Взаимное расположение линейных функций
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Корнилова Тамара Юрьевна

 

 

 

Разработка урока по теме" Взаимное расположение линейных функций"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Взаимное расположение графиков линейной функции»

Алгебра, Макарычев Ю. Н. 7 класс

Учитель математики МБОУ лицей №90 г. Краснодара  Корнилова Тамара Юрьевна.

Цели урока:

 Образовательные: формирование умений построения графика линейной функции различными способами, исследования ее свойств, взаимного расположения графиков в зависимости от угловых коэффициентов прямых и числа b, формирование навыков исследовательской деятельности, использование межпредметных связей для формирования целостной научной картины мира.

Воспитательные: создание условий для формирования ответственного отношения к учебному труду, проявления личной заинтересованности при выслушивании высказывания каждого, умения работать в паре.

Развивающие: развитие навыков самоконтроля, умений выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы, критически относиться к получаемой информации, аргументировать собственное высказывание.

Планируемые результаты:

Предметные:

Основные понятия: аргумент, функция, линейная функция (у = кх + b), свойства линейной функции, угловые коэффициенты прямых, графики линейных функций

Формируемые умения.

 Ученики приобретают умения:

  • строить график линейной функции;
  • определять возрастает или  убывает функция;
  • моделировать реальную ситуацию, описываемую линейной функцией;
  • строить график этой функциональной зависимости;
  • понимать геометрический смысл угловых коэффициентов и чиcел b
  • определять взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от чиcел k и b
  • интерпретировать графики реальных процессов;
  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции
  • использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представленных графически, аналитически, таблично, в текстовом виде.

Личностные :

  • умение ясно излагать свои мысли в устной речи;
  • умение делать выводы;
  • умение понимать смысл поставленной задачи;
  • умение работать в коллективе;
  • адекватная самооценка результатов учебной деятельности;

Метапредметные:

Установление того:

  • что все окружающие человека явления взаимосвязаны;
  • величины разной природы могут быть связаны между собой зависимостью одного и того же вида (в частности – линейной зависимостью);
  • математические методы помогают в реальной жизни, в познании мира.

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке, включить всех обучающихся в учебную деятельность

Учитель приветствует учащихся, проверка присутствующих на уроке и проверка готовности к уроку, наличие учебных принадлежностей. Настрой учащихся на учебную деятельность.

 На слайде высказывание Л.Н. Толстого: «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного»

Как вы понимаете эти слова?

- А как вы думаете, что действительно важно и нужно знать? - А где можно черпать, находить  эти важные знания?

- Какие важные, нужные знания понадобятся нам сегодня на уроке?

Урок состоит из трех этапов: - 1 этап: знаю, 2 этап: применяю,  3 этап:  познаю новое (ученикам необходимо выполнить задания и оценить свою деятельность)

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: организовать познавательную деятельность учащихся.

(слайд 1)

Что мы знаем о линейной функции?

Какую функцию называют линейной?

Что является графиком линейной функции?

Сколько нужно отметить точек на плоскости, чтобы построить прямую?

Как построить график линейной функции?

Какую функцию называют прямой пропорциональностью?

Что является графиком прямой пропорциональности?

В каких координатных четвертях  расположен график функции y=kx при k>0‚k<0?

Как называется k?

Что зависит на графике от k?

Каким может быть взаимное расположение двух прямых на плоскости?

Разминка (устные задания слайды 7-9)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (ученики выполняют задания, оценивают свою работу, заполняют таблицу самоконтроля)

 Слайды 10-15

                                     

Ученики оценивают свою деятельность и фиксируют в таблице результатов

Слайд 16

  1. Введение в тему, постановка учебных задач

Цель: создание условий для введения нового материала.

Рассмотрение случая перпендикулярности графиков линейных функций. При каком условии это может быть?

Практическая  работа (слайд 17)

Построить графики функций (ученики работают по рядам- 3 человека у доски)

 1 ряд          

           2 ряд        

        

           3 ряд                              

 Представление чертежей. Обсуждение результатов практической работы. Нахождение условий перпендикулярности графиков линейных функций.  Проверка условий. Запись формулы.

