Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Лазарян Елена Сергеевна

Рабочая программа по алгебре 9 класс к учебнику Никольского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа45.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа №1»

Рузского муниципального района Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «ТСОШ№1»

____________(Е.К.Вишнякова)

«_____»______________2016г.

Рабочая программа по математике

( алгебра)

(базовый уровень)

9 класс

Составитель программы:

Лазарян Елена Сергеевна

                   учитель математики

 высшей квалификационной  категории.

2016г

Пояснительная   записка.

Статус документа

        Настоящая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03. 2004 года ,образовательной программы с учетом приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный   образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» и  учебного плана МБОУ «ТСОШ №1» на 2016-2017 уч. год, примерных программ по математике, примерной программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. Учебник    «Алгебра» 9 класс,  авт. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – 8-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010г.   9 классы. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного  

Цель изучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

        Изучение алгебры нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.

Задачами изучения алгебры являются:

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики;
  • овладение навыками дедуктивных рассуждений.
  • получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры..
  • овладеть основными понятиями, связанными с неравенствами;
  • научиться решать линейные неравенства и неравенства второй степени;
  • добиться осознанного и активного овладения операциями над квадратными корнями и корнями п-ой степени;
  • научиться решать системы неравенств;
  • познакомиться с понятием последовательности, изучив свойства арифметической и геометрической прогрессий
  • познакомиться с понятием угла и радианной мерой угла, изучить основные тригонометрические формулы;
  • познакомиться с приближенными вычислениями,

        Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

        развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

        овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

        изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

        развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

        получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

        развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Содержание курса

1.Линейные неравенства с одним неизвестным

Неравенства первой степени с одним неизвестным, применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным, линейные неравенства с одним неизвестным, системы линейных неравенств с одним неизвестным

Основная цель – систематизировать и обобщить уже известные сведения о неравенствах первой степени, систем неравенств первой степени, сформировать представление о свойствах неравенств первой степени и умение применять их при решении.

2.Неравенства второй степени с одним неизвестным

Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным, неравенства второй степени с положительным дискриминантом, неравенства второй степени с дискриминантом, равным нулю, неравенства второй степени с отрицательным  дискриминантом, неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о неравенствах второй степени в зависимости от дискриминанта, сформировать умение решать неравенства второй степени

3.Рациональные неравенства

Метод интервалов, решение рациональных неравенств, системы рациональных  неравенств, нестрогие рациональные неравенства.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о рациональных неравенствах, сформировать умение решать рациональные неравенства методом интервалов.

4.Корень степени п

Свойства функции  у = х n , график функции  у = хп, понятие корня степени п, корни чётной и нечётной степеней, арифметический корень, свойства корней степени п, корень степени п из натурального числа.

Основная цель –  изучить свойства функции у = хп (на примере n=2 и n=3)  и их графики, свойства корня степени  n, выработать умение преобразовывать выражения, содержащие корни степени  n.

5.Последовательности

Понятие числовой последовательности, арифметическая прогрессия, сумма п первых членов арифметической прогрессии, понятие геометрической прогрессии, сумма п первых членов геометрической прогрессии, бесконечно убывающая  геометрической прогрессии

Основная цель –  научить решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями.

 6.Тригонометрические формулы

Понятие угла, радианная мера угла, определение синуса и, основные формулы для sinα  и cosα, угла.

Основная цель –  дать понятия синуса, косинуса тангенса и котангенса произвольного угла, научить решать, связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений.

7. Формулы сложения

Косинус и синус разности и суммы двух углов. Сумма и разность синусов и косинусов. Формулы для двойных и половинных углов. Произведение синусов и косинусов.

Основная цель – усвоить формулы косинуса и синуса суммы и разности двух углов, суммы и разности косинусов и синусов, формулы для двойных и половинных углов;

 выработать умение выполнять тождественные преобразования тригонометрических выражений с использованием выведенных формул.

Приближения чисел

Абсолютная величина числа, абсолютная погрешность приближения, относительная погрешность приближения.

Основная цель –  дать понятия абсолютной и относительной погрешности приближения, выработать умение выполнять оценку результатов вычислений. 

В данной теме вводятся понятия абсолютной и относительной погрешностей приближения, показываются приёмы оценки результатов вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении.

Повторение 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ ПО АЛГЕБРЕ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы и уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

Алгебра

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  • решать линейные и квадратичные уравнения;
  • решать линейные неравенства, неравенства второй степени, рациональные неравенства,      решать задачи, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями;
  • уметь преобразовывать выражения, содержащие корни степени  n;
  • знать понятия синуса, косинуса тангенса и котангенса произвольного угла, решать, связанные с ними вычислительные задачи и выполнять тождественные преобразования простейших тригонометрических выражений;
  • уметь выполнять оценку результатов вычислений;
  • иметь понятие о комбинаторике и теории вероятности, уметь решать комбинаторные задачи;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;

Календарно-тематическое планирование.

