Рекомендации для педагогов по теме: «Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся»
консультация по психологии по теме

Гарькуша Татьяна Викторовна

 

«Мотивация – это то, что побуждает человека

к деятельности, ради чего она совершается…»

Л.С. Выготский

Чтобы правильно оценить действия обучающегося, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_formirovaniyu_motivatsii.docx70.37 КБ
Файл rekomendatsii.pptx80.73 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества»

Рекомендации педагогу

По теме: «Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся»

Подготовила:

Педагог – психолог МКУ ДО «ДДТ»  Т.В. Гарькуша

Рекомендации педагогу по формированию мотивации учения обучающихся.

Рекомендации педагога – психолога

«Мотивация – это то, что побуждает человека

к деятельности, ради чего она совершается…»

Л.С. Выготский

Чтобы правильно оценить действия обучающегося, прежде всего, следует понять мотивы этих действий, которые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первоклассник всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность погулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготовления заданий.

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что педагогу (учителю) желательно переводить обучающихся с уровня отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в учреждении, в объединении (классе); участие обучающегося в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества педагога и обучающегося, помощь педагога не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение педагога обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют: занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у обучающихся; эмоциональность речи педагога; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение педагогом поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения обучающегося учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация у обучающегося ранее сложившихся мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  • коррекция дефектных мотивационных установок;
  • изменение внутреннего отношения обучающегося как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование мотивации включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью обучающихся. Внутри каждого из блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов, стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Какие же задания и упражнения может применять педагог для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу обучающихся?

Можно начать с укрепления чувства «открытости» к воздействиям, т.е. к обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со взрослыми и сотрудничество друг с другом. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группа упражнений - это упражнения на целеполагание обучающихся в учении. Прежде всего, на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить обучающихся грамотному объяснению своих успехов и неудач.

Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи, но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их педагогом. Для мотивации обучающегося более важной, чем оценка педагога оказывается скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям обучающегося в целом, а к тем усилиям, которые прилагает обучающийся при выполнении задания.

Другим правилом выставления отметки педагога для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других обучающихся, а с его прежними результатами.

Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность, настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению настойчивости обучающегося при достижении цели способствует упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе решения.

Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться обучающимися в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

Формирование мотивации на отдельных этапах занятия.

Какую бы деятельность обучающиеся ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания, и постановки ими целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах занятия.

Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе занятия педагог может учитывать несколько видов побуждений обучающихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений («мы хорошо поработали над предыдущей темой»), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности («но не усвоили еще одну важную сторону этой темы»), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу («а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях»), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь педагог ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что педагог, вызвав мотивацию на первом этапе занятия, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании занятия. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

Этап завершения занятия. Важно, чтобы каждый обучающийся вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце занятия возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих обучающихся в сочетании с оценкой педагога. Бывает важным показать обучающимся их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На занятиях усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

Каждый этап занятия педагогу следует наполнять психологическим содержанием. Так как каждый этап - это психологическая ситуация.

Чтобы построить психологически грамотную структуру занятия, педагогу важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться обучающихся.

Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы педагогом, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться: формировать у обучающихся умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний. Формировать у обучающихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование. Формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно); обучать обучающихся приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями); обучать обучающихся умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы. Формировать у обучающихся умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор («Из двух дел я вначале делаю это, ибо для меня оно важнее по такой-то причине»). 

Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся

Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности.

Методы мотивации:

1. Эмоциональные:

  • поощрение,
  • порицание,
  • учебно-познавательная игра,
  • создание ярких наглядно-образных представлений,
  • создание ситуаций успеха,
  • стимулирующее оценивание,
  • свободный выбор задания,
  • удовлетворение желания быть значимой личностью.

2. Познавательные:

  • опора на жизненный опыт,
  • познавательный интерес,
  • создание проблемной ситуации,
  • побуждение к поиску альтернативных решений,
  • выполнение творческих заданий,
  • «мозговой штурм»,
  • развивающая кооперация (парная, подгрупповая и групповая работа, проектный метод).

