Технологическая карта урока
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему

Технологическая карта урока математики  в 5 классе по теме: «Сравнение обыкновенных дробей»                                                                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики ЛУНЕВА.В.Л,»Обоянская СОШ №1»                                                                                                    Технологическая карта урока математики  в 5классе по теме: «Сравнение обыкновенных дробей»                                                                                                

Тип урока :изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок исследование

Образовательная цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме

Деятельностная цель урока:формирование у учащихся умений реализации новых способов действий

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные: : овладеть навыками сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями и применением этих навыков при решении задач

Метапредметные(УУД): содействовать формированию умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность, аргументировать, работать в группе, осуществлять самоконтроль                                                                                                                                                                                    

Личностные: способствовать развитию умения точно и грамотно излагать свои мысли в письменной и устной речи, развитию устойчивого познавательного интереса, доброжелательного отношения к окружающим

Межпредметные связи:музыка , искусство

Обеспечение урока: компьютер, проектор, экран, слайды, таблицы, рисунки, тесты, карточки-задания.

Дидактическая структура(этапы урока),время

Смысловой блок(содержание)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Организационный этап

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет, Пусть будет добрым ум у вас, А сердце добрым будет».

С.Я.Маршак

Рассказ

Учитель приветствует учащихся, организует начало урока в стихотворной форме

Ученики слушают

Личностные: умение слушать., доброжелательное отношение к окружающим

Мотивация и актуализация знаний

: Ребята, все вы знаете, что в глубокой древности людям приходилось только считать предметы. В результате чего появились числа 1; 2; 3; 4; 5 …? Которые мы называем? общество развивалось, и людям приходилось не только считать, но и измерять длину, время, вести расчеты за купленные и проданные товары, взвешивать; и не всегда результаты измерений, взвешиваний удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.

Когда же впервые появились дроби? Как их записывали? Как их читали?

Я думаю, что нам будет очень интересно об этом узнать. Давайте послушаем ребят. Они для нас подготовили интересную историческую справку.

Рассказ Беседа самостоятельная работа в игровой форме

Учитель анализирует, настраивает на работу, задает вопросы

Ученики отвечают на вопросы учителя Ученик 1-ый. В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке. Оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (XVII в.) дроби так и называли – «ломаные числа». Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина.

В старину на Руси использовались даже монеты достоинством меньше одной копейки:

                                                                                                  ½ копейки – называли грош

¼ копейки – полушка.

А сами дроби назывались так:

½ - половина        1/5 – пятина

¼ - четь1/3 – треть

1/8 – полчеть        1/6 – полтреть

1/16 – полполчеть        1/12 – полполтреть

1/10 – десятина

Ученик 2-ой: А в Древнем Египте каждая дробь имела свое изображение

Римляне отличались особым названием дробей.

Единица называлась «асс», и в ходу было 18 различных дробей, каждая из которых имела свое название:

 – триенс        – бес

– секстанс        - сескунция

– унция

Ученик 3-ий: Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии. Его стали использовать и арабы, а от них в 12-14 веках оно было заимствовано европейцами.

Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта.

5

Черта дроби стала использоваться около 300 лет назад.

Первым европейским ученым, который стал использовать современную запись, был итальянский купец и путешественник Леонардо Пизанский.

В 1202 году он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в 13 веке Максим Планид – греческий онах, ученый-математик. Ученики слушают,запоминают,анализируют,сравнивают, выполняют задания

Личностные: умение проявлять инициативу, творчество. Метапредметные: Умение анализировать полученную информацию, ориентироваться в теоретическом материале. Предметные:узнать новые исторические сведения о дробях, повторить ранее изученный материал о дробях

Учитель: Спасибо вам за интересные сообщения.

Сегодня, ребята, мы продолжим изучение темы «Обыкновенные дроби». А вот чем конкретно мы будем заниматься, вы сможете узнать, если выполните следующие задания.

Ответы зашифрованы, каждый ответ соответствует своей букве русского алфавита. Только при верном выполнении заданий вы составите нужное слово. Итак, приступаем

Индивидуальная работа, самостоятельная работа

Учитель благодарит, создает проблемную ситуацию на уроке

С1У дроби знаменатель      Р2. Какая часть фигуры закрашена?( )

А3. метра – это … (1 см)

В4. В дроби числитель равен … (2)

Н5. Половина часа – это … минут (30)

Е6. Найди от числа 20. (4)

Н7. Из двух точек А(40) и В(30) левее точка с координатой … (30).

И8. Треть суток – это … часов (8)

Е9. Если радиус равен 2 см, то диаметр равен … ? (4 см)        Ученики самостоятельно выполняют задание делают выводы

Предметные: повторить ранее изученный материал о дробях Личностные: развитие устойчивого познавательного интереса к предмету Метапредметные: умение осуществлять самоконтроль

III. Восприятие и осмысление учащимися нового материала. Первичная проверка пониманий

Учитель: Итак, ребята, какая же тема сегодняшнего урока?