Номер урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки проведения

Скорректированные сроки прохождения

Глава № 1: Неравенства. (39 часов).

4 часа в неделю.

п 1. Линейные неравенства с одним неизвестным. (9 часов)

1.

Неравенства первой степени с одним неизвестным.

01.09

2.

Неравенства первой степени с одним неизвестным. Решение неравенств.

02.09

3.

Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным.

05.09-09.09

4.

Применение графиков к решению неравенств первой степени с одним неизвестным. Закрепление темы.

5.

Линейные неравенства с одним неизвестным.

6.

Линейные неравенства с одним неизвестным. Решение неравенств.

7.

Системы линейных неравенств с одним неизвестным.

12.09-16.09

8.

Системы линейных неравенств с одним неизвестным. Решение систем.

9.

Системы линейных неравенств с одним неизвестным. Закрепление темы.

п 2. Неравенства второй степени с одним неизвестным.  (12 часов).

10.

Понятие неравенства второй степени с одним неизвестным.

11.

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом.

19.09-23.09

12.

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом. Решение неравенств.

13.

Неравенства второй степени с положительным дискриминантом. Закрепление темы.

14.

Неравенства второй степени с дискриминантом, равным нулю.

15.

Неравенства второй степени с дискриминантом, равным нулю. Решение неравенств.

26.09-30.09

16.

Неравенства второй степени с отрицательным дискриминантом.

17.

Неравенства второй степени с отрицательным дискриминантом. Решение неравенств.

18.

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени.

19.

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени. Решение неравенств.

03.10-07.10

20.

Неравенства, сводящиеся к неравенствам второй степени. Закрепление темы.

21.

Контрольная работа №1 по теме: «Решение неравенств»

п 3. Рациональные неравенства (14 часов).

22.

Метод интервалов.

23.

 Решение неравенств методом интервалов

10.10-14.10

24.

Метод интервалов. Закрепление темы.

25.

Решение рациональных неравенств. Алгоритм решения.

26.

Решение рациональных неравенств.

27.

Решение рациональных неравенств. Закрепление темы.

17.10-21.10

28.

Системы рациональных неравенств.

29.

Системы рациональных неравенств. Решение систем.

30.

Системы рациональных неравенств. Закрепление темы.

31.

Нестрогие рациональные неравенства.

24.10-28.10

32.

Нестрогие рациональные неравенства. Решение неравенств.

33.

Нестрогие рациональные неравенства. Решение тройных систем.

34.

Нестрогие рациональные неравенства. Закрепление темы.

35.

Контрольная работа №2 по теме: «Решение рациональных неравенств»

07.11-11.11

36.

Дополнение к главе №1.Доказательство числовых неравенств.

37.

Дополнение к главе №1.Производные линейной функции.

38.

Дополнение к главе №1.Производные квадратичной функции.

39.

Дополнение к главе №1.Исторические сведения.

14.11-18.11

Глава № 2. Степень числа. (22 часов),

         4 часа в неделю.        

                        п 4.  Корень степени n.   (18 часов).

40.

Свойства функции у=хn.

41.

Свойства функции у=хn.Нахождение значений функции.

42.

График функции у=хn.

43.

График функции у=хn.Построение графиков.

21.11-25.11

44.

Понятие корня степени n.

45.

Понятие корня степени n.Нахождение корней.

46.

Корни чётной и нечётной степеней.

47.

Корни чётной и нечётной степеней. Вычисление значений выражений.

28.11-02.12

48.

Корни чётной и нечётной степеней. Вычисления с помощью графика.

49.

Арифметический корень.

50.

Вычисления арифметических корней.

51.

Свойства корней степени n.

05.12-09.12

52.

Свойства корней степени n. Умножение, деление и возведение в степень.

53.

Свойства корней степени n.Упрощение выражений.

54.

Корень степени n из натурального числа.

55.

Корень степени n из натурального числа. Вычисление приближённых значений.

12.12-16.12

56.

Функция у= ,

(х≥ 0)

57.

Контрольная работа №3 по теме: « Корень степени n»

58.

Дополнение к главе №2.Понятие степени с рациональным показателем.

59.

Дополнение к главе №2.Свойства степени с рациональным показателем.

19.12-23.12

60.

Дополнение к главе №2.Упрощение выражений.

61.

Дополнение к главе №2.Исторические сведения.

Глава № 3. Последовательности. (20 часов),

4 часа в неделю.

п 5.  Числовые последовательности и их свойства.

(3 часа).

62.

Понятие числовой последовательности.

63.

Понятие числовой последовательности. Нахождение членов последовательностей.

27.12

64.

Свойства числовых последовательностей.

09.01-13.09

п 6.  Арифметическая прогрессия.

(7 часов).

65.

Понятие арифметической прогрессии.

66.

Понятие арифметической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии.

67.

Понятие арифметической прогрессии. Нахождение n – ого члена.

68.

Сумма n первых членов арифметической прогрессии.

16.01-20.01

69.

