Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как профилактика заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Попова Анастасия Петровна

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья студентов, и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний студентов, но и позволят сохранить здоровье уже на самой первой ступени обучения.  Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья студентов при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_po_zdorovesberegayushchim_tehnologiyam.docx249.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1»

КРАСНОГОРСКИЙ ФИЛИАЛ

Методическая разработка на тему:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики как профилактика заболеваний органов зрения и опорно-двигательного аппарата».

Подготовил:

преподаватель математики и информатики

первой квалификационной категории

Попова Анастасия Петровна

2016г.


Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья студентов, и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний студентов, но и позволят сохранить здоровье уже на самой первой ступени обучения.  Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья студентов при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей.

Итак рассмотрим условия сохранения здоровья студентов в процессе обучения математике:

  • – включение в учебный процесс жизненного опыта студента, опора на него в обучении; помощь в «присоединении» нового знания к прежнему опыту, обеспечение каждому достаточного уровня понимания нового знания;
  • – представление математических понятий и способов действий на языке, доступном студентам, расширение и развитие способов представления математического знания студентами как естественное обогащение их речи;
  • – исключение перегрузки студентов большим количеством информации, равно как исключение «недогрузки» и интеллектуального безделья;
  • –   непротиворечивость учебной информации;
  • – обеспечение положительного эмоционального состояния студентов, которое служит индикатором общего положительного состояния здоровья;
  • – использование в процессе обучения групп средств, обеспечивающих все стороны благополучия студентов комплексно.

Помимо традиционных целей необходимо использовать цели здоровьесбережения.

Особенностью целей обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения, является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей социализации и здоровьесбережения. Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

Как же подобрать здоровьесберегающие средства?

Для включения всех студентов в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы студенты смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли  увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать. Средства обучения должны снимать физическое напряжение и усталость; включать студентов в деятельность по освоению предметного содержания своей внешней привлекательностью, преодолевать отчуждение научного знания от студента, обеспечивать личностно-значимый смысл изучаемых математических понятий и способов действий.

Рассмотрим основные требования к содержанию обучения математике с позиций здоровьесбережения студентов:

  • непротиворечивость содержания учебного материала, в том числе, с позиций восприятия студентами;
  • разнообразие форм представления содержания, обеспечивающих возможность использования различных каналов восприятия и различных способов переработки и фиксации информации;
  • включение в содержание сведений методологического характера – о математике, об «устройстве» ее отдельных положений, о смысле и происхождении математических понятий и утверждений, об общих подходах к решению математических задач и т.п.;
  • возможность варьировать объем содержания обучения в соответствии с возможностями и способностями студентов, исключая информационную перегрузку и «недогрузку».

Рассмотрим правильная организация здоровьесберегающего урока

Чтобы организация уроков математики выполняла условия здоровьесберегающего обучения математике, она должна обеспечивать:

  • предупреждение и снятие мышечной и умственной усталости;
  • положительное воздействие на эмоциональное состояние учащихся, как через содержание математического учебного материала, так и вне связи с содержанием математики;
  • возможность принимать информацию многосенсорно;
  • создание ситуаций для возникновения и проявления личностных смыслов изучаемого учебного математического материала, собственного мнения по всем вопросам обучения, взаимодействия с другими смыслами и другими мнениями;
  • разнообразие форм учебной деятельности;
  • отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в аудитории, оптимальность светового и воздушнотеплового режимов и др. Необходимо контролировать проветривание кабинета: частичного — на переменах, сквозного — до и после занятий.

При выполнении этих пунктов будет обеспечена организация здоровьесберегающего урока.

Использование доски с применением здоровьесберегающих технологий

С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Огромное значение в предупреждении утомления имеет четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу по повторению на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание, доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

Организация отдыха на уроке

Далеко не всем студентам легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» студент чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование студентов к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия студента.

Не нужно забывать и о том, что отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

Некоторым студентам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокурснику, но и старшекурсникам, особенно на уроках математики. Нужен отдых. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья студентов.

