ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по алгебре

Предлагаю несколько сценариев дидактических игр, которые я нашла в разное время, в различных источниках, и которые удачно применяю на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskih_igry_kozhokar_i.e.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Кожокарь Ирина Евгеньевна

Учитель математики, ГБОУ школа  № 354

г. Санкт-Петербурга

 Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения. С возникновением человеческого общества появилась и проблема обучения детей жизненно важным и социально значимым приемам и навыкам. С развитием цивилизации игры видоизменяются, меняются многие предметы и социальные сюжеты игр.

В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Дидактическая игра - средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся : познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Предлагаю несколько сценариев дидактических игр, которые я нашла в разное время, в различных источниках, и которые удачно применяю на своих уроках.

Дидактическая игра «Карты».

Оборудование:  Карты с вопросами.

Ход игры.

Заранее готовятся карты с вопросами для устной работы.

Всем учащимся класса раздаются карты. Ученики по очереди читают вопросы, отвечают на них. Кто ответил, может взять другую карту и т.д. Выиграл тот, кто взял больше карт и правильно ответил на вопросы.

Учебно-познавательная игра.

Ход игры.

В виде игровой ситуации учащимся предлагается практическая задача, при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы.

Класс разбивается на две команды. В каждой команде выбирается капитан (более сильный ученик) и наблюдатель. На доске весит плакат с заданием. Команды под руководством капитана выполняют предложенные задания. За их работой следит наблюдатель из другой команды. Он оценивает их работу, отмечает ошибки. Выполнив предложенные задания, ученики делают вывод о необходимости вывести новую формулу.

 Игра «Блиц - турнир».

Ход игры.

Учитель предлагает учащимся 1О-15 вопросов, предполагающих односложные ответы. Проверяется только знание фактов (правила, формулы, обозначения и т.д.). За правильный ответ ученик получает фишку, которая переводится в балл.

Обучающая игра «Брейн-ринг».

Оборудование:

1. Жетоны с номерами и ролью.

2. Карта с шестью (четырьмя) секторами для заданий.

3. Карты с цифрами.

4. Фишки желтого (оценка «3»), зеленого (оценка «4»), синего (оценка «5») цветов и полуфишки синего цвета за дополнения.

5. Указатели на столы.

6. Общий оценочный бланк.

7. Карточки с заданиями трех уровней сложности: для второго варианта игры такие карточки делаются на цветном картоне синего, зеленого, красного и желтого цветов.

8. Карточки с образцами ответов.

Ход игры

Класс делится на группы по 7 (5) человек, где 6 (4) игроков и один ведущий.

Участникам выдаются жетоны с номерами. Каждая группа сидит за отдельным столом. На столе – указатели и карта с 6 (4) секторами, на которые кладут карточки с заданиями в следующем порядке: внизу – вопросы первого уровня (3), на него вопросы второго уровня (2), сверху вопросы третьего уровня (1). В каждом секторе по три вопроса. На верхние вопросы отвечают без подготовки («блиц-турнир»), на вторые вопросы дается время на подготовку – 3-5 минут. Ответы на нижние вопросы, самые сложные, готовятся от 7 до 10 минут. Ведущий выкладывает карту. Допустим, выпала цифра «2», значит, отвечает игрок под номером 2. Если ответ полный, игроку дается фишка. Если ответ неполный, то любой из игроков может его дополнить и получить полуфишку. Для каждой группы готовятся одинаковые задания.

Игра «Конференция»

Подготовительная часть.

До конференции избирается «оргкомитет». Учитель определяет число «членов оргкомитета». Также учитель заранее дает выбрать тему и подготовить доклад. Дается возможность членам оргкомитета подготовить информационное сообщение (тема конференции, регламент работы, Ф.И.О. докладчиков, тематика докладов), составить программу работы, размножить, написать приглашения, раздать их, выбрать в классе председателей секций, подготовить основные вопросы для их работы, составить соответствующие визитные знаки.

Ход игры:

Ведущий (учитель или сильный ученик) проводит «пленарное заседание». Делает доклад. По окончании «секретари секции» вывешивают соответствующие названия «секций», объявляют «докладчиков». Одновременно в одном помещении работают несколько «секций». Ведущий руководит работой. Выступление «докладчиков» не более 5 минут. После окончания работы все собираются для «заключительного заседания». Подводится итог конференции, с заключительным докладом выступает «председатель оргкомитета». Он подводит итог игры. Высказаться может каждый.

Математические лабиринты.

“Лабиринт” - это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером. Основная цель игры – проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается после изучения темы или во время повторения и обобщения пройденного материала. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек – чисел для каждого варианта должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.

Например:

а) Математический лабиринт по теме: “Решение уравнений”, 5–6 класс

.Учащиеся получают бланк с заданием.

Вход в лабиринт: для I варианта с № 1, для II варианта с № 2.

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Решите уравнение: 25 (у + 56) = 1625

№ 2. Решите уравнение: 28 - t + 35 = 53

№ 3. При каком значении переменной х 8х в 11раз меньше, чем 264?

 № 4. При каком значении переменной а сумма а и 408 больше числа 312 на 104?

№ 5. При каком значении переменной m 360 в 12раз больше 6 m?

№ 6. При каком значении переменной у число 661меньше разности 800 и у на 132?

 № 7. Решите уравнение: 13х + 15х - 24 = 60

№ 8. Решите уравнение: (16х + 3х - х) : 15 = 6

№ 9. Решите уравнение:   528 : а - 24 = 64

№ 10. Решите уравнение: (3722 + р) : 54 = 69

Ключ к лабиринту: I вариант: 1 —> 9 —> 6 —> 7 —> 3

II вариант: 2 —> 10 —> 4 —> 8 —> 5

 б) Математический лабиринт по теме: “Решение уравнений”, 7 класс.

