Открытый урок математики в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме

Разработка содержит: план-конспект урока, приложения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план-конспект урока32.76 КБ
Файл приложение печать65.22 КБ
Файл презентация658.52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №92

г.о. г. Воронеж

 «Решение задач с помощью рациональных уравнений»

конспект урока алгебры в 8 классе

Автор: учитель математики

Жиляева Л. И.

2015

Характеристики урока (занятие)

Уровень образования:  основное общее образование

Целевая аудитория:  учащиеся

Класс:  8  класс

Предмет:  алгебра

Цель: создание условий для передачи опыта по применению деятельностного метода обучения на уроках математики при решении задач с помощью рациональных уравнений.

 Задачи:

1. показать способы применения деятельностного метода обучения; 2.отследить эффективность открытого урока  через рефлексию участников.

Используемое оборудование:  проектор, компьютер, учебник «Алгебра» 8 класс  «Просвещение» авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова, под редакцией С.А.Теляковского.

Урок систематизации и обобщения знаний и умений. 8  класс, алгебра.

Тема: Решение задач с помощью рациональных  уравнений.

Цели урока:

Обучающая:

закрепление понятия дробного рационального уравнения;

составление математической модели задачи, перевод условия задачи с обычного языка на математический;

умение проверять соответствие найденного решения условию задачи;

проверка уровня усвоения темы путем проведения проверочной работы.

Развивающая:

развитие умения правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить;

развитие интеллектуальных умений;

развитие умения принимать решения.

Воспитательная:

воспитание познавательного интереса к предмету;

воспитание самостоятельности при решении учебных задач;

воспитание воли и упорства для достижения конечных результатов.

Задачи: 1)актуализировать знание решения дробных рациональных уравнений,  умение решать задачи при помощи рациональных уравнений; добиться усвоения алгоритма решения задач;

2) УУД: - Познавательные: овладение основами логического и алгоритмического мышления;

Регулятивные: развитие умения  читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать  свою точку зрения;

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками,

3) - воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: презентация, конспект урока, компьютер, проектор.

Ход урока:

комментарии

1. Организационный момент.

Пусть математика сложна,

Ее до края не познать

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать.

Чтобы двери в мир математики открывались как можно легче, мы сегодня будем учиться… Чему?

Ребус этот разреши,

А ответ нам напиши

Сей ответ встречаешь часто,

Не решаешь их напрасно. (Слайд 3)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Работать сегодня мы будем в парах и индивидуально.

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнёра.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД.

Перейдём к следующему этапу урока.

  1. Актуализация знаний.

Для того, чтобы достичь успеха, выполним подготовительную работу.

2.1Фронтальный опрос, устная работа с классом. (В это время два ученика работают у доски по карточкам)

  1. Какие уравнения называют дробно-рациональными уравнениями?
  2. Что называют корнем уравнения с неизвестным х?
  3. Что значит решить уравнение?
  4. По какому правилу решают дробно-рациональные уравнения? Что может произойти при отклонении от этого правила?
  1. Решение квадратных уравнений с помощью различных приемов. (Слайд 4,5)

Взаимоконтроль под копирку, выставление баллов в лист оценивания

На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для решения задач и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.

3. Обобщение и систематизация знаний.

Предыдущие уроки показывают, что вы легко составляете таблицу по условию задачи.Проверим себя: как успешно мы научились составлять уравнения

Рассмотрим пример.

(Слайды 6-7)

выставление баллов в лист оценивания

Решение задачи (Слайд 8)

На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание .. Формируются познавательные УУД.

Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. Формируются коммуникативные УУД,

Учитель проверяет решение задачи, учащиеся комментируют, как решали задачу.

4.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в тетрадях по карточкам.

ЗАДАНИЕ №1. Я знаю как составить уравнение в задачах:

  1. Расстояние в 30 км один из двух лыжников прошел на 20 мин быстрее другого. Скорость первого лыжника была на 3 км/ч больше скорости второго. Какова скорость каждого лыжника?

А:  ;   Б:  ;   В:  ;    Г:   .

 2. Скорость велосипедиста на первой половине пути была на 3 км/ч больше, чем его скорость на второй половине пути. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если весь путь в 90 км он преодолел за 5,5 ч?

А:  ;   Б:  ;   В:  ;   Г: 5,5(х+(х+3))=90.

