Конспект урока " Расскажем о кино в задачах реальной математики"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Шеховцова Лариса Ивановна

Задачи:

- образовательные:  способствовать формированию  умений применять изученные знания по темам «Проценты», «Статистика и вероятность», «Графики и диаграммы» для решения задач практического характера с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;

-  развивающие: развивать познавательные и творческие способности, мышление, наблюдательность,  сообразительность и навыки самостоятельной деятельности; привитие интереса к математике;

         -  воспитательные: формировать умение работать в команде (группе), ответственность за собственную работу и работу других участников команды; ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; дать возможность каждому ученику достичь успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_tehnologicheskaya_karta.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Шеховцова Лариса Ивановна

Класс: 9а

Тема урока: «Задачи реальной математики»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: решение задач модуля «Реальная математика».

Задачи:

- образовательные:  способствовать формированию  умений применять изученные знания по темам «Проценты», «Статистика и вероятность», «Графики и диаграммы» для решения задач практического характера с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера;

-  развивающие: развивать познавательные и творческие способности, мышление, наблюдательность,  сообразительность и навыки самостоятельной деятельности; привитие интереса к математике;

         -  воспитательные: формировать умение работать в команде (группе), ответственность за собственную работу и работу других участников команды; ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; дать возможность каждому ученику достичь успеха.

 

  •   Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, кейс-технологии.

Методы: исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, искусство.

Планируемые результаты

Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека.

Метапредметные:

  • познавательные: формирование умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы);
  • регулятивные: 
  • формирование умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • формирование умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • коммуникативные:
  • сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Личностные: 

  • формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами;
  • прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.

Оборудование и дидактические пособия:  компьютер, проектор, документ камера, нетбуки, для работы в группах, презентация, шаблоны опорных конспектов.  

Этапы урока

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проверка домашнего задания. Определение темы урока и постановка цели.
  4. Работа по теме урока. Групповая работа с кейсами.
  5. Физкультминутка.

     6.  Закрепление.

7.  Домашнее задание.

8.  Рефлексия.

Ход урока

1.Организационный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Беседа учителя с учащимися.

              -  Ребята! Вам порою кажется, что математика совершенно не связана с нашей жизнью, что это очень трудная и совсем непонятная наука. А может быть, мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с математикой? Сегодня вам  предоставится еще шанс по-новому взглянуть на этот предмет.

 (Ролик «Красота математики» – 1мин.20 сек.)

          -  Какие чувства, мысли, вопросы возникли у вас после просмотра этого ролика? (Учащиеся отвечают)

          -  Необычное видео под названием «Красота математики» от Яна Пинейла и Николя Лефуше из англий ской студии Parachutes.tv показывает,

 что практически все, что мы видим  и делаем каждый день, может быть описано рядом символов, формул и графиков.

 3. Определение темы урока и постановка цели, проверка домашнего задания

        -  Какой из модулей ОГЭ содержит задачи, связанные с жизненными ситуациями? (Ответы учащихся)

       - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

             Назовите тему сегодняшнего урока. (Учащиеся формулируют тему урока)(Слайд № 2)

       -  Если вы безошибочно научитесь выполнять задания из модуля «Реальная математика», то таким образом сможете сэкономить время для решения более сложных задач и заработать 7 баллов к своей работе.

        - У вас на дом были заданы задачи на вычисление вероятности. Проверим ответы на слайде. (Слайд №3 )

        - Выполните следующее задание: (Слайд № 4)

из ключевых слов «Кинематография, изображение, движение, Калифорния, кинокамера»  которые были даны в домашних задачах,  составить мини-текст.(Учащиеся отвечают)

          -  Кинематограф – изображение движения берет свое начало в 1878 году, когда Эдвард Майбридж снял лошадь в движении с помощью 24 стереоскопических камер. Это было сделано в Калифорнии. По сути это была покадровая съемка, причем лошадь сама включала камеру, разрывая нити, натянутые поперек дороги. Сложенные вместе, кадры составляли настоящий короткий фильм.(Слайд № 5).

