Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса на уроках математики"
учебно-методический материал по алгебре на тему

Сидько Светлана Николаевна

Доклад на тему: "Формирование познавательного интереса на уроках математики"

«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnogo_interesa.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

«Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности школьника»

Подготовила

учитель математики МБОУ СОШ №5

г. Лермонтова Сидько С. Н.

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. 

Как же сделать учение интересным для учащихся?

Как изжить скуку на уроке?

Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?

Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к изучению проблемы (слайд-заголовок) формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.

(слайд)

Цель: Изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.

Задачи:

· изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;

· проанализировать программу по математике и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

· апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению;

· в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:

— анкетирование;

— интервью;

— лабораторный эксперимент;

— наблюдение,

· проанализировать результативность проведенного исследования.

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.

Гипотеза: Если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, и, следовательно, качественному росту результатов обучения.


Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики разработаны психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

(слайд)  Понятие о познавательном интересе

«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).

Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

 Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.

 Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием.

Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы.

Таким образом, познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.

 

(слайд)

Уровни развития познавательного интереса: Любопытство, любознательность, творческий интерес.

 

(слайд)  Динамика познавательных интересов детей по возрастам: у младших школьников, у подростков, у старших школьников.

(слайд)

Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.

Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.

Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).

В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.

(слайд)

Опрос учащихся показал, что 50% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. 65% учащихся, ответивших, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению.

(слайд)

Наблюдение дало возможность собрать факты, проследить сам процесс становления и развития интересов у отдельных учащихся и в классах, установить силу и слабость различных приемов побуждения познавательных действий учеников.

Определение уровней развития познавательного интереса учащихся опиралось на следующие показатели: уровень познавательной активности, волевые и эмоциональные проявления учащихся в процессе учебной деятельности и за ее пределами, предложенные Г.И. Шукиной

(слайд)

В таблице приведены показатели, по которым обнаруживался познавательный интерес у учащихся.

Проявления,

характеризующие познавательную

активность учащихся

Эмоциональные проявления

Показатели, раскрывающие

картину устойчивости и силы

познавательного интереса

вопросы, с которыми учащиеся

обращались к учителю, взрослым;

стремление учеников по собственному желанию, без указаний и требований, принять участие в рассмотрении и обсуждении вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей;

сосредоточенность произвольного внимания как свидетельство сосредоточенности мыслей на предмете интереса;

характер процесса деятельности:

а) как принимается задание – с

готовностью к действию или

безразличием;

б) как выполняется познавательная задача – самостоятельно

или по образцу;

в) внимателен ученик или рас-

сеян;

г) каково отношение ученика к

процессу своей деятельности

увлечен или равнодушен;

д) каков результат выполнения

познавательной задачи (глубина,

основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).

в речевых реакциях – в восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;

в особом эмоциональном последствии, в наступившей тишине, свидетельствующем о взволнованности, поглощенности только что высказанными мыслями, суждениями о полноте чувств, которые испытывают учащиеся;

в адекватности реакций учащихся

в ответ на происходящее в классе

(смех в ответ на юмор, мимика

радости, разочарования, гнева,

мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).

избирательная направленность

круга чтения учащихся;

их участие по свободному выбору

в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметных кружках, вечерах, расширяющих кругозор);

выполнение индивидуальных

заданий;

характер использования свободного времени

(слайд)  

Формирование познавательных интересов на уроках математики

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего в учении. Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Содержание учебного материала

В содержании учебного материала на формирование познавательного интереса могут влиять:

 

(Слайды)

  • новизна;
  • практическая значимость;
  • межпредметные связи;
  • исторические сведения.

                             х > а

                                 >

Избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал. Слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».

Или следующие стишки:

Перед скобкой вижу плюc,                                              Перед скобкой минус,

Ошибиться не боюсь!                                                      Будьте осторожными!

Скобки раскрываю,                                                          Знаки изменяются

Знаки сохраняю.                                                               На противоположные.

 Практическая значимость содержания знаний

В содержании учебного материала на формирование познавательного интереса существенное влияние оказывает практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Использование мотивации в виде примеров практического использования математических фактов подводит ученика к осознанию необходимости теоретических знаний.

Примеров очень много. Приведу несколько.

Перед знакомством с арифметической прогрессией в 9 кл предлагаю ребятам представить, что бригада строителей, членами которой они являются, подряжается строить заводскую трубу. Договор по оплате: за 1-й метр – 950 рублей, за 2-й метр – на 320 рублей больше, за 3-й метр – ещё на 320 рублей больше и т.д. Сколько заплатят за 38-й метр? Сколько денег получит бригада, построив трубу высотой 40 м? А теперь представьте, что никто из вас не знаком с арифметической прогрессией и придётся считать. После такой мотивировки ученики с интересом изучают арифметическую прогрессию, а при постоянном возвращении к задаче о бригаде легче запоминают основные формулы n-го члена и суммы n-первых членов АП.

