«Система оценивания обучающихся при решении учебно-познавательных задач в условиях внедрения ФГОС»
статья по алгебре на тему

Михайлова Лариса Валентиновна

Переход школы в режим развития должен сопровождаться изменением стратегии обуче­ния, и, соответственно, способов оценки учебного тру­да школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

   

  «Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивному действию в реалиях современного мира - и есть важнейшие критерии качества полученного им образования»    (А.Б. Воронцов)

                                                                                                 

    Основные требования, предъявляемые к выпускнику средней школы, это умение ставить цель, планировать путь её достижения, самостоятельно добывать и применять знания, оценивать результаты, быть нравственным коммуникабельным человеком, умеющим заботиться о себе и других. В этой связи особую важность приобретает «разработка, согласование и внедрение системы основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала» [1]. Цель школы превратить ребёнка из объекта педагогического воздействия учителя в «субъекта собственной деятельности, субъекта развития» [2]. Школа, ориентированная только лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков уходит в прошлое. Задача современной школы – «формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова» [3].  

    Отметим, что целевыми ориентирами ФГОС является   реализация Требований к достижению планируемых образовательных результатов, которые можно представить как сумму предположений о предельных результатах, сумму способов взаимодействия учителей и учащихся, объективную сумму тех или иных образовательных эффектов. 

     В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

    При переходе на ФГОС учителям предстоит не давать готовые знания, а «учить учиться» детей. Соответственно и оценивать труд учеников надо будет по-новому. Оценку следует выставлять не за знания, а за приобретённые и усвоенные действия, за индивидуальные достижения учащегося, за проделанную им работу. Нормой в работе педагога при оценке обучающихся в процессе повседневной деятельности должно стать умелое, применение индивидуальных эталонов, в контролирующих процедурах — использование стандартных тестов. Базовым умением в осуществлении оценочной функции учащегося должна стать сформированная готовность к самооценке полученного результата, так как учение — это деятельность самоуправляемая, причем вне этой позиции оно не может быть организовано.

    В соответствии с требованиями Федерального стандарта разработана система оценки, которая ориентирует на оценку образовательных достижений ученика. Система оценивания выступает не только как средство обучения, но и как самостоятельный элемент содержания; средство повышения качества преподавания и учения.

Особенностями данной системы являются:

1

динамика образовательных достижений учащихся;

2

оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, т.е. комплексный подход к оценке результатов образования;

3

в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения образовательных программ;

4

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

5

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

6

оценка успешности освоения содержания учебного предмета на основе системно-деятельного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

7

накопительная система оценивания (портфолио), использование которой характеризует динамику индивидуальных образовательных достижений;

        

8

использование таких форм и методов оценки как проекты, творческие работы, самооценка, самоанализ, наблюдения и т.д.

    Концепция и требования стандартов указывают, что оценке в ходе аттестации выпускников подлежит их способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:

  • системы научных знаний и представлений о человеке, обществе, природе, знаковых и информационных системах;
  • умений учебно-познавательной, практической и исследовательской деятельности;
  • коммуникативных и информационных умений.

       

       Оценивание является постоянным процессом. В традиционной практике функция оценивания полностью принадлежит учителю. Собственная оценочная деятельность ученика не формируется. Направляя ребёнка, предоставляя ему возможность отстаивать своё мнение, учитель тем сам помогает ему формировать свою оценочную деятельность, развивает умение анализировать оценочные суждения учителя.

Принципы оценочной деятельности учителя

1

Используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание в зависимости от этапа обучения.

2

Оценивание может быть только критериальным. Нормы и критерии оценивания заранее известны педагогам и учащимся.

3

Оцениваются с помощью отметки не личные качества ребёнка, а результаты деятельности ученика и процесс их формирования.

4

Учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретают навыки и привычку к самооценке и взаимооценках.

5

При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольного выполнения заданий повышенной трудности.

     Принцип критериального оценивания является одним из ведущих принципов оценочной деятельности учителя, так как именно в нём заложены требования к образовательному процессу в целом и результатам деятельности; основные подходы к учебной деятельности, в которой учащиеся становятся субъектами.

     Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень видов деятельности ученика, которые он выполняет в ходе работы и должен освоить в результате выполнения задания. Уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все его шаги по достижению лучшего результата и оцениваются определённым количеством баллов.  

     Рекомендуется использовать при оценке деятельности учащегося:

  • стартовую диагностику;
  • текущее оценивание;
  • итоговое оценивание.

      Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга готовности учащихся к изучению данного курса. Личные результаты каждого ребёнка необходимо учитывать в текущем оценивании.

