урок по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Материал содержит развернутый конспект урока по теме "Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции" по дисциплине "Математика: алгебра и начала анализа, геометрия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx96.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края

ГБПОУ Георгиевский региональный

Колледж «Интеграл»

Урок

По дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»

Тема урока «Решение задач на нахождение наибольшего и

 наименьшего значения функции»

Преподаватель Кардаильская С.А.

ПЦК  Естественно – научных дисциплин

г. Георгиевск


Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Цели

  1. образовательная:
  • формировать способность применения знаний, полученных при изучении производной, для решения новых прикладных задач;
  1.   развивающая:
  • способствовать развитию математического мышления;
  1. воспитывающая:
  • способствовать развитию логического мышления.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Обоснование значения изучаемой темы и цели урока. План урока.

     Тема сегодняшнего урока – «Решение задач на нахождение наибольшего и наимень-шего значения функции».

Еще в 19 в. Великий русский математик П.Л. Чебышев в своей работе «Черчение географических карт» писал, что «особенную важность имеют те методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения по возможности большей выгоды». С такими задачами приходится иметь дело представителям самых разных специальностей: инженеры-технологи стараются так организовать производство, чтобы получилось как можно больше продукции, конструкторы хотят так спланировать прибор на космическом корабле, чтобы масса прибора была наименьшей, экономисты стараются спланировать прикрепление заводов к источникам сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.

Задачи такого рода носят общее название задач на оптимизацию. В самых простых задачах, с которыми мы сегодня познакомимся, мы имеем дело с величиной, зависящей от другой величины, и надо найти такое значение второй величины, чтобы первая приняла наибольшее или наименьшее значение.

С развитием информационных технологий  появилась возможность упростить решение оптимизационных задач посредством составления программ, этим занимаетесь вы – программисты. Для составления программ, решающих задачи оптимизации, важно уметь построить общую математическую модель, а потом реализовать ее на языке программирования.

Составлением математических моделей и их решением мы сегодня и будем заниматься. На уроках информатики вы научитесь составлять программы для решения таких задач. В курсе «Математические методы» наша задача усложнится, и мы научимся решать более сложные задачи оптимизации.

Цель урока – научиться решать простейшие задачи оптимизации.

План урока:  1. Проверка домашнего задания и проверка изученного.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление.

4. Проверка изученного (тест).

  1. Проверка домашнего задания и повторение пройденного материала.

К доске вызываются двое учащихся, которые записывают решение домашних задач.

В это же время остальным задаются вопросы:

  • Назовите производную степенной функции;
  • Назовите производную sin, cos;
  • Что такое ускорение?
  • Что такое скорость?
  • Достаточный признак возрастания функции;
  • Достаточный признак убывания функции;
  • Признак максимума функции;
  • Признак минимума функции.
  1. Изучение нового материала.

Задача: «Число 24 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы сумма квадратов этих чисел была наименьшей.»

Учащимся предлагается самостоятельно решить эту задачу.

Они предлагают варианты ответов: 10 и 14, 5 и 19, 1 и 23, 3 и 21, 12 и 12.

Правильный ответ 12 и 12.

А теперь решим эту задачу, составив математическую функцию и исследовав ее на минимальное значение.

1)Пусть первое число = х, тогда второе число равно 24-х. По условию задачи сумма квадратов этх чисел должна быть наименьшей, составим функцию.

f(x)= x2 + (24-x)2

2)f(x)= 2x2 – 28x + 576,

  1. Найдем производную: f,(x)= 4x – 48,
  2. Найдем нули производной: х=12,

+

12

  1. Т.к. в точке х=12 производная функции меняет знак с «- » на «+», то  в этой точке функция достигает минимума.

Ответ: 12 и 12.

№312

Число 4 представьте в виде суммы двух неотрицательных слагаемых так, чтобы произведение этих чисел было наибольшим.

Решение.1) Пусть первое число равно х, тогда второе число равно 4-х. По условию задачи произведение этих чисел должно быть наибольшим, составим функцию.

f(x)= x (4 – x),

2) Найдем производную: f,(x)=4 - 2х,

3) Найдем нули производной: х= 2,

4)

+

2

  1. Т. к. в точке х= 2 производная функции меняет знак с « +» на «-», то в этой точке функция достигает максимума.

Ответ: 2 и 2.

№319

Из круглого бревна вырезают балку с прямоугольным сечением наибольшей площади. Найдите размеры сечения балки, если радиус сечения бревна 20 см.

Решение.  1)Пусть АВ= х см, тогда АД = . Площадь сечения должна быть наибольшей, т.е.

А

В

С

Д

О

2) ;

3) ;

4) Найдем нули производной: 1600х-2х3=0; х=0 или х= х=0 не удовлетворяет условию задачи.

0

+

-

5) Т.К. в точке х= производная функции меняет свой знак с «+» на «-», т в этой точке функция достигает своего максимального значения.

Ответ:   и .

№321.

С

В

О

Решение.  1)Пусть АС=х км, тогда ОС=, СВ= 5-х. Т.к. , то

2)

3) Найдем нули производной:

+

4

-

  1. Т.к. в точке х=4 производная функции меняет знак с «- » на «+», то  в этой точке функция достигает минимума.

Ответ: 4 и 1.

  1. Проверка качества (тест).
  2. Задание на дом: №313, 316.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по алгебре по теме Нахождение наибольшего и наименьшего значений непрерывной функции на промежутке

Материал содержит полный конспект урока по изучению и первичному закреплению новых знаний и презентацию к уроку....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ НАИБОЛЬШЕГО И НАИМЕНЬШЕГО ЗНАЧЕНИЙ ВЕЛИЧИН С ПОМОЩЬЮ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ

Анализ задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений в школьных учебниках по алгебре и началам анализа10-11 классов.  Методические особенности применения производной  к решению зада...

Методические рекомендации по решению текстовых задач на нахождение наибольших и наименьших значений функции.

В данном пособии, помимо подробного разбора иллюстративных примеров по теме "Решение оптимизационных задач в курсе алгебры и математического анализа", предложен большой набор задач (48) из различных о...

Задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения величины.

В данном материале представлен набор задач на оптимизацию, относящихся к разным сферам деятельности. Данные задачи будут полезны ученикам 10, 11 класса....

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...

Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции

Материал для практической работы "Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции"...