Дополнительная образовательная программа па алгебре "Решение текстовых задач"
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
Одна из основных задач математической подготовки является задачаобеспечения прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний умений. Успешность освоения текстовых задач часто зависит от умения интегрировать несколько видов деятельности, и создания базы математических знаний, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 699.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к образовательной программе дополнительной образовательной услуги по алгебре «Решение текстовых задач».
Одна из основных задач математической подготовки является задачаобеспечения прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний умений. Успешность освоения текстовых задаччасто зависит от умения интегрировать несколько видов деятельности, и создания базы математических знаний, достаточной для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Программа составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. № 15785);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Федеральным законом от 29.10.2010 № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг";
- постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993;
- Законом ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2013 №63 «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;
- письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.07.2014 №10-Исх-6967 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2014 – 2015 учебном году»;
- инструктивно-методическим письмом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 22.08.2014 № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского округа – Югры в 2014-2015 учебном году»;
- образовательной программой МБОУ СОШ №44 на 2015-2016 учебные годы, утверждённой приказом № 02.03-374 от 20.08.2014г.
- Положением о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в МБОУ СОШ №44.
Данная программа «Решение текстовых задач» составлена для работы с учащимися 7-х классов и рассчитана на 38 часа (1 час в неделю), включая теоретический материал и практические задания.
Цели курса:
- развитие интереса школьников к предмету;
- знакомство с основными методами и идеями решения текстовых задач различных типов, в том числе практического и прикладного характера;
- создание условий для обоснованного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в освоении математического материала на основе расширения представлений о решении текстовых задач.
Задачи:
- систематизировать ранее полученные знания по решению задач;
- способствовать развитию творческих способностей у школьников, формированию у них самостоятельности в постановке и решении познавательных проблем;
- расширить знания о методах и способах решения математических задач;
- сформировать умения моделировать реальные ситуации и креативные умения при решении задач на составление уравнений различных типов посредством метода моделирования;
- развивать коммуникативные умения.
В результате изучения курса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- Основные способы решения задач.
- Основные способы моделирования реальных ситуаций при решении задач различных типов.
- Классификацию основных типов текстовых задач по содержанию и способам решения;
УМЕТЬ:
- Работать с текстами задачи, определять ее тип.
- Составлять план решения задачи.
- составлять уравнение, неравенство или систему уравнений для решения задачи;
- решать основные типы задач, перечисленные в плане;
- уметь выполнять схематизацию по условию текстовых задач различных типов;
- уметь переводить условие задачи на математический язык;
- применять полученные знания в практической и повседневной жизни.
- Решать задачи разного уровня (включая творческие задания) на составление уравнений.
- Моделировать реальные ситуации, описываемые в задачах на составление уравнений.
- Работать в группе.
Ожидаемыми результатами занятий являются расширение знаний о методах и приемах решения задач, развитие познавательных, интеллектуальных способностей и получения представления о роли математики в познании мира.
Содержание курса
1. Задачи на движение. /10ч/
Движение из одного пункта в другой в одном направлении (1ч). Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути (1ч). Движение из разных пунктов навстречу друг другу (1ч). Движение по водному пути (1ч). Определение скорости при встречном прямолинейном движении (1ч). Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время (1ч). Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время (1ч). Задачи, в которых тело движется по окружности (1ч). Задачи, на составление неравенств (1ч).
2.Задачи на совместную работу. /5ч/
Понятие совместной работы (1ч). Задачи на вычисление неизвестного времени работы (1ч). Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами (1ч). Задачи на вычисление неизвестной производительности работы (1ч).
3. Задачи на планирование. /4ч/
Задачи на вычисление объема выполняемой работы (1ч). Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ (1ч). Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы (1ч).
4. Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. /5ч/
Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы (1ч). Задачи, в которых используется формула двузначного числа (1ч). Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам (1ч). Задачи, компонентами которых являются геометрические величины (1ч).