Вычисление суммы n первых членов арифметической прогрессии.

70.

Сумма n первых членов арифметической прогрессии. Закрепление темы.

71.

Контрольная работа №4 по теме: «Арифметическая прогрессия»

                             п 7.   Геометрическая прогрессия. (8 часов).

72.

Понятие геометрической прогрессии.

23.01-27.01

73.

Понятие геометрической прогрессии. Свойства арифметической прогрессии.

74.

Понятие геометрической прогрессии. Нахождение n – ого члена.

75.

Сумма n первых членов геометрической прогрессии.

76.

Вычисление суммы n первых членов геометрической прогрессии.

30.01-03.02

77.

Сумма n первых членов геометрической прогрессии. Закрепление темы.

78.

Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

79.

Контрольная работа №5 по теме: «Геометрическая прогрессия»

80.

Дополнение к главе №3.Метод математической индукции.

06.02-10.02

81.

Дополнение к главе №3.Исторические сведения.

82.

Понятие угла.

83.

Понятие угла. Изображение углов в координатной плоскости.

84.

Радианная мера угла.

13.02-17.02

85.

Радианная мера угла. Выражение углов в градусной и радианной мере.

86.

Определение синуса и косинуса угла.

87.

Определение синуса и косинуса угла. Нахождение синусов и косинусов углов.

88.

Определение синуса и косинуса угла. Упрощение выражений , содержащих синус и косинус.

20.02-24.02

89.

Основные формулы для  и .

90.

Основные формулы для  и .Сравнение выражений.

91.

Основные формулы для  и .Упрощение выражений.

92.

Тангенс и котангенс угла.

27.02-03.03

93.

Тангенс и котангенс угла. Упрощение выражений.

94.

Контрольная работа №6 по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс угла»

95.

Дополнение к главе №4.Косинус суммы двух углов.

96.

Дополнение к главе №4.Косинус разности двух углов.

06.03-10.03

97.

Дополнение к главе №4.Формулы для дополнительных углов.

98.

Дополнение к главе №4.Синус суммы двух углов.

99.

Дополнение к главе №4.Синус разности двух углов.

100.

Дополнение к главе №4.Сумма синусов и косинусов.

13.03-17.03

101.

Дополнение к главе №4.Разность синусов и косинусов.

102.

Дополнение к главе №4.Формулы для двойных углов.

103.

Дополнение к главе №4.Формулы для половинных углов.

104.

Дополнение к главе №4.Произведение синусов.

20.03-24.03

105.

Дополнение к главе №4.Произведение косинусов.

106.

Дополнение к главе №4.Исторические сведения.

Глава № 5. Приближённые вычисления. (10 часов),

4 часа в неделю.

п 8. Приближения чисел. (5 часов).

107.

Абсолютная величина числа .

108.

Абсолютная погрешность приближения.

03.04-07.04

109.

Вычисления абсолютной погрешности приближения.

110.

Относительная погрешность приближения.

111.

Вычисления относительной погрешности приближения.

112.

Дополнение к главе № 5.Абсолютная погрешность приближения суммы двух чисел.

10.04-14.04

113.

Дополнение к главе № 5. Абсолютная погрешность приближения разности двух чисел.

114.

Дополнение к главе № 5. Абсолютная погрешность приближения суммы нескольких чисел.

115.

Дополнение к главе № 5.Приближение произведения.

116.

Дополнение к главе № 5.Приближение частного.

17.04-21.04

ПОВТОРЕНИЕ (20 ЧАСОВ), 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ

117

Алгебраические выражения.

118

Алгебраические выражения.  Решение  упражнений

119

Тождественные преобразования

120

Тождественные преобразования Решение  упражнений

24.04-28.04

121

Степени

122

Функция

123

Функция. Решение  упражнений

124

Уравнения

01.05-05.05

125

Уравнения. Решение  упражнений

126

Системы уравнений

127

Системы уравнений. Решение  упражнений

128

Неравенства

08.05-12.05

129

Неравенства. Решение  упражнений

130

Проценты.

131

Проценты. Решение задач

132

Решение текстовых задач на движение.

15.05-19.05

133

Решение текстовых задач на работу.

134

Решение текстовых задач

135

Решение  упражнений и задач

136

Итоговый урок

23.05

ИТОГО   136 часов.

Учебно-методический комплект

1.Учебник    «Алгебра» 9 класс,  авт. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин – 8-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010г.  

2.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. – М. : Илекса, Харьков: Гимназия, 2009,– 96 с. : ил. – ISBN 5-89237-014-3.  

3. Алгебра. Дидактические материалы.  9 класс / М. К. Потапов, А. 3.В. Шевкин /. – 4-е  изд. – М.: Просвещение, 2009.

СОГЛАСОВАНО

Протокол ШМО учителей

физико-математического цикла

от 31.08. 2016  № 1

Руководитель ШМО

__________      (Лазарян Е.С)

«31» августа 2016г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________      (Лазарян Е.С)

«01» сентября 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...