 Межпредметные связи

Ещё одним стимулом интереса, заключённым в содержании учебного материала, являются межпредметные связи математики с другими дисциплинами. Благодаря прикладным задачам, позволяющим интегрировать материал математики и естественных дисциплин можно формировать познавательный интерес у школьников не только к своему предмету, но и к предметам своих коллег.

К сожалению, в действующих учебниках прослеживается на примерах тесная связь математики чаще с физикой. Однако считаю, что для формирования познавательного интереса необходимо показывать значимость математики не только для самой себя и физики, но и для других школьных предметов естественного цикла. А сделать это можно лишь при решении определённо поставленных задач практического характера.

Например.  Задачи на использование понятия производной функции, которые реализуют связь между математикой и биологией. Одна из таких задач – задача о нахождении наибольшего значения численности популяций микроорганизмов.

Задача. В среду с определёнными условиями существования вносят популяцию из 100 бактерий. Численность популяции возрастает по закону: , где t выражено в часах. Найти максимальный размер этой популяции до момента её угасания.

Решение. Найдём производную от функции z(t):

;

, но – 1 не удовлетворяет условию задачи, значит необходимо рассмотреть поведение производной функции в окрестности точки 1.

Видно, что 1  –  точка максимума.

А это и говорит о том, что в момент времени t = 1 (час) популяция достигнет своего наибольшего значения (будет иметь максимальный размер).

Тогда, (бактерий).

Ответ: 150 бактерий.

Учащимся можно предложить задание на нахождение области значения некоторой функции, например, при решении экологических задач.

А вот очень интересный литературный пример, которым можно воспользоваться при изучении площадей в 9 классе.

Ошибка Джека Лондона

Следующее место романа Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома" дает материал для геометрического расчёта:

«Посреди поля возвышался стальной шест, врытый глубоко в землю. С верхушки шеста к краю поля тянулся трос, прикрепленный к трактору. Механики нажали рычаг — и мотор заработал.

«Машина сама двинулась вперед, описывая окружность вокруг шеста, служившего ее центром.

« — Чтобы окончательно усовершенствовать машину, — сказал Грэхем, — вам остается превратить окружность, которую она описывает, в квадрат.

« — Да, на квадратном поле пропадает при такой системе очень много земли.

«Грэхем  произвел  некоторые   вычисления,  затем  заметил:

« — Теряется примерно три акра из каждых десяти.

« — Не меньше».

Проверим этот расчет.

Решение

Расчет неверен: теряется меньше чем 0,3 всей земли. Пусть, в самом деле, сторона квадрата — а. Площадь такого квадрата — а 2. Диаметр вписанного круга равен также а, а его

площадь — . Пропадающая  часть  квадратного  участка  составляет:

= (1 - ) a2 = 0,22 a2.

Мы видим, что необработанная часть квадратного поля составляет не 30°/0, как полагали герои американского романиста, а только около 22°/0.

Создавая межпредметные связи, мы будем доказывать учащимся то, что математика не существует сама по себе и сама для себя, а она призвана быть центральным звеном всех естественных наук.

 Исторический материал

Исторический материал  в содержании обучения имеет большое значение для формирования познавательного интереса. Включения в урок математики элементов истории математики способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.

На уроках я знакомлю ребят с биографиями великих учёных, с историей открытий и развития математики. Мотивирую введение нового понятия историей происхождения его термина.

Пример. «Конус» – это латинская форма греческого олова «конос» означающего сосновую шишку.

«Сфера» – латинская форма греческого слова «сфайра» – мяч.

«Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» – лён, льняная нить, шнур, верёвка.

«Трапеция» – латинская форма греческого слова «трапедзион» – столик. От этого же корня происходит слово «трапеза», означающее по-гречески стол.

«Цилиндр» – латинская форма греческого слова «кюлиндрос», означающего «валик», «каток».

Способствуют мотивации исторические задачи. Например, в 10 классе во время повторения планиметрии использую планиметрические задачи Архимеда, предварив их решение сообщением об Архимеде, которое готовит ученик. Осознание учеником того, что данные задачи много веков назад решал сам Архимед значительно повышает познавательный интерес. Вот фрагмент такого урока.

Архимеду (287-212 до Р.Х.) принадлежит работа «Леммы», которая содержит планиметрические задачи с решениями. Все они ориентированы на применение свойств окружности и круга. Данным задачам, вернее их формулировкам, около 2000 лет, но всё равно они не потеряли своей привлекательности. На этом занятии мы будем решать задачи Архимеда.

