Разработка урока по алгебре "Степенная функция, ее график и свойства" 10 класс, учебник Ш.А.Алимова
учебно-методический материал по алгебре (10 класс) на тему

Смищук Валентина Валентиновна

Класс: 10

Предмет: алгебра и начала математического анализа.

Тема: «Степенная функция, ее свойства и график»

Тип урока: изучение нового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stepennaya_funktsiya_10klass.docx711.4 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»№ 24

Урок алгебры

Тема:

«Степенная функция, ее свойства и график»

Учитель: Смищук Валентина Валентиновна

Класс: 10

Предмет: алгебра и начала математического анализа.

Тема: «Степенная функция, ее свойства и график»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока:

  • обобщить понятие степенной функции, ее свойств путем знакомства со свойствами и графиками различных (в зависимости от показателя степени) видов степенной функции;
  • обозначить перспективу практического применения знаний о степенной функции.

Задачи урока:

  • Образовательная задача: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний о степенной функции: виды, свойства и график.
  • Воспитательная задача: создать условия для применения на уроке математики знаний, полученных в других предметных областях; развивать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели, а так же коммуникативные способности учащихся.
  • Развивающая задача: продолжить развитие культуры умственной деятельности (анализ, синтез, классификация, планирование), математическая речь,

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, учебник.

Форма работы: 6 групп по 5 человек.

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока, постановка задач урока, деление на группы)
  2. Актуализация знаний: повторение свойств степени и корня, визуализация известных графиков функций:

с указанием области определения функции, множества значения функции, промежутков убывания/возрастания функции, наибольшее/наименьшее значение функции.

  1. Изучение нового материала: определение степенной функции, свойства функции для всех показателей (работа в группах).
  2. Закрепление учебного материала: решение заданий из учебника с опорой на полученные схемы.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия: итог урока, оценивает деятельность класса и отдельных учащихся, выделяет удавшиеся моменты, выясняет, что вызвало наибольшую трудность.

.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организационный момент

2)Актуализация знаний.

3)Изучение нового материала

4) Закрепление учебного материала

5) Домашнее задание

6) Рефлексия

Объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.

Посмотрите, пожалуйста, на следующую запись:

 

Как вы ее понимаете с математической точки зрения? Какие вы видите неточности в этих записях? Что еще вы интересного «приметили»?

Я назову эти равенства «Мотивация». Может кто-то догадывается почему?

Да, казалось бы, основания степени отличаются всего лишь на две сотые, а результаты?..

Задумайтесь и работайте в старших классах в полную силу, чтобы потом не говорить, что вам не хватило совсем чуть-чуть…

Итак, тема сегодняшнего урока «Степенная функция , ее свойства и график». Цель урока:

познакомиться со свойствами и графиками различных (в зависимости от показателя степени) видов степенной функции.

Устный счет

(см. дополнительный материал)

Группам выдается одинаковое задание, расшифровать имя древнегреческого математика. Подумайте, как быстро и правильно решить предложенные устные примеры.

(Выдается несколько копий задания каждой группе, чтобы была возможность организовать быструю работу группы).

Беседа

Учитель проводит беседу, помогает вспомнить и систематизировать знания  о ранее изученных функциях и их графиках. Если возникают проблемы, на слайд выводятся графики функций. Установить соответствие: график-уравнение-название графика функции.

Почему функции

тоже являются степенными?

Давайте вспомним как по аналитической записи или графику функции можно найти область определения и множество значений функции?

Для одной из функций  (по выбору учащихся)  найти область определения функции, множество значений функции, промежутки убывания/возрастания функции, наибольшее/наименьшее значение функции.

Перечислить свойства одной из функций.

Работа в группах: каждой группе нужно схематически изобразить график степенной функции и перечислить свойства по плану.

I группа: показатель p- четное натуральное число;

II группа: показатель p – нечетное натуральное число;

III группа: показатель p=-2n, n – натуральное число;

IV группа: показатель

p=-(2n+1), n – натуральное число;

V группа: p - положительное действительное нецелое число;

VI группа: p - отрицательное действительное нецелое число;

№№119, 120 (устно),

№124 (четные номера)

Знакомит учащихся с объёмом домашнего задания, комментируя его.

Подводит итог урока,

оценивает деятельность класса и отдельных учащихся, просит учащихся  выделить удавшиеся моменты, выясняет, что вызвало наибольшую трудность.

Учащиеся заранее делятся на 6 групп по 5 человек

Ребята  высказываются.

Варианты ответов:

 (В обоих случаях записаны  степени чисел с нечетным показателем. Показатели степеней одинаковые, меняются только основание степени. Замечание по записям: вместо равенств  нужно записать приближенные равенства. Почему?)

Ребята организуют работу в группе.

Визуализация известных графиков функций:

Записать в виде:

Ребята с места называют свойства выбранной функции.

Каждая группа выполняет работу на листе, который затем вывешивает на доску.

Затем все вместе проверяем работу групп,  с выслушиванием замечаний, сделанных в корректной форме.

На экран выводится сводная таблица, каждому выдается такая таблица как опора для дальнейшей работы.

Ученик по схеме определяет к какому  случаю относится функция.

Выполняет схематичный рисунок, на котором показывает значение функции при указанных значениях переменной и сравнивает  значения выражений.

Записывают домашнее задание в дневники: Обязательная часть д/з: параграф 6,

№ 121, 122, 124 (нечетные). Дополнительно: №176, 177

Дополнительный материал к уроку:

  1. Устный счет.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

16

С

32

Д

3

Л

1,125

Р

О

0,25

И

3

Й

1

А

К

0,2

Е

2

Н

Т

64

Н

1000

И

81

А

Ф

0,4

Й

7

А

2,1

С

36

К

4

Д

0,04

И

  1. Опорная схема.

p=2n

p=2n+1

p=-2n

p=-(2n+1)

p - положительное действительное нецелое число

       

p - отрицательное действительное нецелое число

Свойства:

  1. D(f)

  1. E(f)

  1. Четность/нечетность

  1. Промежутки возрастания/убывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Функции у = хn (nєN), их свойства и графики".

План -конспект урока с применением ЭОР и ЦОР....

разработка урока по теме "Свойства и график показательной функции"

Урок    по теме "Свойства и график показательной функции"  проведен в форме защиты проектов.    Данная форма проведения урока   способствует активизации деятельности студ...

Разработка урока по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"

1.  Предметматематика2.  Класс73.  Тема и номер урока в темеВзаимное расположение графиков линейных функций, урок № 1 4.  Базовый учебникУчебник: А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е....

Урок по теме «Функции и графики» в 9 классе.

Урокпо теме «Функции и графики» в 9 классе.Данный открытый урок был проведен на районном семинаре "Технологии и методология подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА на уроках математики"....

Разработка урока по теме "Функция у = k/x и её график"

Урок алгебры в 8 классеТема урока: «Функция у = k/x и её график»Цели урока: сформулировать определение обратной пропорциональности, её области определения и графика. Задачи урока:Обучающая: повто...

разработка урока по немецкому языку по теме "Вкусно"(5 класс-учебник Яцковская)

Данный урок можно провести как обобощающий урок по теме "Еда".На этом уроке активизируется лексика по данной теме, развиваются навыки устной речи, письма.Ребята занимаются также проектной деятельность...