      - Какие темы включает в себя модуль «Реальная математика»?(Слайд №6)

     - Как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать? (Учащиеся отвечают)

     - И целью нашего урока будет …(Учащиеся формулируют цель урока)(Слайд №7 )

4.Работа по теме урока. Групповая работа с кейсами

    -  Работать мы будем по группам. Каждая группа получает  кейс.

Кейс 1 – группа 1

Кейс 2 – группа 2

Кейс 3 – группа 3

Кейс 4 – группа 4

  - Открываем свой кейс, читаем внимательно задания и выполняем их.

  - После выполнения первого задания решение проверяем с помощью слайда презентации.

    ( Учитель задает вопрос каждой группе о том, почему они выбрали именно эту задачу)

- Решая задачу №1 вы выяснили, какой была частота кадров в первых фильмах и какой она стала сейчас. (Слайд № 8)

- 24 кадра в секунду- это комфортная частота . А какую максимальную частоту может воспринимать человеческий глаз? На этот вопрос вы ответите, решив Задачу №2  (Слайд  9 )

 (Решение проверяется с помощью документ-камеры).

- История рождения Российского кинематографа связана со следующими событиями.  (Ролик «Коронация Николая II»)

 - Впервые съемки проводились на движущей ленте. Это очень понравилось царю. Решив задачу №3 вы узнаете еще один исторический факт. (Слайд 10)

  (Задача на слайде. Решение озвучивается устно. Если есть разные решения, то озвучиваются все решения)

- Рождение советского кино берет свое начало после революции. Самая большая киностудия «Мосфильм» был создан на базе двух национализированных кинофабрик Александра Алексеевича Ханжонкова и Иосифа Николаевича Ермольева в ноябре 1923 года.   На вновь созданном предприятии началась работа над фильмом режиссёра Бориса Михина «На крыльях ввысь», вышедшем на экраны Советского Союза 30 января 1924 года. Именно эта дата официально считается датой рождения киностудии «Мосфильм».(Слайд 11)

- В ваших кейсах есть задачи, связанные с историей «Мосфильма» в годы Великой отечественной войны. Решив их, вы узнаете исторические факты о сотрудниках этой киностудии. (Слайд 12 )

     (Решают задачи  №4,№5,№6, проверяют,  записывая решение на доске)

(Слайды 13,14)

- В начале урока вы посмотрели ролик, где можно было увидеть, что любое явление можно описать с помощью графика. И следующая задача о современном кинематографе.  Проанализировав данный график или таблицу, составьте 2-3 задачи и решите их.

(Два варианта заданий)

     (Решают задачу №7, решение проверяют с помощью слайдов в презентации)(Слайд 15,16)

- Оказывается, существует усредненная формула для вычисления рейтинга фильма. Поработав с ней, вычислите рейтинг фильма  фильма «Самый лучший день». Задача 8. (Слайд 17 )

            (Формула на слайде, группы озвучивают ответы)

- И последнее задание в вашем кейсе: составление задачи по тексту из истории создания фильма «Война и мир». (Слайд 18, 19)

      (Решение проверяем с помощью документкамеры)

- Вы хорошо поработали над заданиями. Сделаем гимнастику для глаз.

5.Физкультминутка (гимнастика для глаз) (Ролик 2)(Слайд 20)

6.Закрепление.(Слайд 21,22)

  - С помощью теста и кроссворда проверим, как вы усвоили проработанные темы.

(Учащиеся в течение 5-7 минут выполняют тесты и получают оценку)

          7.      Домашнее задание: сайт ФИПИ, из раздела «Геометрия», выбрать задачи реальной математики и решить.(Слайд № 23 )

- Как вы думаете, почему задачи, которые вы сегодня решали, посвящены кинематографу? (Ответы учащихся)

- 2016 год Президент объявил Годом российского кино. (Слайд №24 с логотипом)

      - Ребята, а ведь именно с помощью математики создаются спецэффекты в современных фильмах, рассчитываются сметы расходов на съемку … А с помощью кино мы можем увидеть всю красоту математики.

       Ролик «Красота математики»(№ 2).

            8. Рефлексия.

