Решение задач
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему

Прудникова Людмила Ивановна

Методика решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obych_resh_txt_zadach.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика обучения решению текстовых задач АКИПКРО Кафедра математического образования 20 1 5

Слайд 2

Цель вебинара : Систематизация и обобщение знаний и умений в области проектирования учебных ситуаций по обучению решению текстовых задач 2

Слайд 3

План 1. Актуальность обучения решению задач. 2. Технология работы над задачей. Моделирование в процессе решения задач. 3. Способы решения некоторых классов текстовых задач: - на «движение» - на «работу» на «смеси и сплавы». 4. Решение задачи №19 из КИМов ЕГЭ 2015 г. 3 3

Слайд 4

Статистические данные анализа результатов проведения ЕГЭ, ОГЭ (ГИА, 2014 г.) Решаемость задания, содержащего текстовую задачу, ежегодно составляет около 30%. Из результатов национальных исследований качества математического образования в России (5-7 классы, октябрь, 2014) Процент выполнения простейшей текстовой задачи – 36,8% . 4 4 1. Актуальность обучения решению задач

Слайд 5

Проблемы учащиеся зачастую не видят за непривычной формулировкой задачи здравого смысла, стараются припомнить типовые решения, бездумно выполняя действия; учащиеся не умеют переносить математические знания на решение прикладных текстовых задач, встречающихся в изучении других учебных предметов. 5

Слайд 6

«Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач. …Развитие мышления и способности к математической деятельности осуществляется в ходе самостоятельных размышлений учащихся над задачами. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. » (Концепция развития математического образования) 6

Слайд 7

Основные причины несформированности умения решать задачи Психологическая причина: зачастую основным мотивом решения задач являются внешние мотивы, в то время, как для успешного обучения решению задач основным мотивом должно быть желание « научиться решать задачи ». Методическая причина: для овладения деятельностью по решению задач у учеников должна быть сформирована ориентировочная основа этой деятельности, что не всегда происходит в школьной практике обучения математике. 7

Слайд 8

2 . Технология работы над задачей. Моделирование в процессе решения задач. 8

Слайд 9

Типовой проект работы над задачей Анализ текста задачи. Краткая запись. Поиск способа решения задачи. Составление плана ее решения. Решение задачи и его запись. Проверка решения задачи. Выбор и запись ответа. Анализ решения задачи. Возможные обобщения. 9 9

Слайд 10

Анализ текста задачи предполагает: разбиение текста на условие и требование; разбиение условия и требования на элементарные предложения; определение роли и значимости каждого из условий. 10

Слайд 11

Вопросы, помогающие разобраться в условии задачи О чем эта задача? Что обозначают слова…? Что в задаче известно? Что в задаче требуется найти? 11 11

Слайд 12

Способы решения задач арифметический, алгебраический, комбинированный, графический 12

Слайд 13

Арифметические задачи Важное средство обучения математике Развиваются: смекалка и сообразительность, умение ставить вопросы и отвечать на них, умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами, истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи Воспитывается логическая культура Повышается мотивация к изучению математики 13

Слайд 14

Ключевые задачи 5, 6 класс 1. Задачи на процессы (на движение, на работу, на бассейны) 2. Задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме и разности; задачи на нахождение двух или нескольких чисел по их сумме (разности) и отношению. 3. Задачи на проценты. 4. Задачи на нахождение части от числа и числа по его части. 5. Задачи на пропорциональные зависимости. 14

Слайд 15

15

Слайд 16

Таким образом, ученик 5-6 класса должен уметь: 1) переводить отношения между величинами на язык равенств; 2) записывать зависимости между величинами с помощью формул известных процессов и выражать величины из формул. 16

Слайд 17

Задача 1. «Некий человек нанял работника на год, обещал ему дать 12 руб. и кафтан. Но тот, отработав 7 месяцев, захотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству расчет 5 р. и кафтан. Спрашивается, а какой цены тот кафтан был?" 1 способ - Арифметический : 1) 12 – 5 = 7 (руб.) работник не получил за 12 – 7 = 5 (месяцев), 2) 7:5 = 1,4 (руб.) оплата за один месяц, 3) 7 ·1,4 = 9,8 (руб.) получил за 7 месяцев, 4) 9,8 – 5 = 4,8 (руб.) стоил кафтан. 2 способ – Алгебраический : пусть х руб. – цена кафтана, тогда 7 · ( x + 12) :12 = x + 5 . 17

Слайд 18

18 Задача 2. В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов.

Слайд 19

В клетке находится неизвестное число фазанов и кроликов. Известно, что вся клетка содержит 35 голов и 94 ноги. Узнать число фазанов и число кроликов . 4 x + 2 · (35 – x ) = 94, где х – число кроликов 19

Слайд 20

Приведем решение задачи арифметическим способом. — П редставим, что на верх клетки, в которой сидят фазаны и кролики, мы положили морковку. Все кролики встанут на задние лапки, чтобы дотянуться до морковки. Сколько ног в этот момент будет стоять на земле? — 70 (35·2 = 70). — Но в условии задачи даны 94 ноги, где же остальные? — Остальные не посчитаны — это передние лапы кроликов. — Сколько их? — 24 (94 – 70 = 24). — Сколько же кроликов? — 12 (24:2 = 12). — А фазанов? — 23 (35 – 12 = 23). 20

Слайд 21

21 www.shevkin.ru Шевкин. Ru / Обучение решению задач в 5-6 кл.

