Программа элективного курса «Решение задач с практическим содержанием» для учащихся 10-11 классов
элективный курс по математике (10, 11 класс) по теме

Решение задач ЕГЭ на элективном курсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_s_pr_sod_novyy.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Чернышевская СОШ Высокогорского района Республики Татарстан

Программа элективного курса

«Решение задач с практическим содержанием»

для учащихся 10-11 классов

Автор программы:

 Мавлютова Чулпан Хадзятовна

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

    Современная общеобразовательная школа вместе со всем российским обществом переживает период обновления. Одним из направлений модернизации школы становится дифференциация и индивидуализация обучения.

    Сегодня содержание образования рассматривается как обобщенный социальный опыт человечества, состоящий из четырёх элементов:

    1.Опыта познавательной деятельности или знаний.

    2.Опыта осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу.

    3.Опыта творческой деятельности или умений принимать нестандартные решения.

    4. Социального опыта и ценностных ориентаций.

    Таким образом, в содержании образования всё более важным становится    компетентностный  подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

    Предлагаемый курс " Решение задач с практическим содержанием"   сможет привлечь внимание учащихся 10-11 классов, которым интересна математика, и которые хотят закрепить знания, умения и приобрести прочные навыки в решении задач с практическим содержанием. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня их математической подготовки через решение тренировочных упражнений.

    Задачи с практическим содержанием в последние годы стали широко использоваться  на  едином государственном  экзамене по математике. К сожалению, эти задачи либо малы, либо вообще не представлены в учебниках для массовых школ.

    Навыки в решении задач с практическим содержанием необходимы любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения. Материалы данного курса содержат методы, которые позволяют решать обширный класс задач с практическим содержанием, и, безусловно, могут использоваться учителем как на уроках математики в 10-11 классах, так и на факультативных и дополнительных занятиях. Основная задача обучения математике ˗˗ обеспечение прочного овладения учащимися системой математических знаний и умений. Наряду с ней данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие  математических способностей,  ориентацию на профессии, связанные с математикой.

    Данный курс рассчитан на 17 часов, предполагает чёткое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Большинство занятий по решению задач состоят из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи самостоятельного решения. Основными формами организации учебных занятий являются:  лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Многообразный дидактический материал даёт возможность отбирать дополнительные задания для учащихся с разной степенью подготовки. Всё направлено на развитие интереса школьников к предмету, на решение новых и интересных задач, на расширение представлений об изучаемом материале. Программа может быть использована в классах с любой степенью подготовленности, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся.

    В программе даны цели и задачи,  содержание курса "Решение задач с практическим содержанием"; приведено календарно-тематическое планирование с указанием форм проведения занятий;  названы умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться учителю;  приведены критерии уровня усвоения учащимися курса "Решение задач с практическим содержанием"; имеется список литературы.

    По окончании курса учащиеся должны сдать зачет.

                           

Цели и задачи курса

     Цели курса:

    1. Помочь повысить уровень понимания в таких вопросах как:

    а) решение текстовых задач с практическим содержанием;

    б) решение социально-экономических  задач;

    в) графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы;

    г) задачи с формулами;

    д) задачи на вычисление площадей геометрических фигур;

    е) решение задач на работу и движение.

     2. Научить учащихся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

     3. Создать базу для развития способностей учащихся; помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.

    Задачи курса:

    1. Научить учащихся решать задачи с практическим содержанием.

    2. Научить учащихся решать социально-экономические задачи.

    3. Научить учащихся выполнить графические задания, задания со столбчатыми и круговыми диаграммами, гистограммами.

   4. Научить учащихся решать задачи с формулами.

   5. Научить учащихся вычислить площади геометрических фигур.  

    6. Научить учащихся решать задачи на работу и движение.

    6.Научить учащихся строить и исследовать простейшие математические модели.

    7.Углубление знаний, совершенствование умений и навыков по математике.

    8.Освоение учащимися математических навыков и  практических умений.

    10.Воспитание  у учащихся ответственности и любви к математике.

    11.Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

  12. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по математике, а также к выбору дальнейшей профессии.

 

 

    Курс ориентируется на содержание образовательного минимума содержания курса математики и существенно дополняет его практическими сведениями.

    Курс построен на неразрывном единстве новых знаний и социального опыта учащихся, практических действий по решению конкретных математических задач.

    Наконец, представленный курс позволяет выйти за рамки строго урочной деятельности и включиться в активную социальную жизнь, опираясь на полученные знания.

