач на доске с помощью плакатов и магнитов). Правильно. Если это первая задача, то нужно целое количество умножить на данную дробь. А если –вторая задача, то нужно частичное количество разделить на данную дробь.

Определить тип задачи («ОТ»или «СОСТАВЛЯЕТ»);   записать тип задачи.

Число по дроби

Дробь от числа

Число умножить на дробь

Число разделить на дробь

Получилась у нас с вами блок-схема. Прошу вас начертить в тетради эту схему.

 

8. Физминутка. (Слайд 9).

9. Ну вот отдохнули немного. Сейчас нам нужно закрепить наши умения. Решаем № 614, № 615 из учебника.  (Мордкович А. Г. 6 класс). Кто во все разобрался, решает самостоятельно. Косу требуется помощь, можете обращаться за консультацией ко мне или к консультантам. (Учащиеся решают задачи в тетрадях). Консультанты проверяют и оценивают.

Сейчас давайте вернемся к задаче № 6 из математического диктанта. Решим её у доски. (Вызываются желающие). Решаем с хорошим объяснением.

   (м) – потребуется ткани на платок.

Скажите, это какой тип задачи. Правильно первый. Молодцы.

10.  Последнее задание на закрепление полученных знаний. Решите следующие задачи.

(Слайд 10). Задача 1.

  • Допустим, ты решил прыгнуть в воду с высоты 8м, пролетев       передумал. Сколько метров тебе лететь поневоле?

Первый тип задачи. Нужно найти  от числа 8. Требуется 8 умножить на  .

  1) Найти   от числа 8.

  2) 8 6(м)-пролетел до того, как передумал.

  3) 8-6=2(м).

Ответ: 2 м.

(Слайд 11). Задача 2.

  •  На олимпийских играх российская сборная выиграла 9 бронзовых медалей, что составило       всех медалей. Сколько всего медалей выиграли наши спортсмены?      

Второй тип задачи. Требуется найти целое количество по его части. Нужно 9 разделить на .

 1)  составляет 9.

 2) 9: =9  = 45(медалей).

Ответ: 45 медалей.

11. Ребята, сейчас каждый для себя ответит на вопросы на слайде.(Рефлексия. Рефлексию можно провести в любой форме. Целесообразно выяснить, достигли мы цели и справились с поставленными задачами). (Слайд 12). Записываем дом. задание. Благодарю за урок.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока математики для 5 класса по теме "Основные задачи на дроби"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯНаименование УМК «Математика,5» Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Предмет Математика           Класс 5Тема урока Ос...

Методическая разработка урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника математики для 5 класса для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. ШарыгинаТип урока: Урок изуч...

Методическая разработка урока математики 6 кл, Т.А. Казанцева, учитель математики МАОУ гимназия №13 г. Томска. «СРАВНЕНИЕ, СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ».

Цели деятельности педагога: используя правило нахождения наименьшего общего знаменателя и приведения к общему знаменателю, подвести к выводу правила сравнения дробей, сложения и вычитания дробей с раз...

Методическая разработка урока математики в рамках темы " Две основные задачи на дроби." 6 класс

Данный урок математики проходит в рамках темы «Две основные задачи на дроби.» В рамках данного тематического блока обучающиеся вспомнят правило нахождения части от целого и нахождение целого по ...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...