Открытый урок по алгебре 11 класс по теме:"Иррациональные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Дрищева Светлана Ивановна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_11_klass.docx145.25 КБ
Файл samoanaliz_uroka_matematiki.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Иррациональные уравнения
Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, повторить методы решения иррациональных уравнений, познакомить с новыми нестандартными методами решения иррациональных уравнений, показать исторический характер теории иррациональности, проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся по изучаемой теме. 

2. Развивать операции мышления (обобщение, умение выделять главное, анализировать), внимание, навыки сотрудничества, чувство времени.

3.  Воспитание ответственного отношения к изучению предмета, самостоятельности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

Тип урока: 
Обобщение и систематизация ранее изученного материала

Ход урока

I Организационный момент.
 Сообщение темы и цели урока.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые учителя, приглашаю Вас на урок математики в 11 классе “Иррациональные уравнения”. 
Эйнштейн говорил так: “Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако, уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует для данного момента, а уравнения будут существовать вечно”.
Как Вы знаете, прославился он именно уравнением, названным “Уравнение Эйнштейна”. Вот и мы займемся уравнениями. Обобщим знания по теме “Иррациональные уравнения”, повторим методы решения уравнений, алгоритмы решения,  этими методами, познакомимся с  новыми методами.
Запишите в тетради число, тему урока.

На ваших партах лежат рабочие карты, подпишите их.
Рабочая карта ученика 11 класса ________________________
Теория
Кроссворд                                                                                                                         Метод “пристального взгляда”                                                                                            Метод возведение в степень, равную показателю корня                                                Метод введения новой переменной                                                                                     ИТОГ
                     
В них вы будете отмечать успешность выполнения заданий символами: 
“!” – владею свободно
“+” - могу решать, иногда ошибаюсь
“-” - надо еще поработать

2. Повторение и обобщение изученного материала.

2.1. Основные вопросы теории открытия иррациональности

А сейчас небольшая историческая справка (выходит учащийся и рассказывает наизусть):

История иррациональных чисел восходит к удивительному открытию Пифагорийцев ещё в VI веке до н.э.. А началось все,  с простого, казалось бы, вопроса — каким числом выражается длина диагонали квадрата со стороной 1?

Пифагорийцы доказали, что — нельзя выразить отношением некоторых целых чисел m и n. — по их мнению вообще не было числом. Открыв новый математический объект,  они пришли в полное замешательство. В основе всеобщей гармонии мира, считали они, должны лежать целые числа и их отношения. Никаких других чисел они не знали. И вдруг эта гармония рушится — существуют величины, которые отношением целых чисел, в принципе — не являются.

В переводе с латыни «irrationalis» - «неразумный». Любопытно, что в средневековой Европе наряду с «irrationalis» в ходу был ещё и другой термин «surdus» - «глухой» или «немой». Судя по такому названию, математикам средневековья иррациональные числа представлялись чем-то настолько «неразумным», что «ни сказать, ни выслушать». Удивление и досада, с которыми древние математики в начале восприняли иррациональные числа, впоследствии сменились интересом и пристальным вниманием к новым математическим объектам.

Ну а в наше время необходимость изучения решения иррациональных уравнений очевидна. Иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы:

  • равноускоренное движение;
  • 1 и 2 космические скорости;
  • среднее значение скорости теплового движения молекул;
  • период радиоактивного полураспада и другие.


История развития теории иррациональности знает много ученых – исследователей. Назовем некоторых из них, отвечая на вопросы теории, которая является фундаментом, для решения иррациональных уравнений.

Первый кроссворд. 
1.    Что требуется для полученных значений переменной при решении иррациональных уравнений? (проверка)
2.    Способ, которым проводится проверка решений иррациональных уравнений  (подстановка)
3.    Как называется знак корня? (радикал)
4.    Сколько решений имеет уравнение х2 = а, если а < 0? (ноль)
5.    Как называется уравнение, в котором под знаком корня содержится переменная? (иррациональное)
6.    Как называется корень второй степени? (квадратный)
Получилось имя Евклид. Евклид – это великий ученый, он жил в 3 веке до нашей эры в Древней Греции. Известно, что он был приглашен в Александрию царем Птолемеем I для организации математической школы. Он был человеком мягкого характера, очень скромного, но независимого. Он сказал, что познание мира ведет к совершенствованию души. Предлагаю эти слова взять эпиграфом нашего урока. Необходимость введения иррациональных чисел была описана в работе Евклида, по которой потом занимались все творцы современной математики:
Декарт и Ферма, Ньютон и Лейбниц, Колмогоров и Понтрягин.
Как называлась эта древняя книга, которая оказала наибольшее влияние на развитие европейской цивилизации?
НАЧАЛА.
Именно в этом труде Евклид впервые заявил о необходимости введения новых неизведанных чисел.