5. Задачи на проценты. /7ч/
Основная формула процентов (1ч). Средний процент изменения величины (1ч). Общий процент изменения величины (1ч). Задачи, решаемые арифметическим способом (1ч). Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого (1ч). Задачи экономического характера (1ч). Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов (1ч).
6. Задачи на сплавы и смеси. /5ч/
Схематизация при решении задач (1ч). Процентное содержание вещества (1ч). Количества вещества (1ч). Задачи с химическим содержанием (1ч). Нестандартные задачи на сплавы и смеси (1ч).
- Графические задачи. /2ч/
Точечные диаграммы (1ч). Столбчатые диаграммы (1ч).
Литература
Основная
- Методическое пособие для учителя «Алгебра 7 класс» / И.И. Зубарева, А, Г. Мордкович/ М.: Мнемозина, 2014
- Учебник: Алгебра. 7 класс. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович/ М.: Мнемозина, 2014
- Самостоятельные работы «Алгебра 7 класс» / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева/ М.: Мнемозина, 2015.
Дополнительная
- А.В.Шевкин. Текстовые задачи. – М. Просвещение, 1997г.
- И.С.Петраков «Математика для любознательных» - М., «Дрофа», 2002г.
- Н.Я.Виленкин и др. «За страницами учебника математики» - М., «Просвещение», 2000г.
- С.Н.Олехник, М.К.Потапов, П.И., Писаченко «Нестандартные методы решения уравнений и неравенств» - М., «Изд-во Московского университета», 1991г.
А.Симонов. Экономические задачи на уроках математики. Математика, приложение к «Первое сентября», №44, 2000г.
6. В.Ф. Чаплыгин. Некоторые соображения по решению текстовых задач. Математика в школе, №4, 2000г
7. Журнал «Математика в школе».
8. Открытый банк задач mathege.ru, mathgia.ru
9. Занимательные задачи, И.Маслицкая, 2003г
Интернет-сайты для математиков
- www.1september.ru
- www.math.ru
- www.allmath.ru
- www.uztest.ru
- http://schools.techno.ru/tech/index.html
- http://www.catalog.alledu.ru/predmet/math/more2.html
- http://methmath.chat.ru/index.html
http://www.mathnet.spb.
Календарно - тематическое планирование7 класс
№ п/п | Темы разделов, уроков. | Количество часов. | Дата по плану | Время | Основные понятия | Контрольные параметры | УМК (включая ИКТ, ЦОР) | Домашнее задание |
Задачи на движение. | 10ч | |||||||
Движение из одного пункта в другой в одном направлении. | 1 | Решение задач на движение из одного пункта в другой в одном направлении. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Движение из одного пункта в другой с остановкой в пути. | 1 | Решение задач на движение из одного пункта в другой с остановкой в пути. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Движение из разных пунктов навстречу друг другу. | 1 | Решение задач на движение из разных пунктов навстречу друг другу. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Движение по водному пути. | 1 | Решение задач на движение по водному пути. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Определение скорости при встречном прямолинейном движении. | 1 | Решение задач на движениеопределение скорости при встречном прямолинейном движении. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время. | 1 | Решение задач на движение, в которых пройденный путь принимается за единицу, а единственной данной величиной является время. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых скорость выражена косвенно через время. | 1 | Решение задач, в которых скорость выражена косвенно через время. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых тело движется по окружности. | 1 | Решение задач, в которых тело движется по окружности. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, на составление неравенств. | 1 | Решение задач на составление неравенств. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, на составление неравенств. | 1 | Решение задач на составление неравенств. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на совместную работу. | 5ч | |||||||
Понятие совместной работы. | 1 | Определение совместной работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на вычисление неизвестного времени работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестного времени работы. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами. | 1 | Решение задач о «бассейне», который одновременно наполняется разными трубами. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на вычисление неизвестной производительности работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестной производительности работы. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на вычисление неизвестной производительности работы. | 1 | Решение задач на вычисление неизвестной производительности работы. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи на планирование. | 4ч | |||||||
