спецкурс 6-7 класс
рабочая программа по алгебре (6, 7 класс) на тему

Замалетдинова Халидя Салихзяновна

 спецкурс "Математика вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-7_klass_spetskurs_matematika_vokrug_nas.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Программа «Математика вокруг нас» предназначена для обучающихся 6-7 классов общеобразовательного учреждения. Программа курса учитывает цели обучения математике  в основной школе и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта математического образования.  

             Программа  направлена не только на расширение знаний учащихся в области математики, но и предусматривает возможность компенсации типичных для начального обучения пробелов в подготовке школьников и недостатков в их математическом развитии памяти и внимания.

Цель  моей  программы: 

  • Развитие логического и алгоритмического мышления;
  • создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи;
  • выработка навыков устной монологической речи;
  • создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности;

Задачи моей  программы:

  • Учить работе с дополнительной и справочной литературой;
  • углубить знания учащихся по математике;
  • создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами;
  • развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний;
  • прививать стремление к самостоятельному получению знаний;
  • развитие памяти, внимания и мышления;

Программа рассчитана на 64 часа в год, по 2 часа в неделю.

Организация учебных занятий.


          Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
         Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна привести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения.

  • Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
  • Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение интереса к предмету.
  • Предоставление учащимся возможностей для творческой самореализации и самоорганизации.
  • Вовлечение учащихся в различные школьные  смотры и конкурсы по математике.

Содержание тем учебного курса

Делимость чисел (9 часов)

Признаки делимости на 10, на 5, на 2,на 25,на  50,на 100, на 4, на 6, на 8, на 11, на 15. Вавилонская система счисления. Исторические сюжеты развития математики. Решение логических задач. Решение задач на принцип Дирихле.

Действия с обыкновенными дробями (17 часов)

История возникновения математических терминов и понятий. Решение трех основных задач на дроби. Составление числовых и буквенных выражений, пропорций и линейных уравнений по условию текстовых задач. Топология. Занимательные игры с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание и складывание фигур.

 Действия с рациональными числами (6 часов)

Составление заданий на координатной плоскости. Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского, Эйлера, Лагранжа. Круги Эйлера.

Первые шаги в геометрии (8 часов)

Конструирование. Геометрические головоломки

Решение задач (24  часа)

Решение занимательных задач. Задачи  на движение.

Тематическое  планирование

№ п\п

Тема и содержание

Количество

часов

Дата план

Дата факт

 Делимость чисел – 9часов

1

Признаки делимости на 10, на 5, на 2.

1

2

Исторические сюжеты развития математики

1

3

Признаки делимости на 4, на 6, на 8

1

4

Признаки делимости на 11, на 15.

1

5

Вавилонская система счисления.

1

6

Решение логических задач.

1

7

Решение логических задач.

1

8

Принцип Дирихле

1

9

Решение задач на принцип Дирихле.

1

Действия с обыкновенными дробями – 17 часов

10

История возникновения математических терминов и понятий

1

11

Обыкновенные дроби

1

12

Сравнение обыкновенных дробей.

1

13

Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

1

14

Умножение обыкновенных дробей.

1

15

Деление обыкновенных дробей.

1

16

Решение трех основных задач на дроби.

1

17

Составление числовых выражений.

1

18

Составление  буквенных выражений.

1

19

Составление пропорций.

1

20

Прямая и обратная пропорциональность.

1

21

Решение задач с составлением пропорций

1

22

Составление  и решение линейных уравнений.

1

23

Составление линейных уравнений по условию текстовых задач

1

24

Топология

1

25

Логические задачи.

1

26

Занимательные игры с геометрическими фигурами.

1

Действия с рациональными числами – 6 часов

27

Составление заданий на координатной плоскости.

1

28

Нахождение точек по  заданным координатам.

1

29

Построение точек по заданным координатам.

1

30

Рисуем фигуры на координатной плоскости.

1

31

Знакомство с биографиями Фалеса, Лейбница, Лобачевского.

1

32

Знакомство с биографиями Эйлера, Лагранжа. Круги Эйлера.

1

Первые шаги в геометрии – 8 часов

33

Первые шаги в геометрии

1

34

Конструирование

1

35

Конструирование

1

36

Геометрические головоломки

1

37

Решение геометрических головоломок

1

38

Задачи на разрезание и складывание

Фигур

1

39

Решение задач на разрезание и складывание фигур

1

40

Решение задач на разрезание и складывание фигур

1

Решение задач – 23 часов

41

Решение занимательных задач.

1

42

Задачи  на движение.

