Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс) по теме

Гаврилова Марина Александровна

9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса алгебра  в 9 классе
 
            Составитель:    Гаврилова Марина Александровна,  учитель математики

МБОУ «СОШ № 8» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.

        Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по математике 5-11 классы к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составители Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк– М: «Дрофа», 2004. – с. 86-91).        

Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии следующее: 3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов. Учебный план МБОУ «СОШ № 8» отводит на изучение алгебры 3 часа в неделю, итого 102 часа в год.

        

РАЗДЕЛ I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

АРИФМЕТИКА

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

АЛГЕБРА

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  • изображать числа точками на координатной прямой;
  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =, у=, у=ах2+bх+с, у= ах2+n  у= а(х - m) 2 ), строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследований построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

уметь

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
  • вычислять средние значения результатов измерений;
  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  • распознавания логически некорректных рассуждений;
  • записи математических утверждений, доказательств;
  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
  • понимания статистических утверждений.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Свойства функций. Квадратичная функция. 23ч.  

Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, знакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

  • Систематизировать сведения о функциях, повторяются основные понятия.
  • Дать определения квадратного трехчлена, научиться находить его корни, выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена, раскладывать квадратный трехчлен на множители.
  • Изучить свойства квадратичной функции, построение графика квадратичной функции (указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы).
  • Ознакомить со свойствами степенной функции у=хn при чётном и нечётном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени.
  1. Уравнения и неравенства с одной переменной. 14ч.                              

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2 + вх + с >0 или ах2 + вх + с <0, где а ≠0.

  • Обобщить и углубить знания об уравнениях.
  • Расширить сведения о решении дробных рациональных уравнений.
  • Сформировать умения решать неравенства вида ах2 + вх + с >0 или

 ах2 + вх + с <0, где а ≠0.

  • Ознакомить с методом интервалов.
  1. Уравнения и неравенства с двумя переменными. 17ч.                            

Основная цель – выработать умение решать простейшие системы , содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

  • Обобщить и углубить знания о системах уравнений с двумя переменными.
  • Ознакомить со способами решения систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени на простейших примерах.
  • Ознакомить с графическим способом решения систем уравнений.
  • Расширить класс текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
  • Ввести понятия неравенства с двумя переменными и системы неравенства с двумя переменными.
  1. Арифметическая и геометрическая прогрессии. 15ч.

Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.  

  •   Ввести понятия последовательности, арифметической прогрессии и геометрической прогрессии.
  • Рассмотреть характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий.
  1. Элементы комбинаторики и теории вероятностей . 13ч.                            

Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчёта их числа; ввести понятия относительной частоты  и вероятности случайного события.

  • Научить составлять те или иные комбинации элементов  и подсчитать их число. Разъяснить комбинаторное правило умножения.
  • Сформировать умение определять, о каком виде комбинаций «размещение» или «сочетание» идёт речь.
  • Ознакомить с начальными сведениями из теории вероятностей.
  1. Повторение. 16 ч.

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Квадратичная функция.

23

8

-

3

-

4

Уравнения и неравенства с одной переменной

14

4

-

2

-

3

Уравнения и неравенства с двумя переменными

17

6

-

1

-

4

Арифметическая и геометрическая прогрессии

15

5

-

2

-

4

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

13

4

-

1

-

2

Повторение материала 9 класса                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

16

-

-

2

-

3

Резерв (для проведения пробных экзаменационных работ)

4

Итого

102

27

11

-

20


РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование разделов и тем

Вид  занятия

Виды самостоятельной работы

Дата

проведения

Планируемая

Фактическая

Квадратичная функция. (23 ч.)

1

Функция. Область определения и область значений функции. Повторение.

УИНМ

2

Функция у=│х│. Область определения и область значений функции.

Повторение.

КУ

3

Свойства функции: нули функции.

УП

СР № 1

4

Свойства функции.

УИНМ 

5

Убывающие и возрастающие функции. Подготовка к контрольной работе.

УИНМ

6

Контрольная работа № 1 по теме «Функции и их свойства»

УК

К.р.№1

7

Анализ контрольной работы.

Квадратный трехчлен и его корни

УИНМ 

8

Разложение квадратного трехчлена на множители.

УИНМ 

9

Разложение квадратного трехчлена на множители.

УП

10

Разложение квадратного трехчлена на множители. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

11

Контрольная работа № 2 по теме «Квадратный трехчлен»

УК

К.р.№2

12

Анализ контрольной работы.

 Функция у=ах2 и её график

УИНМ

13

Функция у=ах2, её график и свойства

УП

14

Графики функций у = ах2+n и

 y = а(х - m)2

УУНЗ

15

Свойства графика функции

у = ах2+n и  y = а(х - m)2

УП

СР № 2

16

Построение графика квадратичной функции (нахождение вершины параболы)

УП

17

Построение графика квадратичной функции.

КУ

18

Построение графика квадратичной функции (нахождение значений по графику)

УП

СР № 3

19

Построение графика квадратичной функции

УП

20

Функция у = хn

УИНМ

21

Арифметический корень n-степени.