Слайд 22

22

Слайд 23

23 Алгебраический способ решения задач

Слайд 24

24 Использование моделирования имеет два аспекта. Во-первых, моделирование является тем содержанием, которое должно быть усвоено учащимися в результате обучения, тем методом познания , которым они должны овладеть. Во-вторых, моделирование является учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное обучение. Л.М. Фридман

Слайд 25

Моделирование в процессе решения задачи Моделирование – это один из методов математического познания окружающей действительности, при котором строятся и исследуются модели. Текстовая задача – это словесная модель. Чтобы решить текстовую задачу, надо построить ее математическую модель (числовое выражение, уравнение, неравенство) 25

Слайд 26

Этапы моделирования I этап – перевод задачи на математический язык Переход от словесной модели к вспомогательной (краткая запись, таблица, схема и т.д.), а затем к математической. II этап – работа с математической моделью или внутримодельное решение В результате находятся значения числовых выражений, корни уравнений, решения неравенств III этап – перевод полученного результата решения на естественный язык, на язык задачи Используя полученное решение, формулируют ответ на вопрос поставленный в задаче 26

Слайд 27

Способы записи решения задачи составление выражения по условию задачи, «вопрос-действие», «действие с пояснением», запись пункта плана с последующим выполнением действия, связный рассказ (применяется при решении задачи алгебраическим способом), таблица. 27

Слайд 28

28 прикидка; соотнесение полученного результата с условием задачи; решение задачи другим способом; составление обратной задачи и др. 28 Способы проверки решения задачи

Слайд 29

29 3. Способы решения некоторых классов текстовых задач

Слайд 30

Некоторые классы текстовых задач Задачи «на движение» Задачи «на работу» Задачи «на смеси и сплавы» №19 КИМа ЕГЭ 2015 г. 30 30

Слайд 31

ВЕЛИЧИНЫ, характеризующие процесс движения , и их взаимосвязь 31 31 скорость движения - v время, за которое пройден путь - t расстояние или пройденный путь - S S = v ٠ t

Слайд 32

«Ориентиры» к поиску решения задач на движение а) Если два тела начинают движение одновременно , то в случае встречи, время их движения до момента встречи одинаково. 32 32 t 1 t 2 t 1 =t 2

Слайд 33

2) Если тело сделало в пути остановку , а затем прибыло в пункт назначения вовремя , то время, затраченное телом фактически, меньше, чем запланированное. 3) Скорость сближения двух тел, движущихся навстречу друг другу, равна сумме их скоростей. 33 33 V 1 V 2 V сближения = V 1 + V 2

Слайд 34

4 ) Если одно тело догоняет другое, то скорость их сближения равна разности скоростей этих тел. 5) Если два тела двигаются из одной точки в разные стороны, то скорость их удаления равна сумме скоростей этих тел. 34 34 V сближения = V 1 - V 2 V 1 V 2 V удаления = V 1 + V 2 V 1 V 2

Слайд 35

6) Если два тела двигаются из одной точки в одну сторону и скорость первого больше скорости второго, то скорость их удаления равна разности скоростей этих тел. 35 35 V 1 V 2 V удаления = V 1 - V 2

Слайд 36

36 7 ) Скорость тела при движении по течению реки равна сумме собственной скорости тела и скорости течения. 8 ) Скорость тела при движении против течения реки равна разности собственной скорости тела и скорости течения V собств. V собств. V течения V течения V по течению = V собств. + V течения V против течения = V собств. - V течения

Слайд 37

37

Слайд 38

38 Задача 1. Из двух сел, расстояние между которыми 54 км, навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста. Первый со скоростью 8 км/ч, а второй – 10 км/ч. Через какое время расстояние между велосипедистами будет 36 км?

Слайд 39

39 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о движении двух велосипедистов. Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Скорость, время, расстояние Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? S= v▪t Какие ситуации описаны в задаче? Велосипедисты какое-то время сближаются, двигаясь навстречу друг другу После встречи велосипедисты удаляются друг от друга с той же скоростью, с которой сближались Что известно о скорости, времени и пути каждого велосипедиста? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись (начертить схему)

Слайд 40

40 Из двух сел, расстояние между которыми 54 км, навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста. Первый со скоростью 8 км/ч, а второй – 10 км/ч. Через какое время расстояние между велосипедистами будет 36 км? 54 км 10 км/ч 54 км 36 км 36 км 8 км/ч 8 км/ч 10 км/ч

Слайд 41

41 Из двух сел, расстояние между которыми 54 км, навстречу друг другу одновременно выехали два велосипедиста. Первый со скоростью 8 км/ч, а второй – 10км/ч. Через какое время расстояние между велосипедистами будет 36 км? 1 ситуация 1) 10+8=18(км/ч) скорость сближения велосипедистов 2) 54-36=18(км) должны проехать велосипедисты, чтобы расстояние между ними было 36 км. 3) 18:18=1(ч) через это время, расстояние между ними будет 36 км 2 ситуация 1 ) 10+8=18 (км/ч) скорость удаления велосипедистов 2) 54+36=90 (км) должны проехать велосипедисты, чтобы расстояние между ними было 36 км. 3) 90:18=5 (ч) через это время, расстояние между ними будет 36 км Ответ: 1ч., 5ч.

