"Теорема Виета" 8 класс
методическая разработка по алгебре (8 класс)

Викулова Наталья Сергеевна

Урок по Теореме Виета, алгебра 8 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon teorema_vieta.ppt2.23 МБ
Файл istoricheskaya_spravka_vieta.docx13.73 КБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По праву достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи постоянства такого: Умножишь ты корни – и дробь уж готова! В числителе с , в знаменателе а , А сумма корней тоже дроби равна. Хоть с минусом дробь, что за беда! В числителе b , в знаменателе а .

Слайд 5

Сумма корней приведенного квадратного трехчлена x 2 + px + q = 0 равна его второму коэффициенту p с противоположным знаком , а произведение – свободному члену q . x 1 + x 2 = – p и x 1 x 2 = q

Слайд 6

Если х 1 и х 2 – корни приведенного квадратного уравнения х 2 + px + q = 0 , то x 1 + x 2 = - p, x 1 ∙ x 2 = q .

Слайд 7

Так, еще не зная, как вычислить корни уравнения : x 2 + 2 x – 8 = 0, мы, тем не менее, можем сказать, что их сумма должна быть равна – 2 , а произведение должно равняться – 8 .

Слайд 8

Теорема Виета позволяет угадывать целые корни квадратного трехчлена. Так, находя корни квадратного уравнения x 2 – 7 x + 10 = 0 , можно начать с того, чтобы попытаться разложить свободный член (число 10 ) на два множителя так, чтобы их сумма равнялась бы числу 7 .

Слайд 9

Это разложение очевидно: 10 = 5  2 , 5 + 2 = 7 . Отсюда должно следовать, что числа 2 и 5 являются искомыми корнями.

Слайд 10

Ученик выполнил самостоятельную работу, за которую он оценку «3». Необходимо было решить 5 квадратных уравнений. За 5 правильных ответов ученик получил бы «5», за 4 – «4», за 3 – «3», за 2 и менее правильных ответов оценку «2» Уравнение Ответы 5 х ² + 8 х – 4 = 0 -2; 0,4 х ² + 5х + 6 = 1 -3; -2 4 х ² - 4х + 1 = 0 -0,5 х ² - 4 х + 3 = 0 2; 2 - х ² + х + 20 = 0 5; -4

Слайд 11

Сконструировать квадратное уравнение, зная его корни: Х 1 Х 2 Уравнение 2 -3 1 5 -6 -4 -2 3

Слайд 12

Ответ: Х 1 Х 2 Уравнение 2 -3 x 2 + 1 x - 6 =0 1 5 x 2 – 6х + 5 =0 -6 -4 x 2 + 10 x + 24 =0 -2 3 x 2 - x - 6 =0

Слайд 13

Сегодня на уроке я узнал……… Сегодня на уроке я повторил……… Сегодня на уроке мне было интересно то, что……… Сегодня на уроке меня поразило………

Слайд 14

п. 24 выучить теорему Виета и теорему, обратную ей 1) № 582 2) придумать стихотворение для запоминания теоремы Виета



Предварительный просмотр:

        Исторические сведения о Франсуа Виете (1540-1603).

        Родился в 1540 году во Франции в Фонтене-ле-Конт. По профессии адвокат. В свободное время Виет занимается астрономией. Изучив ещё в молодости Коперникову систему мира, заинтересовался астрономией. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занимался ими и вскоре пришёл к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию, над чем и проработал ряд лет.

        Виет, не прекращая адвокатской деятельности, много лет был советником короля Георга III и Георга IV, постоянно был занят государственной службой. Несмотря, на это, всю жизнь занимался математикой, занимался настойчиво, упорно, сумел добиться выдающихся результатов. Основные свои идеи изложил в труде “Введение в аналитическое искусство”.

        Мы знаем, как легко решать квадратные уравнения. Для них существуют готовые формулы. До Франсуа Виета решение каждого квадратного уравнения выполнялось в виде очень длинных словесных рассуждений и описаний, довольно громоздких действий. Даже само уравнение в современном виде не могли записать. Для этого тоже требовалось довольно длинное и сложное словесное описание. На овладение приёмами решений уравнений требовались годы. Общих правил, подобных современным, не было, тем более формул решения уравнения. Постоянные коэффициенты буквами не обозначались. В 1591 году Виет ввёл буквенные обозначения и для неизвестных и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. После открытия Виета стало возможным записывать правила в виде формул.