Обобщение взаимного расположения графиков линейных функций. Рассмотрение таблицы (слайд 18)

             

  1. Осмысление и закрепление изученного материала  (слайд 19-20)

Цель: создание условий для первичного осмысления и закрепления полученных в ходе практической работы знаний

Подставьте вместо знаков * такие числа, чтобы графики линейных функций были: параллельными, пересекались, перпендикулярными

1) у = 3х + 11   и   у = *х –5

2) у = 0,5х – 1  и   у = *х +4

3) Постройте графики функций y=ax-3  и  

y=(2a-1)x+a, если эти графики параллельны

Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности на уроке.

  • На уроке я узнал (узнала)_______________
  • На уроке я научился (научилась)__________
  • Было интересно_______________________
  • Было трудно__________________________
  • Больше всего мне понравилось___________
  • Для меня было важным_________________
  • Для меня было открытием_______________

 Фронтальное обсуждение вопросов: Какова цель прошедшего урока? Что мы делали, чтобы достигнуть цели? Что нового узнали?

Запись и обсуждение домашнего задания.

Домашнее задание:

  1. Закончить выполнение задания (слайды 19-20)
  2. №369,370
  3. Найти пословицы, поговорки, описывающие линейную функцию. Привести примеры процессов, протекающих в природе, происходящих в различных областях производства по линейной зависимости, представить эти зависимости аналитически и графически


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – рефлексия Взаимное расположение графиков линейной функции

Слайд 2

Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. Л.Н. Толстой

Слайд 3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ: 1 этап – ЗНАЮ 2 этап – УЧУСЬ ПРИМЕНЯТЬ 2 этап – ПОЗНАЮ НОВОЕ

Слайд 4

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛИНЕЙНОЙ ФУНКЦИИ? Какую функцию называют линейной? y = kx + b Что является графиком линейной функции Прямая Сколько нужно отметить точек на плоскости , чтобы построить прямую? Две Как построить график линейной функции? Отметить две точки в прямоугольной системе координат и провести прямую

Слайд 5

Какую функцию называют прямой пропорциональностью? y = kx , k ≠ 0 Что является графиком прямой пропорциональности? Прямая, проходящая через начало координат В каких координатных четвертях расположен график функции y= kx при k>0‚ k<0? k>0 – I и III четверти; k<0 – II и IV четверти Как называется k ? Угловой коэффициент прямой Что зависит на графике от k ? Свойства функций: возрастание и убывание функций; взаимное расположение графиков Каким может быть взаимное расположение двух прямых на плоскости? Прямые пересекаются, параллельные и совпадают

Слайд 6

Разминка ???

Слайд 7

На рисунке изображены графики функций. Укажите, какая формула соответствует каждому из них

Слайд 8

На рисунке изображены графики функций. Укажите, какая формула соответствует каждому из них

Слайд 9

На рисунке изображены графики функций. Укажите, какая формула соответствует каждому из них

Слайд 10

Задание №1 Заполните таблицу Линейные функции Алгебраическое условие Геометрический вывод у= к 1 х+ b 1 к 1 = к 2 , b 1 ≠ b 2 у= к 2 х+ b 2 к 1 ≠ к 2 , b 1 ≠ b 2 к 1 ≠ к 2 , b 1 = b 2 к 1 = к 2 , b 1 = b 2

Слайд 11

Проверь себя : Линейные функции Алгебраическое условие Геометрический вывод у= к 1 х+ b 1 к 1 =к 2 , b 1 ≠ b 2 прямые параллельны у= к 2 х+ b 2 к 1 ≠ к 2 , b 1 ≠ b 2 прямые пересекаются к 1 ≠ к 2 , b 1 = b 2 прямые пересекаются в точке (0; b) к 1 = к 2 , b 1 = b 2 прямые совпадают

Слайд 12

Задание №2 Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций : у = 2х и у = 2х – 4 у = х +3 и у = 2х – 1 у =4х + 6 и у = 4х + 6 у =12х – 6 и у = 13х – 6 у =0,5 х + 7 и у = 1 / 2 х – 7 у =5х + 8 и у = 15 / 3х + 4 у = 12 / 16х – 4 и у = 15 / 16х +3

Слайд 13

Проверь себя: Графики параллельны Графики пересекаются Графики совпадают Графики пересекаются в точке (0;-6) Графики параллельны Графики пересекаются Графики пересекаются

Слайд 14

Задание №3 Тест 1. Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y. 2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1 , 3x-7 , и проходит через начало координат. 3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x. 4.График функции y = k x+5 проходит через точку М(-7;12). Найдите k .