Слайд 42

Задача 2. Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью на 16 км/ч большей скорости первого, в результате чего прибыл в пункт В одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля. Ответ дайте в км/ч .

Слайд 43

43 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о движении двух автомобилей. Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Скорость, время, расстояние Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? S= v▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 автомобиль проехал весь путь без остановок с одной и той же скоростью 2 автомобиль половину пути ехал с одной скоростью, а вторую половину с другой, но прибыл в конечный пункт одновременно с первым Что известно о скорости, времени и пути каждого автомобиля? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 44

44 V км/ч t ч S км 1 автомобиль ? одинаковое весь путь 2 автомобиль I половина пути II половина пути 24 ?, на 16км/ч > ,чем 1 автомобиля одинаковое Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь . Второй проехал первую половину пути со скоростью 24 км/ч, а вторую половину пути — со скоростью на 16 км/ч большей скорости первого , в результате чего прибыл в пункт В одновременно с первым автомобилем. Найдите скорость первого автомобиля. Ответ дайте в км/ч. 1 этап – перевод задачи на математический язык

Слайд 45

45 V км/ч t ч S км 1 автомобиль ? х s/x s 2 автомобиль I половина пути II половина пути 24 ?, на 16км/ч > ,чем 1 автомобиля х+16 s/( 2 · 24 ) s/(2(x+16)) s/2 s/2 S 2(x+16) S 2 24 S х + =

Слайд 46

46 1 2(x+16 ) 1 2 24 1 х + = 2 этап 3 этап -24 не удовлетворяет условию задачи, скорость не может быть отрицательной. Значит, 32 км/ч скорость первого автомобиля. Ответ: 32 км/ч.

Слайд 47

47 Задача 3. Велосипедист едет сначала 3 минуты с горы, а затем 9 минут в гору. Обратный путь он проделывает за 12 минут. При этом в гору велосипедист едет всегда с одной и той же скоростью, а с горы – с большей , но также всегда одинаковой скоростью. Во сколько раз скорость движения велосипедиста с горы больше, чем его же скорость в гору?

Слайд 48

48 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о движении одного и того же велосипедиста в разных направлениях Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Скорость, время, расстояние Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? S= v▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 ситуация: движение по холмистой местности в одну сторону(спуск -подъем) 2 ситуация: движение по холмистой местности в другую сторону (и теперь подъем - это спуск, а спуск – подъем) Что известно о скорости, времени и пути велосипедиста? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 49

49 v м/мин t мин S м С горы 3 В гору 9 Движение в одну сторону (туда) Движение в обратную сторону (обратно) v м/мин t мин S м С горы } 12 В гору

Слайд 50

50 1 этап, 1 ситуация v м/мин t мин S м С горы х 3 3х В гору у 9 9у Движение в одну сторону (туда) х м/мин 3х м у м/мин 9у м

Слайд 51

51 1 этап, 2 ситуация Движение в обратную сторону (обратно) v м/мин t мин S м С горы х 9у В гору у 3х у м/мин 3х м х м/мин 9у м

Слайд 52

52 обозначим тогда Сделаем обратную замену : или По условию задачи скорость движения с горы (у нас это х ) больше скорости движения в гору (у нас это у ). Значит, скорость движения с горы в три раза больше скорости движения в гору. Ответ: в 3 раза.

Слайд 53

53 Задача 4. Катер рыбнадзора патрулирует участок реки длиной 240 км. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите скорость катера в стоячей воде, если по течению катер проходит патрулируемый участок на 2 часа быстрее, чем против течения. v (км/ч) t (ч) S (км) По течению x+ 2 240 Против течения x -2 240

Слайд 54

54 Стоит обратить внимание учащихся на движение по течению реки и на скорость катера в этом случае, а также на движение против течения реки и на соответствующую скорость катера.

Слайд 55

55 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о движении катера по течению реки и против ее течения Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Скорость, время, расстояние Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? S= v▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 ситуация: катер двигается по течению реки 2 ситуация: катер двигается против течения реки Что известно о скорости, времени и пути каждого катера? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 56

56

Слайд 57

57 Задача 5. На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходит круг на 3 минуты быстрее другого и через час обогнал ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходил круг?

Слайд 58

58 ВЕЛИЧИНЫ, характеризующие процесс кругового движения, и их взаимосвязь

Слайд 59

59 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о движении двух лыжников по круговой трассе Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Время прохождения одного круга, время движения, скорость, длина одного круга, расстояние, количество кругов Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? Какие ситуации описаны в задаче? У первого лыжника скорость больше, чем у второго и за 1 час первый лыжник обогнал второго ровно на 1 круг Что известно о скорости, времени и пути каждого лыжника? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходит круг на 3 минуты быстрее другого и через час обогнал ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходил круг?

Слайд 60

60 На соревнованиях по кольцевой трассе один лыжник проходит круг на 3 минуты быстрее другого и через час обогнал ровно на круг. За сколько минут каждый лыжник проходил круг? Пусть за x минут проходил круг первый лыжник, тогда за ( x +3) минуты проходил круг второй лыжник. кругов проходил первый лыжник за час, кругов проходил второй лыжник за час . Известно, что второй лыжник обогнал первого ровно на один круг. Уравнение: - =1 Ответ: 12 мин., 15 мин.