Физкультминутки на уроке математики

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении показательных уравнений студенты познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми студентами нового материала преподаватель предлагает во время физкультминутки на уроке математики следующее упражнение: студенты встают, руки вытянуты вперед; задание: если преподаватель назовет уравнение с целым корнем, студенты поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если нет — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень важно развить воображение студентов. С этой целью выполняется упражнение для отдыха. Полезно предлагать студентам представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Физминутка заключается в том, что нужно стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Физминутки для глаз на уроке математики

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз на уроке. Например, — преподаватель предлагает студентам закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная физминутка – игра "Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз на уроке также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Это следующие упражнения (физминутки для глаз на уроке математики):

  • вертикальные движения глаз вверх вниз;
  • горизонтальное вправо — влево;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
  • на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра «руки» расслабляет мышцы всего корпуса. Студенты поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде преподавателя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем студенты выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется в соответствии с организацией занятия.

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении. И тогда учащимся обеспечены отдых и здоровье.

В современном образовании не малую роль играют компьютерные технологии. На уроках математики часто используется проектор и интерактивные тесты.
Рассмотрим влияние компьютера на организм человека.

Среди возможных факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье пользователей ПК, возможно выделить две основные группы:

-первая-это воздействие электромагнитного поля и других физических факторов, источником которых является персональный компьютер.

-вторая-Организация и характер труда, вопросы эргономики и психосоциальные факторы.

Рассмотрим первую группу факторов

Объективно разделяются две основные группы факторов неблагоприятного воздействия:

-эргономические понятия монитора

-излучательные характеристики ПК.

Рассмотрим  эргономические понятия экрана монитора.

Особенностью работы пользователя является значительная нагрузка на глаза, связанная с выполнением точных зрительных работ на освещённом экране большой площади в условиях перепадка яркостей в поле зрения, наличие мелькания и движения изображения.

Результатом таких нагрузок могут являться различные последствия. Например, покраснение, раздражение и даже боль глаз.

В ходе нашей исследовательской работы был проведён опрос среди студентов 1,2, 3 курсов нашего училища. В результате вы видите диаграмму о влиянии компьютера на глаза. К данной диаграмме хотелось бы добавить только одно: лишь один процент из числа всех опрошенных, отметил что монитор ни как не влияет на их глаза.

Продолжаем дальше.

Мы рассмотрели эргономические понятия монитора, переходим к излучательным характеристикам персонального компьютера.

Источниками статического электрического заряда и электромагнитного, ультрафиолетового, инфракрасного и рентгеновского излучений являются мониторы, незаземленный и импульсивный сетевые блоки питания, сетевые фильтры, а также многочисленные соединительные кабели.

Наиболее чувствительными к излучениям относятся следующие системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая.

  • В нервной системе на уровне нервной клетки, структурных образований по передаче нервных импульсов, на уровне изолированных и системных нервных структур возникают существенные отклонения. Изменяется высшая нервная деятельность, память.Эти лица могут иметь склонность к развитию к развитию стрессовых реакций.
  • Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитную функцию, происходит ослабление системы клеточного иммунитета.
  • В эндокринной системе при действии электромагнитных полей происходит постоянноевыбрасывание адреналина в крови, как следствие, возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему организма, а также происходит активация процесса свёртывания крови.
  • Со стороны половой системы: уменьшается сексуальное влечение к противоположному полу, падает потенция.

Перед вами представлена таблица структуры, заболеваемости в % у работающих с видео дисплейными терминалами. По результатам таблицы можем сделать следующие выводы:

  1. функциональные нарушения центральной нервной системы – наиболее часто встречающееся нарушение среди всех пользователей , работающих с видео дисплейными терминалами.
  2. реже всего, среди пользователей работающих 2-6 часов, всречаются болезни сердечно-сосудистой системы; а среди пользователей работающих более 6 часов, болезни желудочно-кишечного тракта.

Мы не обошли стороной также и воздействие ПК на беременных.

Во Время беременности происходят существенные изменения кровообращения, которые сильно затрагивают глаза, что часто приводит к изменениям глазного дна, возникновению или прогрессированию близорукости

Длительное нахождение в сидячем положении приводит к застою крови в малом тазу.