Учитель: Чему же мы должны научиться на уроке?

Учитель: Мы выясним правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и одинаковыми числителями, научимся сравнивать  дроби.

Запишите сегодняшнее число и тему урока: «Сравнение дробей».

Что больше:  или ; или

1.Какая часть фигуры закрашена красным? (2/8)

2.Какая часть фигуры закрашена синим?(3/8) – записать на доске.

3.Каким цветом закрашено больше – синим или красным? (Синим)

4. Какая из двух дробей больше: <  Учитель: 2. а) Постройте прямоугольник длиной 10 клеток, а шириной 1 клетка.

б) разделите его на 10 равных частей;

в) закрасьте прямоугольника красным, а – зеленым;

г) каким цветом закрашено больше? (зеленым);

какая из дробей больше <

3. Магнитная доска.

а) круг разделен на 6 равных частей;

б) я взяла 2 доли. Какую часть круга я взяла? ( )

в) какая часть круга осталась? ( )

г) что больше:  или ?

4. а) Яблоко разрезано на 4 равных части;

б) 1 долю я взяла себе. Какую часть яблока я взяла? ()

в) 2 доли я отдала ученику. Какую часть отдала ученику? ()

г) что больше:  или ?

5. Ребята, так как же сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

Почему < ;    < ?

.

Беседа, фронтальная работа ,дети отвечают на вопросы учителя практическая работа

Учитель задает вопросы, анализирует ответы Подводит учащихся к самостоятельной формулировки правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Обучающиеся формулируют тему урока, цели и задачи урока

Обучающиеся записывают тему урока в тетради

Отвечают на вопросы,анализируют, делают выводы Из двух робей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой больше числитель.                     Выполняют практическую работу ,анализируют, убеждаются ,какая из двух дробей больше Рассматривают на моделях , на практических  примерах разрезания яблока и опять убеждаются в том , какая из двух дробей больше

(Обучающиеся самостоятельно формулируют правило)

 

 Метапредметные: анализировать и формировать умение целепологания ,делать выводы, умозаключение Личностные: формирование эстетического вкуса Предметные: овладевать навыками сравнения дробей с одинаковыми знаменателями

Учитель: Откройте учебник на стр. 146, найдите правило и прочитайте его.

6. Так какая из двух дробей больше

 или ;          или ;          или ;          или .

Учитель: Ребята, кажется, к нам кто-то стучится. Да, это почтальон Печкин. Он принес для вас письмо.

Почтальон. Здравствуйте, ребята! Большой привет вам передают дядя Федор и кот Матроскин (раздает письмо каждому ряду).

Ребята, вскройте конверты и прочитайте послание.

Обучающийся. 1-ое послание: Дорогие 5-ти классники. Я не могу понять, что это за таинственные записи. Помогите мне.

 х ;          х ;                  х ;          х .

Учитель: Ребята, поможем дяде Федору? Запишите решение в тетради.

Обучающийся. 2-ое послание: Мудрые 5-ти классники! Я запутался в расчетах и не могу расставить дроби в порядке возрастания. Помогите мне.

;        ;        ;        ;        ;        

Учитель: А вы знаете, как это сделать? Приступайте.

3-е послание: Ребята, пока я нес для вас послание, в пакет попал снег, и записи стерлись. Помогите восстановить их.

< <

Какое число нужно поставить вместе х, чтобы полученная дробь была больше, чем  и меньше ?

Учитель: Итак, кто готов?

1-ый ряд: кто будет защищать свой ряд? К доске пойдет …

2-ой ряд…

3-ий ряд…

Работа с учебником , индивидуальная работа, фронтальная , работа в парах

Учитель задает вопросы, настраивает на работу

(Обучающиеся сравнивают правило с формулированным раннее  Отвечают на вопросы учителя

 Ученики выполняют задания Каждый ряд поочередно читает послание и приступает к работе.

Каждая парта получает карточку-задание, обучающиеся работают парами).

Ученики записывают решение заданий в тетради , анализируют свои ответы

Личностные:умение работать с учебником, выделять главное. Работать в парах,точно излагать свои мысли Метапредметные:умение ставить цели и достигать ее, осуществлять самоконтроль. ,анализировать Предметные: отрабатывать навыки сравнения дробей

Учитель: Молодцы, ребята! Так какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

Физпауза

Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз»,Повернулась голова – это «два»,Руки вниз, вперед смотри – это «три»,Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять»,

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учитель: Ребята, мы живем в мире звуков (звучат звуки, пение птиц).

Люди давно научились записывать различные звуки с помощью специальных знаков. Звуки человеческой речи записываются с помощью букв, а музыкальные звуки – с помощью нот.

Многие из вас обучаются в музыкальной школе и изучают ноты. Ноты отличаются по длительности их звучания.

Какая нота имеет наибольшую длительность? (Целая).