Слайд 61

Задачи «на работу» 61 61

Слайд 62

ВЕЛИЧИНЫ, характеризующие процесс работы, и их взаимосвязь производительность (скорость выполнения работы в единицу времени) - n время выполнения работы - t работа - А А = n ٠ t 62 62

Слайд 63

«Ориентиры» к поиску решения 63 63 Объем работы принимается за 1 . Провести «параллель» с величинами, характеризующими процесс движения А S n v t t S= vt

Слайд 64

64 Задача 1. Две машинистки, работая вместе, могут напечатать 22 страницы текста за 1 ч. Чтобы напечатать 120 страниц текста, первая машинистка потратит на 2 ч больше, чем вторая. За сколько часов первая машинистка сможет напечатать 300 страниц?

Слайд 65

65 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о работе двух машинисток Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Производительность (количество страниц за 1 час), время, количество страниц Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? A= n▪t Какие ситуации описаны в задаче? Вместе за 1 час печатают 22 страницы, 120 страниц первая печатает дольше, чем вторая Что известно о производительности, времени, объеме работы ? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 66

66 Две машинистки, работая вместе, могут напечатать 22 страницы текста за 1 ч . Чтобы напечатать 120 страниц текста , первая машинистка потратит на 2 ч больше, чем вторая . За сколько часов первая машинистка сможет напечатать 300 страниц? - = 2 n стр. в час t час A стр 1 машинистка х 22 22- х на 2 ч > , чем 2 маш . 120 2 машинистка 120

Слайд 67

67

Слайд 68

68 Задача 2. Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за три дня.

Слайд 69

69 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о работе двух рабочих Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Объем работы за 1 день, время, объем работы Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? A= n▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 ситуация: работу выполняют вместе за 12 дней 2 ситуация: первый за 2 дня делает столько же работы сколько второй за 3 дня Что известно о производительности, времени, объеме работы ? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за три дня.

Слайд 70

70 Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней . За сколько дней выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за три дня? n , штук в день t , дней A , штук 1 рабочий ? 12 ? 1 2 рабочий 1

Слайд 71

71 Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней . За сколько дней выполнит эту работу первый рабочий , если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за три дня? n , штук в день t , дней каждого t , дней вместе A , штук 1 рабочий ? 12 ? 1 2 рабочий 1 n , штук в день t , дней A , штук 1 рабочий х 2 2х 2 рабочий 3

Слайд 72

72

Слайд 73

73 Задача 3. Двое рабочих должны были изготовить по 27 деталей. Второй рабочий начал работу на 27 минут позднее первого. По две трети задания они выполнили к одному времени , и чтобы закончить работу вместе с первым , второй сделал 1 деталь за него . Сколько деталей в час изготавливал первый рабочий?

Слайд 74

74 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о работе двух рабочих Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Количество деталей за 1 час, время, количество деталей Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? A= n▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 ситуация: Каждый сделал по 2/3 всех деталей, но второй начал позже 2 ситуация: Второй сделал 1 деталь за первого и они закончили работу одновременно Что известно о производительности, времени, объеме работы ? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись Двое рабочих должны были изготовить по 27 деталей. Второй рабочий начал работу на 27 минут позднее первого. По две трети задания они выполнили к одному времени , и, чтобы закончить работу вместе с первым , второй сделал 1 деталь за него . Сколько деталей в час изготавливал первый рабочий?

Слайд 75

75 n , дет. в час t , час A , дет. 1 рабочий ? х 18 2 рабочий ?, на 27 мин < чем первый 18 n , дет. в час t , час A , дет. 1 рабочий 9-1=8 2 рабочий 9+1=10 Одинаковое 1 этап

Слайд 76

76 х=2,25. 3 этап: Значит, 2,25 ч первый потратил на изготовление 18 деталей. 18:2,25 = 8 (дет/ч) производительность первого рабочего. Ответ: 8 дет/ч.

Слайд 77

77 Задача 4. Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 2 минуты дольше, чем вторая труба заполняет резервуар объемом 99 литров?

Слайд 78

78 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача о работе двух труб Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Количество литров воды за 1 минуту, время, количество литров Каким соотношением (формулой) связаны эти величины? A= n▪t Какие ситуации описаны в задаче? 1 труба за минуту пропускает меньше воды, чем вторая. И тратит времени первая на 2 минуты больше на 110 литров, чем вторая на 99 литров Что известно о производительности, времени, объеме работы ? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба, если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 2 минуты дольше, чем вторая труба заполняет резервуар объемом 99 литров?

Слайд 79

79 n , л/м t ,м A , л 1 труба х 110 2 труба х+1 99 Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше , чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает первая труба , если резервуар объемом 110 литров она заполняет на 2 минуты дольше , чем вторая труба заполняет резервуар объемом 99 литров? Ответ: 10 л .