Планиметрические задачи Архимеда.

Пробуждают познавательный интерес и задачи с историческим содержанием.

Например, при изучении темы в 6 классе " Действия с обыкновенными дробями " историю о троянской войне. Античные историки считали, что она произошла на рубеже 13 -12 вв. до н.э. Парис, сын троянского  царя Приама, украл жену греческого царя Менелая. Троянский царевич совершил тяжкое преступление - нарушил закон гостеприимства и тем самым навлек на родной город страшное бедствие. Оскорбленный Менелай собрал большое войско и флот, чтобы вернуть жену. Греки сразу не смогли взять Трою, окруженную мощными крепостными сооружениями. Они построили на берегу моря возле своих кораблей укрепленный лагерь, стали разорять окрестности города. Осада города длилась многие годы. Тогда по предложению Одиссея греки решили взять город хитростью. Был построен огромный деревянный конь, внутри которого спрятался отборный отряд воинов. Остальное войско сжигает свой лагерь и отплывает от берегов Трои. Удивленные оставленным деревянным чудищем, троянцы ввезли его в город. Ночью спрятавшиеся во чреве коня воины выходят наружу и открывают ворота города. Тайно вернувшиеся греки врываются в город, и начинается избиение застигнутых врасплох жителей. Город погиб в огне пожара. Менелай вернул свою жену. Решите уравнения:  1 вариант узнает, сколько лет длилась осада Трои, 2 вариант узнает, сколько кораблей было у греков, 3 вариант - сколько воинов поместилось в деревянного коня.  

        (  - ) : =             

  +  - 500 = 200

        (1  + 5) .  =27

Итак, исторический материал на уроках является важным стимулом для формирования познавательного интереса.

3.2 Организация познавательной деятельности

Для многих учеников важным источником познавательного интереса является не столько учебный материал, сколько процесс познавательной деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит через:

· проблемное обучение;

· практические работы;

· творческие работы;

· информационно-компьютерные технологии.

3.2.1 Проблемное обучение

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения - детскую любознательность. Выдающийся немецкий педагог А.Дистервег убеждал, что развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Этого можно достичь собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Это отличный стимул познавательного интереса. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлечённости, раздумий, поиска.

Методические приёмы создания проблемной ситуации:

-учитель подводит школьников к противоречию и  предлагает  им  самим найти способ его разрешения;

-сталкивает противоречия практической деятельности;

-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

-побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

-определяет проблемные теоретические и практические задания;

-ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса)

Приведу примеры использования проблемных ситуаций на уроках. 5 класс, тема: Единицы площади.

  • Рассмотрите запись на доске:

500 м2; 400 см2; 3 а; 2 дм2; 7 га

  • Сделайте запись в тетрадь, расположив это в порядке возрастания.

(Дети пытаются выполнить задание, но не могут)

  • Почему вы не справились? В чём трудность?

(Мы не знаем, что такое а, га)

  • Так какой возникает вопрос?

(1.Что такое а, га?)

  • А вы можете предположить, чем они являются?

(Наверное, это единицы площади, ведь они стоят в одном ряду с известными нам единицами площади)

-        Если это единицы площади, то какой второй вопрос возникает?

(2.Какую взаимосвязь они имеют с другими единицами площади?)

  • Итак, какая же тема урока?

(Новые единицы площади)

Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения.

“А кто бы мог сам, или в паре с соседом по парте, поработать с учебником и найти там ответ?” Дети, все без исключения, захотели самостоятельно найти новую информацию.

Отведенное время для самостоятельного поиска неизвестного показало, что учащиеся успешно справились с поставленной задачей. Проблемная ситуация– это эмоциональный комфорт в обучении, с которым связаны интерес и увлеченность обсуждаемой темой, проблемой.

Урок алгебры в 7 классе «Формулы сокращённого умножения» 

В глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. И сегодня им  предстоит сыграть роль исследователей в «открытии» двух таких формул

1 ( х+у) (х+у)=

(х+у)2

2+2ху+у2

2 (c+d) (c+d)=

(c+d)2

=c2+2cd+d2

3 (p+q) (p+q)=

(p+q)2

=p2+2pq+q2

4 (2+x)  (2+x)=

(2+x)2

= 4+4x+x2

5  (n+5) (n+5)=

(n+5)2

=n2+10n+25

6 (m+3) (m+3)=

(m+3)2

= m2+6m+9

7 ( 8+k) (8+k)=

(8+k)2

= 64+16k +k2

Для исследовательской работы учащиеся объединяются в группы. Номер задания соответствует номеру группы. Учащимся предложено выполнить умножение двучлена на двучлен из левого столбца таблицы. После того, как ребята справились с заданием, один из группы выходит к доске и записывает полученный ответ в правом столбце .Средняя часть таблицы в момент выполнения задания  скрыта от учащихся.

