Открытый урок по математике в 6 классе "Сравнение чисел"
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Конспект урока + презентация к уроку математики в 6 классе на тему "Сравнение чисел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_chisel.rar308.98 КБ

Предварительный просмотр:

Курбанова Залина Хезерхаджиевна

МБОУ "Гимназия № 7"

город Грозный

учитель математики

Конспект урока

"Сравнение чисел"


Урок математики в 6 классе

Тема: «Сравнение чисел»

Цели:

  • Вывести вместе с учащимися правила сравнения положительных и отрицательных чисел;
  • Учить сравнивать рациональные числа;
  • Способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности,  умения анализировать, сравнивать,
  • Воспитывать познавательную активность, инициативу учащихся.
  • Формировать умения работать в группе.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма работы: групповая

Оборудование: интерактивная доска, инструкция для каждой группы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • упорядочивать и сравнивать целые числа:
  • использовать для записи сравнения целых чисел математические знаки;
  • анализировать и осмысливать текст задачи;
  • проверять ответ на соответствие условию;
  • строить логическую цепочку рассуждений.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.
  • Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки.
  • Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Личностные:

  • умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока

I.  Организационный момент

         У. – Здравствуйте ребята. Садитесь!

        В течение нескольких уроков мы изучаем новые для вас числа. Мы познакомились с понятиями положительное число, отрицательное число, противоположные числа, целые числа.

         А сейчас я прочитаю вам четверостишие, а вы попробуйте определить тему нашего урока и чем мы будем заниматься сегодня на уроке, т.е цель нашего урока.

Числа отрицательные новые для нас

Лишь совсем недавно изучил наш класс

Сразу же прибавилось нам теперь мороки:

Изучить все правила сравнения на уроке.

        

        И так, вы правильно определили тему « Сравнение чисел» и на уроке мы будем учиться сравнивать числа.

        А на сколько успешно мы это выполним, узнаем в конце урока        Девизом урока будут слова И.Гёте

 «Цифры (числа) не управляют миром,

но они показывают, как управляется мир»

II. Актуализация знаний

        У. – Ребята, давайте вспомним название  2 главы, которую мы начали  изучать несколько уроков назад.

        О. –  Рациональные числа.

        У. –   Изучение этой большой темы мы начали необычным образом. Мы разработали большой тематический проект. Вспомним его основные моменты.

Проект «Рациональные числа»

Задачи проекта:

  • Осознать, что введение в математику рациональных чисел обусловлено потребностями практики, а также внутренними потребностями математики;
  • Познакомиться с понятиями: координатная прямая, координата точки, положительные числа, отрицательные числа, противоположные числа, целые числа;
  • Установить связь между числами и их положением на координатной прямой;
  • Вывести правила сравнения рациональных чисел;
  • Познакомиться с правилами сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
  • Познакомиться с правилами  умножения и деления положительных и отрицательных чисел; с понятием рационального числа;

Ход исследования:

  • Рассмотреть ряд ситуаций, указывающих на недостаточность наличия только положительных чисел;
  • Изучить дополнительную литературу для того, чтобы узнать историю возникновения отрицательных чисел;
  • Познакомились с  понятиями: координатная прямая, координата точки, положительные числа, отрицательные числа,  противоположные числа;
  • Отработать навыки работы с координатной прямой  на практических упражнениях;
  • Научиться сравнивать рациональные числа;
  • Отрабатывать умение выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел;
  •  Формировать умение выполнять умножение и деление  положительных и отрицательных чисел;
  • Формировать умения работы с рациональными числами;

        У. –  Сегодня на уроке мы постараемся разработать и защитить мини - проекты по теме «Сравнение чисел» и тем самым исследовать еще одну задачу проекта.

        У. –  Все учащиеся разделены на 3 группы по 7-8 человек, каждая группа сидит отдельно за своим столом ( 2 стола сдвинуть).

III. Устный счет

1. Назовите координаты точек, изображенных на координатной прямой

- Назовите точки, которые лежат левее нуля, правее нуля.

- Где на координатной прямой расположена точка с меньшей координатой?