Слайд 80

Задачи «на смеси и сплавы» 80 80

Слайд 81

ВЕЛИЧИНЫ, характеризующие процесс в задачах на смеси и сплавы 81 81

Слайд 82

План к поиску решения 1. Выяснить, сколько ситуаций описано в задаче, как они связаны между собой; 2. Составить таблицу: СОСТОЯНИЕ РАСТВОРА (СПЛАВА) М масса раствора (сплава) m масса чистого вещества а доля чистого вещества С, % концентрация чистого вещества 82 82

Слайд 83

83 83 3. Внести в таблицу все известные данные (относительно выбранного «чистого вещества»). 4. Определить требование задачи. Отметить его в таблице. 5. Заполнить ячейки (какие возможно). 6. Ввести переменную. 7. Заполнить (используя формулы) остальные ячейки. 8. Составить уравнение, выявив ту ячейку, которая может быть заполнена двумя способами. Решить полученное уравнение. 9. Осуществить выбор и запись ответа.

Слайд 84

Задача 1. Смешали 30 % раствор соляной кислоты с 10 % раствором этой же кислоты и получили 600 г 15 % раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято? 84 84

Слайд 85

85 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача на «смеси» Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Масса смеси- М, масса «чистого» вещества – m , доля «чистого» вещества – а, концентрация - С Какими формулами взаимосвязаны эти величины? Какие ситуации описаны в задаче? Какие состояния раствора наблюдаются в задаче? Как они связаны между собой? 1- е: 30-ти % раствор соляной кислоты; 2 - е: 10-ти % раствор соляной кислоты; 3-е: 600 г нового раствора с 15-ти % содержанием кислоты (получен при смешивании 1-го и 2-го растворов) Что известно о массе смеси, массе чистого вещества, доле чистого вещества, концентрации? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 86

86 86 СОСТОЯНИЕ РАСТВОРА М, г m , г соляной кислоты а соляной кислоты С, % соляной кислоты 1 30 2 10 1 «+» 2 600 15 1 способ Смешали 30 % раствор соляной кислоты с 10 % раствором этой же кислоты и получили 600 г 15 % раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Слайд 87

87 87 Состояние раствора М, г m , г соляной кислоты а соляной кислоты С, % соляной кислоты 1 ?, х 0,3∙ х 0,3 30 2 ? , 600- х (600- х ) ∙ 0,1 0,1 10 1+2 600 0,15 ∙ 600=90 0,15 15 1 способ 0,3х+0,1(600-х)=90 1 этап

Слайд 88

88 3 этап Значит, масса первого раствора 150 г , тогда масса второго раствора 600-150=450 ( г) . Ответ: 150 г , 450 г .

Слайд 89

89 89 состояние раствора М, г m , г соляной кислоты а соляной кислоты С, % соляной кислоты 1 х 0,3х 0,3 30 2 у 0,1у 0,1 10 1 «+»2 600 0,15·600 0,15 15 2 способ

Слайд 90

90 Составили систему уравнений, в результате решения получили, что значения х и у меньше 600, а их сумма равна 600. Рассмотрим 3 способ решения задачи – старинный Друг под другом пишутся процентное содержания кислот имеющихся растворов. Слева от них и примерно посередине – содержание кислоты в растворе, который должен получиться после смешивания. Соединив написанные числа черточками, получим схему:

Слайд 91

91 15 30 10 3 способ – «Старинный способ решения задач» Смешали 30 % раствор соляной кислоты с 10 % раствором этой же кислоты и получили 600 г 15 % раствора. Сколько граммов каждого раствора было взято?

Слайд 92

92 15 30 10 5 15 3 способ – «Старинный способ решения задач»

Слайд 93

Из схемы делается заключение, что 30% -го раствора следует взять 5 частей, 10% -го – 15 частей, т.е. 600 г «состоит» из 20 (5+15) частей. 1 часть составляет 30 г . Таким образом, для получения 600 г 15%-го раствора нужно взять 30%-го раствора 150 г , а 10%-го – 450 г . Ответ: 150 г , 450 г. 93 15 30 10 5 15 3 способ

Слайд 94

Доказательство. Предположим, что смешиваются x г а %-го раствора кислоты (или ах /100 г ) и y г b %-го раствора кислоты (или b у /100 г ). При этом необходимо получить с %-ый раствор. Пусть, для определенности, a < c < b . Очевидно, что если c > b или c < a , то задача неразрешима. 94

Слайд 95

Так как в полученных ( x + y ) г смеси кислоты стало содержаться с %, т.е. г , то получаем следующее уравнение: Отсюда Это отношение и дает старинный способ: 95 с а b b - c c - a

Слайд 96

96 Задача 2. Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85 % воды , чтобы получить массу с содержанием 25 % целлюлозы?

Слайд 97

97 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача на «смеси» Какими основными величинами характеризуется этот процесс? Масса раствора- М, масса «чистого» вещества – m , доля «чистого» вещества – а, концентрация - С Какими формулами взаимосвязаны эти величины? Какие ситуации описаны в задаче? Какие состояния раствора наблюдаются в задаче? Как они связаны между собой? 1-е: 0,5 m целлюлозной массы с содержанием 85 % воды; 2-е: вода, выпариваемая из целлюлозной массы; 3-е: целлюлозная масса с содержанием 25 % целлюлозы. Что известно о массе смеси, массе чистого вещества, доле чистого вещества, концентрации? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 98

98 Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы , содержащей 85 % воды , чтобы получить массу с содержанием 25 % целлюлозы? Масса 1-ого раствора равна 0,5 т, концентрация воды в нем 85 %. 98 Состояние раствора М, т m , т целлюлозы а целлюлозы С, % целлюлозы 1 0,5 2 1 «-» 2

