Решение задач по теме "Сплавы, растворы, смеси"
учебно-методический материал по алгебре (9 класс) на тему

Интегрированный урок по алгебре и химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по алгебре и химии по теме:

 «Решение задач по теме: «Сплавы, растворы, смеси»».

Цели:

- рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы;

- познакомиться с приёмами решения задач в математике и химии;

- рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя;

- изучить виды сплавов;

- рассмотреть практическое значение сплавов;

- подготовка к ОГЭ.

Ход урока.

1. Организационный момент. Сообщение  темы  и  целей  урока.(Презентация. Слайд 3 )

Учитель математики.

- Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок алгебры и химии по теме: «Решение задач по теме: «Сплавы, растворы, смеси»». Цель урока: показать применение математики в различных сферах деятельности человека.

2.Актуализация  знаний.

- Какие типы текстовых задач вы должны научиться решать в школе?(Презентация. Слайд 4) (задачи на части и проценты; задачи с целочисленными данными; задачи на движение; задачи на работу; задачи на бассейны и трубы; задачи на сплавы, растворы и смеси). 

- Сегодня мы будем учиться решать задачи на сплавы, растворы и смеси, и, так как эти задачи тесно связаны с химией, то мы будем их рассматривать с позиции химии и математики. Вспомним, что такое сплавы, растворы, поговорим об их значении в природе, жизни и деятельности человека.

     

Учитель химии. Рассказ о смесях и сплавах. (Презентация. Слайд 5)

   

 Учитель математики.

- Работаем устно. Ответьте на вопросы.Что такое 1%? (Презентация. Слайд 6)

- Как число процентов представить в виде десятичной дроби?

- Как число выразить в процентах?

 - Представьте в виде десятичной дроби: 1%, 5%, 15,2%.(Презентация. Слайд 7)

- Вычислите: 5% от 20; 10% от 1,8; 36% от 8; х% от 7; х% от у.(Презентация. Слайд 8)

- Как найти дробь от числа, процент от числа?

   

  Учитель химии. Рассказ о сплавах и их значении. (Презентация. Слайд 9)

   

   Доклад ученика о латуни, мельхиоре, дюралюминии. (Презентация. Слайды 10 - 12)

3.Изучение нового материала.

     Учитель математики. 

     - Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют сплавы. Краткую запись к таким задачам удобно оформлять в виде таблицы. (Раздать обучающимся заготовки таблиц для оформления условия и решения задачи).

     Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г   20%- го сплава и 200 г  40%-го сплава.  (Презентация.  Слайд 14).

     Вопросы для обсуждения. По ходу рассуждений, учащиеся заполняют таблицу, записывают решение задачи.

1.Необходимо разобраться в том, какие понятия рассматриваются в задачах на сплавы и  растворы.

   1) О чём речь в задаче? (О сплавах, об их массе, о том, что в сплавах содержится олово и о процентном содержании олова в сплавах).

   2) Сколько сплавов рассматривается в задаче? (Два).

   3) Что с ними произошло? (Их сплавили, в результате из двух сплавов получили один).

2.Какие величины известны в задаче? Внесите эти данные в таблицу.

3.На сколько вопросов необходимо ответить? (Заполняя таблицу ещё раз повторить, как найти процент от числа, понятие «всего»).

4.Как найти: какую часть составляет олово от массы всего вещества? (Массу олова разделить на массу всего вещества). Как, полученное число представить в виде процентов? (Разделить число на 100%).

   

 Задача 2. Вычислите массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора, содержащего 80% меди и 20% никеля. (Презентация.  Слайды 15 - 16).

     Решение задачи обсуждают с учителем химии. Учащиеся по ходу рассуждений заполняют таблицу, записывают решение задачи.

   

 Доклад учащегося по теме: «Растворы в быту». Рассказ об уксусной кислоте и перекиси водорода. (Презентация.  Слайды 18 - 21).

Учитель математики.

     - Рассмотрим алгоритм решения задач, в которых фигурируют растворы.

     Задача № 7.53, стр. 53. (Алгебра. 9 класс. Задачник. А.Г.Мордкович и др.).

При смешивании 40%-го раствора соли с 10%-м раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято? (Презентация.  Слайд 22).

    Обсудив с учителем алгоритм решения задачи, и заполнив таблицу данных, учащиеся составили и решили систему уравнений

  Отсюда х = 300 г – масса 40% раствора, у = 800 – 300 = 500 (г) – масса 10% раствора.

Ответ: 300г, 500г.

4. Закрепление нового материала. Подготовка к ОГЭ.

