Психологические аспекты обучения математике в классах с вечерней (заочной) формой обучения.
статья по математике по теме

Будкова Елена Сергеевна

О том, как снизить тревожчащихся на успешные результаты.ность перед экзаменами, психологически настроить учащихся на результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я работаю учителем математики в классах с вечерней (заочной) формой обучения уже почти 30 лет. Помимо математического образования имею второе высшее- психологическое. Поэтому, меня всегда интересуют психологические аспекты обучения моему предмету.Большинство ребят, которые поступают в вечерниеклассы, относятся к изучению математики насторожённо, так как у них уже имеется негативный опыт. В основном это двоечники, редко троечники из дневных классов, или те, которые имеют большой перерыв в учёбе. И тем и другим математика кажется очень сложной наукой, и они боятся, что у них не получится подготовиться и успешно сдать итоговую аттестацию.  (ЕГЭ или ОГЭ) Поэтому, на первых порах, бывает очень сложно пробудить интерес к предмету.

 И здесь очень важно, чтобы сам учитель был увлечён. Чтобы он не монотонно, отвлечённо от происходящего в классе, писал на доске решение очередной задачи, а был ассоциирован в процесс, эмоционален, выражал искренний интерес, удивление и удовольствие от самого решения либо доказательства какой-либо теоремы. Учёными нейрофизиологами в мозгу человека (и животных тоже) открыты удивительные зеркальные нейроны. Наши эмоции передаются друг другу. И если ученики видят, что  решение задачи, доказательство красивой теоремы у преподавателя вызывает неподдельный интерес, удовольствие, радость, азарт, то они испытывают тоже самое. Так устроен наш мозг, и только желательно быть предельно честным и искренним перед ребятами, чтобы и этот восторг, и удовольствие от решения сложной задачи были настоящими.

 Также для поддержания интереса к математике хорошо своевременно использовать исторические факты. Это расширяет кругозор учащихся, и говорит о том, как сильно математика переплетается с другими науками. Например, при изучении и применении в решении задач теоремы Пифагора полезно упомянуть о том, что эта теорема получила название и моста ослов и теоремы невест. Предложить им подумать почему? И тогда ребята обязательно поищут в интернете или в библиотеке справочный материал по этой теме.

  Тут срабатывает не так давно открытый в психологии эффект незавершенных действий. Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Удобнее всего применять этот эффект, когда ребятам предлагается изучить какие-то темы и решить задачи самостоятельно вне школы. В классах с заочной формой обучения предусмотрено, чтоучащиеся изучают некоторые темы самостоятельно, выполняют домашние практические, проектные, исследовательские работы. Они с удовольствием готовят доклады по интересным для них темам, таким, как «Тайны золотого сечения», «Неэвклидова геометрия», «Симметрия в природе» и т.д.

Наиболее лёгкими для ребят, обучающихся в классах с заочной формой обучения, являются практико-ориентированные задачи. Здесь им помогает и жизненный опыт, и удивительное открытие, что математика связана с их повседневной жизнью.  И знания, которые витали где-то в воздухе, начинают проникать внутрь.

 Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести "Детство Никиты", рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было развито воображение - черта обязательная, очень важная для писателя - и уносило его в сторону от его задачи. "Купец продал 10 аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и черного сукна. . . " - прочел Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.Он был в длинном пыльном сюртуке, с желтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была темная, как щель; на пыльной плоской полке лежат два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. - Ну, что же ты думаешь, Никита? - спросил Аркадий Иванович. – Всего купец продал двадцать аршин. Сколько рублей было истрачено на покупку синего и  черного сукна. Никита сморщился, купец совсем расплющился, оба куска сукна вошли в стену, завернулись пылью. . .Аркадий Иванович сказал: "Ай - ай!" - и начал объяснять, быстро писал карандашом цифры, помножал их и делил, повторяя: "Один в уме, два в уме". Никите казалось, что во время умножения - "один в уме" или "два в уме" быстро прыгали с бумаги в голову и там щекотали, чтобы их не забыли.»

Мы читаем этот отрывок в классе. И я задаю ребятам следующие вопросы:

Что мешало мальчику решить задачу? Что помогло бы мальчику в решении? Какая математическая запись поможет мальчику решить задачу?Краткое условие задачи на доске:10 аршин по 3 р. 64 к. -? р.10 аршин по 2 р. 36 к. -?Сколько стоит вся покупка?Ребята записывают в тетрадях решение задачи с устным объяснением, четко проговаривая числительные.1) 364X10=3640 (к.) - стоимость 10 аршин синего сукна.2) 236X10=2360 (к. ) - стоимость 10 аршин черного сукна3) 3640+2360=6000 (к. ) = 60 (р. ) – стоимость всей покупки.Ответ:60 рублей.