Слайд 99

99 Масса 1-ого раствора равна 0,5 т, концентрация воды в нем 85 %. 100-85=15% концентрация целлюлозы в 1 растворе. 2 раствор – чистая вода – в нем концентрация целлюлозы 0% 99 СОСТОЯНИЕ РАСТВОРА М, т m , т целлюлозы а, целлюлозы С, % целлюлозы 1 0,5 15 2 ? 0 1 «–» 2 25

Слайд 100

100 100 Состояние раствора М, т m , т целлюлозы а, целлюлозы С, % целлюлозы 1 0,5 0,15 ▪0,5 0,15 15 2 ? , х 0 0 0 1 «-» 2 0,5-х 0,25(0,5-х) 0,25 25 0,15· 0,5=0,25(0,5-х) Сколько килограммов воды нужно выпарить из 0,5 т целлюлозной массы, содержащей 85 % воды , чтобы получить массу с содержанием 25 % целлюлозы?

Слайд 101

101 В результате решения уравнения получили х = 0,2. 3 этап : 0,2 т воды выпарили, 0,2 т = 200 кг. Ответ: 200 кг.

Слайд 102

102 4. Решение задачи №19 КИМов ЕГЭ 2015 г. 102

Слайд 103

«Ориентиры» к поиску решения р % от b есть 0,01р ·b . Если « a больше b на р % », то а = b + 0,01р · b или а = b (1 + 0,01р). Если « a меньше b на р % », то а = b - 0,01р · b или а = b (1 - 0,01р). Если « а увеличилось на р % », то новое значение а равно а (1 + 0,01р). Если « а уменьшилось на р % », то новое значение а равно а (1 - 0,01р). Примечание : значимую роль в решении задач на проценты играют умения учеников находить число по дроби , дроби от числа , выражать проценты дробями и наоборот. 103

Слайд 104

104 Задача 1. Вкладчик положил в банк деньги под 10 %. После начисления процентов некоторую сумму он изъял, а остаток оставил в банке. После вторичного начисления процентов оказалось, что образовавшаяся на счету сумма на 1 % меньше исходной величины вклада. Сколько процентов от исходной суммы было изъято вкладчиком после первого начисления процентов?

Слайд 105

105 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача на банковские проценты Какие ситуации описаны в задаче? 1- вкладчик положил деньги в банк под 10%; 2 – произошло первичное начисление процентов; 3- вкладчик изъял некоторую сумму (какое-то количество % от исходной суммы); 4- произошло вторичное начисление процентов; 5- сумма на счету оказалась на 1% меньше вклада (первоначальная сумма уменьшилась на 1 %)

Слайд 106

106 вклад S Сумма вклада после первого начисления 1,1 S Часть, изъятая вкладчиком (от исходной суммы по условию) 0,01 kS Сумма, оставшаяся на счету после первого начисления (на которую будет вторично начислено 10%) 1,1S-0,01kS Сумма вклада после второго начисления 1,1(1,1S-0,01kS) S – сумма вклада, k - % от исходной суммы, изъятый вкладчиком после первого начисления 10%. При начислении процентов оставшаяся сумма на счету умножается на 1,1 Так как сумма, оказавшаяся на счету, на 1 % меньше исходной , то ее значение составляет 100-1= 99% от S , то есть 0,99 S . 1 этап

Слайд 107

107 2 этап 1,1(1,1 S-0,01kS)=0,99S Разделим обе части уравнения на S , положительное неравное нулю число, получим уравнение относительно k 1,1(1,1 -0,01k)=0,99 k=20 3 этап Значит, 20% от исходной суммы было изъято вкладчиком после первого начисления процентов. Ответ: 20%.

Слайд 108

108 Задача 2. Максим хочет взять в кредит 1,5 млн рублей. Погашение кредита происходит 1 раз в год равными суммами (кроме, может быть последней) после начисления процентов. Ставка 10% годовых. На какое минимальное количество лет может Максим взять кредит, чтобы ежегодно выплаты были не более 350 тысяч рублей?

Слайд 109

109 В конце первого года долг составит 1500000 ▪1,1=1650000 рублей (увеличение на10 %). После выплаты 350 тысяч рублей долг составит 1650000-350000=1300000 рублей. И так до тех пор пока не погасит кредит. Составим таблицу: Год Долг банку, рублей Остаток после ежегодного взноса, рублей 0 1500000 - 1 1500000 ▪1,1=1650000 1650000-350000=1300000 2 1300000 ▪1,1=1430000 1430000-350000=1080000 3 1080000 ▪1,1=1188000 1188000-350000=838000 4 838000 ▪1,1=921800 921800-350000=571000 5 57100 ▪1,1=628980 628980-350000=278980 6 278980 ▪1,1=306878 погашен Максим погасит кредит за 6 лет. Ответ: 6 лет.

