Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.
методическая разработка по алгебре ( класс) на тему

Завгородняя Инна Сергеевна

Выступление на региональном  научно-методическом семинаре «Опыт и проблемы формирования математической и естественно-научной грамотности школьников на современном этапе развития образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

Подготовила учитель

математики МОУ СОШ № 13

 г. Люберцы

Завгородняя И.С.

“Личность – звено между

мотивацией и ее реализацией” (З. Фрейд)

      Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.

      Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

     Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

     Да, можно усадить за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса к обучению, без внутренней мотивации учебный процесс не будет иметь успех.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными?

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.

К учебным мотивам относятся такие  как

  1. собственное развитие в процессе учения;
  2. действие вместе с другими и для других;
  3. познание нового, неизвестного.
  4. понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
  5. процесс учения как возможность общения,
  6. похвала от значимых лиц;
  7. учеба как вынужденное поведение;
  8. процесс учебы как привычное функционирование;
  9. учеба ради лидерства и престижа;
  10. стремление оказаться в центре внимания,
  11. стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

          Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес.

          Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Многие формы и методы работы хорошо известны учителям. Педагоги постоянно ищут способы оживления урока, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи. Это:

  • увлеченное преподавание,
  • новизна учебного материала,
  • историзм, связь знаний с судьбами людей, открывшими то или иное математическое понятие
  • показ практического применения знаний в связи с жизненными планами
  • использование новых и нетрадиционных форм обучения,
  • проблемное обучение, эвристическое;  
  • обучение с компьютерной поддержкой
  • тестирование знаний, умений,
  • показ достижений обучаемых,
  • создание ситуаций успеха,
  • соревнование (с товарищами по классу, самим собой),
  • создание положительного микроклимата в классе,
  • доверие к обучаемому,
  • эмоциональная речь учителя.
  •  применение поощрения и порицания.
  • вера учителя в возможности ученика

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике:

  1. Создание проблемной ситуации. 

Пример 1. Изучение умножения десятичных дробей может быть предварено постановкой следующих задач.

Задача А. Цена одного метра ткани 30 рублей. Найдите стоимость 5 метров ткани.

     Решение этой задачи известно ученикам начальной школы:

30 * 5 = 150 (руб).

     Здесь уместно поставить перед школьниками проблему; как найти стоимость 5 метров ткани, если цена одного метра будет 30,6 рублей? В результате приходим к следующей задаче.

Задача Б. Цена одного метра ткани 30,6 рублей. Найдите стоимость 5 метров ткани.

    Пытаясь решить проблему (5 класс), ученики замечают, что новая задача аналогична предыдущей, и естественно находить стоимость ткани умножением цены на число метров, т.е. 30,6 * 5.

    Некоторые учащиеся, несомненно предложат заменить 30,6 рублей 3060 копейками, выразить стоимость 5 метров ткани сначала в копейках, а затем их перевести в рубли:

3060 * 5 = 15300 (коп) = 153 (руб).

       Затем, варьируя числовые данные, учитель формулирует следующую задачу.

Задача В. Цена одного метра ткани 30,6 руб. Найдите стоимость 4,2 метра ткани.

       Используя аналогию с решением задач А и Б, ученики приходят к выводу, что стоимость ткани составит 30,6 * 4,2 (руб.). Однако, довести решение задачи до числового результата окажется для школьников затруднительным (но не невозможным) в силу того, что они не владеют правилом умножения десятичных дробей. Таким образом, потребность в решении подобных задач привела к необходимости овладения новой математической теорией.

  1. Привлечение учащихся к оценочной деятельности (взаимопроверка на математических диктантах, минисамостоятельных работах, самооценка и т.д.)
  2. Необычная форма обучения:  урок с элементами ролевых игр, игр (Найди ошибку, Закодированный ответ, Эстафета ),

защита проектов (например, «Экспериментальное получение числа π»),  

при изучении тем «Функция», «Координатная плоскость»,  

при построении графиков функций на уроках используем задания, в результате которых на координатной плоскости получаются забавные рисунки зверей, цветов, предметов

Например, тема «Линейная функция»:

           Задание. В одной системе координат постройте графики функций:

            1) у = 0,5х + 6,   - 4   ≤ х ≤   - 2;

  1. У = - 2х +1,  - 2 ≤  х ≤ - 1;
  2. У = 3,     – 1 ≤  х ≤ 1;
  3. У = - 3х + 6,  1 ≤ х ≤ 2.

Если концы полученной ломаной и ее вершины рассмотреть как изображение звезд, то полученный рисунок является изображением одного из созвездий. Вы знаете как оно называется?  Это Кассиопея.

  1. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами,  поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. (большую помощь при этом оказывают печатные тетради по предметам математики и информатики);
  2. Лабораторные работы. В процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые математические определения («Смежные и вертикальные углы»,  «Сумма углов треугольника»,  «Сумма углов выпуклого многоугольника» и др.).
  3.  Уроки « Одной задачи»,  на которых рассматриваем на примере одной задачи всевозможные способы её решения. Это применяется,  например, на уроках геометрии и алгебры в старших классах при подготовке  учащихся старших классов к ЕГЭ (часть С).
  4. Решение развивающих, нестандартных задач, включая межпредметные связи и развитие кругозора, задания на олимпиадную тематику (печатные тетради по математике и информатике в 5 – 7 классах);
  1. Дифференцированные задания на уроках и на дом.
  2. Участие в различных предметных конкурсах (Кенгуру, КИТ и др.); участие в предметных олимпиадах разного уровня от школьных до областных и Российских
  3.  Использование исторического материала.

     Например. Все дети знакомы со сказкой "Приключение Алисы в стране чудес", знакомлю с автором Льюис Кэрроллом, сообщаю детям, что это псевдоним математика и логика Чарльз Лютвидж До́джсон.

      Как рассказывают биографы, королева Виктория пришла в восторг от этой книги и захотела прочитать всё, написанное Кэрроллом. Можно представить её разочарование, когда она увидела на своем столе стопку книг по математике.

     Леонтий Филиппович Магницкий это псевдоним Л.Ф.Телятина. Данную фамилию он получил благодаря Петру I, за умение притягивать к себе знания как магнит.

11.  Использование компьютерных технологий.  Проведение уроков с использованием информационных технологий – это большой стимул в обучении. На таких уроках  активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Учителя нашей школы используют интерактивные компьютерные средства  (мультимедиапроекторы, интерактивные  доски),  различные компьютерные презентации, видео-уроки, работаем с открытым банком заданий  при подготовке к экзаменам в 9, 10, 11 классах.

12.  Рефлексия. 

     На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение. Например - способ рефлексии, который можно использовать  на уроке. 

«Дерево удовлетворённости»

По окончании  урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – урок прошёл  полезно, плодотворно;

Цветок – урок прошёл довольно неплохо;

Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;

Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.

      Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

       Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".

Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...

Статья «Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики».

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок пол...

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что учащийся по...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Повышение мотивации к учебной деятельности учащихся на уроках математики с помощью учебно-познавательной задачи

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановк...

Рекомендации для педагогов по теме: «Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся»

«Мотивация – это то, что побуждает человекак деятельности, ради чего она совершается…»Л.С. ВыготскийЧтобы правильно оценить действия обучающегося, прежде всего, следует понять мотивы этих действ...