Проблемное обучение при реализации ФГОС
методическая разработка по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Проблемное обучение при реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.71 КБ
Файл problemnoe_obuchenie_pri_realizatsii_fgos.pptx70.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное.

Проблемное обучение при реализации ФГОС

                                                                    Федосовой Веры Ивановны

                                                              учитель математики

                                      Высшей категории

                                                  МКОУ СОШ№3

                                                           с. Дивное

Проблемное обучение при реализации ФГОС

В современной школе сегодня важно не только дать ребенку больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс приоритетная роль отводится деятельности учащихся. 

Разберем формы и методы  для построения уроков в контексте ФГОС.

В методике преподавания классифицируются методы обучения: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные методы - доминирующая роль учителя на уроке, а учащиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Лекция - распространенный прием пассивных методов.

К активным методам - методы, позволяющие учителю и ученику выступать равноправными участниками урока, взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».

Интерактивные методы (наиболее эффективные методы) - ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик».

К интерактивным методам относятся:

Кейс-метод основан на том, что задается ситуация, которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем.

Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой.

 «Мозговая атака» - способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели.

Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований.

Исследовательский метод - учитель сам формулирует проблему. Задача учеников организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод диалогического взаимодействия - истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают (через диалог) поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных. Рассмотрим проблемный метод как один из методов интерактивного обучения.

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления  выдвинутая С.Л. Рубинштейном. При столкновении с новой проблемой у учащегося возникает состояние недоумения, удивления. Мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск (открытие неизвестного), либо с помощью учителя.

Главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного заключается в том что проблемное обучение способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения; обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

 Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. В эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо можно увидеть элементы проблемного обучения. К этой проблеме близко подходил К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. Он утверждая, что в основе способности учащихся решать проблемы лежит их природный ум.

Проблемное обучение развивающее, его цель – освоение учениками знаний и умений посредством решения учебных задач. Учащиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.

Сущность проблемного обучения составляют:

  • организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся;
  • управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

К основным понятиям проблемного обучения относятся:

Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда у обучающихся возникает интеллектуальное затруднение.

Выделим следующие способы создания проблемной ситуации:

  • использование учебных и жизненных ситуаций;
  • побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
  • ознакомление детей с фактами, носящими необъяснимый характер;
  • новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний.

Проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

 Учитель создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает учащихся в ее разрешение, организует проверку и поиск решения. Метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы являются основными методами проблемного обучения.

 

Структура проблемного урока

  1. Актуализацию прежних знаний
  2. Усвоение новых знаний и способов действий
  3. Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний.

Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности:

  • возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
  • выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

Структура проблемного урока, в отличие от структуры непроблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности, а не только внешней логики процесса обучения.

Но не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении учащихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Ученик должен применять знания, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача учителя — создать все условия для этого.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» с. Дивное. Проблемное обучение при реализации ФГОС Федосовой Веры Ивановны учитель математики Высшей категории МКОУ СОШ№3 с. Дивное

Слайд 2

методы обучения пассивные активные интерактивные

Слайд 3

Пассивные методы Д оминирующая роль учителя на уроке, а учащиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными , хотя используются на отдельных уроках обучающего типа.

Слайд 4

А ктивные методы позволяют учителю и ученику выступать равноправными участниками урока. Взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».

Слайд 5

Интерактивные методы У ченики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик ». наиболее эффективные методы

Слайд 6

К интерактивным методам относятся : Кейс-метод . Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели.

Слайд 7

К интерактивным методам относятся : Кейс-метод . Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую ученики должны исследовать, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений. Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений). «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучаемых способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на какой-либо важной цели. Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Слайд 8

К интерактивным методам относятся : Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы. Метод диалогического взаимодействия основывается на проведении диалога, когда истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».

Слайд 9

Проблемный метод

Слайд 10

Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Механизм психологических процессов следующий : при столкновении с новой, непонятной проблемой возникает состояние недоумения, удивления . Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Ученик либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя.

Слайд 11

Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо . Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи .

Слайд 12

Главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного: 1)способствует развитию интеллекта учащихся, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения ; 2) предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.

Слайд 13

Цель проблемного обучения: освоение учениками знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач (при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач).

Слайд 14

Методы проблемного обучения ( система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера ): объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение; репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала; практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике; частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса; исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.

Слайд 15

Этапы мыслительной деятельности: принимаются во внимание все возможные решения или предположения; индивид осознает затруднение и формулирует проблему, которую необходимо решить; предположения используются как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов; проводится аргументация и приведение в порядок обнаруженных фактов; проводится практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

Слайд 16

Структура проблемного урока Актуализацию прежних знаний – подготовку к восприятию нового материала (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности учащихся, контроль учителя). Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения. Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.

Слайд 17

Путь , ведущий к знанию — это деятельность! Задача учителя — создать для этого все условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения

Проблемное обучение в свете ФГОС второго поколения...

Продуктивное обучение - основа реализации ФГОС

Презентация знакомит с понятиями продуктивновность, продуктивное обучение; раскрывает основы и  инструменты продуктивного обучения....

Формирование мотивации учения на основе гуманизации образовательного процесса и использования активных методов обучения при реализации ФГОС

Гуманизация обучения математики предполагает особые отношения между учителем и учащимися, реализуя творческие начала каждого школьника. Учитель-предметник выступает не только как информатор, источник ...

Проблемное обучение в рамка ФГОС

Историческое и обществоведческое  образование в современных условиях нацелено на создание условий для самореализации личности, на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и ...

Использование технологии проблемного обучения при реализации ДООП "Юный натуралист"

В современной педагогике под технологией проблемного обучения понимается такая система организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активн...