Урок по алгебре "Произведение разности двух выражений на их сумму"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Булыкова Светлана Борисовна

Первый урок по теме "Разность квадратов двух выражений" знакомит с формулой сокращенного умножения. ПОдборка упражнений направлена на отработку этого правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.04.2016_raznost_kvadratov_a-7.rar105.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по алгебре в 7 классе

по теме «Разность квадратов»

Учитель: Булыкова С.Б.

2016

Целиурока:

  1. Организоватьдеятельностьучащихсянасамостоятельныйвыводформулыразностиквадратов.
  2. Выработатьумениераспознаватьформулуразностиквадратоввразличныхситуациях,выделятьэтуформулуиздругихвыражений, применятьееприпреобразованиивыражений.
  3. Организоватьучащихсянадоброжелательноеотношениедругкдругу, навзаимопомощьивзаимовыручку.

Типурока:урокизученияновогоматериала

Методы:объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формыурока:индивидуальная, фронтальная, групповая.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Эпиграф нашего урока «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому» (Д.Пойа).

Сегодня на уроке откроем для себя еще одну формулу сокращенного умножения.

  1. Актуализация знаний.

Проведем небольшую устную разминку:

  1. Выполните возведение в квадрат:

(3a)2

= 9а2

(0,2m)2

= 0,04m2

()2

=  a2

(  y3)2

=  y6

  1. Представьте в виде квадрата одночлена:

9b2 = (3b)2      0,81m2n2  = (  0,9mn )2

16m2 = ( 4m )2                          x4y6 = (   x2y3)2

  1. Заполнение таблицы

Выпишите номера выражений в соответствующий столбик таблицы:

I – квадрат разности  

II – квадрат суммы

III – разность квадратов

IV – остальные выражения

  1. (a + b) (a – b)
  2. (2m –n) (2m + n)
  3. 9x2 -16
  4. m2 – n2
  5. 25a2 + 16b2
  6. (3a +2b)2
  7. a2 – 9b2
  8. (m – n)2
  9. 100x2 - 64y2
  10. (4a +3b)2
  11. (0,2x – 4y)2
  12.  9a +3x2

Таблица:

I

II

III

IV

Квадрат разности

Квадрат суммы

Разность квадратов

Остальные выражения

8,11

6,10

3,4,7,9

1,2,5,12

Какие из выражений мы можем преобразовать?

  • Первая колонка – квадрат разности – сформулируйте формулу квадрата разности двух выражений. Выполните преобразование, используя эту формулу:

(0,2х – 4у)2 = 0,04х2 – 1,6ху + 0,16у2

  • Вторая колонка – квадрат суммы – сформулируйте формулу квадрата суммы двух выражений. Выполните преобразование, используя формулу квадрата суммы двух выражений. (3a +2b)2 = 9a2 + 12 ab + 4b2
  1. В третьем столбике находятся выражения, которые читаются как разность квадратов выражений. Оказывается  такие выражения можно преобразовывать.
  2. Основной этап урока. Изучение новой темы.

Записываем тему урока в тетради: «Формула разности квадратов двух выражений».

Вспомним произведениемногочлена на многочлен. В последнем столбце, посмотрите, находятся два таких выражения.

Давайте выполним умножение в первом и втором случаях (два человека к доске):

(a + b) (a – b) = a2 – ab + ab – b2 = a2 – b2.

(2m – n)(2m +n)  = (2m)2 – n2 =4m2 – n2.

Что получили в обоих случаях? Как называются эти выражения?

Итак, новая формула сокращенного умножения – разность квадратов: Произведение разности двух выражения на сумму этих выражений равно разности квадратов этих выражений.

Запишите формулу, используя римские цифры: Попробуйте сами, проверка:

(I – II)(I + II) = I2 – II2

Вместо римских цифр I и II можно поставить любое число и даже выражение.

Вопросы:

- Как вы думаете, влияет ли порядок записи скобок на результат?

- Важен ли порядок записи слагаемых в одной из скобок?

Проверим: (b + a)(a – b) = (a + b)(a – b)  и далее мы уже получили.

- Важен ли порядок записи уменьшаемого и вычитаемого в одной из скобок?

- По какому множителю: сумме или разности нужно составлять результат?

Что дает нам новая формула? Выполнение произведений такого рода более коротким путем. Например,

(3x – y)(3x + y) = (3х)2 – у2 = 9х2 – у2.