  1. Составление синквейна. (Слайд 25 – 26)

Задания для 5 строк - на слайде.

1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным).

2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных).

3.Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.

4. Четвертая – это фраза из трех слов, показывающая отношение к теме.

5.  Синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример: Реальная математика

             Практичная,  симпатичная.

             В жизни помогает, от бед остерегает.

            Экзамен нам поможет сдать

            Лишь на «4» и на «5».

  1. По итогам сегодняшнего урока продолжите одно из предложений:

 Начала предложений – на слайде.

  • Мне было интересно, потому что …
  • Мне было трудно …
  • У меня получилось
  • Меня удивило …
  • Урок дал мне для жизни …
  • Мне захотелось …

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы

деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап. Организационный

Приветствует учащихся.

Настраивает на урок..

Получают настрой на урок

Ученики приветствуют учителя, получают настрой на урок.

Слушать собеседника, понимать содержание его речи.

Самоконтроль готовности к уроку.

Оценивать свои действия.

2 этап. Актуализация знаний.

Демонстрирует ролик

«Красота математики» и задает вопросы по содержанию ролика.

Ученики просматривают ролик и отвечают на поставленные вопросы.

Выделять значимые функциональные связи и отношения между формулой, графиком и явлением  ему соответствующим.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, участвовать в диалоге, выдвигать предположения, правильно формулировать высказывания.

Контролируют правильность ответов обучающихся.

Уметь слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.

3 этап. Определение темы урока и постановка цели. Проверка домашнего задания

1.По содержанию домашней работы предлагает составить мини-текст

Ученики составляют мини-текст и используя знания и свой опыт.

Выделять значимые функциональные связи и отношения между высказыванием и понятием, ему соответствующим. Осуществлять актуализацию знаний по математике.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, участвовать в диалоге, выдвигать предположения.

Контролируют правильность  своих ответов и ответов других обучающихся.

Уметь слушать и отвечать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного вопроса.

2. Предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Проводит работу по их уточнению.

Учащиеся называют предполагаемые тему и цель урока.

Предлагают варианты их уточнения.

Выдвигать предположения в соответствии с поставленной задачей, осуществлять актуализацию знаний по математике. Осуществлять актуализацию знаний. Выделять характерные причинно-следственные связи, определять цель на основе заданного алгоритма.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Участвовать в диалоге, владеть монологической, диалогической речью.

Контролируют правильность  своих ответов и ответов других обучающихся.

Уметь отвечать в соответствии с целевой установкой, дополнять. уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

4 этап. Работа по теме урока. Групповая работа.

1.Учитель дает установку на работу по группам с кейсами, 2. Предлагает посмотреть на содержимое кейсов: задачи и задания и выбрать задачи для решения в своей группе.

 3 Организует контроль за выполнением заданий в шаблонах

4. Организует проверку решенных задач различными способами (документ-камера, доска, слайд)

1.Изучают  содержимое кейсов: задания и задачи.

2. Отбирают задачи для решения в своей группе.

3.Решают задачи на заготовленных заранее шаблонах.

4. Готовятся представить решение для проверки.

Наблюдать,  учавствовать в отборе задач для решения. Учавствовать в решении задач.

Осуществлять актуализацию знаний.

Взаимодействуют с учителями  во время решения

задач.

Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Участвовать в диалоге, владеть монологической, диалогической речью.

Контролируют правильность своей работы и работы других учащихся.

Уметь выполнять правильно задания в соответствии с целевой установкой, дополнять. уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

5 этап.  Физкультминутка.

Организует просмотр видеоролика с участием детей и выполнение ими упражнений .

Учащиеся смотрят ролик и анализируют видео- и звуковую информацию.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Внимательно смотрят ролик. Выполняют упражнения вместе с мультгероями.

Использовать   речевые средства  и  средства  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Контролируют правильность своей работы, сравнивают её выполнение с работой других учащихся.

Контролировать свои действия.

6 этап. Продолжение работы по теме урока. Групповая работа с кейсами.

1.Организует групповую работу с кейсами по 4 направлениям.

2. Вместе в учащимися класса принимает отчеты групп о выполнении заданий.