1

43

Задачи  на движение по готовым схемам.

1

44

Решение задач на движение по готовым схемам

1

45

Ребусы

1

46

Решение ребусов

1

47

Магические квадраты

1

48

Задачи с магическими квадратами

1

49

Решение задач с магическими квадратами

1

50

Задачи со спичками

1

51

Решение задач со спичками

1

52

Поиск закономерностей

1

53

Решение задач с поиском закономерностей

1

54

Комбинаторные задачи

1

55

Решение комбинаторных задач

1

56

Решение комбинаторных задач

1

57

Задачи на сплавы и смеси

1

58

Решение задач на «сплавы и смеси»,

1

59

Задачи на «концентрацию

1

60

Решение  задач на «концентрацию,

1

61

Задачи на движение

1

62

Решение задач на движение

1

63

Контрольная работа

1

64

Итоговое занятие.

1

Требования к уровню подготовки

В результате изучения спецкурса  учащиеся должны:

  • Правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, десятичная дробь, переход от одной формы записи к другой, решать три основные задачи на дроби;
  • сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше», «меньше» с расположением точек на координатной прямой; 
  • приводить дроби к одному знаменателю;
  • выполнять действия с обыкновенными дробями с разными знаменателями;
  • находить прямую и обратную пропорцию;
  • уметь приводить подобные слагаемые;
  • решать уравнения;
  • решать задачи на все действия с десятичными и обыкновенными дробями;
  • упрощать выражения.

В результате изучения спецкурса, обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • историю возникновения и развития математики, имена известных ученых;
  • понятия основных геометрических фигур их свойства, построение на плоскости;
  • способ измерения расстояний и высот в нестандартных ситуациях;
  • виды симметрии и ее роль в жизни человека;

уметь:

  • использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации;
  • анализировать полученную информацию;
  • планировать свою работу, последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения, фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи;
  • выполнять и составлять некоторые математические ребусы, головоломки, решать зашифрованные примеры;
  • решать комбинаторные задачи;
  • выполнять задания на клетчатой бумаге;
  • различать такие понятия, как точка, прямая, отрезок, луч, треугольник, симметричные фигуры;
  • применять все наиболее известные меры длины для вычислений;
  • измерять высоту  окружающих предметов;
  • решать геометрические головоломки;

Литература

1.Галаева Е.А. Занимательные материалы по математике. – Волгоград. Изд. Корифей, 2006 год.

2.Перельман Я.И. Живая математика: Мат. рассказы и головоломки. – М.: АО «Столетие», 2004 год.

3. Перельман Я.И. Занимательная алгебра; Занимательная геометрия. – М.: АСТ, 2009 год.

4.Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. – Москва, Айрис-пресс, 2008 год.

5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. Уч.пос. для 6-7 классов общеобр. учр.  – Москва. Просвещение, 2003год.

6. И.Л.Соловейчик. «Я иду на урок математики», Пособие для учителя математики «Первое сентября» 2001 г

7. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград

8. «Математика 5-8 классы игровые технологии на уроках», Издательство «Учитель»2007г Волгоград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа спецкурса для 11 класса "Систематизация знаний по биологии"

Программа курса "Систематизация знаний по биологии и подготовка к ЕГЭ" составлена на основе следующих нормативных документов:1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по биологии...

Программа спецкурса в 11 классе "Генетика человека"

Программа спецкурса «Генетика  человека»  рассчитана на старший возраст учащихся.      Содержание материала спецкурса, способствует развитию у учащихся умений ...

Спецкурс для 5 класса "Эпоха Древней Греции"

Указанный спецкурс предполагает творческое проживание характеров персонажей эпохи Древней Греции и наиболее значимых событий того времени, имеет интегрированный характер, обьединяет многие учебные пре...

Рабочая программа по спецкурсу "Байкаловедение" 7 класс

Программа дает возможность сформировать у учащихся 7 класса комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной де...

Спецкурс для 8 класса «Основы компьютерного дизайна и сайтостроения»

Настоящий курс рекомендован учащимся 8-9 классов общеобразовательных школ. Курс изучается в рамках предмета «Технология»....

Практикум по графикам уравнений с модулем для спецкурса в 10 классе экономико- математического профиля.

Практикум по графикам уравнений с модулем для спецкурса в 10 классе экономико- математического профиля....

Рабочая программа спецкурса для 6 класса "Анализ текста. Развитие читательской компетенции"

Рабочая программа направлена на развитие умений работы с текстом, подготовку к работам МЦКО по проверке грамотности чтения...