УИНМ

22

Корень n-степени. Подготовка к контрольной работе.

КУ

СР № 4

23

Контрольная работа № 3  по теме «Квадратичная функции».

УК

К.р.№3

Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч.)

24

Анализ контрольной работы.

Целое уравнение и его корни.

УИНМ

25

Решение целых уравнений разложением на множители

УИНМ

26

Биквадратное уравнение

УП

СР № 5

27

Дробные  рациональные уравнения.

УИНМ

28

Решение дробных рациональных уравнений

УП

29

Решение дробных рациональных уравнений

УП

30

Решение дробных рациональных уравнений, введением новой переменной. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

СР № 6

31

Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения с одной переменной».

УК

К.р.№4

32

Анализ контрольной работы.

 Решение неравенств второй степени с одной переменной

УИНМ

33

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

УРТУ

34

Решение неравенств методом интервалов.

УИНМ

35

Решение неравенств методом интервалов.

КУ

36

Решение неравенств методом интервалов. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ.

СР № 7

37

Контрольная работа № 5 по теме «Неравенства с одной переменной».

УК

К.р. №5

Уравнения и неравенства с двумя переменными( 17 ч.)

38

Анализ контрольной работы. Уравнение с двумя переменными и его график

УУНЗ

39

Уравнение с двумя переменными и его график

УП

40

Графический способ решения систем уравнений

УП

41

Графический способ решения систем уравнений

УП

        СР № 8

42

Решение систем уравнений второй степени способом подстановки

УИНМ 

43

Решение систем уравнений второй степени.

УИНМ

44

Решение систем уравнений второй степени

УП

СР № 9

45

Решение систем уравнений второй степени способом сложения

УИНМ

46

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

КУ

47

Решение задач на движение с помощью систем уравнений второй степени

УИНМ

48

Решение задач на работу с помощью систем уравнений второй степени

УП

49

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

УП

СР № 10

50

Неравенства с двумя переменными

УИНМ 

51

Неравенства с двумя переменными

УП

52

Системы неравенств с двумя переменными

УИНМ

53

Системы неравенств с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

СР № 11

54

Контрольная работа № 6 по теме

«Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы».

УК

К.р. №6

Арифметическая и геометрическая прогрессии ( 15 ч.)

55

Анализ контрольной работы.

 Последовательности.

УИНМ

56

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии

УИНМ

57

Формула n-го члена арифметической прогрессии

КУ

58

Формула n-го члена арифметической прогрессии

УП

СР № 12

59

Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии  

УИНМ

60

Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии.

КУ

61

Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. Подготовка к контрольной работе.  

УОСЗ

СР № 13

62

Контрольная работа № 7 по теме

«Арифметическая прогрессия»

УК

К.р. №7

63

Анализ контрольной работы.

 Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии.

УИНМ

64

Формула n-го члена геометрической прогрессии.

КУ

65

Формула n-го члена геометрической прогрессии.

УП

СР № 14

66

Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии

УИНМ

67

Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии.

КУ

68

Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

СР № 15

69

Контрольная работа № 8 по теме

«Геометрическая прогрессия»

УК

К.р. №8

Элементы комбинаторики и теории вероятностей. (13 ч.)

70

Анализ контрольной работы.

 Примеры комбинаторных задач

УК

71

Примеры комбинаторных задач.

УИНМ

72

Перестановки.

УИНМ

73

Перестановки.

УП

СР № 16

74

Размещения.

УИНМ

75

Размещения.

УП

76

Сочетания.

УИНМ

77

Сочетания.

КУ

78

Сочетания.

КУ

СР № 17

79

Относительная частота случайного события.

УИНМ

80

Вероятность равновозможных событий.

УИНМ

81

Вероятность равновозможных событий. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

82

Контрольная работа № 9 по теме

«Комбинаторика»

УК

К.р. №9

Повторение материала 9 класса.( 16 ч)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

83

Анализ контрольной работы. Вычисления.

УП

84

Нахождение значений выражений

УП

85

Выражения и их преобразования

УП

СР № 18

86

Тождественные преобразования

УП

87

Уравнения

УП

88

Системы  уравнений

УП

СР № 19

89

Уравнения и системы уравнений. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

90

Контрольная работа № 10 по повторению

УК

К.р. №10

91

Анализ контрольной работы.

 Неравенства. Системы неравенств.

УП

92

Функции.

УП

93

Арифметическая и геометрическая прогрессии.

УП

СР № 20

94

Решение текстовых задач.

УП

95

Решение текстовых задач на движение. Подготовка к контрольной работе.

УОСЗ

96-97

Итоговая контрольная работа

УК

К.р. №11

98

Анализ контрольной работы

КУ

99-102

Резерв (для проведения пробных экзаменационных работ)

Условные обозначения

УИНМ – урок изучения нового материала

УП – урок - практикум

УК -  урок контроля

КУ – комбинированный урок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...