Лекция, как одна из форм современного урока
методическая разработка по алгебре на тему

Волкова Надежда Васильевна

В статье рассматриваются методологические основы лекции.( как формы урока)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение «Школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с. Покровка Октябрьского района Приморского края

Лекция, как одна из форм современного урока.

Учитель:

Волкова Надежда Васильевна

Дидактическая основа лекции.

В средние века, когда возникла лекция, это был единственный способ  образования знаний, так как в те времена книга-редкость. Но и в наше время, несмотря на массовое издание книг, журналов, на наличие технических средств, лекция остается кульминационным пунктом всего преподавания в старших классах школы, в техникумах, вузах, в системе повышения квалификации.

Лекция была и остается самой трудной формой преподавания, т.е. учитель выступает в нескольких ролях:

  • Ученого, рассматривающего явления и факты, анализирующие их;
  • Педагога, воспитывающего мировоззрение, нравственность, отношение к делу и пользующегося современными методами преподавания.
  • Оратора, пропагандирующего, убеждающего слушателей;
  • Психолога, чувствующего аудиторию в целом и каждого слушателя в отдельности;

Лекция- многогранное  явление. Нужно учитывать композицию, отбор содержания, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литературу для самостоятельной работы.

Лекция, как форма устного изложения не может быть заменена, зачитыванием готового текста, просмотром видеофильмов, презентации.

Лекция допускает импровизацию- это оживляет лекцию, придает ей творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

Лекция выполняет три основные функции:

  • Информационную (дает ученикам необходимые сведения);
  • Стимулирующую (пробуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники)
  • Воспитывающую и развивающую (дает оценки явлениям, вырабатывает мышление).

Учитель должен четко представлять основные стороны лекции:

  1. Организационный уровень.

Решается вопрос о количестве часов, соотношении лекций, семинаров и практических занятий.

  1. Дидактический уровень.

Разработка плана лекции (или системы лекций), выбор типа лекции

(вводной, обзорной, проблемной, обобщающей), ввод демонстраций, экспериментов, учет уровня подготовки класса.

  1. Методический уровень.

Разработка отдельных лекций, остановка учебных и воспитательных задач, подбор конкретного материала, определение логического аппарата, разработка методики демонстрации эксперимента, использование наглядности, технических средств, введение фактов из практики, учет отражения лекций на семинарских занятиях  и практических работах.

Логико - педагогическая структура лекции.

Как правило, лекция состоит из трех частей:

  1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается состояние вопросов, называется литература к лекции.
  2. Изложение материала лекции. Учитель разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою позицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследованиям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.
  3. Заключение. Даются формулировки основных выводов, указания к дальнейшей  самостоятельной работе.

Виды лекций и приемы их проведения.

Эффективная лекция сочетает в себе глубокое идейное содержание с рациональной формой ее изложения. Такая лекция содержит не только богатое содержание, но и строгую дидактическую систему его построения и оптимальную методику его подачи.

Лекции мы подразделяем на ряд типов:

  • По общим целям: агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие;
  • По содержанию: академические и популярные;
  • По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно- обобщающие, установочные и обзорные;
  • По воздействию: на уровне эмоций, на уровне понимания, на уровне убеждений.

Конспект каждой лекции должен содержать:

  • Тему (точно сформулированную);
  • Цель и задачи;
  • Список литературы обязательной и дополнительной;
  • Текст содержания( с выделением основного и второстепенного);
  • Задания для самостоятельной работы.

Этапы подготовки лекции:

  • Изучение программы и учебников;
  • Составление списка литературы;
  • Изучение литературы, отбор содержания и его стилистическая правка;
  • Выбор типа композиции;
  • Написание плана или конспекта с вычленением в нем главного в помощь слушателям при записи лекции;
  • Подбор наглядности;

Форма подачи:

  • Голосовое оформление( с точки зрения педагогической психологии);
  • Мимика и жесты;

Организация аудитории и методика чтения.

До начала лекции:

  • Написать на доске тему, план, литературу, термины; цифры и т.д.
  • Разместить наглядные пособия и технические средства.

