Конспект урока по математике в 5 классе "Старинные русские меры"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

На уроке учащиеся знакомятся со старинными русскими мерами веса, длины и денежными единицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starinnye_russkie_mery.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Старинные русские меры

Читая русские сказки или книги по истории, дети сталкиваются с устаревшими словами: пятиалтынный, алтын, полушка, пуд, фунт. Что они обозначают? Как люди пользовались этими денежными единицами и мерами веса?

Тема. «Старинные русские меры».

Цели. Познакомить детей со старинными русскими мерами, закреплять перевод старинных мер в метрическую систему единиц; научить пользоваться этими мерами при решении задач.

Оборудование.  Презентация «Старинные русские меры».

Слайд «Денежные единицы»:

рубль = 2 полтинам

полтина = 50 копеек

пятиалтынный = = 15 копеек

алтын = 3 копейки

гривенник = 10 копеек

грош = 1/2 копейки

полушка = 1/4 копейки

Вспомогательные меры веса:

пуд = 16,4 кг

фунт = 400 г

Вспомогательные меры длины:

фут = 0,3048 м

Места, оформленные в виде палаток с табличками

«Мяco – Рыба»

«Ткани – Одежда»

«Овощи – Фрукты»

Вдоль одной из стен стоят палатки. В каждой палатке – товар, необходимый для покупки (по тексту задач. Текст задач и их решение  демонстрируются.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы с вами посетим ярмарку ХIХ века.

Стук в дверь. Входят купцы и три дочери первого купца.

Купцы (вместе). Здравствуйте, красны девицы!

Купец 1. Сегодня мы проводим в вашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, умение считать, быстроту мышления.

Купец 2. Будет куплен весь товар – получите награду.

Учитель. Но простите, уважаемые купцы! Как же и красны девицы будут покупать товар? Ведь они из разных поместий, учились мало, не знают ни мер длины, ни денежных единиц.

Купец 2. А помогут им учителя.

Купец 1. И мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.

Учитель. Ну что ж, девушки. Обратимся к экрану. Девушки, сейчас вы познакомитесь со старинными русскими мерами, научитесь переводить старинные единицы мер в современную метрическую систему мер.

Выступают дочери купца и рассказывают о старинных деньгах и мерах веса, поясняя таблицы.

Презентация

Учитель. Итак, вы ознакомились со старинными мерами, денежными единицами. Но какая же ярмарка без шутки, веселья и песен!

Купец 1 

Добры молодцы, красны девицы!

Вы на ярмарку пришли,

Много денег принесли.

Вы нам деньги принесли,

А мы товары припасли.

Покупая наш товар, знай:

Там задача ждет тебя.

Да!

Учитель. Девушки, покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей.  Решать задачи можно индивидуально и группой. За правильное решение получите жетон.

Палатка «Рыба - Мясо»

ЗАДАЧА 1

Купец 2. Продается зоосад: 2 цыпленка, 5 гусят. Сколько стоит весь товар. (1 цыпленок – 3 пятиалтынных; 1 гусенок – полтина с алтыном)

Решение:

1 цыпленок – 3 пятиалтынных

15 x 3 = 45 коп.

2 цыпленка – 45 x 2 = 90 коп.

50 + 3 = 53 коп.

5 гусят – 53 x 5 = 265 коп.

Вся покупка – 265 + 90 = 355 коп.

Товар продан.

ЗАДАЧА 2

Купец 1. Продается курица в 3 фунта весом, несущая яички не простые, а золотые.  1 фунт курицы стоит рубль с полтиной без двух грошей. Сколько заплатили за курицу?

Решение:

1 фунт курицы – 100 коп + 50 коп. – 1 коп. = 149 коп.

3 фунта курицы – 149 x 3 = 447 коп.

ЗАДАЧА 3

Купец 2. Продается сом в 2 фунта не простой, а ученый. 1 фунт сома стоит рубль с двумя гривенниками. Сколько стоит ученый сом?

Решение:

1 рубль с двумя гривенниками – 120 копеек.

1 фунт сома – 120 коп.,

2 фунта сома – 120 x 2 = 240 коп.

Палатка «Овощи - Фрукты»

ЗАДАЧА 1

Купец 1. 

В нашем краю – словно в раю:

Рябину, грибы корзиной бери...

Кладу на весы 2 фунта еды.

Покупай грибы,

За фунт плати полтину.

Сколько я должен заплатить?

Решение:

1 фунт еды – полтина = 50 коп.

2 фунта – 50 x 2 = =100 коп. или 1 руб.

ЗАДАЧА 2

Купец 2. Капуста не пуста – сама летит в уста. 1 кг капусты стоит полтину. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 3 кг?

Решение:

1 кг капусты – 50 коп.

3 кг – 50 x 3 = 150 коп.

Палатка «Ткани – Одежды»

ЗАДАЧА

Купец 1. Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?

Решение:

Жилет с поношенным пиджаком – 150 коп. + 15 коп = 165 коп.

Пиджак – 100 коп. + 15 коп. = 115 коп

Модный жилет = жилет с поношенным пиджаком – пиджак = 165 коп. - 115 коп = 50 коп.

Купец 2. Уважаемые красны девицы! На ярмарке не только продают и покупают товар, но и веселятся от души.

Купец 1. Давайте сейчас поиграем.

ИГРА 1. «Самый быстрый» Кто быстрее сосчитает по плакату до 30.

ИГРА 2. «Самый точный» Кто попадет в яблочко?

ИГРА 3. «Самый внимательный» На листе бумаги записан «столбик» чисел

Все числа закрываются бумагой. Открывайте число за числом и быстро суммируйте их устно, в конце назовите ответ. (Ответ: 4100)

Все купцы (хором). Все товары проданы! Ярмарка закрывается!

Купец 2. Да, умны вы, красны девицы! Думаю, что ваш учитель вознаградит вас сполна по заслугам.

Учитель. За последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для пользования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Конспект урока по математике 6 класс. (Урок 1) (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике 6 класс (Урок 2). (Математика 6, под ред. Мордковича)

Данная работа предлагает наглядный материал для проведения уроков математики в 6 классе, который поможет учащимся сформировать компетенции при начальном изучении темы «Раскрытие скобок» и ...

Конспект урока по математике по теме: "Меры массы" в 5 классе к учебнику С.М.Никольского

Данный урок знакомит учащихся с устаревшими словами, обозначающими меры массы, и с особенностями числовых значений мер массы. В ходе выполнения заданий рабочего листа школьники узнают об особенностях ...

Открытый урок по математике «Умножение чисел, выраженных мерами длины, массы и стоимости, на двузначное число»

Урок математики в 7 классе по теме: «Умножение чисел, выраженных мерами длины, массы и стоимости, на двузначное число»...

Конспект урока по математике на тему "Мера ёмкости - литр".

Конспект урока (жизненные компетенции) по математике. ФГОС. 2 класс. Коррекционная школа....

Конспект урока "Решение примеров и задач с мерами времени (сутки, неделя)"

Конспект урока математики 3 класс по АООП Вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) по теме "Решение примеров и задач с мерами времени (сутки, неделя)", по учебнику Т.В.Алы...