Понятие иррациональности ассоциируется с изображением корня. Греческие математики вместо слов “извлечь корень” говорили “найти сторону квадрата по его заданной величине (площади)”. Знак корня впервые появился в 1525 году. За это время его изображение менялось. Кто ввел это изображение?
Об этом мы узнаем, ответив на следующие вопросы.

Второй кроссворд. 
1.    Сколько решений имеет уравнение х2=0. (одно)
2.    Корень какой степени существует из любого числа? (нечетной )
3.    Как называется корень третьей степени? (кубический)
4.    Сколько решений имеет уравнение х2=а, если а >0? (два)
5.    Как называется корень уравнения, который получается в результате неравносильных преобразований? (постороннний)
6.    Корень, какой степени существует только из неотрицательного числа? (четной)
Итак, впервые изображение корня ввёл
Декарт, французский ученый. Им положено начало исследования важных свойств алгебраических уравнений.

Третий кроссворд.
Кто же ввел современное изображение корня? Ответим на следующие вопросы. 
1.    Как называется равенство двух алгебраических выражений? (уравнение)
2.    Как называют значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство (корень)
3.    Какая черта личности поможет при решении иррациональных уравнений? (трудолюбие)
4.    Какой должен быть взгляд на уравнения, чтобы, не вычисляя сказать ответ? (пристальный)
5.    Как называют уравнения, если они имеют одни и те же корни или не имеют корней вообще? (равносильные)
6.    Как называется иррациональное выражение, содержащее противоположное арифметическое действие? (сопряженное)
Это
Ньютон – английский физик, открывший основные законы природы, законы Ньютона. Он ввёл современное изображение корня. 
Мы повторили теорию решения иррациональных уравнений, которая является фундаментом для познания мира.

2.2. Основные методы решения иррациональных уравнений.

Иррациональные уравнения можно решать различными методами. 
1. Какими основными методами решаются иррациональные уравнения?
(Метод возведения в степень, равную показателю корня, метод пристального взгляда, метод введения новой переменной)
2. Расскажите алгоритм решения методом возведения в степень, равную показателю корня.
1) Возведём обе части уравнения в степень, равную степени корня.
2) Решим полученное уравнение.
3) Выполним проверку.
3. Расскажите алгоритм решения методом введения новой переменной.
1) Введём новую переменную.
2) Решим полученное уравнение.
3) Найдем значение искомой переменной.
4) Выполним проверку.
4. Какой этап содержат все эти методы?
(Проверку)
5. Какой метод используется при решении иррациональных уравнений другими методами?
(Метод возведения в степень, равную степени корня)
6.Какой метод предполагает устное решение?
(Метод “пристального взгляда”?)
7. На каких свойствах иррациональных выражений основан этот метод?
(Значение арифметического корня четной степени есть величина неотрицательная, а значит сумма, произведение и частное таких выражений будет величина неотрицательная)

2.3. Решение заданий методом пристального взгляда.

 Ряд  иррациональных  уравнений  можно  решить  методом ,,пристального  взгляда,,  суть  которого  заключается  в  очевидности  корней  или  их  явного  отсутствия  по  причине  разногласия  с  ОДЗ. Например:

1.  ;

2.  ;

3. ;

4. ;

5.  ;

6.   ;

7.   ;

8.   ;

9.  ;

10.  .

 Развиваем  алгебраическую  зоркость. На  переносной  доске  записано  решение иррационального  уравнения, в  котором  допущена ,,стандартная,, ошибка. Найдите  её.

1. Решить  уравнение:

Решение:

Ответ: 1

Ошибка. Ученик  возвел в  квадрат  формально. На  области  обе  части  уравнения  не  определены.

      

Ответ: нет  решений.

2.4 Методы решения иррациональных уравнения.

 1)  Метод приведения уравнения к простейшему виду путем возведения обеих частей уравнения в степень, равную показателю корня (радикала).

  1.                                      проверка:

                               

                                                  11-8=3,

,                                                        11-корень

                                                6-8=-2,   6-не корень.

Ответ: 11.

  1.                                проверка:                              

                       -3= -3.                                      

                                         2=2.

                                                       Ответ: -2, 3

  1.    

   пусть   тогда

                            или    

Ответ: 3, 4.