Самая длинная нота – целая. Ее обозначают        , она звучит

 С точки зрения математики, целая нота – это 1.

Давайте послушаем, как она звучит: 1и, 2и, 3и, 4и.

Нота вдвое короче – половинная, и обозначается    

Нота, которая еще вдвое короче – четвертная ( ) –

Еще меньше по длительности восьмая () -

И, наконец, самая короткая – шестнадцатая () -

Давайте сравним длительность звучания.

Итак, ребята,         >         >                 >

Дробь > , а знаменатели?

Обучающиеся: 2 < 4

> , а знаменатели:

Обучающиеся: 4 < 8

Учитель: Так какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше?

Ученик: Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше.

Так что больше:

или          или         или         или         или

Обучающиеся объясняют и записывают в тетради.

Фронтальная , индивидуальная,           беседа,работа с взаимопроверкой, тестирование

Учитель задает вопрос             Учитель настраивает детей на физпаузу Учитель рассказывает о значении музыки Задает вопросы и подводит детей к формулировки правила сравнения дробей с одинаковыми числителями анализирует ответы детей

(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой больше числитель). Отвечают ученики, запоминают правило сравнения дробей       Под музыку дети выполняют зарядку

Ученики

Устанавливают связь музыки с математикой., делают выводы, сравнивают по длительности звучания.,записывают и выясняют какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше и почему Делают выводы                                       Ученики устанавливют связь математики с искусством, выполняют задания, отвечают на вопросы, записывают в тетрадях и на доске , делают выводы                                Выполняют тестирование  Учащиеся повторяют правила, делают выводы

Личностные :мотивировать детей к сохранению своего здоровья Метапредметные:сравнивать,обобщать, анализировать :Личностные: проявлять инициативу,развивать чувство заинтересованности                           Предметные: Формировать алгометрический стиль мышления, демонстрировать полученные знания на практике Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес. внимательность. сосредоточенность и усердие

IV. Первичное закрепление и коррекция полученных знаний

Все вы, ребята, знаете о значимости математики. Лозунг «Без математики невозможна никакая наука».

Сегодня мы поговорим о пропорциях человеческого тела. Я вам прочитаю высказывание известного древнего зодчего Витрувия. Вы должны выписать все дроби, которые встретятся в тексте.

Он говорил, что человеческое тело таково: лицо от подбородка до верха, где начинаются волосы, составляет десятую часть человека. Такую же длину имеет вытянутая ладонь. Голова же человека составляет восьмую часть; от верхней груди до того места, где начинаются волосы, – шестая часть. Также ступня составляет шестую часть человека, локоть – четвертую часть, грудь – четвертую часть.

                                        

Назовите наименьшую из дробей, наибольшую из дробей.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание в тетрадях, производят взаимопроверку. Затем один учащийся записывает решение у доски и объясняет решение.

(Звучит легкая музыка.)

Учитель: У каждого на парте находятся задания. К каждому заданию предлагаются несколько ответов. Вы должны выбрать один верный ответ.

Выписав буквы верных ответов, у вас получится нужное слово. Итак, приступили.

1 вариант – какое слово получилось – «УМНИЦА».

2 вариант – «МОЛОДЕЦ».

Поднимите руку, кто получил это слово.

Молодцы. Ребята, я рада за вас.

Так что же больше:  или ; или ?

Почему?

Обучающиеся объясняют, повторяют правила.

Беседа,индивидуальная работа, фронтальная

Учитель зачитывает высказывание, задает вопросы ученикам

Ученики устанавливают связь математики с искусством, выполняют задания, отвечают на вопросы, записывают в тетрадях и на доске , делают выводы                                Выполняют тестирование  Учащиеся повторяют правила, делают выводы

Предметные: Формировать алгометрический стиль мышления, демонстрировать полученные знания на практике Личностные: развивать устойчивый познавательный интерес. внимательность. сосредоточенность и усердие

V. Рефлексия

1. Учитель.         Завершается урок.

Он прошел, ребята, впрок?

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?На уроке не зевали?

2. Итак, ребята, что нового вы узнали на уроке?

Кто хорошо понял тему и может поделиться своими знаниями?

Кому нужно еще потренироваться?

3. Учитель оценивает работу обучающихся на уроке.

Беседа

Анализирует, эадает вопросы. Учитель оценивает работу обучающихся на уроке.

Ученики проводят анализ урока

Личностные: понимать критерии контроля ,развивать чувство позитивной моральной самооценки,

IV. Домашнее задание

Домашнее задание:                     § 24, №№ 966, 967, 969. Учить правило

Слова благодарности детям.

Рассказ

Учитель сообщает домашнее задание, задание дифференцированное.

Обучающиеся задают вопросы по домашнему заданию (если что-либо не понятно

Личностные : точно и грамотно излагать свои мысли

Учитель математики ЛУНЕВА, В, Л.» Обоянская СОШ №1»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...