Рабочая программа по математике. Алгебра 7 класс. Под ред. С.А.Теляковского
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему

Мингажова Ямиля Мисбаховна

Пояснительная записка.Содержание.Учебно-тематическое планирование.Календарно-тематическое планирование.Требования к уровню подготовки.Контроль уровня обученности.Учебно-методическое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7_klass.docx68.7 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 7а класса (базовый уровень)  разработана на основе Примерной программы основного общего образования по математике (М.: Просвещение. – 2009 г., составитель Бурмистрова Т.А.), составленной в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике (2004 г.) и обязательным минимумом содержания обучения.

Нормативно-правовая основа рабочей  программы по математике.

  1. Приказ МО и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента  государственных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования»
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
  3. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2009
  4. федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
  5.  с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
  6. авторского тематического планирования учебного материала;
  7. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
  8.  областного базисного учебного плана (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»).
  9. Учебного плана МБОУ «СОШ пос. Муслюмово ж-д.ст.» на 2016-2017 учебный год
  10. «Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ СОШ пос. Муслюмово ж-д.ст.
  11. Методическое письмо  «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2016-2017 учебном году»

Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии.

Данная рабочая программа по математике для 7 класса  задает перечень тем и вопросов, которые подлежат обязательному изучению в 7 классе и ориентирована на учебно-методические комплекты «Алгебра» под ред. С.А.Теляковского (авторы: Ю.Н Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.нешков, С.Б.Суворова) ,М.Просвещение 2013 г и «Геометрия 7-9» авт. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. –М.: Просвещени, 2011

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 7 классе отводится 5(3-алгебра,2-геометрия) часов в неделю (175 часов в год) . В текущем учебном году  учебные курсы алгебра и начала анализа и геометрия в 7 классе объединены в один – математика, единого учебника по данным курсам нет. Исходя из этого,  на методическом объединении учителей естественно-математического цикла,  было принято решение использовать в учебном процессе построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре и началам  анализа и геометрии.

. Цели обучения математике:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;


Содержание

1.Выражения, тождества, уравнения.24ч

Числовые выражения, выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Простейшие преобразования выражений. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразование выражений. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

решать линейные уравнения;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

Вычислять средние значения результатов измерений;

2. Начальные геометрические сведения.7ч

Возникновение геометрии из практики. Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла. Перпендикулярность прямых. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель—систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

3. Функции.14ч

Функция, область определения функции. Способы задания функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и её график. Линейная функция и её график, геометрический смысл коэффициентов.

Основная цель: ознакомить учащихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику;

описывать свойства изученных функций, строить их графики;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

4. Треугольники.14ч

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Равносторонний треугольник. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки: построение угла, равного данному, деление отрезка пополам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы угла.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать имение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

находить стороны, углы треугольников,

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

5. Степень с натуральным показателем.15ч

Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Функции у = х2, у = х3 и их графики.

Основная цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями, рассмотреть функции у = х2, у = х3 и их графики.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями;

находить значения функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений;

описывать свойства изученных функций, строить их графики.

6. Параллельные прямые.9ч

Параллельные и пересекающиеся прямые. Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения геометрическими инструментами (линейка, угольник).

7. Многочлены.20ч

Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

Основная цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание и умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат.

8. Соотношения между сторонами и углами треугольника.16ч

Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинами сторон и углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

находить стороны, углы треугольников,

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль).

9. Формулы сокращённого умножения.20ч

Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы и разности кубов. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Основная цель: выработать умение применять формулы сокращённого умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и разложения многочленов на множители.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

10.Системы линейных уравнений.17ч

Линейное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений, решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными, решение подстановкой и алгебраическим сложением. Геометрическая интерпретация решения системы. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Основная цель: ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Требования к результатам обучения и освоению содержания предмета

Уметь:

решать системы двух линейных уравнений;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат;

применять графические представления при решении систем.

11. Обобщающее повторение по геометрии 4ч

Основная цель: обобщить и систематизировать знания по геометрии за 7 класс.

Обобщающее повторение по алгебре 10ч

Основная цель: обобщить и систематизировать знания по алгебре за 7 класс.

Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, темы.

Количество часов.

Контрольные работы

1.

Выражения, тождества, уравнения.

24

2

2.

Начальные геометрические сведения.

7

1

3.

Функции

14

1

4.

Треугольники.

14

1

5.

Степень с натуральным показателем.

15

1

6.

Параллельные прямые.

9

1

7.

Многочлены.

20

2

8.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

16

2

9.

Формулы сокращённого умножения.

20

2

10.

Системы линейных уравнений

17

1

11.

Обобщающее повторение по геометрии Обобщающее повторение по алгебре.

4

10

1

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата изучения

Требования к уровню подготовки учащихся

по плану

фактически

Выражения, тождества, уравнения

24ч

Знать какие числа являются целыми, дробными, рациональными, положительными, отрицательными и др.; свойства действий над числами; знать и понимать термины «числовое выражение», «выражение с переменными», «значение выражения», тождество, «тождественные преобразования».

Уметь осуществлять в буквенных выражениях числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; сравнивать значения буквенных выражений при заданных значениях входящих в них переменных;

1-2

Числовые выражения

2

3-4

Выражения с переменными

2

5

Сравнение значений выражений

1

6-7

Свойства действий над числами

2

8-10

Тождества. Тождественное преобразование выражений

3

11

К/р №1

1

Уметь применять изученную теорию при  тождественных преобразованиях выражений.

12-13

Уравнение и его корни

2

Знать, что называется линейным уравнением с одной переменной, что значит решить уравнение, что такое корни уравнения.

Уметь решать линейные уравнения с одной переменной, а также сводящиеся к ним; правильно употреблять термины «уравнение», «корень уравнения», понимать их в тексте и в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение»»; решать текстовые задачи с помощью составления линейных уравнений с одной переменной

уметь решать задачи, используя статистические характеристики

14-16

Линейное уравнение с одной переменной

3

17-19

Решение задач с помощью уравнений

3

20-23

Статистические характеристики

4

24

К/р №2

1

Уметь применять изученную теорию при решении уравнений с одной переменной, решать задачи с помощью уравнений.

Начальные геометрические сведения

25

Прямая и отрезок

1

-знать, что через две точки можно провести только одну прямую;

-определять взаимное расположение точки и прямой

-знать свойства луча;

-уметь строить и обозначать луч;

-уметь строить и обозначать углы

-уметь доказывать равенство фигур;

-уметь строить биссектрису угла с помощью транспортира

26

Луч и угол

1

27

Сравнение отрезков и углов

1

28

Измерение отрезков

1

-уметь измерять отрезки с помощью линейки, выражать длину в различных единицах измерения

29

Измерение углов

1

-уметь находить градусную меру угла и строить углы заданной градусной мерой;

-различать прямой, развернутый, острый и тупой углы

30

Перпендикулярные прямые. Смежные и вертикальные углы

1

-уметь строить угол смежный с данным углом, вертикальный угол;

-уметь определять их по чертежу;

-уметь строить перпендикулярные прямые

31

К/р №3

1

Функции

14ч

Знать определения функции, области определения функции, области значений, что такое аргумент, какая переменная называется зависимой, какая независимой; понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная) описывают большое разнообразие реальных зависимостей.

32-33

Что такое функция. Вычисление значений функции по формуле.

2

34-35

График функции

2

36-37

Прямая пропорциональность и ее график

2

38-41

Линейная функция и ее график

4

42-44

Задание функции несколькими формулами

3

45

К/р №4

1

Уметь применять изученную теорию при выполнении письменных заданий, строить графики.

Треугольники

15ч

46-48

Первый признак равенства треугольников

3

-знать формулировку I признака;

-уметь применять признак при решении задач;

знать элементы треугольника, первый признак равенства треугольников

49-52

Медиана, биссектриса, высота.