- Где на координатной прямой расположена точка с большей координатой?

- Какие координаты  точек которые лежат левее нуля, правее нуля?

2.Между какими целыми числами на координатной прямой расположено число:

а) 2,6       б) -3          в) 0           г) -0,8  

3. Сравните числа:

2,5  и  2,1                                      

½   и 0,5                                        

11/9   и   1                                    

1 и 12/17                                          

          4/5 и 7/10

4. Игра «Найди соответствие»

7               -0,1

5,3            -1/2

-0,1           -5,3

0,5             -7

5. «Восстанови равенство»

│12│=  

│7,08│=    

│- 6,32│=        

│0│=

│ -72│=

IV. Изучение нового материала

        У. – Молодцы! С первым заданием вы справились. А теперь пора перейти к исследованию.-  Каждая группа получает свой мини - проект на исследование правила сравнения.

     Исследование осуществляется по алгоритму.

        Пользуясь алгоритмом исследования , вы его выполняете. А потом защищаете  проект "Правила сравнения". (8-10 мин)

Мини – проекты

        I. гр. Вывести правило сравнения отрицательных, положительных чисел и нуля.

        II.гр. Вывести правило сравнения двух отрицательных чисел.

        III. гр. Вывести правило сравнения положительных и отрицательных чисел.

На доске готовится запись:

     I. группа                     II. группа                     III.  группа                                

  Защита мини – проектов

        У. –  Капитаны групп пройдите к доске и доведите до нашего сведения результат вашего исследования.  ( На доске записывает в столбик  3 неравенства, формулирует правило, а все остальные ребята записывают  в своих тетрадях)

         У. – На сколько вы нас убедили, проверим сейчас  на примере. Каждой группе задание приведите  свой пример. Запишите его на доске.

        Аналогично выходят члены других групп к доске

        Примерный ответ учащегося : выполнив задание, мы пришли к выводу,

что 3 >0; 5>0;… Значит любое положительное число больше нуля.

Алгоритмы исследования

Группа 1

        

        1. Отметьте точки на координатной прямой :  А(3), В( 5), С(2), D(1,5), O(0).

        2. Объясните, как расположены точки относительно нуля?

        3. Сравните с помощью координатной прямой числа:

           3 и 0         5 и 0            2 и 0            1,5 и 0

        4. Сформулируйте правило сравнения  любого положительного числа и нуля.

        5. Отметьте на координатной прямой точки: А(-3), В( -5), С(-2), D(-1,5), O(0).

        6. Объясните, как расположены точки относительно нуля?

        7. Что говорят про координату точки, которая расположена левее.

        8.Сравните с помощью координатной прямой числа:

          -3 и 0                   -5 и 0       0 и -2               0 и -1,5

        9. Сделайте вывод о сравнении  любых отрицательных чисел с нулем.

Приведите свои примеры.

        

Группа 2

        1 .Отметьте на координатной прямой точки:  А(-3), В( -2).

        2. Точка с какой координатой лежит левее ?

        3. Найдите модули этих чисел.

        4. Сравните модули. Какой из двух модулей  больше?

        5. Сравните числа -3 и -2. Какое число  будет меньше?

        6. Какое из двух отрицательных чисел будет меньше?

        7. Сделайте вывод.

     8. Отметьте на координатной прямой точки:  С(-5), D(-1).

9. Точка с какой координатой лежит правее ?

10. Найдите модули этих чисел.

11. Сравните модули. Какой из двух модулей  меньше?

12. Сравните числа -3 и -2. Какое число  будет больше?

13. Какое из двух отрицательных чисел будет больше?

14. Сделайте вывод.

Приведите свои примеры.

Группа 3

        1.Отметьте на координатной прямой точки:  А(-5), В( 2), С(-0,5), D(4), O(0).

        2. Точки с какими координатами лежат левее точки О(0), какие правее О(0)?

        3.Выполните сравнение:

        -5 и 2          -0,5 и 2             4 и -0,5       -5  и 4                  -0,5 и 4

        4. Какое больше из чисел положительное или отрицательное?