Сам процесс решение задач в математике имеет много общего вообще с решением жизненных задач. Наши ребята, которые по тем или иным причинам не смогли продолжить образование в дневных классах в большинстве своём очень неуверенные, имеющие множество проблем люди. Поэтому, я привожу им пример техники из  НЛП «Хорошо сформулированный результат», состоящей из 7 шагов. Во-первых, любую проблему можно рассматривать, как задачу, и наша цель прийти к результату.

       В НЛП  Цель должна быть

  1. Позитивна
  2. Конкретна
  3. Центрирована
  4. Срочна
  5. Экологична
  6. Ресурсирована
  7. Спланирована.

Не так ли при решении математических задач?

При подготовке учащихся к сдаче ОГО и ЕГЭ по математике очень важным моментом является их психологическая поддержка. Будучи сопровождающей на экзамен, я неоднократно наблюдала, как взрослые мужчины, учащиеся вечерних классов, начинают бледнеть и почти трясутся от страха. Одним из основных аспектов успешности сдачи экзамена является удаление компонента тревожности. Ведь подчас даже умные, прекрасно владеющие предметом, ребята теряются и показывают результаты значительно хуже ожидаемых. Для позитивного эмоционального настроя на успешную сдачу экзаменов я иногда используюпсихологическую технику «Образжелаемого будущего». Под спокойную медитативную музыку ребятам предлагается представить себя в будущем (образ справа и немного вверху) так, если бы обстоятельства сложились самым наилучшим для них образом, и они успешно сдали все экзамены. Они могут представить себя на торжественной церемонии вручения им (лично им) аттестата, как они выглядят, в чём одеты, своё состояние радости, удовольствия, гордости за свои результаты. Войти в это состояние, оттуда посмотреть на себя нынешнего, и поделиться с собой уверенностью и спокойствием, ресурсными состояниями. А затем вернуться к себе нынешнему и определить для себя шаги, ступени, ведущие к совершенному образу себя. Скорее всего, требуется больше времени уделить подготовке и тренировочным работам. И далее мы ещё раз возвращаемся к образу будущего, делаем его более ярким, привлекательным, задаём себе вопрос: а какие возможности отрываются, когда аттестат будет получен, какие дальнейшие цели, какие перспективы открываются.Возвращаемся к себе нынешнему и шаг за шагом мысленно проходим весь этот  путь,  включающий ежедневные тренировки, все большее количество балов при решении пробников, успешную сдачу экзаменов, и наконец, получение аттестата. Чтобы ребята почувствовали, как они уже держат его в руках, цвет, вес. Как они фотографируются, радуются, отмечают это событие в семье.

Ну и, конечно, после этого упражнения, желательно, чтобы каждый из них взял за правило ежедневное решение заданий из открытого банка ОГЭ или ЕГЭ. И дома и на занятиях учащиеся выполняют варианты пробных экзаменов на сайте Гущина «Решу ГЭ» и «Решу ОГЭ».

И здесь главным для успешной подготовки является регулярность. Я прошу ребят начинать с 10-15 минут тренировок в день. Это не утомительно, не занимает много времени, но очень дисциплинирует. И, в конце концов, становится привычкой.

Такие ежедневные тренировки положительно влияют на исполнительныефункции мозга, то есть планирование и регуляцию сознательных действий.

Иногда, после больших перерывов в обучении ребята считают, что для того, чтобы включиться в учебный процесс им сначала надо освоить теоретическую часть, берут из библиотеки множество учебников, справочников и начинают их штудировать. Надо сначала досконально понять теорию -говорят они.

И здесь можно сослаться на нейрофизиологов, которые доказали очень простую истину, известную всем с детства:

Сначала делай, а потом уже придёт понимание.

Это касается изучения всех тем по математике, особенно начал математического анализа, когда вначале ученикам всё кажется очень сложным и непонятным. Помню, как нам студентам-первокурсникам, не изучавшим высшую математику в школе, говорил об этом Бохан Константин Алексеевич, читавший нам лекции по математическому анализу в педагогическом университете.

 Сначала просто записывайте за мной конспект, будет непонятно, не пугайтесь, потом на практических занятиях понимание придёт само.

Так оно и случилось. Дело в том, что у каждого человека в коре головного мозга есть область, называемая исполнительной функцией мозга. Это та часть, которая отвечает за нашу результативность. Есть люди, которые сразу берут и делают. У многих современных людей эта исполнительная функция не очень задействована.  Вкратце изложу упрощённый механизм решения любой задачи, достижения какой-то намеченной цели.