4

-уметь стоить перпендикуляр из данной точки к прямой;

-знать свойства медианы, биссектрисы и высоты;

-уметь пользоваться теоремой о свойствах равнобедренного треугольника

53-54

Второй и третий признаки равенства треугольника

2

знать теоремы второго и третьего признаков равенства треугольников;

-уметь решать задачи на применение теорем

55-57

Задачи на построение

3

-уметь с помощью циркуля и линейки выполнять построение:

отрезка и угла, равного данному;

биссектрисы угла; перпендикулярных прямых;

середины отрезка

58-59

Решение задач

1+1

уметь применять все признаки равенства треугольников и следствия в комплексе при решении задач

60

К/р №5

1

уметь применять полученные знания в системе

Степень с натуральным показателем

15ч

Знать определение степени, одночлена, многочлена; свойства степени с натуральным показателем, свойства функций у=х2, у=х3.

Уметь находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу; строить графики функций у=х2, у=х3; выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем; приводить одночлен к стандартному виду.

Уметь применять изученную теорию ,упрощать выражения, содержащие степени с натуральным показателем.

61-62

Определение степени с натуральным показателем

2

63-64

Умножение и деление степеней

2

65-67

Возведение в степень произведения и степени

3

68

Одночлен и его стандартный вид

1

-уметь приводить подобные члены;

-записывать в стандартном виде многочлен

69-72

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

4

73-74

Функции у=х и у=х и их графики

2

75

К/р №7

1

Параллельные прямые

знать какие прямые называются параллельными, теоремы признаков параллельности;

-показывать накрест лежащие, односторонние, соответственные углы

76-79

Признаки параллельности прямых

4

80-82

Аксиома параллельных прямых

3

-знать аксиому параллельных прямых и её следствие;

-уметь доказывать обратные теоремы параллельности прямых

83

Решение задач

1

-уметь применять признаки параллельности прямых и обратные теоремы при решении задач

84

К/р №8

1

-уметь применять полученные знания в комплексе при решении задач

Многочлены

20ч

85

Многочлен и его стандартный вид

1

86-88

Сложение и вычитание многочленов

3

знать как раскрыть скобки со знаком «плюс» или «минус» перед ними;

-уметь приводить подобные слагаемые

89-91

Умножение одночлена на многочлен

3

-знать правило умножения одночлена на многочлен;

-выполнять умножение по правилу

92-94

Вынесение общего множителя за скобки

3

видеть общий множитель и выносить его за скобки;

-уметь решать уравнения

95

К/р №9

1

96-99

Умножение многочлена на многочлен

4

-знать правило умножения многочлена на многочлен;

-выводить формулу (a+b)(c+d)=ac+bc+ad+bd

100-103

Разложение многочлена на множители способом группировки

4

-знать и применять алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки.

Уметь умножать многочлен на многочлен, раскладывать многочлен на множители способом группировки

104

К/р №10

1

Применение изученного материала при преобразовании выражений.

Соотношения между сторонами и углами треугольника

16ч

105-106

Сумма углов треугольника

2

-уметь определять вид треугольника;

-уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её при решении задач

107-109

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

определять существует ли треугольник с данными сторонами;

-знать теорему и её следствия;

-уметь доказывать утверждения

110

к/р№11

1

-уметь применять теорему о сумме углов к решению задач;

-уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами треугольника

111-114

Прямоугольные треугольники

4

уметь доказывать свойства прямоугольных треугольников;

-уметь применять свойства и признаки при решении задач

115-116

Построение треугольника по трем элементам

2

-уметь строить треугольник по двум сторонам и углу между ними;

-уметь строить треугольник по стороне и двум прилежащим к ней углам;

-уметь строить треугольник по трем сторонам

117-119

Решение задач

3

-уметь применять свойства и признаки прямоугольных треугольников при решении задач;

-выполнять построение треугольника по трем элементам

120

К/р №12

1

-уметь применять полученные знания в комплексе

Формулы сокращенного умножения

20ч

121-123

Возведение в квадрат и куб суммы и разности двух выражений

3

-знать формулы:

-уметь представлять в виде многочлена квадрат суммы и разности

124-125

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности

2

уметь представлять трехчлен в виде квадрата  двучлена

126-127

Умножение разности двух выражений на их сумму

2

уметь выполнять умножение разности двух выражений на их сумму по формуле:

128-130

Разложение разности квадратов на множители

3

-знать формулу:  ;

-уметь правильно применять формулу

131

К/р № 13

1

Уметь применять изученную теорию при выполнении письменных заданий по данной теме.