Ухудшается кровоснабжение всех органов, расположенных в брюшной полости, в том числе и матке, замедляется процесс обмена веществ.При беременности это означает уменьшение притока крови к плоду со всеми вытекающими из этого последствиями: гипоксия, медленное отведение продуктов обмена от плода. Также наличие контакта женщин с электромагнитным излучением может привести к преждевременным родам, повлиять на развитие плода и увеличить риск развития врождённых уродств.

Мы рассмотрели воздействие электромагнитного поля и других физических факторов, источником которых является персональный компьютер.

Теперь переходим к рассмотрению организации и характера труда, вопросам эргономики и психосоциальным факторам.

Прежде всего эргономика, применимо к нам, это наука о приспособлении рабочих мест для наиболее безопасного и эффективного труда пользователя.

Особенности рабочего места за компьютером заключаются в том, что:

-Экран должен располагаться на уровне глаз или немного ниже.

-Стул должен быть установлен так. Что бы ступни полностью находились на полу.

-Колени и локти согнуты под углом 90 градусов. Шея, плечи, локти, запястья расслаблены.

-Спина, до лопаток, опирается на спину стула.

-Голова должна находиться на уровне экрана. Расстояние до экрана приблизительно равно вытянутой руке.

При неправильной организации рабочего места и несоблюдении правил эргономики могут возникать изменения в костно-мышечной системе

Мышцы кистей рук при работе с компьютером находятся в постоянном напряжении, что приводитк появлению боли от защемления нерва в запястье. Этот синдром получил название «туннельный синдром». Также может возникнуть онемение ладоней, ослабление рук.

Длительная работа за ПК  и неправильно организованное рабочее место приводят к искривлению позвоночника.

Дети и подростки с неокрепшим позвоночником из-за чрезмерного увлечения компьютером могут «заработать» сутулость, сгорбленность или искривление позвоночника- сколиоз.

При длительном сидении с опущенными плечами возникает неравномерный износ межпозвоночных дисков.

Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а в результате и к нарушению обмена веществ. В итоге появляется грыжа межпозвоночного диска, что приводит к сдавливанию нервных корешков и возникновению радикулита.

У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс,

что ведёт к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Вообще ПК нередко поглощает всё внимание пользователя и потому происходит пренебрежение нормальным питанием. В связи с этим возникают такие заболевания, как гастрит, запоры и т.п.

Статика монитора притягивает пыль, а где пыль, там и всяческие микробы, бактерии, грибки, и пылевые клещи. Всё это может спровоцировать заболевания от аллергии, до кишечных инфекций.

Следующий пункт нашей работы -это нарушения, связанные со стрессом.

Что же воздействует на психику?

К примеру, во время сбоя работы системы человек испытывает«острый стресс». Этот стресс имеет большую психологическую силу.

Бывает, что в результате снятия стресса с помощью интернета и компьютерных игр, человек от них же получает ещё больший стресс.

Компьютерные игры дают ощущение полного погружения, полностью все имитируют, где участник не только на это смотрит, но и управляет насилием.

Учёные вывели такой вид стресса, как компьютерный, симптомами которого являются, например: нарушение ночного сна, депрессия, повышенная раздражительность, ухудшение памяти.

Последствия снятия стресса с помощью компьютера могут быть:

  • зависимость от компьютера;
  • отречение от реальности;
  • дегенерация клеток головного мозга;
  • задержка роста;
  • множество различных заболеваний вплоть до онкологических.

В ходе исследования мы провели анкетирование студентов нашего училища.

И вот что у нас получилось.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы. Карлейль Т.  Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится перво...

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

Бадминтон – как средство развития двигательных качеств и профилактики заболеваний органов зрения на уроках физической культуры.

Бадминтон имеет ряд преимуществ, которые могут быть с успехом использованы в образовании – он доступен, увлекателен, несложен в усвоении на начальном этапе. Одним из уникальных свойств бадминтон...

Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики. Из опыта работы учителя математики.

Математика – один из основных предметов школы. Математика занимает от 10% до 15% в среднем учебного времени. От того, как происходит обучение математике, существенно зависит и состояние здоровья...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Внеклассное мероприятие «Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»

Много глазных заболеваний. Самыми распространенными заболеваниями глаз является - близорукость. О ней  и пойдет речь на нашем мероприятии...

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике

Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...