Слайд 110

110 Задача 3. 31 декабря 2014 года Федор взял в банке 6951000 рубль в кредит под 10 % годовых . Схема выплаты кредита следующая: 31 декабря каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10%), затем Федор переводит в банк платеж . Весь долг Федор выплатил за 3 равных платежа . На сколько рублей меньше он бы отдал банку, если бы смог выплатить долг за 2 равных платежа? ( С татград , январь-2015 )

Слайд 111

111 Пусть х р.- ежегодная плата, при которой Федор выплатит кредит за 3 года, Р=6951000 р – сумма кредита. Составим таблицу: год Долг банку, р Остаток после ежегодной выплаты, р. 0 Р - 1 1,1Р 1,1Р-х 2 1,1(1,1Р – х)=1,21Р-1,1х 1,21Р-1,1х-х=1,21Р-2,1х 3 1,1(1,21Р-2,1х)=1,331Р-2,31х 1,331Р-2,31х-х=1,331Р-3,31х Остаток после 3-й выплаты равен нулю, составим уравнение: 1,331Р-3,31х=0. Учитывая, что Р=6951000 р, находим х=2795000

Слайд 112

112 2) Если у руб. - ежегодная плата, при которой Федор выплатит кредит за 2 года, то 1,21Р-2,1у=0, Зная, что Р=6951000, получаем у=4005100. год Долг банку, р Остаток после ежегодной выплаты, р. 0 Р - 1 1,1Р 1,1Р-х 2 1,1(1,1Р – х)=1,21Р-1,1х 1,21Р-1,1х-х=1,21Р-2,1х 3 1,1(1,21Р-2,1х)=1,331Р-2,31х 1,331Р-2,31х-х=1,331Р-3,31х

Слайд 113

113 Если бы Федор смог выплатить кредит за 2 равных платежа, то он бы сэкономил 3х-2у = 3 ▪2795000 - 2▪4005100=375100 (руб.) Ответ: 375100 рублей

Слайд 114

114 Задача 4. 25 ноября 2013 года Иван взял в банке 2 млн. рублей в кредит . План выплаты кредита такой – 25 ноября каждого следующего года банк начисляет проценты на оставшуюся сумму долга, то есть увеличивает долг на х%, а затем Иван переводит очередной транш. Иван выплатил кредит за два транша , переведя в первый раз 1210000 рублей, а во второй раз – 1219800 рублей . Под какой годовой процент банк выдал кредит Ивану?

Слайд 115

115 После начисления % в конце первого года сумма, которую должен выплатить Иван, возрастает до 2000000(1+0,01х) р., из них Иван выплачивает 1210000 р., уменьшая сумму долга. Составим таблицу: год Долг банку, р. Остаток после очередной выплаты, р. 0 2000000 - 1 (1+0,01х)2000000= 2000000+20000х 2000000+20000х-1210000=790000+20000х 2

Слайд 116

116

Слайд 117

117 Задача 5. В 8-литровой колбе находится смесь азота и кислорода, содержащая 32% кислорода. Из колбы выпустили некоторое количество смеси и добавили столько же азота. Затем снова выпустили такое же , как и в первый раз, количество новой смеси и добавили столько же азота. В итоге процентное содержание кислорода в смеси составило 12,5%. Сколько литров смеси выпускали каждый раз? ( alexlarin . net , 201 4, В98 )

Слайд 118

118 Вопросы учителя Предполагаемые ответы учащихся Какой жизненный процесс описан в задаче? Это задача на «смеси» Какими основными величинами характеризуется этот процесс? количество смеси- М, количество «чистого» вещества – m , доля «чистого» вещества – а, концентрация - С Какими формулами взаимосвязаны эти величины? Какие ситуации описаны в задаче? Какие состояния смеси наблюдаются в задаче? Как они связаны между собой? 1- е: из 8 л колбы смеси кислорода и азота выпускают х л смеси (концентрация кислорода 32%); в полученную смесь добавляют х л азота; 2-е: из новой смеси еще раз выпускают х л смеси; повторно добавляют х л азота и концентрация кислорода становится равной 12,5% Что известно о массе смеси, массе чистого вещества, доле чистого вещества, концентрации? Как удобно представить эти данные? Перечисляют все, что известно о величинах и предлагают составить краткую запись

Слайд 119

119 Пусть х л – это количество выпускаемого и впускаемого газа (ответ на главный вопрос задачи). Тогда количество смеси в каждой ситуации остается неизменным, равно 8 л. Меняется концентрация кислорода (уменьшается) и азота (увеличивается). В качестве «чистого» вещества будем рассматривать кислород . 119 Состояние смеси М, л m , л кислорода а, кислорода С, % кислорода 1 8 0,32 ▪ 8 0,32 32 2 8 0,32▪8 - 0,32▪х =0,32(8-х) 4(8-х) 3 8 12,5

Слайд 120

120 Количество выпускаемого и впускаемого газа не может быть больше 8 л (т. к. всего смеси 8 л), поэтому 13 – не удовлетворяет условию задачи. Значит, 3 л смеси выпускали каждый раз. Ответ: 3 л.

Слайд 121

121 Задача 6. Фермер получил кредит в банке под определенный процент годовых. Через год фермер в счет погашения кредита вернул в банк 75 % от всей суммы, которую он должен был банку к этому времени, а еще через год в счет полного погашения кредита он внес в банк сумму на 21% превышающую величину полученного кредита. Каков процент годовых по кредиту?