      В текущем оценивании используются наблюдения, самооценка, самоанализ и другие субъективные методы, основанные на анализе письменных ответов учащихся. Предметом оценки выступают как образовательные результаты, так и процесс их достижения. Используется наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом) дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов). Например: сформированность вычислительных умений, способность сформулировать вопросы к тексту и т.д., а также самооценка и самоанализ учащегося.

     Итоговое оценивание происходит в конце обучения в данном классе, начальной, средней школе. Может проводится в форме накопительной оценки, в ходе целенаправленного сбора данных (например, итогового теста), практической демонстрации применения полученных знаний. Возможна любая комбинация этих форм.

Принципы итогового оценивания:

1

Раздельная оценка достижений базового и повышенного уровней требований к подготовке учащихся

2

Оценивание методом «сложения», при котором фиксируется достижение базового уровня требований и его превышение

3

Кумулятивная (накопительная) оценка

4

Открытость и реалистичность норм и критериев

5

Признание права учащегося на ошибку

6

Признание права учащихся на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью

подтверждения более высокого уровня учебных достижений

       Развитие самооценки у учащихся является одним из условий эффективного взаимодействия учителя и ученика. Намного целесообразнее сравнивать достижения ребёнка относительно его самого, чем сравнение на основе нормативов. Реалистическая оценка способствует повышению мотивации обучения, положительному само восприятию, избавляет школьника от страха потерпеть неудачу в сравнении с другими участниками учебного процесса, от отрицательных эмоций. Самое главное- это оценка того «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». В этом случае оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребёнка к учёбе, знаниям.   Говоря об оценивании нужно учитывать следующие моменты: сначала ребёнок сам себя должен оценить, чтобы оценка взрослого не воспринималась с непониманием, некритично, с отвержением. Самооценку надо использовать как мотивирующее средство, побуждающее школьника к активной работе, стимул действия и поведения в будущем. У ребёнка пришедшего в школу есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими механизмами, поэтому если их не развивать, то данная потребность со временем утрачивается и возникают трудности в обучении.

       Сейчас у педагога для оценивания четыре балла («2»; «3»; «4»; «5») и из них только два положительных. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников. На начальной ступени образования по программе «Школа 2100» был обобщён опыт учителей и создана модель новой технологии оценивания:

1 правило

Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.

2 правило

Учитель и ученик определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

3 правило

За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4 правило

Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

5 правило

За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставиться по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. Ученик не может отказаться от выставления отметки, но имеет право пересдать.

6 правило

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности: необходимый уровень-знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень- функциональной грамотности-«отлично»; необязательный максимальный уровень-«превосходно».

     В средней школе также можно применять данные правила на уроках. Также можно добавить к данным правилам, что нельзя наказывать отметкой. Если отметка спорная, то надо ставить её в пользу ученика (что уже используется при выставлении итоговых отметок в конце года, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ). Выставлять отметки нужно осторожно, чтобы не спровоцировать негативную реакцию учащихся. Поэтому надо учить их критически относиться к себе, реально оценивать себя, воспитывать волю к победе, стремление к знаниям, вводить в их лексикон такие фразы как «я справлюсь», «я уверен в себе», «я добьюсь…», «всё зависит только от меня» и т.д.

    Пусть данная система оценивания ещё несовершенна, но она способствует снижению уровня тревожности, повышению самооценки и качества знаний учащихся. Дети адекватно оценивают свои достижения и достижения одноклассников, понимают, что только трудом можно заслужить хорошую оценку своим действиям и знаниям.

«Оценка-это правильное кровообращение, без неё неизбежны застой и болезненные явления»            

                                    Н. Островский

     

      Накопительная оценка предполагает информацию об учебных достижениях ребёнка, накопленную за продолжительный срок. Также в неё включаются такие возможности учащегося, как умение сотрудничать, приобретение навыков в организации учебной деятельности, работы с информацией, а также данные, которые подтверждают индивидуальный прогресс ученика в различных областях. Что же может служить источником таких данных?

  • листы наблюдений, заполненные учителем по ходу обучения;
  • результаты выполнения проверочных, контрольных работ;
  • папки работ учащихся.

    Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащихся (коллекция работ и результатов учащихся, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения).

Портфолио позволяет решать важнейшие педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся;
  • поощрять их активность и самостоятельность;
  • расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать самооценку;
  • формировать умение учиться-ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность, применять знания на практике.

Примерами таких работ по математике могут служить: записи учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические диктанты, оформленные результаты исследований, проектов, сообщений на математические темы и т.д. Но надо помнить, что если критерии оценок определены нечётко, то портфолио может стать бессистемным собранием работ ученика, которое не отражает его уровень достижений и динамику развития.