Когда учащиеся заполнили таблицу, осуждается: есть ли общее в условиях и ответах и можно ли выражения в левом столбце записать короче. Получив ответ они фактически уже приступили к исследованию темы урока. Класс переходит к обсуждению полученных результатов. Ребята замечают, что во всех случаях результатом умножения служит трёхчлен, у которого первый член представляет квадрат первого слагаемого данного двучлена, второй - удвоенное произведение первого и второго слагаемых, а третий – квадрат второго слагаемого. Такой анализ делает каждая группа, и каждый вариант проговаривается вслух. В конце концов, учащиеся без труда записывают общую формулу квадрата суммы двучлена. И быстро «открывают» формулу разности квадрата двучлена. 

А вот примеры проблемных вопросов, которые можно использовать на мотивационном этапе.

Сумма углов треугольника.

Задача: Как измерить изображенный на доске угол, часть которого вместе с вершиной случайно стерли?

Срединный перпендикуляр.

– На листе бумаги начертите отрезок и без карандаша, ручки отметьте на листе место, где лежат все точки, равноудаленные от концов отрезка.

Дети сгибают лист, соединяя концы отрезка.

 Или такая проблема по этой же теме проблему: где жители 3 сельских домов должны выкопать новый колодец, чтобы он находился на одинаковом расстоянии от каждого дома.

 Построение треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам

От оконного стекла треугольной формы откололся один из его углов. Можно ли по сохранившейся части, заказать стекольщику, вырезать такое же оконное стекло? Какие следует снять размеры?

Перпендикулярность плоскостей

Строители проверяют вертикальность стен с помощью отвеса. Является ли такая проверка достаточной?

Равенство треугольников

В конце урока учитель сообщаю, что на следующем уроке будет предложено задание: за 3 мин. начертить как можно больше равных треугольников в разных положениях. (Лучшее решение – трафарет, ученики без труда дадут определение)

Проблемное обучение способствует появлению у школьников таких состояний, которые свойственны познавательному интересу: удивлению, озадаченности, интеллектуальная активность, эмоциональная приподнятость.

 Практические работы

Ещё одним стимулом познавательного интереса школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся. На познавательный интерес наиболее успешно влияют самостоятельные работы поискового и исследовательского характера. Такими видами деятельности являются практические работы с элементами исследования.

Например. Площадь трапеции 9 класс.

Задание – разбить трапецию на части, из которых можно составить фигуру, площадь которой умеем уже находить несколькими способами, а затем вывести формулу.

Такая работа стимулирует познавательный интерес, ребята пытаются найти именно свой способ, в результате вывод формул не просто механически заучивается, а осмысливается.

Вот какие варианты предлагали ученики.

 В результате поисковой практической работы ученики предложили четыре способа доказательства теоремы, по рисункам:

Сумма углов треугольника 7 класс. 1) Практическая работа. Отрывание 2 углов модели треугольника и прикладывание к третьей вершине, образуя развернутый угол. [29]

2) Практическая работа. Измерить углы остроугольного, прямоугольного, тупоугольного треугольников (задание по рядам). Найти сумму углов каждого из треугольников, сравнить результаты.

Перед доказательством теоремы Пифагора (8 кл) создаю проблемною ситуацию с помощью задачи индийского математика ХII века Бхаскары.

На берегу реки рос тополь одинокий.

Вдруг ветра порыв его ствол надломал.

Бедный тополь упал. И угол прямой

С теченьем реки его ствол составлял.

Запомни теперь, что в этом месте река

В четыре лишь фута была широка

Верхушка склонилась у края реки.

Осталось три фута всего от ствола,

Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:

У тополя как велика высота?

Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникнет проблема: как это сделать?

Для решения этой проблемы организую практическую работу исследовательского характера, предлагаю учащимся задание по рядам: постройте прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 и измерьте гипотенузу. Результаты занесите в таблицу.

а

12

6

8

б

5

8

15

с

Затем учащимся предлагаю выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.

После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника эмпирический вывод требует теоретического обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора.

9 класс. Практическая, познавательная работа на систематизацию теоретического материала по теме «Измерение углов». 

Учащиеся составляют опорные таблицы с чертежом, краткой записью свойств. Цели: закрепление определения, свойств, выработка умения читать свойство на рисунке, использование таблиц при  решении задач, подготовке к экзаменам.