Слайд 15

Проверь себя : 1. Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y. (0;8 ) 2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1 , 3x-7 , и проходит через начало координат. y=1 , 3x 3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x. (3 ; 2,5 ) 4.График функции y = k x+5 проходит через точку М(-7;12). Найдите k . -1

Слайд 16

Оцени себя: «5» - 14-15 правильных ответов, 0-1 ошибка. «4» - 11-13 правильных ответов, 2-4 ошибки. «3» - 8-10 правильных ответов, 5-7 ошибок. «2» - Менее 8 правильных ответов, более 7 ошибок.

Слайд 17

Задание №4 Практическая работа: Построить графики функций: 3) Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу

Слайд 18

Линейные функции Алгебраическое условие Геометрический вывод у = k 1 x + b 1 y = k 2 x + b 2 k 1 = k 2 , b 1 ≠ b 2 k 1 = k 2 , b 1 = b 2 k 1 ≠ k 2 k 1 = или k 1 * k 2 = -1 1) Прямые y = k 2 x + b 2 параллельны 2) Прямые у = k 1 x + b 1 и y = k 2 x + b 2 совпадают 3) Прямые у = k 1 x + b 1 и y = k 2 x + b 2 пересекаются 4 ) Прямые у = k 1 x + b 1 и y = k 2 x + b 2 перпендикулярны

Слайд 19

Задание № 5 Подставьте вместо знаков * такие числа, чтобы графики линейных функций были: параллельными, пересекались, перпендикулярными 1 ) у = 3х + 11 и у = *х –5 2 ) у = 0,5х – 1 и у = *х + 4

Слайд 20

№6 Творческое задание Постройте графики функций y=ax-3 и y=(2a-1) x+a , если эти графики параллельны

Слайд 21

Подведение итогов урока Рефлексия деятельности на уроке Домашнее задание : Закончить выполнение задания №5,№6 № 369,370 Найти пословицы, поговорки, описывающие линейную функцию. Привести примеры процессов, протекающих в природе, происходящих в различных областях производства по линейной зависимости, представить эти зависимости аналитически и графически

Слайд 22

Рефлексия деятельности на уроке На уроке я узнал (узнала)_______________ На уроке я научился (научилась)__________ Было интересно_______________________ Было трудно__________________________ Больше всего мне понравилось___________ Для меня было важным_________________ Для меня было открытием_______________

Слайд 23

В любом гениальном открытии 99% труда и 1% таланта Томас Эдисон Талант

Слайд 24

Молодцы!



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Задание №2 Не выполняя построения, установите взаимное                      расположение графиков линейных функций:

  1. у = 2х  и у = 2х – 4
  2. у = х +3  и у = 2х – 1
  3. у =4х + 6  и у = 4х + 6
  4. у =12х – 6  и у = 13х – 6
  5. у =0,5 х + 7  и у = 1/2 х – 7
  6. у =5х + 8  и у = 15/3х + 4
  7. у = 12/16х – 4  и у = 15 /16х +3

Задание №2 Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций:

  1. у = 2х  и у = 2х – 4
  2. у = х +3  и у = 2х – 1
  3. у =4х + 6  и у = 4х + 6
  4. у =12х – 6  и у = 13х – 6
  5. у =0,5 х + 7  и у = 1/2 х – 7
  6. у =5х + 8  и у = 15/3х + 4
  7. у = 12/16х – 4  и у = 15 /16х +3

Задание №2 Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций:

  1. у = 2х  и у = 2х – 4
  2. у = х +3  и у = 2х – 1
  3. у =4х + 6  и у = 4х + 6
  4. у =12х – 6  и у = 13х – 6
  5. у =0,5 х + 7  и у = 1/2 х – 7
  6. у =5х + 8  и у = 15/3х + 4
  7. у = 12/16х – 4  и у = 15 /16х +3

Задание №2 Не выполняя построения, установите взаимное расположение графиков линейных функций:

  1. у = 2х  и у = 2х – 4
  2. у = х +3  и у = 2х – 1
  3. у =4х + 6  и у = 4х + 6
  4. у =12х – 6  и у = 13х – 6
  5. у =0,5 х + 7  и у = 1/2 х – 7
  6. у =5х + 8  и у = 15/3х + 4
  7. у = 12/16х – 4  и у = 15 /16х +3



Предварительный просмотр:

Таблица фиксации результатов.

Фамилия Имя________________________________________________________________

Номер задания

Количество правильных ответов

Оценка

Задание  № 1.

Задание  № 2

Задание  № 3

Задание  № 4 (Практическая работа)

Задание  № 5,6

Таблица фиксации результатов.