(5a + 4b)(5a – 4b) = (5a)2 – (4b)2 = 25a2 – 16b2.

(4x7 – 2y3)(4x7 +2y3) = (4x7)2 – (2y3)2 = 16x14 – 4y6

Предостережение еще раз: обязательно смотрим на выражение, стоящее первым в разности, а не в сумме.

Задание.

Выберите выражение, которые могут быть преобразованы по формуле произведения разности выражений на их сумму и выполните преобразования, используя выведенную нами формулу.

а) (5+2)(5-2) = 52 – 22 = 25 – 4 = 21

б) (a-b) - (a+b)

в) (x-y)(x+y)= х2 – у2

г) (0,5-m) + (0,5+m)

д) ((2/3)-a)((2/3)+a)               = (2/3)2 – а2 = 4/9 – а2

е) (5x2-3y3)(5x2+3y3)             = (5х2)2 – (3у3)2 = 25х4 – 9у6

Математика очень любит гармонию. Формулу, которую мы получили, можно читать как слева направо, так и справа налево, т.е.:

I2 – II2 = (I – II)(I + II). – это уже разложение на множители. Но с такой постановкой задачи мы будем работать на следующих уроках. Такого рода выражения, как мы уже говорили, записаны в третьем столбце нашей таблицы.А пока. Будем отрабатывать формулу разности квадратов на раскрытие скобок.

  1. Отработка новых знаний.

Упр. 854 (в, г, д, е, з) – cкомментированием

в) (p-7)(p +7) = p2 – 49

г) (x +3)(x – 3) = x2 – 9

д) (2х – 1)(2х + 1) = 4х2 – 1

е) (7 + 3у)(3у – 7) = 9у2 – 49

з) (2а – 3в)(3в + 2а) = 4а2 – 9в2

Упр. 857 (а, в, г, ж) - самостоятельно

а) (х2 – 5)(х2 + 5) = х4 – 25

в) (9а – в2)(в2 + 9а) = 81а2 –в4

г) (0,7х +у2)(0,7х – у2) = 0,49х2 – у4

з) (с4 +d2)(d2 – c4)              = d4 – c8

Формула разности квадратов позволяет показывать чудеса математических вычислений.

Как быстро можно вычислить произведение чисел 101 и 99?

100 = 100 + 1, 99 = 100 – 1. Таким образом, 101*99 = (100 + 1) (100 – 1) = 1002 – 12 = 10000 – 1 = 9999.

Задание. Выполните самостоятельно: 79*81.

79*81 = (80 – 1)(80 +1) = 802 – 12 = 6400 – 1 = 6399

  1. Подведение итогов урока.

1. С какой новой формулой мы сегодня познакомились?

2. Что нового мы сегодня узнали?

3. С какими трудностями вы сегодня встретились?

4. На что следует обращать внимание при применении формулы

(I – II)(I + II) = I2 – II2

  1. Домашнее задание: п.34, № 855(а,в,д), 859(а-в), 860* (а-в)(по желанию)

Проверочная работа.        

  1. (12 – t)(12 + t)
  2. (8a -1)(8a +1)
  3. (8m – 9n)(8m + 9n)
  4. (5d +6c2)(5d – 6c2)
  5. (10m8 +4n5)(4n5 – 10m8)

Ответы:

  1. 144 – t2
  2. 64a2 – 1
  3. 64m2 – 81n2
  4. 25d2 – 36c4
  5. 16n10 – 100m16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме:Произведение разности двух выражений на их сумму

Урок по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму"  разработан по новым ФГОС по учебнику  "Алгебра 7" Мерздяк А.Г., Полонский В.Б., якир М.С....

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Конспект урока по алгебре по теме "Умножение разности двух выражений на их сумму" по учебнику "Алгебра 7 класс" авторов Ю.Н.Макарычев и др. составлен в соответствии с технологией деятельностного метод...

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Урок открытия новых знаний по математике в 7 классе "Умножение разности двух выражений на их сумму"

Составлена технологическая карта и презентация урока по ФГОС для учащихся 7 класса по алгебре, где учащиеся изучают данную тему....

Конспект урока по алгебре 7 класса На тему: Произведение разности двух выражений на их сумму.

Тема урока значимая в курсе математики т.к. формулы сокращенного умножения применяются на протяжении всего периода обучения математике, они используются при умножении многочленов, упрощении алгебраиче...

Презентация к уроку по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму" по алгебре 7 класс

Презентация к уроку по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму" по алгебре 7 класс...