"Какие же они все разные" (методы решения иррациональных уравнений)
олимпиадные задания по алгебре (11 класс) на тему

Этот материал содержат 12 различных иррациональных уравнений  повышенной трудности, каждый из которых решается различными способами. Он предназначен для подготовки к государственной итоговой аттестации и для подготовки к олимпиадам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  …Математические сведения могут

                                                  применяться умело и с пользой только

в том случае, если они усвоены творчески,

                                                      так, что учащийся видит сам, как можно

                                                      было бы прийти к ним самостоятельно.

(А. Н. Колмогоров)

« Какие же они все разные»

Методы решения рациональных уравнений.

  В школьных  учебниках   на  тему  «Иррациональные уравнения» предлагается примерно следующие уравнения, которые без затруднения решит любой выпускник:

1)  х +;

  =2;

3)  х 2 = ;

4)  6 = 

Рассмотрим более сложные уравнения, которые встречаются в олимпиадных задачах.

№1.    +   = 1

№2.  +  = 2

№3. + + +   = 2

№4.   +  2

№5.    

№6.     х2     

№7.      + = 4 2 

№8.    +  =  у +5

 №9.   6 += 5

№10.        +   = 2 х

№11.       +    =  18

№12.      + х  =  

Предлагаю вашему вниманию решения этих  уравнений                               Уравнение  №1  +   = 1

  Его можно решить несколькими способами, но самый рациональный метод решения следующий:

  обозначим   =  а ,   = в;         откуда        х = а2,      х  =  в3  +1  

 Составим систему уравнений:    а  + в  = 1,          а = 1   в,                                           

                                        а2  = в3  +1          (1  в) 2  =  в3  +1  

                                     

Решив  второе уравнение системы  получим   1 2 в  + в2  в3  1 = 0 ,     получим:    в (в2  в  +2)   = 0 ,  откуда   в = 0 

и находим   х  = в3  +1      т. е.      х  = 1                              

                                                                                  Ответ: 1   

     

Уравнение  №2.  + = 2

 Заменим        на переменную -   а

 = а,  тогда   = а2  + 2;                                                                                      Тогда  уравнение  примет вид:     +   

       +  = 2  

               +    = 2 ,   это  уравнение  с модулем решим                    на интервалах:   (; 1)  ,    [;  3)  и [ 3; +.

На интервале   (; 1)  получим:      – ( –1) – ( – 3)  = 2,     –  +1  –   +3 = 2  –2 = –2,  а = 1, но  значение  1  не принадлежит интервалу(; 1).

На интервале  [;  3) получим:    –1 –  + 3  = 2,    0 =0,                                                         т. е.    – любое число из [;  3).

На интервале  [ 3; +( –1) + ( – 3)  = 2;  –1 +  – 3  = 2,                       2 =6,     = 3, значение 3 принадлежит  [ 3; +.

Значит:  1 ,  зная, что  х = а2  + 2 получим   12 +2   32 +2                                                                                  

3 11.          Ответ:   [3; 11].

Уравнение  № 3

 + + +   = 2

 Найдем область  допустимых значений переменной  х из условия, что выражение, стоящее под корнем четной степени должно быть неотрицательным.          0,

                                            0,      

 Методом интервалов решим первое неравенство системы:

   

                                                          +                                                            

  1. 2                       [ 0;2]

  Решим второе неравенство системы:

+                  +                                          +                        

                - 1                              0                               2                                    

                     (- [2;+               Значит, решение системы неравенств:   = 0,   =2.   Подставив  в исходное уравнение,  убеждаемся, что  = 0 не является  решением, а   = 2   удовлетворяет.            Ответ: 2

Уравнение  № + 2

Это однородное  иррациональное уравнение, которое решается методом деления на одно из слагаемых:  + 2   = 8 

 1 + 2 = 8 ()2 ;   Пусть   =  t,  тогда  ()2  =  t2

 Решив уравнение  1 + 2 t = 8 t2,   получим  2 корня:   t = 0,5 и t  = 0,25.                      Вернемся  к переменной  ,    = 0,5   или   = 0,25.  Возведя   каждое из  этих уравнений  в куб, получим:

     ()3  = 0,53     или    ()3   = (0,25)3

           =           или       =  

    8 ( – 1) =  +1     или    64 ( – 1) =  ( +1)        

             =                  или         =                      Ответ:     

 Уравнение №5.