132-133

Разложение на множители суммы и разности кубов

2

134-135

Преобразование целого выражения в многочлен

2

знать, что любое целое выражение можно представить в виде многочлена;

-уметь применять формулы сокращенного умножения при вычислениях, нахождении значений выражений и упрощении выражений

136-139

Применение различных способов для разложения на множители

4

-уметь применять последовательно несколько способов для разложения;

-знать, что начинать преобразования следует с вынесения общего множителя за скобки

140

К/р №14

1

-правильно определить способ для разложения на множители;

-знать формулы сокращенного умножения

Системы линейных уравнений

17ч

141

Линейное уравнение с двумя переменными

1

знать, какое уравнение называется линейным уравнением с двумя переменными;

-уметь определять является ли пара чисел решением уравнения

142-143

График линейного уравнения с двумя переменными

2

-знать, что графиком линейного уравнения с двумя переменными является прямая;

-определять принадлежность точки графику;

-уметь строить график уравнения

144-146

Системы линейных уравнений с двумя переменными

3

уметь решить систему линейных уравнений с двумя переменными

147-149

Способ подстановки

3

знать алгоритм решения систем двух линейных уравнений способом подстановки

150-152

Способ сложения

3

-знать алгоритм решения систем двух линейных уравнений способом сложения

153-156

Решение задач с помощью систем уравнений

4

определять неизвестные и составить систему уравнений по условию задачи;

-уметь решать систему разными способами

157

К/р №15

1

-уметь решать системы уравнений способом подстановки и способом сложения;

-решать задачи на составление систем;

-уметь задавать линейную функцию формулой по двум точкам

Итоговое повторение

18ч

158

Треугольники

1

159

Параллельные прямые

1

160-161

Cоотношения между сторонами и углами треугольника

2

162-163

Выражения. Тождества. Уравнения.

2

уметь пользоваться всеми арифметическими операциями над числами

-уметь решать линейные уравнения

164-165

Функция.

2

-уметь строить график линейной функции и работать по нему

166-167

Степень с натуральным показателем. Многочлены.

2

-знать все свойства степени;

-уметь упрощать выражения, используя свойства степени.

-уметь перемножать многочлены по правилу

168-170

Формулы сокращенного умножения

3

-знать формулы сокращенного умножения и их вывод;

-уметь их применять;

171-174

Системы линейных уравнений

4

-уметь применять способы решения систем линейных уравнений

175

Итоговая контрольная работа №16

1

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения алгебры учащийся должен знать/понимать:

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

решать системы двух линейных уравнений;

решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

изображать числа точками на координатной прямой;

определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;

находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем,

описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики и теории вероятностей.

Уметь:

проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

Вычислять средние значения результатов измерений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

Распознавания логически некорректных рассуждений;

Записи математических утверждений, доказательств;

Анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

Решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости.

В результате изучения геометрии ученик должен знать/понимать:

существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;

смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами: примеры ошибок, возникающих при идеализации.

Уметь:

пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

находить стороны, углы треугольников,

решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможность их использования;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин;

построения геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

Контроль уровня обученности.

Контроль результатов  обучения   осуществляется  через использование следующих видов оценки и  контроля ЗУН: входящий, текущий, тематический, итоговый. При этом используются  различные формы оценки и  контроля ЗУН: контрольная работа (КР), домашняя контрольная работа (ДКР), самостоятельная работа (СР), домашняя  практическая работа (ДПР), домашняя самостоятельная работа (ДСР), тест(Т), контрольный тест (КТ),  математический диктант (МД), устный опрос (УО). Материалы для контроля обученности - Гаврилова Н.Ф, Поурочные разработки по геометрии. 7 класс. М.: ВАКО, 2004 и А.Н.Рурукин, Г.В.Лупенко, И.М.Масленникова «Поурочные разработки по алгебре» 7 класс к учебникам Ю.Н Макарычева и др. М.»Вако» 2013 г.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итоговой контрольной работы

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5-балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.