     - С целью подготовки к ОГЭ, решаем задачи из сборника ГИА – 9 под ред. Ф.Ф. Лысенко. Учащиеся решают самостоятельно с дальнейшей самопроверкой. В случае затруднений при решении задач, учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся.

       Задача. К 20%-ному раствору добавили 5 килограмм соли, и он стал 36%-ным. Сколько ещё соли надо добавить, чтобы получить 60%-ный раствор? (Презентация.  Слайд 23).

         Задача. К 25%-ному раствору добавили 6 кг соли, и он стал 40%-ным. Сколько ещё соли надо добавить, чтобы получить 50%-ный раствор? (Презентация.  Слайд 24).

        Задача 5. Каустик (NaOH) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора? (Презентация.  Слайд 25).

5. Итоги урока.

    - Просмотрите все таблицы, которые вы заполнили при решении задач, и постарайтесь сформулировать алгоритм решения задач на сплавы, растворы и смеси.

 (1.Выяснить: какие понятия рассматриваются в задаче?

   2. Определить, какие величины известны в задаче? Заполнить таблицу.

   3. Применяя правило нахождения процента от числа, выполнить действия.

   4. Если не хватает данных, ввести переменные, и далее, применяя правила, составить и решить уравнение или систему уравнений.)

 

6. Домашнее задание. 7.54; 7.1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок математики и химии 9 класс Учитель математики: ПодпальнаяМ.В. Учитель химии: Арзуманян Л.С. МОУ СОШ № 18 п.Демино

Слайд 4

задачи на части и проценты; задачи с целочисленными данными; задачи на движение; задачи на работу; задачи на бассейны и трубы; задачи на сплавы, растворы и смеси.

Слайд 5

СМЕСИ – СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ И БОЛЕЕ ВЕЩЕСТВ. ОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГОМОГЕННЫЕ Раствор–однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества и растворителя. Например, раствор сахара в воде. НЕОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГЕТЕРОГЕННЫЕ Например, мутная речная вода, гранит. Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл. Неоднородные чугун Однородные Латунь, Бронза.

Слайд 6

П Р О Ц Е Н Т Ч И С Л О : 100 * 100

Слайд 7

1% = 1 : 100 = 0,01 5% = 5 : 100 = 0,05 17,5% = 17,5 : 100 = 0,175

Слайд 8

Показать решение Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь 1) 20 ∙ 0,05 = 1 Теория 2) 1,8 ∙ 0,1 = 0,18 3) 8 ∙ 0,36 = 2,88 4) 7 ∙ 0,01х = 0,07х 5 ) у ∙ 0,01х = 0,01ху

Слайд 9

СПЛАВЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл. Представители: латунь мельхиор дюралюминий сталь чугун.

Слайд 10

Латунь – медно-цинковый сплав. Используется для изготовления монет – 10 и 50 копеек

Слайд 11

Мельхиор – сплав меди(80%) и никеля (20%), похож на серебро. Используется для изготовления столовых предметов и монет – рублёвые и двухрублёвые монеты. Пятирублёвые монеты – медные, покрыты мельхиором .

Слайд 12

Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец и никель.

Слайд 13

ЗАДАЧИ О СПЛАВАХ

Слайд 14

Сплав Масса сплава, г Процентное содержание олова Масса олова, г 1 -й 2 -й Всего 300 200 ? [ 300 + 200 = =500 ] 20 % = 0,2 40 % = 0,4 ? [140 : 500 = 0,28] ? [300 · 0,2 = 60 ] ? [200 ∙ 0,4 = 80 ] ? [ 60 + 80 = 140 ] Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20% - го сплава и 200 г 40% сплава.

Слайд 15

ВЫЧИСЛИТЕ МАССОВЫЕ ДОЛИ МЕДИ И НИКЕЛЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА 25 кг МЕЛЬХИОРА, СОДЕРЖАЩЕГО 80 % МЕДИ И 20% НИКЕЛЯ. ЧАСТИ ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАССА, КГ МЕДЬ 80 % = 0,8 ? НИКЕЛЬ 20% = 0,2 ? СПЛАВ 100% = 1 25 кг (0,2 * 25 =5 кг) (0,8 * 25 =20 кг)

