Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом.
статья по литературе

В статье представлен опыт работы с образовательным блогом как с одной из эффективных форм современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Образовательный блог - урок как одна из эффективных форм современного урока,     используемых для работы с текстом.           

Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» конечным результатом образования является умение применять знания в повседневной жизни, использовать их в дальнейшем обучении.

Грамотность, общекультурная и читательская компетентности, умение работать с текстами разных стилей – всё это необходимо современным людям.

Важное и необходимое умение  - умение  работать с текстовой информацией.

Кроме того, успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами.

Работа с текстом – важная составляющая обучения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках.

Работа с текстом формирует:

- способы концентрации внимания при чтении,

- интеллектуальные приёмы, обеспечивающие понимание читаемого текста (дифференциация содержания, выделение существенных структурных и смысловых элементов),

- приёмы, способствующие освоению учебных материалов (составление плана, ответы на вопросы. интерпретация смысла),

- понимание текста (выделение его уровней).

Приемы работы с текстом могут быть разнообразными.

Основными приёмами работы с художественными и учебными текстами являются:

  • составление плана интерпретации текста,
  • выписки и цитаты в соответствии с планом,
  • составление тезисов,
  • выделение проблемы,
  • выявление авторской позиции,
  • составление конспекта,
  • сопоставительный анализ однотипных текстов.

Результатом такой текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкое поле деятельности, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение ведёт к познавательной и творческой самостоятельности.

Чтобы использование текста на уроке было максимально эффективным, он должен быть интересным, соответствующим возрастным особенностям школьника, способствующим духовному развитию ученика, актуальным для решения учебной задачи. В 5-6 классах это образно-оценочно-информационные тексты развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес. Активизируют мыслительную деятельность. В 7-9 классах это оценочно-информационные тексты публицистического характера. В 10-11 классах текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать желание высказать своё мнение по поводу прочитанного.

Блог - урок - одна из эффективных форм современного урока, используемых для работы с текстом, он помогает учителю разнообразить создаваемую образовательную среду как с точки зрения восприятия учебного материала, так и с точки зрения формирования технологических навыков.

Вот один из примеров использования образовательного блога для работы с текстом на уроках литературы.

"О благородном и низком". Урок литературы в 7классе .

Задания готовятся учителем заранее и открываются в блоге только на уроке. Ученикам предлагается текст (в данном случае отрывок из художественного произведения – рассказа Екатерины Марковой « Чужой звонок»). Текст интересный с нравственной точки зрения. Предлагаются задания разного плана, обеспечивающие понимание текста, его структуру.

Читаем текст
Задание 1. Размышляем над прочитанным. Определяем тему текста

Задания:

Прочитайте текст и продолжите фразу.

Этот текст … (о чем?)

Он мог бы быть интересен … (кому?)

       Он мог бы называться … (предложи варианты названий)
      Для выполнения этого задания, копируйте предложения, вставьте их в комментарий

 и выполните задание, не забудьте подписать задание (укажите фамилию, имя).
Задание 2. Размышляем над человеческими поступками. Подбираем вопросы

Составьте вопросы, которые помогут понять содержание текста и его главную мысль.

Технология выполнения этого задания такая же, как и задания 1.
Задание 3. Обсудим события

Составьте план. Придумайте заглавие к каждой части текста и наберите. В тексте нарушена последовательность событий. Переставь пункты плана так, чтобы события оказались в правильном порядке.

          Задание выполняйте в комментарии к сообщению. Не забудьте указывать фамилию и имя.
         
Задание 4. Рефлексия. Ученики делятся впечатлениями.

Работа проводится на одном уроке. Ученики могут видеть не только результаты своей работы, но и наблюдают, как выполняют задания одноклассники.

Преимущества работы в блоге:

  • независимость в обучении от времени и места
  • оперативность получения информации
  • обратная связь
  • использование во внеклассной работе
  • разнообразные формы и методы работы.
  • работа над совместной публикацией с использованием соответствующих сервисов
  • использование визуальных средств обучения с вербальными.
  • легкость встраивания в блог видеоклипов, презентаций, слайдшоу и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе

В работе описаны особенности использования  интегрированного обучения в коррекционной школе...

Особенности построения современного урока: проблемы, подходы, решения. Педагогические чтения «Современный урок глазами молодого педагога»

Какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения. Каким же он должен быть, урок? И как должен выглядеть, чтобы соответствовать современным требованиям времени?...

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Интегрированный урок как одна из эффективных форм развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.

В статье говорится о применении интегрированных уроков в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями....

Выступление на ШМО на тему: «Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе»

В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков  в коррекционной педагогической практике, поэтому  преобладает индивидуальное мастерство. По мере совершенствов...