Вывод: при возведении обеих частей уравнения в четную степень не может происходить потери корней (могут быть получены посторонние корни). Следовательно, решая уравнения достаточно найти все корни уравнения,   а затем исключить посторонние. В этом случае проверка является обязательным элементом решения.

2)Метод уединения корня.

 

 Удобно ли проводить проверку, если корни дробные или иррациональные числа? Нет. Тогда, как же лучше поступить в таком случае?

Запись:  

Решение.

Ответ:  0.

 

В этом уравнении лучше сначала найти область допустимых значений, т.к. подкоренные выражения просты для решения.

Ответ: 5, 17.

  1. Метод введения новой переменной (метод подстановки).

пусть    , тогда                                                                                                                      

Ответ:

  1. Пусть   

             

              тогда  

Ответ: .

  1. Метод умножения обеих частей на сопряженное выражение.
  1. ,  (1).

  (2)

Сложим  (1) и (2) и получим

Ответ:  -4,5;  2.

  1. Метод разложения на множители.
  1.    

Ответ:  1, 3.

  1. Метод выделения полного квадрата.
  2. Метод оценки.                                                               
  3. Метод использования свойств функций, входящих в уравнение.

2.5 Практическое применение иррациональных уравнений, рассмотрим на примерах заданий ЕГЭ.

  1. Задание 10

Расстояние от наблюдателя, находящегося на небольшой высоте h километров над землeй, до наблюдаемой им линии горизонта вычисляется по формуле l=√2Rh, где R=6400 (км) — радиус Земли. С какой высоты горизонт виден на расстоянии 4 километров? Ответ выразите в километрах.

Решение

Нам нужно найти такую высоту h, что

4=√26400h

Решаем уравнение и получаем

h=1/800=0,00125 км

Ответ: 0,00125.

  1. Задание 10

Скорость автомобиля, разгоняющегося с места старта по прямолинейному отрезку пути длиной {l} км с постоянным ускорением a\text{км}/\text{ч}^2, вычисляется по формуле v = \sqrt {2la}. Определите наименьшее ускорение, с которым должен двигаться автомобиль, чтобы, проехав один километр, приобрести скорость не менее 110 км/ч. Ответ выразите в км/ч{}^2.

  1. Задание 10

При движении ракеты еe видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону l = l_0 \sqrt {1 - \frac{{v^2 }}{{c^2 }}}, где l_0  = 75 м — длина покоящейся ракеты, c = 3 \cdot 10^5 км/с — скорость света, а v — скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы еe наблюдаемая длина стала не более 21 м? Ответ выразите в км/с.

Подобные задания вы можете увидеть на сайтах для подготовки к ЕГЭ.

  1.  Самостоятельная работа с взаимопроверкой на примерах заданий ЕГЭ.

Image329

3.Подведение итогов урока.
Для достижения духовного совершенства мы познаем мир, в том числе и изучая теорию, методы решения иррациональных уравнений.
Необходимость изучения решения иррациональных уравнений очевидна, иррациональным уравнением выражаются формулы, описывающие многие физические процессы: 
•    Равноускоренное движение
•    1 и 2 космические скорости
•    среднее значение скорости теплового движения молекул
•    период радиоактивного полураспада и другие.
А также иррациональные уравнения использует статистика. 
Но для достижения духовного совершенства необходимо еще воспитать в себе определенные качества.
Как Вы думаете какие? (Ответственность, самостоятельность, терпение, настойчивость, упорство, трудолюбие и другие).

Я желаю Вам достичь заветной цели, а главное стремиться к постоянному самосовершенствованию.

 Рефлексия.

  1. Трудным ли для тебя был материал урока?
  2. На каком из этапов урока было труднее всего, легче всего?
  3. Что нового ты узнал на уроке? Чему научился?
  4. Работал ли ты на уроке в полную меру сил?
  5. Как эмоционально ты чувствовал себя на уроке?

 Подведите итоги своей работы на уроке в своей рабочей карте.


“Да, мир познания не гладок.
И знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок.
И, поискам предела нет!”

4. Домашнее задание:  Повторить §     , решить  №



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики

Урок алгебры проведён в МКОУ  СОШ №5 пос. Красочный 16 ноября 2016 года.

Учитель: Дрищева С.И.

Тема: Иррациональные уравнения
Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, повторить методы решения иррациональных уравнений, познакомить с новыми нестандартными методами решения иррациональных уравнений, показать исторический характер теории иррациональности, проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся по изучаемой теме. 