Слайд 16

ЧАСТИ МАССА, Г ПРОЦЕНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕДЬ 128 ? ЦИНК 0,5 моль - ? г СПЛАВ ? КАКОЙ ЦВЕТ ИМЕЕТ ЛАТУНЬ, ПОЛУЧЕННАЯ ПРИ СПЛАВЛЕНИИ 128 Г МЕДИ И 0,5 МОЛЬ ЦИНКА? БЕЛАЯ ЛАТУНЬ СОДЕРЖИТ 20-40 %, А КРАСНАЯ - 80% МЕДИ. 0,5 моль*65г/моль=32,5 г 128+32,5=160,5 г 128:160,5=0,8 СОДЕРЖАНИЕ МЕДИ 80%, ЦВЕТ ЛАТУНИ - КРАСНЫЙ

Слайд 17

РАСТВОРЫ В БЫТУ

Слайд 18

Уксусная кислота. В природе уксусная кислота распространена в свободном виде или в виде солей в растениях. Уксусная эссенция – 80%-ый раствор. Её нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов.

Слайд 19

Водный раствор уксусной кислоты ,полученной из вина (5-8%) называют винным уксусом. Разбавленный (6-10%) раствор уксусной кислоты под названием «столовый уксус» используют для приготовления майонеза, различных маринадов.

Слайд 20

Перекись водорода – Н 2 О 2 Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром в 1818 г. Перекись водорода как лекарственное средство чаще всего используется в виде 3%-го раствора который продаётся в аптеке.

Слайд 21

Перекись водорода. При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробные свойства. Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающие и дезинфицирующие средства.

Слайд 22

Раствор Масса раствора , г Процентное содержание соли Масса соли, г 1 -й 2 -й Всего ? х ? у 800 40 % = 0,4 10 % = 0,1 21,25%= =0,2125 ? 0,4 х ? 0,1 у ? 800 ∙ 0,2125 = =170

Слайд 23

Раствор Масса , кг Процентное содержание соли Масса соли, кг 1 - й х 20%=0,2 0,2 х добавили 5 5 Получили новый раствор х + 5 36%=0,36 0,36(х+5) Новый раствор 20+5=25 36%=0,36 25 • 0,36 =9 добавили у у получили 25+у 60%=0,6 0,6 (25+у)

Слайд 24

Раствор Масса раствора Процентное содержание соли Масса соли 1-й добавили у у получили 30 + у 50%= 0,5 0,5(30 + у) Х + 6 40%=0,4 0,4(х +6) Новый раствор 24+6= 30 40%=0,4 30• 0,4= 12 х 6 Получили новый раствор 25%=0,25 0,25х 6 добавили

Слайд 25

Задача 5. Каустик ( NaOH ) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора? Раствор Масса раствора,г Процентное содержание каустика Масса чистого вещества (каустика), г 1-й ? х 5% =0,05 ? 0,05х 2-й 60 г 5 0 % =0,5 ? 60 ∙ 0,5= 30 Раствор для стирки ? у 15% = 0,15 ? 0,15 у

Слайд 26

Задачи на дом 7.54; 7.1

Слайд 27

Используемая литература: 1.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. – 13-е изд.. стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 215 с. 2.Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [ А. Г. Мордкович и др. ] ; под ред. А. Г. Мордковича. – 13-е изд.. стер. – М. : Мнемозина, 2011. – 271 с. 3. Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» / Е.Офицерова. - Газета «Математика». №13/2010. 4.Задачи на смеси и сплавы / Н.И. Прокопенко. – М. : Чистые пруды, 2010. – 32с. : ил. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Математика». Вып. 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные методы решения задач на смешивание растворов

Математика многообразна и многогранна. Существует ряд ситуаций, когда при изучении какой-либо темы по физике, химии, биологии и т.д. затрагиваются понятия математики, например, суще...

Проектная работа учащегося "Способы решения задач по теме «Растворы. Массовая доля растворённого вещества»"

Основная часть данной проектной  работы  включает  в себя  2 раздела: теоретический и практический. В теоретическом  разделе описываются способы решения различных типов задач ...

Решение задач по теме растворы, смеси. сплавы.

Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, вещества или разбавлять что-либо водой.    Самый известный и главный сплав в истории цивилизации – это всем известная ст...

Решение задач на сплавы и смеси

Принцип решения задач на сплавы, смеси складывается из того что – бы по условию задачи составить схему, на которой наглядно указывается вес всего вещества (внутри «вёдер») и вес сухого вещества, содер...

Конспект урока химии « Решение задач по теме «Растворы»

Конспект урока химии8 классТема « Решение задач по теме «Растворы»...

Методическая разработка"Решение задач на концентрацию, сплавы, смеси"

Поиск решения задач на примерах задач на концентрацию Задачи на смеси и сплавы при первом знакомстве с ними вызывают у учащихся общеобразовательных классов затруднения. Самостоятельно справиться с ни...