Конспект урока по алгебре 7 класса На тему: Произведение разности двух выражений на их сумму.
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Тема урока значимая в курсе математики т.к. формулы сокращенного умножения применяются на протяжении всего периода обучения математике, они используются при умножении многочленов, упрощении алгебраических выражений, сокращении дробей, разложении на множители при решении других упражнений. Выводятся эти формулы на основе правила умножения многочленов, которое ученики прошли незадолго до этого.

 

Цель урока - Открыть совместно с учениками формулы  произведения разности двух выражений на их сумму и разности квадратов двух выражений и научиться применять их в стандартных ситуациях. Цель урока формулируют ученики в начале урока.

На этапе актуализации предложена система упражнений на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке. Ученикам сообщается, что формулы сокращенного умножения упрощают счёт, эта информация является мотивирующей.


Задачи:
- обучающие: научить учащихся самостоятельно формулировать формулу разности квадратов, применять полученную формулу при выполнении упражнений.
-развивающие: развивать мышление; учить осуществлять исследовательскую деятельность.
-воспитательные: формировать навыки умственного, поиск рациональных путей решений.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Конспект урока по алгебре

7 класса

На тему:

Произведение разности двух

 выражений на их сумму.


                                                     Калугина Наталья Семеновна
                                        Учитель математики

Нижневартовск 2013


Тема урока значимая в курсе математики т.к. формулы сокращенного умножения применяются на протяжении всего периода обучения математике, они используются при умножении многочленов, упрощении алгебраических выражений, сокращении дробей, разложении на множители при решении других упражнений. Выводятся эти формулы на основе правила умножения многочленов, которое ученики прошли незадолго до этого.

Цель урока - Открыть совместно с учениками формулы  произведения разности двух выражений на их сумму и разности квадратов двух выражений и научиться применять их в стандартных ситуациях. Цель урока формулируют ученики в начале урока.

На этапе актуализации предложена система упражнений на повторение теоретических фактов, необходимых на уроке. Ученикам сообщается, что формулы сокращенного умножения упрощают счёт, эта информация является мотивирующей.


Задачи:
- обучающие: научить учащихся самостоятельно формулировать формулу разности квадратов, применять полученную формулу при выполнении упражнений.
-развивающие: развивать мышление; учить осуществлять исследовательскую деятельность.
-воспитательные: формировать навыки умственного, поиск рациональных путей решений.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Тема урока: Произведение разности выражений на их сумму.

Ход урока

Устно: Найдите  устно  произведение 199*201.Затрудняетесь ?

Хотите научиться?

Цель : Вывести формулу сокращенного умножения ,которую можно использовать для использования при нахождении произведения  типа 199*201.

Для этого нужно выполнить задание №1( слайд 2) по вариантам  (2 ученика решают у доски)

1 вариант.

Выполнить умножение многочленов:

1). (а-в)(а+в)=а22;

2).(3а+в)(а-4)=3а2+ав-12а-4в;

3).(2х+3у)(х-5у)=2х2-7ху-15у2.

2 вариант.

Выполнить умножение многочленов:

1).(3х-2у)(5х-4у)=15х2-22ух+8у2;

2).(3+ав)(3а-в)=9а2+3а2в-3в-ав2;

3). (а-в)(а+в)=а22;

Видите ли вы красивые результаты?

(а - в)*(а + в)=а22.

Можно ли это равенство назвать формулой ?

Давайте теперь ее назовем.

1). Если (а - в)*(а + в)=а22  , то произведение разности двух  выражений на их сумму  равно разности квадратов этих выражений.(слайд 3)

2).Если  а22  =(а - в)*(а + в) ,то  разность квадратов двух выражений  равна произведению  разности этих  выражений на их же  сумму.(слайд 4)

Мы вывели новую  формулу , которую надо научиться правильно применять. Решаем примеры:

1).Представить в виде многочлена:

  1. (x+4)(x-4)=x2-16
  2. ( 3-m)(3+m)=9-m2
  3. (8+y)(y-8)=y2-64

2).Разложить на множители:

  1. с2-25=(с-5)(с+5)
  2. 81-p2=(9+p)(9-p)
  3. 0,36-y2=(0,6-y)(0,6+y)

Закрепление:  №481

а) .(х-1)(х+1)=х2-1,

№ 482

(3в-1)(3в+1)=9в2-1,

№ 483

(4а-в)(4а+в)=16а22,

№ 484

(3х-5у)(3х+5у)=9х2-25у2,

№ 485

(5х-2у2)(5х+2у2)=25х2-4у4.