Фамилия Имя________________________________________________________________

Номер задания

Количество правильных ответов

Оценка

Задание  № 1.

Задание  № 2

Задание  № 3

Задание  № 4 (Практическая работа)

Задание  № 5,6

Таблица фиксации результатов.

Фамилия Имя________________________________________________________________

Номер задания

Количество правильных ответов

Оценка

Задание  № 1.

Задание  № 2

Задание  № 3

Задание  № 4 (Практическая работа)

Задание  № 5,6



Предварительный просмотр:

Рефлексия деятельности на уроке:

На уроке я узнал (узнала)______________________________________

____________________________________________________________

На уроке я научился (научилась)_______________________________

_____________________________________________________________

Было интересно_______________________________________________

__________________________________________________________

Было трудно_______________________________________________

__________________________________________________________

Больше всего мне понравилось___________________________________

__________________________________________________________

Для меня было важным_______________________________________

___________________________________________________________

Для меня было открытием_____________________________________

Рефлексия деятельности на уроке:

На уроке я узнал (узнала)______________________________________

____________________________________________________________

На уроке я научился (научилась)_______________________________

_____________________________________________________________

Было интересно_______________________________________________

__________________________________________________________

Было трудно_______________________________________________

__________________________________________________________

Больше всего мне понравилось___________________________________

__________________________________________________________

Для меня было важным_______________________________________

___________________________________________________________

Для меня было открытием_____________________________________________

Рефлексия деятельности на уроке:

На уроке я узнал (узнала)______________________________________

____________________________________________________________

На уроке я научился (научилась)_______________________________

_____________________________________________________________

Было интересно_______________________________________________

__________________________________________________________

Было трудно_______________________________________________

__________________________________________________________

Больше всего мне понравилось___________________________________

__________________________________________________________

Для меня было важным_______________________________________

___________________________________________________________

Для меня было открытием_____________________________________

_____________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         

Задание №4 Практическая работа

Построить графики функций.  Определить взаимное расположение графиков данных функций. Сделать вывод. Вывести формулу                     

1 ряд

                         



Предварительный просмотр:

Задание №3 Тест

1.Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y                  

2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1,3x-7, и проходит через начало координат.                          

3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x.                                  

4.График функции y = k x+5 проходит через точку    М(-7;12). Найдите k.

 

  Задание №3 Тест

1.Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y                  

2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1,3x-7, и проходит через начало координат.                          

3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x.                                  

4.График функции y = k x+5 проходит через точку    М(-7;12). Найдите k.

                                       

Задание №3 Тест

1.Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y                  

2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1,3x-7, и проходит через начало координат.                          

3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x.                                  

4.График функции y = k x+5 проходит через точку    М(-7;12). Найдите k.                                  

Задание №3 Тест

1.Не выполняя построений, найдите координаты точки пересечения графика функции y=8-10x с осью Y                  

2. Задайте формулой линейную функцию, график которой параллелен графику функции y=1,3x-7, и проходит через начало координат.                          

3. Укажите координаты точки пересечения графиков функций y = 1,5x – 2 и y = 4 – 0,5x.                                  

4.График функции y = k x+5 проходит через точку    М(-7;12). Найдите k.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимное расположение графиков линейных функций

Урок составлен с использованием ЭОР и мини презентацией. Обучающиеся работают за компьютером с выходом в Интернет....

« Угловой коэффициент прямой. Взаимное расположение графиков линейных функций» №9

Данная разработка урока выполнена с использованием ЭОР. Конспет данного урока содержит подробное описание всех этапов урока....

Урок "Взаимное расположение графиков линейной функции"

Урок изучения нового материала. Алгебра 7 класс учебник Макарычева Ю. Н. Конспект урока + презентация....

план-конспект урока по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций" с использованием ЦОР

план-конспект урока для 7 класса по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"(по учебнику Ю.Н. Макарычева) с использованием ЦОР с ФЦИОР и Единой коллекции ЦОР.Необходимое оборудование: но...

"Линейная функция.Взаимное расположение графиков"

План-конспект урока по теме " Линейная функция.Взаимное расположение графиков."Урок разработан с применением цифровых образовательных ресурсов....

Открытый урок алгебры в 7 классе Взаимное расположение графиков линейных функций

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе с элементами исследования, игровых технологий,с применением ИКТ подойдет к УМК Ю. Макарычева, Мордковича...

Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций

Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...