После начала лекции:

  • Устно сообщить тему и мотивировать ее значение;
  • Четко выделить цель и задачи лекции

При чтении лекции учесть ряд правил:

  • Читать по плану;
  • С дифференцированием (подробнее и помочь записать то, что хуже освещено в учебниках);
  • Выделением интонационно каждого вопроса;
  • В каждом вопросе вычленять главное (для запоминания
    ) и второстепенное (для иллюстрации), интересное и неинтересное ( изложить его увлекательно), трудное и простое ( изложить его значимо);  
  • Снайперская точность формулировок;
  • Термины четко проговаривать и расшифровывать.
  • Чувствовать и понимать реакцию класса;
  • Использовать обратную информацию, желательно после каждого раздела, вопроса.

Лекция, помимо сообщения важной и нужной для школьников научной информации, должна увлечь их идеями, заинтересовать их ими настолько, чтобы воодушевить на серьезное и углубленное занятие данной наукой. Лекция должна быть интересной и увлекательной, но это не означает, что она будет развлекательной, хотя не исключаются занимательность, юмор.  Лекция обязательно должна эмоциональной, затрагивать учеников, при этом основной переживаемой эмоцией должен быть интерес. Интерес актуализируется, если обнаруживается и узнается что-то новое, поэтому учителю необходимо постоянно поддерживать в учениках этот познавательный интерес.

 



Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности  в учебной деятельности.

Самостоятельность как стремление и умение ребёнка настойчиво решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания.                            

Успешность в развитии  самостоятельности в учебной деятельности зависит от способности ребёнка к познавательной активности, интереса, творческой направленности, инициативы, умения ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого состоит в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Развить самостоятельность в учебной деятельности могут помочь подготовленные учителем памятки по выполнению различных видов заданий:

-как выполнять упражнение по русскому языку;

 -как выучить новое правило;

-как решать незнакомую задачу;

-как заучивать новые слова;

-как делать работу над ошибками;

Очень важно воспитывать у ребёнка навык самоконтроля в учебной деятельности:

 –как проверить правильность математических вычислений

- как сверить по словарю написание отдельного слова

 - как узнать, хорошо ли запомнил содержание учебного параграфа….

 Схемы самопроверки тоже полезно иметь всегда под рукой – и дома и на уроке.

Домашние задания могут быть хорошим поводом для развития самостоятельности

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

 Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Второклассник без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5-10 минут. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35-40 минут, а в четвёртом – до 45 минут Неправильно поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения.

 Когда мы говорим , что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идёт о целом комплексе навыков. Это означает, что ребёнок может сориентироваться в объёме заданий, которые ему предстоит выполнить; спланировать очерёдность .(порядок действий): что он будет делать сначала, что потом и т.д.; распределить время (представить, сколько приблизительно времени займёт то или иное задание);понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания; применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи; представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания. Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слове, то я

а) думаю, какое правило подходит, может помочь;

б) нахожу это правило, применяю к слову;

в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребёнка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.   Самостоятельность редко проявляется сама по себе. – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей. Можно сказать, если ребёнок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым в случае серьёзных затруднений, - это серьёзный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребёнка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь

Распространённые стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

-Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически всё время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками – это поле деятельности прежде всего ребёнка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

 -Некоторые родители твёрдо убеждены в необходимости предоставления ребёнку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребёнок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребёнок также может утаивать часть домашних заданий от родителей ( нет задания – нет проблем). Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине» Ю.Б. Гиппенрейтер прекрасно сформулировала ответ на эти вопросы: «Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему» Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия как одна из форм нетрадиционных уроков.

Далеко не всегда имеется возможность организовать поездку для учащихся в родные места того или иного писателя.Воссоздаваемая в классе обстановка той эпохи, во времена которой творил изучаемый автор, п...

Статья "Инновационные формы современного урока"

В статье сформулированы требования к современному уроку, задачи процесса обучения,приведены различные формы обучения такие как: деловая игра. работа в малых группах, ролевая игра, круглый стол....

Деловая игра одна из форм современного урока математики

Выступление и презентация к выступлению на педагогическом совете....

Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.

В статье представлен опыт работы с образовательным блогом как с одной из эффективных форм современного урока....

Интеграция как одна из форм нестандартного урока

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.Во-первых, мир, окружающий обучающихся, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы, направленн...