В зависимости от ответов предлагается задача для самостоятельного решения

На данном этапе формируются познавательные УУД: использовать полученную информацию в деятельности, развитие мыслительных операций, решать задания по аналогии, используя алгоритм действий,  дети учатся самостоятельно применять  знания в новой ситуации. Формируются регулятивные УУД. Каждый делает для себя вывод, что он уже умеет. Формируются личностные УУД (самоконтроль, самооценка, саморефлексия, способность к саморазвитию)

5. Выполнение контролирующего задания по изученной теме

Индивидуальная работа выполняется на листочках.

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

На данном этапе предлагаются не только задания, при решении которых используется новый алгоритм, но и  выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с ранее изученным. Выполняются универсальные логические действия: анализ, синтез.

 Дети учатся находить информацию в тексте задачи, выделять главное, применять новые знания в другой ситуации. Формируются познавательные УУД.

6.Домашнее задание .

1.Составить квадратные уравнения, решаемые с помощью приемов устного решения уравнений ( по два каждого вида)

2.Сдам ГИА № 338585,№338967, №338660.

Д/з включает в себя как репродуктивное задание, так и творческое, что позволяет вызвать у детей познавательный интерес. Формируются познавательные УУД,

  1. Рефлексия УД на уроке.

- Итак, над какой темой мы работали? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

- В чём испытывали трудности?

- Где можем применить новые знания? (При решении задач)

- Оцените работу вашего партнёра и себя (слайд 9) Предлагаю вам составить синквейн по итогам нашего урока (слайд10)

Молодцы. Спасибо за урок.

В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы   партнеров, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ №1. Я знаю как составить уравнение в задачах:

. Расстояние в 30 км один из двух лыжников прошел на 20 мин быстрее другого. Скорость первого лыжника была на 3 км/ч больше скорости второго. Какова скорость каждого лыжника?

А: ; Б: ;   В: ;    Г: .

. Скорость велосипедиста на первой половине пути была на 3 км/ч больше, чем его скорость на второй половине пути. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если весь путь в 90 км он преодолел за 5,5 ч?

А: ;   Б: ;   В: ;   Г: 5,5(х+(х+3))=90.

________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №1. Я знаю как составить уравнение в задачах:

. Расстояние в 30 км один из двух лыжников прошел на 20 мин быстрее другого. Скорость первого лыжника была на 3 км/ч больше скорости второго. Какова скорость каждого лыжника?

А: ;   Б: ;   В: ;    Г: .

. Скорость велосипедиста на первой половине пути была на 3 км/ч больше, чем его скорость на второй половине пути. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если весь путь в 90 км он преодолел за 5,5 ч?

А: ;   Б: ;   В: ;   Г: 5,5(х+(х+3))=90.

ЗАДАНИЕ №1. Я знаю как составить уравнение в задачах:

. Расстояние в 30 км один из двух лыжников прошел на 20 мин быстрее другого. Скорость первого лыжника была на 3 км/ч больше скорости второго. Какова скорость каждого лыжника?

А: ;   Б: ;   В: ;    Г: .

. Скорость велосипедиста на первой половине пути была на 3 км/ч больше, чем его скорость на второй половине пути. С какой скоростью велосипедист проехал вторую половину пути, если весь путь в 90 км он преодолел за 5,5 ч?

А: ;   Б: ;   В: ;   Г: 5,5(х+(х+3))=90.


ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности

__________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИЕ №2.

 уровень сложности.

Два велосипедиста одновременно отправляются в 60-километровый пробег. Первый едет со скоростью на 10 км/ч большей, чем второй, и прибывает к финишу на 3 часа раньше второго. Найдите скорость велосипедиста, пришедшего к финишу вторымуровень сложности.

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

ЗАДАНИ Е №2

II уровень сложности

Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 165 км и после стоянки возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если скорость течения равна 4 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в пункт отправления теплоход возвращается через 18 часов после отплытия из него.

____________________________________________________________________________

Карточка 1.

Решить уравнение:

Карточка 2.