        Всесильная католическая церковь преследовала и убивала всякую передовую мысль. Церковный суд – инквизиция – всех попавших под подозрение, карал вплоть до сожжения на костре. Не один ученый погиб в руках инквизиторов.

        Как-то испанский математик Вальмес (1486 г) в кругу своих друзей обмолвился, что нашёл формулу для решения уравнений 4 степени. В числе гостей оказался инквизитор. Он услышал слова Вальмеса и заявил, что волей божьей решать эти уравнения человеку не дано и найти формулу можно только с помощью дьявола.

        В ту же ночь Вальмес был брошен в тюрьму, а через 3 недели сожжен на костре. Только через 100 лет формула была найдена вторично.

        Жизнь Виета тоже висела на волоске, но в то время Испания вела с Францией победоносную войну. Французам удалось перехватить приказы испанского правительства написанные очень сложным шрифтом. Виет с помощью математики сумел найти ключ к этому шифру и французы неоднократно им пользовались.

        Инквизиторы обвинили Виета в том, что в него вселился дьявол, но т.к. французы побеждали, Виета не выдали инквизиции.

        В родном городке Виет был лучшим адвокатом, но главным делом его жизни была математика. Однажды голландский ученый Адриан Ромен обратился ко всем математикам мира с предложением найти корень сложного уравнения 45-степени, коэффициенты которого были 9-значные числа. Каково же было его удивление, когда Виет указал не один, а 23 корня уравнения. Ромен специально приехал во Францию, чтобы познакомиться с Виетом.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: Математика

Класс: 8

№ урока по календарно-тематическому планированию: 52

Учебник: Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков; под ред. С.А. Теляковского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.

Тема урока: Теорема Виета.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока: Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных и коммуникативных способов действия.
                     
Содержательная цель:  изучить теорему Виета и научить учащихся применять ее при решении квадратных уравнений.

Задачи урока:

Предметные:

  • изучить Теорему Виета;
  • показать применение её при решении квадратных уравнений;
  • научить применять теорему для проверки правильности решения квадратных уравнений.

Метапредметные:

  • развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом, знакомить учащихся с историческими сведениями и фактами из жизни математиков;
  • развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы;
  • формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
  • развивать пространственное воображение учащихся.

Личностные:

  • прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности;
  • воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  • воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
  • развивать интерес к математике путем создания ситуации успеха.

Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки для индивидуальной работы, учебник.

Для достижения поставленных целей и задач на уроке применялись следующие технологии обучения – эвристическое обучение, дисскусия, исследовательское обучение, проблемное обучение, технология смыслового чтения.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1

2

3

4

5

6

1

Оргмомент

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

(коммуникативные)

2

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД, дисскусия

Обращается к учащимся со словами: Прочитайте высказывание Липмана Берса «Строгость в математике означает, прежде всего, добросовестность и ясность» (презентация слайд 1)

Читают высказывание и начинают рассуждать о его смысле, тем самым настраиваясь на продуктивную работу.

Осознание осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности.

(личностные)

3

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Помогает сформулировать тему урока, цели предстоящей учебной деятельности с помощью заданий на карточках в рамках проведения устного счета (повторение решений квадратных уравнений).

Определяют, что предстоит:

  • Вспомнить все, что изучали ранее про квадратные уравнения;
  • Запомнить Теорему Виета
  • Уметь применять теорему при решении квадратных уравнений.

Самоопределение в целях учебной деятельности

(регулятивные)

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Предлагает вспомнить (устно):

Понятие квадратного уравнения, нахождение корней квадратного уравнения, понятие дискриминант, для чего необходимо находить дискриминант, понятие полного и приведенного квадратного уравнения.

На доске записаны 14 квадратных уравнений. Ваша задача выбрать одно из них и решить при помощи знаний, полученных ранее. Я буду решать остальные уравнения устно. Ваша задача решить одно уравнение быстрее меня. Хотя я буду решать в шесть раз больше уравнений.

 Учитель целенаправленно делает ошибку при решении одного уравнения. Дети в процессе урока должны эту ошибку найти.

Актуализируют необходимые установки,

Сравнивают /…/,

Вспоминают /…/,

Аргументируют (объясняют) /…/.