                

Содержание программы

Тема 1.   Задачи с практическим содержанием(2 часа).

Занятие 1. Значение практических задач в жизни современного человека.

Методы обучения: лекция, объяснение.

Форма  контроля: устный опрос.

Занятие 2. Виды задач с практическим содержанием в заданиях ЕГЭ.

Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 2. Простейшие задачи с практическим содержанием(4 часа).

Занятие 3. Решение простейших текстовых задач.  

Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 4. Графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы.

Методы обучения: объяснение, выполнение тренировочных упражнений.

Форма контроля: проверка самостоятельно выполненных заданий.

Занятие 5. Способы задания данных в социально-экономических задачах.

Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

     

Занятие 6. Задачи на вычисление площадей геометрических фигур.

Методы обучения: объяснение, решение типовых задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Задачи с преобразованиями формул(4 часа).

Занятие 7. Задачи с формулами в заданиях ЕГЭ.

Методы обучения: объяснение,  выполнение упражнений.

Форма контроля: устный опрос.

Занятие 8. Задачи с простейшими физическими формулами.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 9. Сложные задачи с преобразованиями формул.

Методы обучения: объяснение,  выполнение упражнений.

Форма контроля: устный опрос.

Занятие 10. Решение задач с формулами.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

 Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 4.Текстовые задачи с практическим содержанием(6 часов).

Занятие 11. Методы решения текстовых задач.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: устный опрос.

Занятие 12.  Решение  задач табличным способом.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 13. Решение задач с составлением уравнений.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 14. Решение задач с помощью систем уравнений.  

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 15. Задачи на движение.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Занятие 16. Задачи на работу.

Методы обучения:  объяснение, решение задач.

Форма контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 5. Итоги и результаты по теме: «Задачи с практическим содержанием» (1 час).

Занятие 18. Проверочная работа в форме ЕГЭ.

Форма контроля: проверка выполненной работы.

Календарно-тематический план

Тема

Форма проведения

Дата по плану

Фактичес

кая дата проведе

ния

1

Значение практических задач в жизни современного человека.

Лекция.

2

Виды задач с практическим содержанием в заданиях ЕГЭ.

Решение задач и самостоятельная работа.

3

Решение простейших текстовых задач.

Решение задач и самостоятельная работа.

4

Графики, столбчатые и круговые диаграммы, гистограммы.

Решение задач и самостоятельная работа.

5

Способы задания данных в социально-экономических задачах.

Решение задач и самостоятельная работа.

6

Задачи на вычисление площадей геометрических фигур.

Решение задач и самостоятельная работа.

7

Задачи с формулами в заданиях ЕГЭ.

Решение задач.

8

Задачи с простейшими физическими формулами.

Решение задач и самостоятельная работа.

9

Сложные задачи с преобразованиями формул.

Решение задач.

10

Решение задач с формулами.

Решение задач и самостоятельная работа.

11

Методы решения текстовых задач.

Решение задач.

12

Решение текстовых задач табличным способом.

Решение задач и самостоятельная работа.

13

Решение текстовых задач с составлением уравнений.

Решение задач и самостоятельная работа.

14

Решение текстовых задач с помощью систем уравнений.

Решение задач и самостоятельная работа.

15

Задачи на движение.

Решение задач и самостоятельная работа.

16

Задачи на работу.

Решение задач и самостоятельная работа.

17

Проверочная  работа в форме ЕГЭ.

Урок-зачёт.

Оценивание знаний и умений учащихся по элективному курсу "Решение задач с практическим содержанием"

    Данный элективный курс "Решение задач с практическим содержанием" дает примерный объём знаний, умений навыков, которым должны овладеть учащиеся. В этот объём входят знания, умения и навыки, которые не только соответствуют требованиям программы общеобразовательной школы, но и предполагают более расширенный уровень. Одна из целей преподавания этого курса ˗˗ помочь осознать школьнику степень значимости своего интереса к математике и оценить свои возможности, поэтому интерес учащегося  к занятиям на курсах не следует гасить чрезмерностью требований и перегрузкой. Напротив, интерес и склонность учащегося к занятиям нужно всемерно поддерживать и развивать.

    При работе над темой "Решение задач с практическим содержанием" учитель должен   обратить внимание учащихся на значимость задач с практическим содержанием.

    Для успешного решения задач с практическим содержанием   нужно хорошо знать следующие темы школьного курса математики: "Графики. Диаграммы",  "Площади", "Формулы", "Задачи на работу", "Задачи на движение".   Учащиеся уже знакомы с этими темами. Целесообразно повторить формулы вычисления площадей геометрических фигур и понятия столбчатых и круговых диаграмм, гистограмм.