   

    Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

     Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

           Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора:

  • - отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов);
  • - осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. 

Типичные ошибки:

  • готовый перечень критериев;
  • несоответствие выбранных критериев характеру работ, подлежащих оцениванию;
  • критерии должны быть заданы очень конкретно.

Три уровня самооценки:

1-й уровень- наиболее высокий

2 уровень-средний

3 уровень -низкий

Он характеризуется реалистичной самооценкой ребенка: преимущественная ориентация при обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличие способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; глубокое и разностороннее содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в проблемных формах.

ему свойственны непоследовательные проявления реалистичных самооценок; ориентация ребенка при обосновании самооценки, в основном, на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, наличие самооценочных суждений самого узкого содержания и их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах

этот уровень отличают преимущественная неадекватность самооценки ребенка; обоснование ее эмоциональными предпочтениями (захотелось), отсутствие подтверждения самооценки анализом реальных фактов, неглубокое содержание самооценочных суждений и употребление их преимущественно в категоричных формах.

Позитивные эффекты:

  • оцениваются потенциальные достижения учеников, отраженные в стремлении двигаться вперед;
  • формируют ученическую самоорганизацию;
  • предоставляют объективные критерии оценки;
  • обеспечивают преемственность.

Советы педагогу для формирования адекватной самооценки школьника:

  • - педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха;
  • - и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям;
  • - работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
  • - педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
  • - педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
  • - обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  • - проводить с детьми релаксационные игры;
  • - предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
  • - предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);
  • - предоставлять детям возможность делать выбор.

На основе изученной литературы и личного опыта можно сделать выводы о достоинствах и недостатках предлагаемой системы оценивания.

Достоинства:

  • Система позволяет нормализовать отношения ученика с родителями, учителями, одноклассниками и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; отследить динамику школьной успешности.
  • В баллах оцениваются не только знания и навыки, но и личные качества обучаемых: активность, умение организовать групповую работу для решения проблем, способность искать неординарные решения.
  • Система формирует умение самостоятельно находить необходимую для работы информацию; навык формулировать выводы, критически оценивать себя и других.
  • Каждый ученик имеет возможность сопоставить своё мнение с мнением учителя и других обучающихся.
  • Нацеливает на здоровое соревнование, ученики видят свои плюсы и минусы и не подвергают сомнению критерии и результаты оценивания.
  • Формируются навыки сотрудничества, наблюдательность, чувство ответственности.

Недостатки:

  • Трудоёмкость, временные затраты.
  • Субъективность при отсутствии чётких критериев.
  • Сложность разработки.
  • Отсутствие в достаточном количестве специальной литературы, методик по составлению комплексных работ.
  • Существует вероятность не достичь желаемых результатов, если ученики не обладают необходимыми знаниями и опытом.
  • Высокий уровень требований к квалификации преподавателя.
  • Формирование собственных критериев оценки может оказаться для ученика достаточно сложным.
  • Материалы портфолио сложно анализировать и обобщать, чтобы выделить рост ученика и динамику его развития.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность способствует формированию коммуникативных навыков ученика, умению обосновывать своё решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Список литературы

[1] Воронцов А.Б. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. -М., 2010.-с.5

[2] Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в условиях федерального образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) //Методические рекомендации. -М., 2003.-с.3

[3] Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в условиях федерального образовательного стандарта начального общего образования (образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) //Методические рекомендации. -М., 2003.-с.3

[4] Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. –М., 2002.-с.5

6. Оценка без отметки. Сборник. Составитель О. Варшавер

7. Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова, А.Я. Горбылева Методика оценки учебных достижений в начальной школе. - М.,2006

8. Макаров Ю. Метод проектов. - Начальная школа, 2006, №10, с.4-7

9. Зайцева И.М. Формирование учебно-познавательных компетенций через проектный метод обучения. -Краснодарский край

10. М.В. Оданович Учебно-познавательные задачи как средство реализации воспитательного потенциала современного урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самооценка как форма оценивания в условиях внедрения ФГОС (из опыта работы)

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения....

«РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС

Развитие и поддержка учебно-познавательной мотивации школьников как условие реализации ФГОС...

Технологии разноуровневого обучения и оценивания коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в условиях внедрения ФГОС НОО.

Статья посвящена основным этапам разноуровневого обучения на уроках английского языка. Указаны преимущества такого обучения, даны варианты оценивания в предлагаемых обстоятельствах. Отмечены соответст...

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете по теме "Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Урок в системе деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и качества жизни....