3.Сообщает дополнительную информацию познавательного характера.

В группах знакомятся с содержанием кейсов.

Изучают новый материал.

Выполняют задания.

Презентуют отчет о выполнении задания.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы..

Оформлять работу в соответствии с заданием.

Работают с папками кейсов в нетбуках.

Выполняют задания в группах.

Оформлять отчет о проведенной работе с распределением обязанностей в группе.

Уметь работать с разными источниками информации.

Взаимодейство-вать в группе, слушать собеседника, формулировать высказывания, оформлять работу в соответствии с заданиями.

Оформлять  свою мысль  в  устной речи, слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, формировать умение работать в группе.

Контролируют правильность работы группы в соответствии с заданием, сравнивают её выполнение с работой других учащихся.

Представляют отчет о выполнении задания.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь выполнять правильно задания в соответствии с целевой установкой, дополнять. уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Проводить оценку выполнения задания.

Уметь корректировать отчет о выполнении задания в результате его обсуждения.

7 этап. Закрепление.

1.Организует тестирование

2. Организует решение кроссворда.

.

Отвечают на вопросы тестов

Вставляют в предложение пропущенные слова.

Заполняют кроссворд, применяя опыт и знания, полученные на уроке.

Делать правильные логические выводы из содержания урока.

Уметь применять знания на практике, в т.ч. в нестандартной ситуации.

Работать с разными видами заданий.

………………..

………………….

Контролируют правильность  своих ответов  и ответов одноклассников.

Уметь выполнять правильно задания в соответствии с целевой установкой, дополнять. уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Проводить самооценку выполнения задания.

8 этап. Домашнее задание.

Дает учащимся домашнее задание:

Параграф – обязательное задание, подбор материала на сайте ФИПИ раздел ОГЭ математика (геометрия)

 

Учащиеся знакомятся с обязательным и дополнительными заданиями,

Осуществлять актуализацию знаний, полученных на уроке.

Взаимодейству-ют с учителем во время диалога. Просматривают задание на слайде  и

записывают задание в дневники.

Уметь корректно сформулировать вопрос.

Уметь работать с разными источниками информации.

Анализируют свою готовность к выполнению основного и дополнительного задания.

Оценивать свои возможности по выполнению задания.

9 этап. Рефлексия.

1.Предлагает учащимся составить синквейн по теме урока

2. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке с помощью выбора и продолжения одного из предложенных незаконченных предложений.

В соответствии с алгоритмом составляют синквейн.

Дополняют предложения.

Узнают оценку учителя работы класса на уроке.

Осуществлять актуализацию знаний, полученный на уроке.

Соотносить свои эмоции и чувства с их конкретной формулировкой.

Взаимодействует с учителем, выражая своё отношение к изученному на уроке материалу,  формулируя строки синквейна и предложения по самооценке своей деятельности на уроке.

Слушать собеседника, участвовать в диалоге,  уметь грамотно и лаконично формулировать высказывания.

Анализируют высказывания учащихся, дополняя их своими, осуществляют оценку своей деятельности на уроке. отношением к работе учащихся

Уметь участвовать в диалоге, соотносить свои высказывания с высказыванием других.

Учиться  технологии оценивания  учебных успехов. 

Уметь проводить оценку своей деятельности на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире" .

Здесь предлагается конспект открытого  урока по теме "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире". Урок был проведен в 6 в классе С(К)ОШ 8 вида....

урок решения задач реальной математики в 10 классе

Решение задач реальной математики в 10 классе...

Конспект урока по теме "Кино и книги"

Конспект к уроку для 9-х класса к учебнику Spotlight 9 по теме "Написание рецензии на фильм/книгу"...

Конспект урока: « Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций»

Цель урока: совершенствовать и систематизировать знания о математической модели, полученные обучающимися в 7 классе. В ходе урока ученики поделятся своими ассоциациями со словосочетанием "рациона...

Подборка задач. Реальная математика ОГЭ 2020

Приведена подборка задач Реальной математики для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по математике 2020 года...

Конспект урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»Тип урока: урок изучения нового материала...

Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....