Вернемся к нашей цели: найдем произведение

201*199=(200+1)(200-1)=2002-12=40000-1=39999.

А если 732-632 =?

= (73-63)(73+63)=10*136=1360. (слайд 6)

Работа в группах

Задание 2. Составьте из  данных выражений все возможные равенства:

1).(а+1)(1-а)                                                                1).9в42

2).(у-3)(у+3)                                                                2).у2+32

3).(3в2+а)(3в2-а)                                                          3).а2 – 1

4).(3-у)(у+3)                                                                4).9 –у2.

Вывод:1.В сумме можно слагаемые менять местами , а в разности нет;

2.Формулу для суммы квадратов мы не знаем.

Задание 3.Поставьте вместо(*) звездочек знаки действий , а  вместо (…)

Многоточия-выражения , так, чтобы можно было воспользоваться новой формулой (слайд 7):

1).(а-в) *(а*в),

2).(р*с)(…+…),

3).(1*х)(1*…),

4).(10-…)(0,1+…).

Вывод: чтобы воспользоваться полученной формулой ,необходимо ,чтобы было призведение суммы и разности одинаковых  двух выражений.

Задание 4

: Выберите те выражения ,которые могут быть преобразованы по формуле разности квадратов и примените ее :

1).0,5х2 +у(0,5х2-у)

2).(х-у)-(х+у)

3).(х+0,2)(0,2-х)

4).(с-ав)(с+ав)

5).(-2а-в)(2а+в)

6).(-в+а)(а+в).

Вывод: В задании мы столкнулись с разными вариантами записи произведений, к которым можно применить формулу (а+в)(а-в)=а22.

Приложение (слайд 8)

Выберите для таких вариантов одну из схем:

1).(А+В)(А-В)=А2_В2

2).(А-В)(А+В)=А22

3).(-В+А)(В+А)=А22

4).(А+В)(В-А)=В22.

Вывод: 1. Влияет ли порядок записи слагаемых в множителе-сумме на результат преобразования по формуле разности квадратов ?(НЕТ)

2. . Влияет ли порядок записи слагаемых в множителе-разности на результат преобразования по формуле разности квадратов ?(ДА)

3. По какому из множителей (по сумме или разности) удобно записывать разность квадратов?(ПО РАЗНОСТИ)

4. Важен ли порядок множителей в произведении?(НЕТ)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

САМООЦЕНКА

ОЦЕНКА КАПИТАНА

АКТИВНОСТЬ

ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ

СОТРУДНИЧЕСТВО В ГРУППЕ

ПОВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОЦЕНКА

Домашнее задание:

 формулы, №481-485,

1 группа. Найти и показать решение задачи Пифагора «Всякое нечетное число ,кроме            единицы , есть разность двух квадратов.»

2 группа. Доказать формулу геометрическим способом –через площадь квадрата.

3 и 4 группы. Придумать 3 примера применения формулы для быстрых вычислений.

                                                                                                        .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 9 классе на тему:"Сумма п-членов геометрической прогрессии".

Данный материал предназначен для проведения урока в 9 классе. Этот план-конспект заинтересует тех учителей, у которых до сих пор кабинет не оборудован современной техникой (нет интерактивной доски, му...

Конспект урока по 10 классу "Символика в произведениях Достоевского. Значение цвета в романах"

Данный материал является коспектом урока и может помочь в подготовке....

Урок алгебры в 7 классе по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму"

Данный урок – первый урок по теме. Урок с использованием технологии развития критического мышления. На уроке планируется  самостоятельная работа обучающихся: вывод формулы  произведени...

Конспект урока в 6 классе на тему: "Чудо, сотворенное человеком" (на материале произведения А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Тип урока: Урок-семинар. Оборудование:Произведение "Чудесный доктор", портреты на слайде. Цели урока:образовательная –  анализ текста;развивающая &ndash...

Конспект урока по алгебре "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" 7 класс

В публикации представлен конспект урока по алгебре в 7 классе "Разложение многочлена на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности" (тема 33) (авт. Ю.Н. Макарычев и др.)...

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Формула разности квадратов. Разложение разности квадратов на множители"

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: Рассмотреть формулу разности квадратов двух выражений;Рассмотреть еще один способ разложения многочлена на множителиРассмотреть использование формул со...

Конспект урока в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры.

Урок в 8 классе по теме "Квадратные уравнения и способы их решения" с использованием коллективной образовательной технологии на уроках алгебры имеет целью отработать навыки решения квадратны...