Слайд 122

122 год Долг банку, р Остаток после выплаты, р. 0 А - 1 А+0,01рА= А(1+0,01р) А(1+0,01р) - 0,75А(1+0,01р) = 0,25А(1+0,01р) 2 0,25А(1+0,01р)+ 0,01р( 0,25А(1+0,01р))= 0,25А(1+0,01р)(1+0,01р) Пусть А р.- кредит под р% годовых 1-я ситуация: фермер взял кредит А рублей 2-я ситуация: через год, после начисления процентов, вернул в банк 75 % всего долга 3-я ситуация: еще через год, закрыв кредит, внес сумму на 21% превышающую величину взятого кредита Составим таблицу:

Слайд 123

123 Задача 7. Брокерская фирма приобрела 2 пакета акций, а затем продала их на общую сумму 7млн. 680 тыс. рублей, получив при этом прибыль в 28 %. За какую сумму фирма приобрела каждый из пакетов акций, если при продаже первого пакета прибыль составила 40%, а при продаже второго – 20%.

Слайд 124

124 Пусть х р.- первоначальная стоимость 1-го пакета акций, у р. –первоначальная стоимость 2-го пакета акций. Составим таблицу: Первоначальная стоимость, р. Прибыль,% Стоимость при продаже, р. 1 –й пакет х 40 х+0,4х=1,4х 2- й пакет у 20 у+0,2у=1,2у вместе х+у 28 ( х+у )+0,28( х+у )=1,28( х+у ) Так как фирма продала оба пакета акций на сумму 7млн. 680 тыс. рублей, то составим систему уравнений: 1,28( х+у )=7680000, 1,4х +1,2у=7680000; х=2400000, у=3600000. Значит, первый пакет акций фирма приобрела за 2 млн.400 тыс. рублей, а второй – за 3 млн. 600 тыс. рублей. Ответ: 2400000 р., 3600000р.

Слайд 125

125 Задача 8. Заводы в США и России за февраль выпустили более 39 танков. Число танков, выпущенных в России, уменьшенное на 3, более, чем в 4 раза превышает число танков, выпущенных в США. Утроенное число танков, выпущенных в России, превышает удвоенное число танков , выпущенных в США, но не более, чем на 85. Сколько танков выпустили за февраль на заводе в России?

Слайд 126

126

Слайд 127

127 Задача 9.Производительность первого цеха завода не более 730 произведенных телевизоров в сутки. Производительность второго цеха завода до реконструкции составляла 75 % от производительности первого цеха. После реконструкции второй цех увеличил производительность на 20% и стал выпускать более 640 телевизоров в сутки. Найдите, сколько телевизоров в сутки выпускает второй цех после реконструкции, если оба цеха выпускают в сутки целое число телевизоров.

Слайд 128

128

Слайд 129

Используемые источники литературы: Владимирцева С.А. Теория и методика обучения математике : Общая методика. – Барнаул : БГПУ, 2004. Далингер В.А. Текстовые задачи на проценты и методика обучения учащихся их решению // Вестник ОмГПУ , 2006. Каплунович И. Об одном подходе к гуманизации обучения математике // Математика. – 2004. – № 25-26. – С. 2-6. Кац М. Проценты // Математика. – 2004. – № 23. – С. 28-32. Кац М. Проценты // Математика. – 2004. – № 25-26. – С. 34-37. Концепция математического образования // Математика в школе. – 2000. – № 2. – С. 15. Ляпин С.Е. Методика обучения математике. – М., 1952. Неопределённые и переопределённые задачи (использование задач с «аномальным» условием в процессе обучения математике) // http://na5.ru/509013-1 . Рашпелева Е. Несколько способов решения одной задачи // Математика. – 2004. – № 48. – С. 15-16. Шевкин А. Текстовые задачи в школьном курсе математики. Лекция 4. Задачи на прямую и обратную пропорциональную зависимость. Задачи на пропорции / / Математика. – 2005. – № 20. – C . 16- 23. http://www.expert.ru/printissues/russian_reporter/2008/05/pisa/ «Русский репортер» №5 (35) / Григорий Тарасевич , редактор отдела «Науки» журн ала «Русский репортер» matem.uspu.ru/ i /inst/math/subjects/13.ppt . mrcpk . marsu . ru / works _ iso /2007-06-18/.../ progelkours . doc . Презентации учителя математики Зениной Алевтины Дмитриевны . Открытый банк заданий ГИА, 9 класс, 11 класс // http:opengia.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгебраический метод решения задач В-9 – элемент решения задач С4

В статье представлено пошаговое решение задач В9 алгебраическим способом. И применение этого способа после выработки алгоритма действий к решению задач С4. Приложена презентация, в которой представлен...

Теорема синусов и косинусов.Цели урока: развивать навыки самоконтроля ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при решении задач. Развивать умения сра

Цели урока: развивать навыки самоконтроля  ,воспитывать волю и настойчивость для решения поставленной задачи. Углубить знания по теме «Теорема синусов и косинусов». Научиться применять их при реш...

Конспект открытого занятия курса внеурочной деятельности ««Решение задач повышенного уровня сложности»» по теме «Решение задач на работу»

Задачи повышенного уровня сложности традиционно представлены во второй части модуля «Алгебра» на государственной аттестации по математике. Задачи на совместную работу являются наиболее сложными для п...

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии». Урок – практикум по решению задач.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач....

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...

Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений» Урок математики в 6-м классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: введение новых знаний. Цели:Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение ясно и точно излагать свои мысли.Метапредметные: умение понимать и испол...