Создание ситуации успеха через использование технологии игры на уроках математики
методическая разработка по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

В работе представлено обобщение опыта технологии игры на уроках математики. Имеется презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.86 КБ
Файл master-klass.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха через использование технологии игры на уроках математики.

(сл. №1)

По словам К.Д. Ушинского:

  Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.  

Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.                                                                    

(К.Д.Ушинский).  

Сформировать у учащихся потребность в учении можно лишь доброжелательными отношениями между учителями и учащимися, основанными на уважении и требовательности. Необходимо дать ребенку возможность почувствовать себя уверенно, укрепить чувство собственного достоинства. Это становится возможным при формировании у учащихся постоянного ощущения успеха.

(сл. №2)

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.                                                                                  

         Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Назову несколько условий создания ситуации успеха на уроке:

(сл. №3-4)

Создание ситуации успеха на уроке:

        1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

       2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

      4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

       5. Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

       6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

       7.  Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Урок в современной школе, по-прежнему, остаётся основной и главной формой организации учебного процесса. От того, как он организован, чем насыщен, насколько интересен, динамичен, зависит успех учительского труда. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.

Не зря говорит китайская пословица:

(сл. №5)

Я слышу – я забываю,
 я вижу – я запоминаю,
 я делаю – я понимаю».
(Китайская пословица)

Сейчас на уроках широко применяются нетрадиционные формы обучения, что позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Я остановлюсь на одной форме нетрадиционных уроков.

(сл. №6)

«Бывает, что во время урока математики,

  Когда даже воздух стынет от скуки,

  В класс со двора влетает бабочка…»

А.П.Чехов

Такой бабочкой становится игра – активнейшая форма человеческой деятельности.

Игра - это творчество, игра - это труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Математические соревнования и игры являются своего рода контролем усвоения рассмотренного материала, а также психологической подготовкой к будущим олимпиадам. Здоровое соперничество между несколькими более сильными учащимися соревнованиях, нежелание уступить друг другу способствуют тому, что школьники читают больше дополнительной литературы, активнее участвуют во внеклассной работе.

Дидактические  игры можно применять  на любом этапе урока.

Этап входного контроля.

Здесь можно применять различные игры-упражнения. 

Занимают они 10-15 минут урока и направлены на совершенствование познавательных интересов, осмысление и закрепление учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это– разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки и т.д.

Они могут быть индивидуальными, парными, групповым. Чаще всего они носят соревновательный характер.

- Можно провести опрос по теории в виде кроссворда:

(сл.7)

6 кл.: тема «Положительные и отрицательные числа.» - отгадайте кроссворд и назовите ключевое слово  

(сл.8)

8 кл. : тема «Геометрические фигуры и их свойства»

(сл.9)

6 кл.: «Координатная плоскость»        - «Соревнование художников»

- проверка  вычислительныхнавыков.

(сл.10)

6 кл.: тема «Сложение и вычитание смешанных чисел».-Кто быстрее достигнет флажка.

(сл.11)

8 кл.: тема «Решение квадратных уравнений»-Кто быстрее сядет в ракету.

(сл.12)

6 кл.: тема «Деление дробей». Сосчитать примеры, расположить в порядке возрастания, составить слово. Получим слово-унция. Объяснить, что оно означает.

Этап изучения нового материала.

Применяются различные игровые ситуации. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Они не требуют дополнительного времени для разъяснения правил игры.

(сл.13)

7 кл.: тема «Теорема о сумме углов треугольника».

(сл.14)

9 кл.: тема «Геометрическая прогрессия».

Этап закреплениязнаний.

Здесь игры служат, в основном, целям углубления, осмысления и

закрепления учебного материала. Сюжеты таких игр могут быть разнообразными: сказочными, фантастическими, экологическими и т.д. Это могут быть викторины, математические турниры, КВН, Своя игра, Счастливый случай, математический аукцион и т.д.

Чаще всего в этих случаях класс делится на группы. Дети организованы в группы с разным уровнем развития: средний, низкий, высокий.

У одноклассников проще спросить не понятное, получить консультацию, попросить объяснить. Значит, нужно организовать работу на уроке так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить непонятное и, чтобы не было страшно получить неудовлетворительную оценку.

Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный

объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. При

коллективной работе создаются следующие условия: понимание ученика и уважение к ученику (ученик чувствует себя значимым, полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощь со стороны учащихся и учителя при необходимости. Помощь незаметная, грамотная, посильная; каждый ученик в конце урока получает удовлетворительную оценку за свой труд.

Приведу выдержки из таких уроков.

Урок-сказка «Об Иване-Царевиче и Кощее-Бессмертном» -

6 кл. «Раскрытие скобок»

Сюда же я хочу отнести и различные творческие конкурсы. Так, например:

5 кл. после изучения темы «Многоугольники» можно провести конкурс мозаичных работ.

6 кл. по теме «Координатная плоскость» учащиеся с удовольствием составляют свои рисунки и записывают координаты основных точек.