        

Площадь треугольника. 9 класс. Цели: закрепление формул для вычисления площади треугольника через высоту и основание, две стороны и угол между ними, радиус вписанной и описанной окружности, по формуле Герона. Закрепление понятия вписанной и описанной окружности в треугольник, способа их построения. Учащиеся для произвольно изображенного треугольника производят необходимые построения и измерения и вычисляют его площадь по известным формулам. Результаты при округлении должны совпадать.

11 класс. Построение графиков тригонометрических функций, полученных с помощью преобразований графиков функций y=sinx, y=cosx b и т.д. Такие работы учащиеся выполняют в программе GRAPHICS или Advanced Grapier. Практическая, наглядная иллюстрация сжатий, сдвигов, растяжений графиков также стимулируют познавательный интерес.

        Практические работы активизируют работу всех учащихся класса, они помогают ученикам удовлетворить своё естественное стремление к самостоятельной деятельности, творческому поиску, к индивидуальным решениям.

3.2.3 Творческие работы

Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.

Творческие работы, которые я предлагаю ученикам – самые разнообразные.

Важное место среди них играет - составление задач. Например. В 9-м классе при изучении темы «Углы, связанные с окружностью» ребятам было дано задание: придумать на каждое определение, свойство  задачу и предложить её для решения одноклассникам. В результате  самые интересные задачи были включены в сводную таблицу под названием «задачи - одноходовки».

 Задачи - одноходовки

3.2.4 Информационно – компьютерные технологии

Отказаться от использования компьютера на уроках математики нельзя. Использование компьютера позволяет значительно облегчить процесс через реализацию одного из принципов обучения – наглядность. Рисунки выполняются на глазах у учеников, при доказательстве теорем появляется возможность многократного повторения логической цепочки одновременно с дополнительными построениями и выделением всех необходимых элементов (углов, отрезков и т.д.). Отпадает необходимость при подготовке к уроку загромождать доску большим количеством чертежей, значительно экономится время учителя. Для повторения ранее изученного материала достаточно найти необходимые чертежи и вывести на экран. Возможность замены традиционных технических средств обучения делает урок наглядным, способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, и как следствие, повышает интерес учащихся к математике. Я  использую программы:  Power Point, GRAPHICS, Advanced Grapier.

Например. Урок в 9-м классе по теме: "Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия"

Для того чтобы сделать более доступным осознание этого сложного понятия, использую разработку урока с использованием презентации, выполненной с помощью Power Point, где представлены геометрические иллюстрации, позволяющие прийти к интуитивному пониманию предела. Статью с разработкой этого урока я опубликовала во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок».

Ещё один пример – иллюстрация  темы «Изображение пространственных фигур на плоскости».

Постепенное, наглядное построение проекций разных фигур, помогает учащимся самостоятельно сформулировать и осознать свойства параллельного проектирования, облегчает применение их при решении задач, повышая тем самым познавательный интерес.

Стоит так же сказать об эстетическом оформлении и чёткости всех построений, выполненных с помощью компьютерных программ. Например, выполняя построение графиков с помощью программы Advanced Grapier, учащиеся получают красивые рисунки, а также получают возможность быстро исследовать функцию, найти производную, построить касательную в заданной точке, найти точки пересечения, вычислить определённый интеграл.

Заключение 

Работа по изучению вопроса формирования познавательного интереса школьников на уроках математики убедила меня в необходимости систематически исследовать познавательные интересы учащихся с помощью различных методов исследования: анкетирования, наблюдения, интервьюирования, эксперимента. Для того, чтобы совершенствовать свою работу по формированию познавательного интереса, как через содержание учебного материала, так и через активизацию познавательной деятельности учащихся. При создании условий для формирования познавательного интереса, при регулярной, целенаправленной деятельности по его развитию у школьников действительно достигается высокий уровень познавательного интереса, что ведёт за собой рост результатов обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса на уроках математики

Методические рекомендации к урокам математики...

Доклад на тему: "Развитие познавательных интересов на уроках математики"

Этот доклад может быть использован на заседаниях методических объединений учителей физико-математического цикла....

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной самостоятельности школьников в процессе изучения иноязычной лексики»

На сегодняшний день, когда общество переходит на новый этап развития, появляется необходимость в личности, способной ориентироваться в многообразии информации, оперативно перерабатывать ее, исходя из ...

Обобщение опыта на тему "Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках математики"

Учеными-педагогами выделяются следующие виды компетенций: информационная, коммуникативная, ценностно-смысловая, общекультурная,  учебно-познавательная.Используя компетентностный подход, можно нап...