 3. Волевые:

  • предъявление учебных требований,
  • информирование об обязательных результатах обучения,
  • формирование ответственного отношения к учению,
  • познавательные затруднения,
  • самооценка деятельности и коррекции,
  • рефлексия поведения,
  • прогнозирование будущей деятельности.

 4. Социальные:

  • развитие желания быть полезным обществу,
  • побуждение подражать сильной личности,
  • создание ситуации взаимопомощи,
  • поиск контактов и сотрудничества,
  • заинтересованность в результатах коллективной работы,
  • взаимопроверка,
  • рецензирование.

 Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать обучающегося процессом овладения знаниями, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Важно помочь обучающимся выявить меру своего таланта. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения.

Список использованной литературы

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2002.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: 2001.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рекомендации для педагогов по теме: « Основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся» « Мотивация – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается…» Л.С. Выготский Подготовила педагог – психолог МКУ «ДДТ» Гарькуша Т.В.

Слайд 2

Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком Мотив — это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности (интересы , потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки ). Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей.

Слайд 3

Методы мотивации обучающихся 1. Эмоциональные: Поощрение : одобрение, похвала, подбадривание, доверие; доброжелательно-требовательная манера, награждение (различное оценивание результата - баллы, оценка ); Порицание : замечание (указание на недостатки в деятельности), осуждение, ограничение в правах (лишение удовольствия), лишение доверия, выговор (строгое замечание); Учебно-познавательная игра (игры – упражнения, игра -поиск, игры- соревнования, сюжетно-ролевые игры, познавательные игры); Создание ярких наглядно-образных представлений (презентации, схемы, таблицы, иллюстрации, репродукция картин, интеллект – карты, фильмы, ИКТ ); Создание ситуаций успеха (похвала, прием «Эврика», задания разной сложности,, « Портфолио », «Авансирование», скрытый инструктаж, прием «Отстроченной отметки», стимулирующее оценивание, самостоятельный выбор задания: а ) ограничение во времени, так как она занимает некоторую часть (этап) урока; б ) наличие нескольких вариантов учебных задач и способов их решения; в ) предоставление ученикам или группам учащихся свободы выбора; г ) проявление каждым школьником своей активности и самостоятельности при решении избранного варианта задания

Слайд 4

Методы мотивации обучающихся 2. Познавательные Опора на жизненный опыт. Готовясь к занятию, педагог должен определить, что в новом учебном материале может быть известно обучающимся, на что можно будет опереться. Познавательный интерес, Создание проблемной ситуации, Побуждение к поиску альтернативных решений, Выполнение творческих заданий, «Мозговой штурм», Развивающая кооперация (парная, подгрупповая и групповая работа, проектный метод) 3. Волевые предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности

Слайд 5

Методы мотивации обучающихся 4. Социальные: Развитие желания быть полезным обществу, Побуждение подражать сильной личности, Создание ситуации взаимопомощи, Поиск контактов и сотрудничества, Заинтересованность в результатах коллективной работы, Взаимопроверка. Таким образом, задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать обучающегося процессом овладения знаниями, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Важно помочь обучающимся выявить меру своего таланта. Ведь далеко не всегда масштаб талантливости обнаруживаются в первые годы обучения

Слайд 6

Список литературы Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2002. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М.: 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему "Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся".

Данное выступление дает ответ на вопросы: "Что такое мотивация?", "Как развить мотивацию?", "Какие этапы волевого действия можно использовать?"...

Статья «Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики».

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок пол...

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что учащийся по...

презентация по теме "Методы мотивации и стимулирования деятельности на уроках математики"

Методы мотивации и стимулирования деятельности при подготовке к ГИА и ЕГЕ...

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"

Обобщение опыта работы по теме "Пути повышения мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении иностранному языку"...

Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся на уроках математики.

Выступление на региональном  научно-методическом семинаре «Опыт и проблемы формирования математической и естественно-научной грамотности школьников на современном этапе развития образования»...