Невозможна наша работа и без внеклассных мероприятий.

Я приведу пример математического аукциона, который разработан для учащихся 9 класса.

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Мы -  учителя должны этому соответствовать. Тем более, что все для этого имеется. Существует множество электронных вспомогательных ресурсов.        

Удастся ли создать на каждом уроке ситуацию успеха, напрямую зависит от личности учителя. В связи с этим приходится регулярно заниматься совершенствованием своих знаний. Где-то получается и радости нет предела; где-то с трудом и приходится погружаться в поиск наиболее эффективного; а где-то пока нет и начинаешь искать совершенно новое, незаметно для себя открывая новые возможности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание ситуации успеха через использование технологии игры на уроках математики. Подготовила Корельская Галина Юрьевна Учитель математики МБОУ СШ №33

Слайд 2

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д.Ушинский.

Слайд 3

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Слайд 4

Создание ситуации успеха на уроке: 1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.) 2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. 3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

Слайд 5

4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения. 5. Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!) 6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты) 7. Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы .

Слайд 6

« Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». (Китайская пословица)

Слайд 7

«Бывает, что во время урока математики, Когда даже воздух стынет от скуки, В класс со двора влетает бабочка…» А.П.Чехов Такой бабочкой становится игра – активнейшая форма человеческой деятельности.

Слайд 8

6 класс Положительные и отрицательные числа Отгадайте кроссворд и назовите ключевое слово. 1. Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности. 2. Расстояние от начала координат до заданной точки. 3. Прямая с выбранными на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением. 4. Число, которое можно записать в виде отношения , где а - целое число, а n - натуральное. 5. Этим отличаются друг от друга два противоположных числа .

Слайд 9

1 м а с ш т а б 2 м о д у л ь 3 к о о р д и н а т н а я 4 р а ц и о н а л ь н о е 5 з н а к

Слайд 10

8 класс Геометрические фигуры и их свойства По горизонтали : 1. Хорда, проходящая через центр окружности. 2. Углы, у которых одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми. 3. Часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, лежащих по одну сторону от данной ее точки. По вертикали : 1. Прямая, проходящая через точку окружности перпендикулярно к радиусу, проведенному в эту точку. 2. Перпендикуляр, проведенный из данной вершины к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника. 3. Отрезок, соединяющий две точки окружности. 4. Единица измерения углов.

Слайд 11

1 1 4 2 2 3 3

Слайд 12

5 класс Отгадайте кроссворд и назовите ключевое слово . 1. OA - ? 2. O – ? 3. Фигура? 4. AB - ? 5. Фигура? 6. Название инструмента для вычерчивания окружностей. O A O A B O

Слайд 13

1 Р А Д И У С 2 Ц Е Н Т Р 3 К Р У Г 4 Д И А М Е Т Р 5 О К Р У Ж Н О С Т Ь 6 Ц И Р К У Л Ь

Слайд 14

5 класс Разгадав кроссворд, вы узнаете тему нашего урока. 1. Сумма длин сторон геометрической фигуры. 2. Инструмент для измерения длины отрезка. 3. Правило, записанное с помощью букв. 4. Пройденный путь. 5. Арифметическое действие. Какое слово можно прочитать по вертикали? Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Слайд 15

1 П Е Р И М Е Т Р 2 Л И Н Е Й К А 3 Ф О Р М У Л А Щ 4 Р А С С Т О Я Н И Е 5 Д Е Л Е Н И Е Ь

Слайд 16

6 класс Сложение и вычитание смешанных чисел Кто быстрее достигнет флажка. Тема: «Арифметические действия с обыкновенными дробями». На доску проецируется набор примеров на четыре действия с обыкновенными дробями и с таблицей ответов. В таблице один или два ответа неправильные. Из каждой команды вызываются к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой член команды. Происходит движение вверх — к заветному флажку. Соревнуются две команды. Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой член команды, чтобы продолжать решение заданий. Вызывают для работы у доски учеников капитаны команд. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.

Слайд 17

, , , , , , , ,

Слайд 18

8 класс Решение квадратных уравнений Кто быстрее сядет в ракету. I II 1) Найти значение выражения 1) Найти значение выражения - x 2 +2x-2 при x=-1 2x 2 +5x-2 при x=1 2) Решить уравнение 2) Решить уравнение x 2 +x-2=0 x 2 -3x+2=0 3) При каком значении k урав- 3) При каком значении k урав- нение 16 x 2 +kx+9=0 имеет нение 25 x 2 +kx+ 2 =0 имеет один корень? один корень? 4) Уравнение x 2 +bx+24=0 4) Уравнение x 2 -7x+c=0 имеет корень x 1 =8. Найти имеет корень x 1 = 5 . Найти x 2 и коэффициент b . x 2 и коэффициент c . На доску проецируется рисунок (без ответов). К доске вызываются два ученика — представители двух команд. Выполнив первое задание, они записывают ответ на первую ступеньку ракеты, потом их сменяют другие участники команды. Побеждает та команда, которая быстрее сядет в ракету.

