Применение производной
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Шамгунова Найля Бургановна

Цель:

  1. Сформировать навыки исследования функции с помощью производной.
  2. Развивать алгоритмическое мышление, память.
  3. Воспитывать графическую культуру, культуру устной и письменной речи.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 мин);
  2. Актуализация опорных знаний (8 мин);
  3. Объяснение нового материала (15 мин);
  4. Закрепление (45 мин);
  5. Итог занятия (7 мин);
  6. Домашнее задание (3 мин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_proizvodnoy.docx135.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Сформировать навыки исследования функции с помощью производной.
  2. Развивать алгоритмическое мышление, память.
  3. Воспитывать графическую культуру, культуру устной и письменной речи.

План занятия:

  1. Организационный момент (2 мин);
  2. Актуализация опорных знаний (8 мин);
  3. Объяснение нового материала (15 мин);
  4. Закрепление (45 мин);
  5. Итог занятия (7 мин);
  6. Домашнее задание (3 мин).

Оборудование:

  • мультимедиа презентация - (Приложение 2);
  • раздаточный материал (карточки с заданием для групп) - (Приложение1);
  • мультимедиа проектор.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Сегодня нам предстоит научиться проводить полное исследование функции и строить ее график.

2. Актуализация опорных знаний.

(На мультимедиа проекторе представлен 1-й слайд презентации).

Задание:

  1. Прочитать график функции изображенный на слайде №1.
  2. На слайде №2 изображен график функции y = f ’(x). По данному графику назовите промежутки, на которых функция y = f(x) возрастает, убывает. Перечислите точки экстремума.
  3. Укажите промежутки, на которых f ’(x) > 0; f ’(x) < 0; f ’(x) = 0.

Преподаватель фронтально опрашивает студентов, опрашиваемые студенты отвечают на предложенные вопросы устно, остальные проверяют правильность предложенных ответов и дополняют их в случае необходимости.

3. Объяснение нового материала.

(На доске заранее перечислены все свойства функции, график которой изображен на слайде № 2).

В том случае, если нам известен график функции, то перечислить все свойства этой функции не составляет труда.

Решим обратную задачу: по известному аналитическому заданию функции перечислим все ее свойства.

Пусть функция задана в виде y = f(x).

(Преподаватель пишет на доске рядом с записанными свойствами рассмотренной функции, студенты записывают в тетрадь).

Схема исследования графика функции.

  1. Найти область определения функции. (Указать множество значений переменной х, при которых данная функция определена).
  2. Исследовать функцию на четность. (Выяснить, симметрична ли область определения функции относительно начала координат и найти y = f(-x). Еслиf(-x) = f(x), то функция четная, если y f(-x) = -f(x), то функция нечетная).
  3. Найти нули функции. (Точки пересечения с осями координат).
  4. Исследовать функцию на монотонность. (Если f ’(x) > 0, то функция возрастает, если f ’(x) < 0, то функция убывает).
  5. Записать точки экстремума и экстремумы функции. (Найти значение функции в точках экстремума).
  6. Дополнительные точки.
  7. Построение графика.

4. Закрепление.

Преподаватель проводит исследование функции показывая образец оформления решения на доске. Студенты записывают в тетради и активно участвуют в процессе обсуждения.

Задание: Провести исследование функции y = x3-3x2+2 и построить ее график.

1) http://festival.1september.ru/articles/512966/img1.gif

2) Четность:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img2.gif функция общего вида.

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

http://festival.1september.ru/articles/512966/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img5.gif

Студенты делятся на 5 групп, каждая из которых получает карточку с заданием. В каждой группе назначается консультант, в обязанности которого входит руководство процессом решения задания. После выполнения задания один представитель группы выходит к доске и защищает выполненное задание.

Задание:

Провести исследование функции и построить ее график.

http://festival.1september.ru/articles/512966/img6.gif

Решение:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img7.gif функция четная;

3) Нули функции:

а) с осью ОХ

http://festival.1september.ru/articles/512966/img8.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img9.gif

4) Монотонность функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img10.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img11.gif

Постоим график функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img12.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img13.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img14.gif

на промежутках http://festival.1september.ru/articles/512966/img15.gif функция убывает;

на промежутке [0;2] функция возрастает.

5) y(0) = 0 - минимум функции. Е(0;0);

y(2) = 4 - максимум функции. F(2;4).

Постоим график функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img16.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img17.gif

3) Нули функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img18.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img19.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img20.gif

Постоим график функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img21.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img22.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img23.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img24.gif

Постоим график функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img25.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img26.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img27.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img28.gif

http://festival.1september.ru/articles/512966/img29.gif

Постоим график функции:

http://festival.1september.ru/articles/512966/img30.gif

На мультимедиа проекторе представлены пронумерованные в произвольном порядке графики всех функций. Представитель группы выходит к доске и называет номер графика функции, соответствующий полученному группой результату. Перечисляет полученные свойства функции. Остальные группы, выслушивая ответ, задают вопросы.

5. Итог занятия.

Консультанты групп выставляют оценки всем представителям своих групп. Преподаватель оценивает деятельность консультантов и характеризует деятельность групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной»

Урок   обобщающего  повторения по теме:« Геометрический и физический смысл производной. Применение производной». Урок сопровождается презентацией....

Производная. Геометрический смысл производной. Применение производной для исследования функций на монотонность и экстремумы

Урок обобщения и систематизации знаний. Осуществляется подготовка к ЕГЭ по заданиям с производной. Используются различные формы работы (фронтальная, групповая, самостоятельная работа учащихся)....

Зачеты по алгебре по темам: "Производная", "Применение производной". 10 класс.

Зачет имеет большое обучающее и воспитывающее значение для учащихся.В вечерней школе зачеты проводятся после каждой большой темы или раздела программы. Подготовка к зачетам должна начинаться с п...

Геометрический смысл производной. Применение производной к исследованию функций

В данной презентации рассматриваются задачи, взятые из открытого банка задач ЕГЭ по математике. Каждая рассматриваемая задача визуально анимированная, что способствует хорошему осмыслению изучаемого м...

Презентация к уроку «Производная. Применение производной».

Данная  презентация может быть  использована для систематизации и обобщения тем  «Производная. Применение производной» в 10-11 классе....

Самостоятельная работа по алгебре 10 класс "Применение производной к исследованию функции. Геометрический смысл производной, касательная."

Самостоятельная работа представлена в 4 вариантах. Состоит из заданий В-7 открытого банка заданий ЕГЭ,  профильный уровень....