Решают уравнение в тетради. Сравнивают результат - быстрее они это сделали или нет.

Самооценка соответствия имеющихся знаний и умений заявленным требованиям

(регулятивные)

4

Изучение нового материала

Проблемный метод, эвристическое обучение, исследовательское обучение, смысловое чтение.

 1. Создает проблемную ситуацию.

Учитель: - Для решения одного квадратного уравнения каждому из вас потребовалось 4 минуты. Как вы думаете, как я решила за 4 минуты все квадратные уравнения, которые вы не выбрали?

Давайте с Вами, опираясь на теоретический материал учебника, попробуем составить схему теоремы Виета у себя в тетрадях.

Учитель задает детям наводящие вопросы по тексту, совместно с детьми составляют схему теоремы на доске.

Знакомство с биографией Франсуа Виета

  • Выдвигают гипотезы:
  1. Возможно…;
  2. Вы что-то знаете …;
  3. Использовали … и т.д.
  • Под руководством учителя читают учебник и составляют блок-схему Теоремы Виета, которая будет в дальнейшем выступать как подсказка.

Под руководством учителя проверяют действия теоремы Виета при проверке правильности решения квадратных уравнений.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи (регулятивные).

Анализ и синтез

объектов, структурирование знаний,  подведение под понятие, поиск и выделение необходимой информации на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей.

(познавательные).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог (коммуникативные). Проявление терпения   и проявление доброжелательности и доверия к собеседнику, смыслообразование (личностные)

5

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Применение полученных знаний на практике

- Выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.

Предлагается проверить правильность решения уравнений, решенных с начале урока, решают с помощью теоремы оставшиеся уравнения.

Также предлагается решить задачу из жизни (реальной математики):

Ученик выполнил самостоятельную работу, за которую он оценку «3». Необходимо было решить 5 квадратных уравнений.  За 5 правильных ответов ученик получил бы «5», за 4 – «4», за 3 – «3», за 2 и менее правильных ответов  оценку «2». Давайте проверим объективность выставления оценки учителем.

 

Уравнение

Ответы

5 х ² + 8 х – 4 = 0

-2; 0,4 

х ² + 5х + 6 = 1

-3; -2 

4 х ² - 4х + 1 = 0

-0,5 

х ² - 4 х + 3 = 0

2; 2 

- х ² + х + 20 = 0

5; -4 

Выполняют задания на доске. При необходимости обращаются за помощью. Сравнивают полученный ответ с ответом на доске. Оценивают себя.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, саморегуляция, самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 (регулятивные)

6

Рефлексия

Предлагается сконструировать уравнение, зная его корни

Х1 

Х2 

Уравнение

2

-3

1

5

-6

-4

-2

3

Даёт задание домашнее задание:

 п. 24 выучить теорему, № 582,

придумать стихотворение для запоминания теоремы Виета

Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные, оценивают себя.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  саморе-гуляция, самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесение необходимых корректив.

 (регулятивные)

Умение слушать и вступать в диалог (коммуникативные)

Моральная ответственность перед собой, коллективом и учителем (личностные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок геометриии в 9 классе по теме «Теорема косинусов. Следствия из теоремы косинусов»

Целью  урока  является  изучение  теоремы косинусов  и  её  следствий, формирование  у  учащихся навыков решения  задач  по  данной  те...

Геометрия 8 класс. Теорема, обратная теореме Пифогора

Конспект урока по геометрии в 8 классе на тему: "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

Теорема синусов. Теорема косинусов. 9 класс

Материал презентации к уроку геометрии "Теорема синусов. Теорема косинусов"....

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"...

Урок математики 7 класс "Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника и теоремы о внешнем угле треугольника"

С помощью данного урока можно проверить теоретический материал и посмотреть как ребята могут применить теорию на практике....

Разработка урока по геометрии 8 класс по теме "Теорема, обратная теореме Пифагора"

Комбинированный урок, содержит самостоятельную работу по теореме Пигора...

Тематическая контрольная работа по геометрии 8 класс по теме «Четырёхугольники. Площади. Теорема Пифагора. Теорема Фалеса».

Контрольная работа  состоит из 3-х частей и содержит 5 заданий, расположенных по мере возрастания уровня сложности.Часть А включает 2 задания с выбором ответов. Учащимся нужно выбрать из предложе...