        5. Сформулируйте правило сравнения отрицательных и положительных чисел. Приведите свои примеры.

         У.- И так, результатом нашего исследования стали правила сравнения.

(зачитываются правила по слайду)

V. Закрепление материала

        1) Работа с учебником

        -  Ребята, откройте ваши учебники на странице 163 п.29.

        - Найдите в тексте  учебника  эти правила. Прочитайте еще раз. Отметьте их карандашом. И выучите к следующему уроку.

        - А сейчас закрепим правила на практике, выполним № 976.

( каждый ученик  у доски выполняет по одному неравенству, опираясь на правила)

        2) Покажи знания

        - Проверим, как вы усвоили  новый материал, выполнив небольшое тестирование. Ребята на столе у вас лежат тестовые задания, выполните их. Каждый сам рассчитывает только на свои силы.

        Проверим работу, если задание выполнено верно ставим знак  «+» , не верно «-»

1.Укажите верное неравенство.

1)-5>2;

2)-20<-40;

3)-48<-36;

4)0<-15;

2. Укажите неверное неравенство.

1)4>0;

2)-5>-4;

3)7>-12;

4)0>-9;

3.Расположите числа -100, -200 и 50 в порядке возрастания

1)-100, -200,50;

2)50, -100, -200;

3)-200, -100,50;

4)50, -200,-100;

4.Укажите наименьшее число.
1) -13,97;
2) 6,3;
3) 53,8;
4) 0;

5.Сколько целых чисел удовлетворяют неравенству

-8 < х< 4?

1)12;

2)10;

3)9;

4)11;

Проверяем по слайдам.

        3) Расшифруй слово.

          - Для того , чтобы расшифровать слово вам необходимо расставить числа в порядке возрастания. Затем заменить каждое число буквой .У вас получится  слово. Что означает это слово, мы узнаем из следующего слайда.

2,52

-1

-

-11

15,75

-14

-9

0

25

100

У

Г

Х

М

Р

П

Б

А

А

Т

А

                   Расшифрованное слово запишите в тетради.

                          Ответ: БРАХМАГУПТА

Историческая справка.

        Брахмагупта – индийский  математик,  который  жил  в  VII веке.

        Одним  из первых  он  начал  использовать  положительные  и  отрицательные  числа.  Положительные  числа  он  называл  «имущество», отрицательные – «долги».

VI. Подведение итогов

         - Вернемся  к нашему большому проекту и той задаче, которую мы с вами определили для исследования на уроке: вывести правила сравнения чисел.

        - Как вы думаете, справились мы с этой задачей? Научились ли мы сравнивать числа?

        - Повторим эти правила в следующем задании. Вопрос для каждой группы по очереди.

«Установи истину»

        1.Положительное число всегда больше отрицательного.

        2. Из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого больше.

        3.Отрицательное число всегда меньше  нуля.

        4. Положительное число всегда меньше нуля.

  1. Д/з. №995, 997  п. 29
  2. Рефлексия.        

        Ваша задача выберите цвет своего успеха на уроке и оцените себя.

Молодцы. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике 5 класс.ВиленкинН.Я.по теме:"Цифры.Числа.Обозначение натуральных чисел."

Урок составлен в соответствии с особеностями обучения математике в контексте содержания ФГОС по учебно-методическому пособию Е.Ю.Лукичевой.СПб 2013Содержание урока отвечает требованиям промежуточной а...

Открытый урок по математике в 5 классе "Умножение натуральных чисел и его свойства"

Урок сказка  путешествие  "Умножение натуральных чисел и его свойства"  5 класс  Н.Я. Виленкин...

Открытый урок по математике "Сложение и вычитание целых чисел" 6 класс. Хруцкая Н. А.

Открытый урок по математике "Сложение и вычитание целых чисел" 6 класс. Хруцкая Н. А....

План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"

Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления....

Конспект открытого урока по математике "Произведение целых чисел".

Задачи урока: изучить правила умножения целых чисел, формировать умение умножать целые числа, создать условия контроля усвоения знаний и умений, приобретенных учащимися по данной теме....