    На занятиях можно использовать фронтальный опрос ˗ вид работы, который охватывает большую часть класса или группы. Эта форма развивает точную речь, способность работать в достаточно быстром темпе, принимать решения, собираться с мыслями.

    Можно использовать на занятиях комментированные задания, когда один из учащихся объясняет вслух ход выполнения задания. В этом случае нет механического списывания с доски. Ученики приучаются к вниманию, к быстрой ориентации в теме, а так же и повторяют изученное.

    Домашние задания являются обязательными для всех, посещающих элективный курс.

    Более успешным ученикам можно давать творческие задания. Проверка заданий для самостоятельного решения осуществляется путем указания способа действия и называния ответа.  

    Самостоятельная работа  рассчитана на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от уровня подготовленности слушателей данного курса. Ученики самостоятельно или  в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими возможностями. На занятиях необходимо организовать обсуждение результатов этой работы, а также разнообразных творческих заданий. Программа данного элективного курса позволяет организовать повторение и закрепление знаний,  умений и навыков по решению задач с практическим содержанием,   тем самым способствовать подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

    Для тех учеников, которые пока не заинтересованы в математике, эти занятия могут вызвать желание узнать больше и интерес к предмету. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий, точно и грамотно формулировать теоретические положения, уверенно владеть алгоритмами при решении соответствующих заданий; решать задачи с практическим содержанием, в том числе задачи ЕГЭ.

Критерии уровня усвоения учащимися курса "Решение задач с практическим содержанием"

    Для успешного анализа и самоанализа необходимо определить критерии усвоения учащимися  курса "Решение задач с практическим содержанием". Можно выделить  следующие критерии уровня усвоения курса:

  1.  Ученик демонстрирует ответственное и сознательное отношение к учению, усвоил теоретический материал курса, получил навыки в применении его при решении конкретных заданий, в работе над индивидуальными заданиями продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Ученик  решает задания любой степени сложности.
  2. Ученик освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет задания прилежно, что свидетельствует о возрастании общих умений учащегося и о положительной динамике его интеллектуального роста.
  3. Ученик освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволяет ему успешно выполнять простые задания.

Список использованной литературы

  1. К новой официальной демонстрационной версии ЕГЭ. ЕГЭ 2011. Математика. Типовые тестовые задания ∕ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров, В.С. Панферов, С.Е. Посицельский, А.В. Семенов, А.Л. Семенов, М.А. Семенова, И.Н. Сергеев, В.А. Смирнов, С.А. Шестаков, Д.Э. Школь, И.В.  Ященко; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. ─ М.: Издательство «Экзамен»; 2010.
  2. Лаппо Л.Д. ЕГЭ 2011. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ ∕ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. ─ М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Кочагин В.В. ЕГЭ 2010. Математика. Тематические тренировочные задания ∕  В.В. Кочагин, М.Н. Кочагина. ─ М.: Эксмо, 2010.
  4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010: Математика/ авт.- сост. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. — М.: АСТ: Астрель, 2009.
  5. Единый государственный экзамен 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др.; под ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко.— ФИПИ—М.: Интеллект- Центр, 2009.
  6. Демонстрационный вариант экзаменационной работы по математике за 2010- 2011 учебный год.
  7. Открытый БД по математике.
  8. Демонстрационные варианты экзаменационной работы по математике за 2009-2010 учебный год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Программа элективного курса: «Решение химических задач». в 11 классе (1 час через неделю, всего 17 часов)

Элективный курс предназначен  для учащихся 11 классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания общей, органической и неорганической   химии. А также д...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач. Исследовательские задачи с параметрами»

Курс строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения приемам и методам решения математических  задач  с параме...

Рабочая программа элективного курса "Решение трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов

Рабочая  программа элективного курса  "Решение  трудных задач по биологии" для учащихся 10 классов. Предлагаемый курс поддерживает и углубляет базовые знания  по био...

Рабочая программа элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» для учащихся 10 класса

ПРОГРАММА  элективного курса: «Решение расчетных задач по химии» ориентирована  для учащихся 10 А  класса хим-биопрофиля...

Рабочая программа элективного курса "Геометрические задачи с практическим содержанием" для 9 класса

Данный практикум решения геометрических задач направлен на развитие математического кругозора, творческих способностей учащихся, на привитие навыков самостоятельной работы и тем самым на повышение кач...