Решить уравнение:

Фамилия, имя

Задание

Ребус

1 балл

Квадратные

уравнения

6 баллов

Дробно-рациональные

уравнения

3 балла

Задача

№1

1 балл

Задача

№2

1 балл

Всего

баллов

Оцека

Кол-во баллов

Фамилия, имя

Задание

Ребус

1 балл

Квадратные

уравнения

6 баллов

Дробно-рациональные

уравнения

3 балла

Задача

№1

1 балл

Задача

№2

1 балл

Всего

баллов

Оцека

Кол-во баллов

Фамилия, имя

Задание

Ребус

1 балл

Квадратные

уравнения

6 баллов

Дробно-рациональные

уравнения

3 балла

Задача

№1

1 балл

Задача

№2

1 балл

Всего

баллов

Оцека

Кол-во баллов

Фамилия, имя

Задание

Ребус

1 балл

Квадратные

уравнения

6 баллов

Дробно-рациональные

уравнения

3 балла

Задача

№1

1 балл

Задача

№2

1 балл

Всего

баллов

Оцека

Кол-во баллов

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений

Приемы устного решения квадратных уравнений


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений ТЕМА УРОКА

Слайд 2

Пусть математика сложна, Ее до края не познать Откроет двери всем она, В них только надо постучать. Математика – это язык, на котором написана книга природы . (Г. Галилей)

Слайд 3

Ребус этот разреши, А ответ нам напиши Сей ответ встречаешь часто, Не решаешь их напрасно. Чтобы двери в мир математики открывались как можно легче мы сегодня будем учиться… Чему? ЧА ДА

Слайд 4

Книга книгой, а мозгами двигай! (Б) (Р) (А) (В) (О) (К) (Л) (!) БРАВО!

Слайд 5

Книга книгой, а мозгами двигай!

Слайд 6

ВЫБЕРИ ВЕРНО СОСТАВЛЕННОЕ УРАВНЕНИЕ . v скорость ( км / час ) t время (час) s расстояние (км) I авт x на 1ч больше 240 II авт x+20 240 v скорость ( км / час ) t время (час) s расстояние (км) I авт x 240 II авт x+20 240

Слайд 7

Заполни пропуски и составь уравнение . За 1 день, произ-ть ( деталей ) Время работы (дней) Всего (деталей) мастер x 84 ученик x- 4 80 Мастер тратит на один день меньше на 1 день больше

Слайд 8

Реши задачу . v скорость ( км / час ) t время (час) s расстояние (км) По теч 45 Против теч 45 Пусть х км / ч –собственная скорость лодки. Известна скорость течения реки-2 км / ч.

Слайд 9

Критерии оценивания . 11-12 баллов – «5» 9-10 баллов – «4» 6-8 баллов – «3»

Слайд 10

Задача Трудная, непонятная. Думать, рассуждать, решать. Развивает логическое мышление. Получится! СИНКВЕЙН

Слайд 11

1.Составить квадратные уравнения, решаемые с помощью приемов устного решения уравнений ( по два каждого вида) 2.Сдам ГИА № 338585, №338967, №338660 . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ .

Слайд 12

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: "Решение задач с помощью рациональных уравнений". ФГОС

Урок открытия нового знания разработан в соответствии с ФГОС....

Разработка урока по теме: "Решение задач с помощью рациональных уравнений", 8 класс

Разработка урока в 8 классе "Решение задач с помощью рациональных уравнений"...

Разработка урока по теме «Решение задач с помощью рациональных уравнений, применяя метод подобия. ( первый урок по теме)» (8 класс)

На уроке показано, как для решения задачи можно применять подобие треугольников.Данная разработка урока содержит технологическую карту....

Урок по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Тема урока «Решение задач с помощью рациональных уравнений». Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся, знакомство с новым материалом. Задачи: 1)Обучающие :обобщение и систематизация з...

Презентация к уроку по теме "Решение задач с помощью рациональных уравнений"

Пожелания учащимся: 1. Увеличить объем своих знаний на уроке. 2. Смело высказывать свое мнение, приводить свои способы решения задач, сомневаться, и даже ошибаться в чем-то. 3. Сделать себе уста...

Открытый урок по алгебре «Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на совместную работу)»

laquo;Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений (на совместную работу)» /деловая  игра/Вид урока:  деловая игра Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, группова...

Конспект урока на тему "Решение задач с помощью рациональных уравнений. Задачи на движение"

В данном конспекте показано, как с помощью рациональных уравнений можно решать различные задачи, как по реальной ситуации составить математическую модель....