 Возведем обе части уравнения в куб.  В левой части уравнения куб суммы:      (а+в)3 = а3 + 3 а2 в + 3 а в2   +в3;          Получим:

( 3 + 3)2 ( +3) ()2 = ()3,

  +1 + 3  3х +1  =

                                                           -  дано

 3   =

3   =  ,                                                   =                                                                                                                      1) =  )3,

( 2  ) =  ( 3 + 3  2 + 3  + 1),

3  3   3  +  2 =  3  3  2  3                                                                          4 3  + 4 2  = 0,     откуда  = 0     или      =  1                                                                           Проверкой убеждаемся, что  = 0 не является корнем уравнения.  Ответ:  1

       Уравнение № 6. 2     , перепишем уравнение в виде:         2     

                       ( – 3)2  + (2    =  0,  сумма  неотрицательных чисел равна 0,  если одновременно равны нулю оба слагаемых, т. е.                                                                                                     - 3 =  0,              =  3,  

         = 0;        = 4;  но эта система уравнений противоречива.

                            Ответ:  уравнение  не имеет корней.                                                                                                                

Уравнение № 7.

   Решим это уравнение методом оценки  левой и правой частей уравнения:

   +  =  5  

Заметим  что,

     = 2   и    = 3

А правая часть 5  , при любом значении х  наоборот  меньше или равно (не больше)  5,   причем    наибольшее значение, равное    5 достигается при    =  1.  Таким образом,  равенство  возможно   при таком значении   х,   при   котором обе части   уравнения  будут  равны 5.       Значит,   =  1.               Ответ:   1  

Уравнение № 8.

  +  =  у +5.

Это  уравнение с двумя переменными,  найдем область допустимых значений переменных х и у .        4    2   0,

                                         1+ 4    0,                    

                                          4  16   0,

                                           2  + у 2   0.

Первое и третье  неравенства этой системы дают решение    2.      число х = 2  не удовлетворяет  второму неравенству системы. Годится  = 2.  Тогда,  подставив  в  исходное  уравнение   = 2, получим уравнение вида:     0      =  0 + 5  у,                               = 2   если  у  у  = 2  у  =  1,5.              Если   у  1,  то   1,   получим уравнение  0 у = 1,    которое  не имеет решения.       Ответ:    = 2,  у = 1,5.

Уравнение № 9.

.   6 += 5 ,   прежде всего, заметим,    что  (- [2;+

   Считая, что х                                                                         Это   однородное уравнение, метод решения однородных уравнений мы рассмотрели в примере 4.  Разделим  обе части уравнения на выражение ,    при  0 получим  6 + = 5)

Пусть   = t, t  6 + t2 = 5 t, откуда   t = 2 или t = 3

 Значит

Решая эти уравнения, находим           или    =  

 Ответ:; .

Уравнение № 10.   +   = 2 х

Решим методом « искусства».  Обе части уравнения разделим  на х,  х 0.              

 + = 2,  пусть  тогда  =,  0

 = 2,  2    2,  находим  =1,

  = х,    х2,,     

                                  х                     откуда   получим   х =5.   Ответ: 5

 Уравнение № 11. 

  +    =  18

  Преобразуем выражение = =

() х    +     = 18,  пусть     =  у,              тогда уравнение примет вид:   + у = 18,  решив это уравнение получим                  у = 9 +     или    у = 9  

  = 9 +    или 9  

         = 2                         или                                =   2             Ответ:    

                                                                 

Уравнение № 12.     +   =  

 Рассмотрим  два случая:    

  1. Если     уравнение примет вид    +   =    

       ,  что невозможно.                                                                         2) Если     уравнение примет вид    +   =   ( 

   решив,   получим      = 0,625                                              

                                                                    Ответ:   0, 625

Гафарова Рузиля Талгатовна , учитель математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение квадратных уравнений разными методами

На данном уроке отрабатываются разные методы решения квадратных уравнений...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Определение плотности твердых тел разными методами"

рАвторы: Фокин Дмитрий, Зарипов Юлиан 7 «А» класс МКОУ СОШ №1 г. Миньяра                                  ...

Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...

ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?

Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...

Измерение ускорения свободного падения разными методами

Экспериментально  измерить ускорения свободного падения разными методами и выяснить, какой из них более всего приближен к табличному значению....

Измерение ускорения свободного падения разными методами

Методы измерения  ускорения свободного падения....

: Кем быть? Каким быть? Или некоторые подходы к решению вопросов качества образования и профориентации в рамках учебного предмета «Химия»

Выступление в рамках августовского семенира в КРИПКиПРО о профориентации в рамках учебного предмета "Химия"...