Оценка "5" ставится в случае:

  • Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  • Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

  • Знание всего изученного программного материала.
  • Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  • Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  • Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  • Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

  • Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  • Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  • Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
  • Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Оценка устных ответов обучающихся по математике

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  • умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  • показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  • усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  • допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  • не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  • отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  • не делает выводов и обобщений.
  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  • или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  • полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы;
  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.
1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
  • незнание наименований единиц измерения;
  • неумение выделить в ответе главное;
  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  • неумение делать выводы и обобщения;
  • неумение читать и строить графики;
  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  • потеря корня или сохранение постороннего корня;
  • отбрасывание без объяснений одного из них;
  • равнозначные им ошибки;
  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  • логические ошибки.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  • неточность графика;
  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс - контроля, тестов, взаимоконтроля; итоговая аттестация - согласно Уставу образовательного учреждения. Тексты контрольных работ берем :

  1. « Поурочные разработки по математике к учебнику   Ю.Н. Макарычева, Ш.А.Алимова. 7 класс. М. Вако. 2013 год.
  2. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. Н.Ф.Гаврилова. М.Вако. 2013 год.
  3. Алгебра 7 класс. Дидактические материалы. Л.П.Евстафьева, А.П.Карп. М. Просвещение. 2006 год.
  4. Алгебра 7 класс. Дидактические материалы. Л.П.Евстафьева, А.П.Карп. М. Просвещение. 2006 год.

Учебно - методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы для учителя и ученика.

  1. Алгебра 7 класс. Под ред. С.А.Теляковского. М. Просвещение. 2010 год.
  2. Геометрия 7-9 класс. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М. Просвещение. 2013 год.
  3. Поурочные разработки по алгебре к учебнику Ю.Н. Макарычева, Ш.А.Алимова. 7 класс. М. Вако. 2013 год.
  4. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. Н.Ф.Гаврилова. М.Вако. 2013 год.
  5. Математика. Подготовка к ГИА-2014. 9 класс. Легион. Ростов-на дону. 2013 год.
  6. Алгебра 7 класс. Дидактические материалы. Л.П.Евстафьева, А.П.Карп. М. Просвещение. 2006 год.
  7. Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия 5-11 класс. А.В.Фарков. М. Айрис-пресс.2006 год.
  8. Математические всероссийские олимпиады. Н.Х.Агаханов, И.И.Богданоа М. Просвещение.2008 год.
  9. Математика. Теория и примеры решения задач. М.Экзамен.1997 год
  10. Программа для общеобразователных школ, гимназий и лицеев. Математика 5-11 классы. М.Дрофа. 2008 год.  
  11. Открытая математика. Версия 26. Часть 1.
  12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки алгебры. 7-8 классы.
  13. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки геометрии. 7 класс.
  14. Универсальный математический решатель. Бука софт
  15. Геометрические конструирование на плоскости и в пространстве. ООО «ДОС» 2008 .
  16. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф, Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.. Геометрия, 7-9. 7 класс. ЗАО «1С», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Рабочая программа по математике 9 класс, 5 часов в неделю, Макарычев Ю.Н.,под редакцией Теляковского, Атанасян Л.С. Атанасян Л.С.

Рабочая программа содержит КТП по алгебре 9 класс Макарычев Ю.Н., и геометрии 9 класс Атанасян Л.С., программа расчитана на 5 часов в неделю. Приложение контрольные работы по курсу....

Рабочая программа по математике 9 класс к УМК под ред.С.А.Теляковского и А.В.Погорелова

Рабочая программа по математике 9 класс к УМК под ред.С.А.Теляковского и А.В.Погорелова, рассчитана на 5 ч в неделю (3+2)...

Рабочие программы: по математике 6 класс, по алгебре 9 класс, геометрии 9 класс.

Рабочие программы составлены на основе Программ общеобразовательных учреждений МО РФ и государственного Стандарта основного общего образования по математике  с учетом методической темы школы. В р...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа предмета математика 9 класс к учебникам «Алгебра 9». / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2014, » Геометрия 7-9» /Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов /М.: Просвещение

Рабочая  программа предмета  математика 9 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на...