Слайд 19

X 2 =3 b= -11 X 2 =2 c= 10 24 -2; 1 -5 1; 2 5

Слайд 20

6 класс Деление дробей Сосчитать примеры, расположить в порядке возрастания, составить слово. Я Ц Н У И И Н У Ц Я

Слайд 21

6 класс - Найдите неизвестный член пропорции. - Прочитайте получившееся слово. У: Ч: 8:y=20:5 А: x:2,45=4:2 0,8 2 52 4,9 8,4 У Д А Ч А Е: x:3=8:6 Х: x:3=7:2,1 0,2 4 36 10 126 У C П Е Х

Слайд 22

5 класс Используя данный шифр, прочитайте слово. 4∙19∙25= 8∙15∙125 = 250∙35∙8= 50∙75∙2= 16∙47∙125 = 40∙8∙25 ∙ 125 = 31∙25∙4= Какое слово получилось? Сформулируйте тему урока. (Формула) Шифр М (7500) Ф(1900) Л(1000000) Р(70000) А(3100) У(94000) О(15000)

Слайд 23

5 класс Решите примеры. Зачеркните в таблице ответы и буквы, им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать название самой высокой птицы, которая обитает в России. 7,4+3,2= 5,9+0,3= 9,5-4,3= 18,6+4,2= 50,2-20,2= 4,2+2,06= 7,5-0,7= 3-0,4= Узнайте высоту этой птицы и выразите полученный ответ в метрах : 0,32м+4дм8см+7см= 6,2 62 10,6 5,3 5,2 22,8 22,6 6,08 О Ж Г У Е П Р А 6,8 30 7,57 6,26 8,2 2,6 82 К С В Х Л М Ь

Слайд 24

5 класс К товару прикрепляются ценники, в которых зачеркнута старая цена, нужно внести изменения в ценники. Назначается «директор магазина», который приглашает несколько «бухгалтеров», которые на доске выполняют нужные вычисления. Праздничная распродажа. Цены снижены на 10% 300 р ______ 180 р ______ 160 р _____ 42 р _____ 92 р ______

Слайд 25

5 класс Разгадав математическую шараду , вы узнаете тему нашего урока. Первую находим – вычисляем, Много формул для нее мы знаем. На второй же – митинги, парады, Погулять по ней всегда мы рады. Сформулируйте тему урока.

Слайд 26

7 класс Теорема о сумме углов треугольника Предлагается всем учащимся 1 ряда построить треугольник по трем сторонам АВ=7, АС=2, ВС=3; 2 ряда - по сторонам АВ=4, АС=3, ВС=7; 3 ряда – по сторонам АВ=3,ВС=2, АС=8. Выполняя задание, ребята убеждаются в невозможности такого построения. Тем самым активизируют знания об условии существования треугольника. Дальше учащимся каждого ряда предлагается построить треугольник по заданным углам: а) А=37 0 , В=28 0 , С=90 0 ; б) А=72 0 , В=50 0 , С=110 0 ; в)А=23 0 , В=50 0 , С=38 0 . Треугольник снова нельзя было построить.

Слайд 27

Создается проблемная ситуация, которую можно усилить вопросами: зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы? Предлагается начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму. После размышлений учащиеся выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма внутренних углов его равна 180°. Доказывается соответствующая теорема.

Слайд 28

9 класс Геометрическая прогрессия В виде игровой ситуации учащимся предлагается задача, которая содержит жизненные факты, но при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы. Так, перед выводом формулы суммы п членов геометрической прогрессии школьникам предлагается, например, такая жизненная ситуация. Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 р. А ты мне в первый день за 100 000 р. дашь 1 к., во второй день за 100000 р.— 2 к. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем».

Слайд 29

Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 р. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку. Создается проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец? Учащиеся составляют последовательность чисел: 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256; .... Убеждаются, что эти числа составляют геометрическую прогрессию со знаменателем q =2, первым членом а 1 = 1 и количеством членов n = 30. Большинство школьников стремятся составить всю последовательность, чтобы потом найти ее сумму. Но видят, что это громоздкая работа, которая требует времени. Обращаются с вопросом к учителю: «Возможно ли вывести формулу суммы п членов геометрической прогрессии в общем виде?»

Слайд 30

5 класс Многоугольники. Творческие работы

Слайд 31

6 класс Координатная плоскость. Соревнование художников.

Слайд 32

6 класс Раскрытие скобок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Самостоятельность - это неотъемлемое требование сегодняшней реальности, предполагающее формирование у человека таких качеств, как целеустремлённость, независимость, широта взглядов и мышлений, гибкост...

Создание ситуации успеха на уроке математики как один из элементов "технологии полного усвоения знаний".

" Знание только тогда знание, когда оно преобретено усилиями своей мысли , а не памятью"....

«Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»

СТАТЬЯ         «Реализация ФГОС через использование интерактивной игры на уроках английского языка»  List of contents  1.   Vocabu...

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),...