Задачи на вычисление объема выполняемой работы. | 1 | Решение задач на вычисление объема выполняемой работы. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ. | 1 | Решение задач на определение времени, затраченного на выполнение предусмотренного объема работ. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | 1 | Решение задач, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | 1 | Решение задач, в которых вместо времени выполнения некоторой работы дано число рабочих, участвующих в выполнении работы. | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на зависимость между компонентами арифметических действий. | 5ч | Тест | Диск | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы. | 1 | Решение задач, в которых требуется найти сумму слагаемых, каждое из которых составляет ту или иную часть искомой суммы. | ||||||
Задачи, в которых используется формула двузначного числа. | 1 | Решение задач, в которых используется формула двузначного числа. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам. | 1 | Решение задач, в которых слагаемые пропорциональны некоторым числам. | Тест, составление задач на процентные вычисления в реальных ситуациях | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, компонентами которых являются геометрические величины. | 1 | Решение задач, компонентами которых являются геометрические величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, компонентами которых являются геометрические величины. | 1 | Решение задач, компонентами которых являются геометрические величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на проценты. | 7ч | |||||||
Основная формула процентов. | 1 | Решение задач на основную формулу процентов. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Средний процент изменения величины. | 1 | Решение задач на средний процент изменения величины. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Общий процент изменения величины. | 1 | Решение задач на общий процент изменения величины. | Тест | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, решаемые арифметическим способом. | 1 | Решение задач, решаемых арифметическим способом. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого. | 1 | Решение задач, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи экономического характера. | 1 | Решение задач экономического характера. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов. | 1 | Решение задач, в которых цена понижается или повышается на несколько процентов. | Самостоятельная работа | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Задачи на сплавы и смеси. | 5ч | |||||||
Схематизация при решении задач. | 1 | Понятие схематизации. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Процентное содержание вещества. | 1 | Определение процентного содержания вещества. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Количества вещества. | 1 | Определение количества вещества. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Задачи с химическим содержанием. | 1 | Решение задач с химическим содержанием. | Тест | Индивидуальные карточки. | ||||
Нестандартные задачи на сплавы и смеси. | 1 | Решение нестандартных задач на сплавы и смеси. | Работа в группах | Диск | Индивидуальные карточки. | |||
Графические задачи. | 2ч | |||||||
Точечные диаграммы. | 1 | Построение точечных диаграмм. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. | ||||
Столбчатые диаграммы. | 1 | Построение столбчатых диаграмм. | Работа в группах | Индивидуальные карточки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/23/picture-77050-1624440979.jpg)
Дополнительная образовательная программа по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"
пояснительная записка , содержание и тематическое планирование дополнительной образовательной программы по химии в 9 классе "Решение усложнённых и комбинированных задач по химии"...
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности".
Учебно-методическое пособие. Дополнительная образовательная программа "Решение математических задач повышенной сложности". (9 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-282717-1424642958.jpg)
Дополнительная образовательная программа по физике «Решение задач повышенной сложности»
Программа дополнительного образования «Решение задач повышенной сложности» рассчитана на учащихся 11 классов. Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-359322-1389384438.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Решение задач повышенной сложности по физике"
Программа рассчитана на учащихся, увлеченных физикой и готовящихся поступать в технические ВУЗы. Представлены цели, задачи программы, описаны формы работы с учениками и ожидаемые результаты. представл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-221935-1389307149.jpg)
Календарно-тематическое планирование для дополнительной образовательной программы курса «Решение нестандартных задач»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕдля дополнительной образовательной программы курса«Решение нестандартных задач»...
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся ( секция химии)
Дополнительная образовательная программа «Решение задач повышенного уровня сложности» научного общества учащихся для учащихся 10 -11 классов , рассчитана на 1 год обучения ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/27/picture-1164068-1653631923.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...