Вначале включается та часть коры головного мозга, которая отвечает за приём информации. В это время исполнительная функция почти не задействована. Потом включается фаза обдумывания, «переваривания» информации, активизируется так называемая «дефолт-система» мозга. И только потом, когда в дефолт-системе формулируется приказ, включается исполнительная функция, действие которой и приводит к конечному результату.

Большинство современных людей постоянно находятся в процессе впитывания информации (интернет, телевидение), и исполнительная функция мозга постепенно атрофируется. Оказывается, и учёные уже доказали это, её тоже можно тренировать. И то, что ребята сначала нехотя, с опаской, начитают самостоятельно решать тесты, набирая всё больше и больше баллов улучшает работу исполнительной функции мозга, и в конечном итоге помогает с уверенностью подойти к «итоговой аттестации, приучить себя не откладывать дела на потом, ми перейти в разряд  так называемых «достигаторов».

Кстати, повысить работу исполнительной функции помогают и ежедневные физические тренировки. На уроках математики, особенно в 8-9 классах, в основном состоящих из подростков, я регулярно провожу физминутки, это активизирует деятельность мозга учащихся, способствует снятию напряжения в теле. На физминутках, проводимых мною в классах я использую упражнения из образовательной кинезиологии. Образовательная кинезиология предлагает специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для развития гармоничного опыта учения и творческой самореализации личности. Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и ГейлДеннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения, как ребёнка, так и взрослого. Они выявили два принципиальных типа движений.

1). Это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (ось симметрии). Так происходит при работе глаз при чтении, письме, рисовании.

Эти движения интегрируют мысль и движение.

2).Это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения. Этот механизм требует напряжённой работы ума, усилий и значительной энергии.

Оба типа движений необходимы, они обеспечивают механизмы, составляющие основу познавательной деятельности нашего мозга.

Упражнения из Гимнастики мозга направлены непосредственно на возбуждение определённых участков мозга и механизмов интеграции  мысли и движения. Техника способствует развитию гибкости мышления за счёт гармоничной работы обоих полушарий мозга.

Таким образом, на уроках математики в классах с вечерней (заочной) формой обучения я стремлюсь способствовать гармоничному развитию личности ребят, воспитывать в них волевые  качества и способности решать встающие перед ними жизненные задачи. Многие из них вначале не понимают важность изучения математики, говорят, что гипотенузы и логарифмы в жизни не встречаются, и тратить своё время на их   изучение бессмысленно, если не собираешься продолжить своё образование в техническом вузе. Но я пытаюсь внедрить в них убеждение, что в первую очередь математика нужна, как наука, развивающая функции мозга, создающая ситуации, требующие сосредоточенности, креативности, гибкости мышления, на своём особом языке описывающая картину мира. Решая математические задачи, они приобретают модели поведения для достижения поставленных ими целей в реальном мире, учатся держать фокус внимания на своих целях, не отвлекаться на второстепенное от главного,приобретают положительный опыт в достижении результатов, навыки самодисциплины и самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 10 класса заочной формы обучения.

Данная программа составлена для 10 класса заочной формы обучения и реализуется в ГБОУ центр образования №170  Санкт-Петербурга. В ней представлена пояснительная записка, КТП, тексты контрольных и...

Информационная карта для подготовки по химии 11 класс(вечерняя школа, заочная форма обучения) по теме: "Природные источники углеводородов"

Данный материал был изготовлен в качестве раздаточного материала для подготовки к зачёту (газ, уголь, попутный газ)....

Актуальные вопросы методики преподавания математики на индивидуальной и заочной формах обучения в вечерней школе

Для вечерней школы актуальны личностно – ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъ...

Организация образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе

Организация педагогических условий образовательного процесса заочной формы обучения в вечерней (сменной) школе на современном этапе  позволяет расширить представление о возможных путях реализации...

Методические рекомендации по реализации рабочей программы «Математика 7 – 9 класс» заочной формы обучения в школе пенитенциарной системы

В условиях пенитенциарного учреждения главная цель образования заключается в том, чтобы каждый осужденный в конечном счете осознал, что в современном обществе добиться каких-либо результатов можно, то...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Искусство (МХК)» в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы очно-заочная, заочная формы обучения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по предмету «Искусство (МХК)»  в условиях реализации ФГОС среднего общего образования 10-12 классы составлена на основе авторской программы Г.И.Даниловой....

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год

Календарно-тематическое планирование по ИСКУССТВУ (МХК) 10-12 классы (очно-заочная форма обучения, заочная форма обучения) на 2020-2021 учебный год.Учебник: Искусство. 10 класс. Базовый уровень: учебн...