2. Развивать операции мышления (обобщение, умение выделять главное, анализировать), внимание, навыки сотрудничества, чувство времени.

3.  Воспитание ответственного отношения к изучению предмета, самостоятельности, познавательной активности, стремления к самосовершенствованию.

Тип урока: 
Обобщение и систематизация ранее изученного материала

Для проведения урока я заранее подобрала необходимый теоретический материал, подобрала материал для самостоятельной работы. Перед уроком была проделана следующая работа: на доске было записано число, тема урока.

Структура урока согласована с типом и целью урока и представлена следующими этапами:

1) организационный момент (2 мин.);

2) проверка домашнего задания (2 мин.);

3) проверка теоретического материала (10 мин.);

4) обобщение и систематизация ранее изученного материала (10 мин.); 

5) самостоятельная работа(10 мин.);

5) подведение итога урока (5 мин.);

6) домашнее задание (1 мин.).

Время было выбрано с учетом объема изучаемого материала. Все запланированные этапы урока были проведены четко, последовательно с соблюдением временных рамок. Структура урока соответствовала целям и его содержанию. Весь используемый на уроке теоретический материал полностью соответствовал теме урока и был необходим ученикам для выполнения самостоятельной работы.

Я не дифференцировала работу учащихся, но на уроке была создана атмосфера взаимопомощи, все ученики могли общаться между собой, помогать друг другу. Ученики были сосредоточены, внимательны, дисциплина не нарушалась.

Организационный момент включал в себя приветствие учителем учащихся, проверку готовности кабинета и учащихся к уроку, проверки посещаемости.

После чего был проведен этап проверки домашнего задания, который проходил в форме фронтального опроса учащихся изученного на прошлом уроке материала. После проверки домашнего задания был осуществлен переход к обобщению темы. Мной были объявлены поставленные цели.

Поставленные в начале урока цели были тесно связаны на уроке и полностью реализовались при проведении.

Весь используемый на уроке материал полностью соответствовал теме урока, был необходим ученикам для выполнения практической части и основывался на материале учебника, также использовалась и дополнительная литература.

Содержание урока придерживалось и точки зрения обще-дидактических принципов:

  1. принцип научности (содержание материала соответствовало уровню современной науки);
  2. принцип доступности (учитывались возрастные особенности учащихся, выполнялись условия: следовать от простого к сложному, от неизвестного к известному);
  3. принцип прочности знаний (созданы условия для запоминания: повторение изученного материала, создание ситуаций, вызывающих активную умственную работу над ними);
  4. принцип последовательности (логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении).

Урок был построен методически грамотно: наличие четкой структуры, реализация каждого этапа соответствующими методами, учет дидактических принципов и целей математического образования.

Я осуществляла обратную связь, речь была достаточно грамотной, не содержала неизвестных терминов. Темп урока был достаточно быстрым, на некоторых моментах можно было бы остановиться более подробно, некоторые моменты необходимо было записывать в тетрадь.

Весь использованный на уроке материал и задачи полностью соответствовали программе и уровню подготовленности учеников. Материал на уроке излагался доступным и грамотным языком.

Взаимоотношения учителя и учащихся на протяжении всего урока носили характер сотрудничества. Ученики внимательно слушали, активно отвечали на вопросы.

На мой взгляд, поставленные задачи и цели урока были достигнуты. Во время урока удалось выполнить весь запланированный объем работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения"

План конспект урока в 11 классе на тему " Иррациональные уравнения" ...

Открытый урок в 6 классе по теме "Решение уравнений"

Открытый урок по математике в 6 классе по теме "Решение уравнений" с использованием технологической карты урока....

Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения"

Урок в 11 классе по теме "Иррациональные уравнения" по учебнику "Алгебра и начала математического анализа": Учебник для 11 кл. профильный уровень / А. Г, Мордкович, П. В. Семенов, М.: Мнемозина, 2010....

Разработка урока в 10 классе на тему: "Иррациональные уравнения"

План урока + презентация по изучению способов решения иррациональных уравнений....

Открытый урок по дисциплине "Математика" на тему: "Иррациональные уравнения"

Работа посвящается разработке методики проведения  уроков с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На сегодняшний день одним из перспективных и важных является комплек...

Конспект урока в 10 классе на тему "Иррациональные уравнения"

Конспект урока в 10 классе на тему "Иррациональные уравнения"....

Открытый урок в 11 классе по теме: " Иррациональные уравнения"

Урок по математике в 11 классе по теме: Иррациональные уравнения"....