Учащиеся получают бланк с заданием:

№ 1. 4 (1 – 0,5а) = -2 (2а – 3)

№ 2. 4 (3 - х) – 11 = 7 (2х – 5)

№ 3. –5 (0,8 а + 1,2) = -а – 18

№ 4. 4 (3х – 8) = 3 (5 – х) + 13

№.5 5у/12 - 3/4 - 1/2

№ 6 (х+2)/3 = (2Х+3)/5

№ 7 -3,2 в + 2,4 = -2 (1,2в + 2,4)

№ 8 2(7Х+21)/7 - (ЗХ+6)/3 = 9

№ 9. 1,2 (3х + 5) = 2 (2,4 х – 3,6)

№ 10. 0,3 (5х – 7) = 3 (0,2х + 3,2)

 № 11. 0,5у – 0,6 = 0,1у + 0,2

№ 12. –3 (2,1х – 4) – 4,2 = 1,2 (-5х + 0,5)

№ 13. Х/2=Х/3+1

Класс делится на 3 команды (или 3 варианта). Номер первого уравнения, которое надо решить, указывает учитель. Вход в лабиринт: I команда начинает с уравнения № 8 II команда начинает с уравнения № 7 III команда начинает с уравнения № 10 Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания. Ключ к лабиринту: I команда: 8 —> 5 —> 3 —> 4 II команда: 7 —> 9 —> 11 —> 2 III команда: 10 —>13 —> 6 —>1 Побеждает та команда, которая первая пройдет лабиринт.

в) Математический лабиринт по теме: “Геометрическая прогрессия”, 9 класс.

 Вход в лабиринт: I вариант начинает с № 4 II вариант с № 10 Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№1. b(n) – геометрическая прогрессия, все члены которой положительны . b(4)= 8/27; b(6)=32/243 . Найдите b(1)

№ 2. b(n) - бесконечная геометрическая прогрессия. q =1/корень из 2 , S = 9корней из2/корень из 2 - 1 Найдите b(1)

 № 3. x(n) - геометрическая прогрессия:64; 32; … Найдите x(7).

№ 4. Найдите первый член геометрической прогрессии b(n),если b(4) = - 56, q =- 2.

№ 5. b(n) - геометрическая прогрессия. b(4)  – b(2) = 48, b(5)  – b(4)  = 144. Найдите q.

№ 6. При каком положительном значении х последовательность х - 3,5 ; х + 4 ; 6х + 4 является геометрической прогрессией?

№ 7. x(n) - геометрическая прогрессия S4 =25/8 , q =-1/2 . Найти x(1).

№ 8. x(n) - геометрическая прогрессия, первый член которой положителен. x(2)  = - 10; x(4) = - 0,4. Найдите x(3).

№ 9. Найдите четвертый член геометрической прогрессии - 3/4;3/2..

 № 10. b(n) - бесконечная геометрическая прогрессия. q =3/4 ; b(n)  = 2. Найдите сумму S. Ключ к лабиринту: I вариант: 4 —> 7 —> 5 —> 3 —> 1

II вариант: 10 —> 8 —> 2 —> 9 —> 6

                

"Рисуем по координатам".

а) По теме “Координаты на плоскости” задание "Рисуем по координатам".

Например . КОШКА (0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8);

 (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3);

(-2;-3); Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6);Усы: (-2;2); (1;3);

 (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

ЧЕРЕПАШКА (-8;-3); (-10;-2);(-12;-2);(-14;-4);(-12;-5);(-6;-5);

(-6;-6);(-7;-6); (-8;-7); (-5;-7); (-4;-6); (-4;-5); (3;-5); (3;-6); (2;-6); (1;-7); (4;-7); (5;-6); (5;-5); (7;-5); (9;-4); (11;-2); (9;-2); (8;-1);(7;2); (4;4); (2;5); (-1;5); (-4;3); (-6;1);

 (-7;-2); (-8;-3); (-6;-4); (5;-4); (8;-3); (9;-2); (5;-2); (5;-4); (4;-4); (4;-2); (1;-2); (1;-4); (-1;-4); (-1;-2);(-4;-2); (-4;-4); (-5;-4); (-5;-2); (-7;-2). Отдельно:(-6;-1);(-5;1);(-2;1);

(-2;-1); (-6;-1) и (-1;-1); (-1;1); (2;1); (2;-1); (-1;-1) и (3;-1); (3;1);(6;1); (7;-1); (3;-1) и (-3;2); (-1;4); (0;4);(0;2); (-3;2);и (1;2); (1;4); (3;4); (5;2); (1;2).Глаз: (-12;-4); (-11;-3); (-10;-3); (-10;-4); (-12;-4).

 ДИНОЗАВР (-9;-2); (-12;-2); (-14;-4); (-12;-5); (-10;-5);

(-9;-4); (-4;-4); (-4;-6); (-5;-7); (-3;-7); (-2;-6);(-2;-3); (0;-2);(2;-2);(4;-3);(4;-6);

(3;-7);(5;-7);(6;-6);(6;-4);(13;-4);(15;-3); (17;-1); (15;-2); (11;-2)

(9;-1);(8;0);(7;2);(5;4);(3;5);(-1;5);(-5;3);(-7;1); (-8;-1); (-9;-2); (-9;-1);(-8;-1);(-8;1);

 (-7;1);(-7;3); (-5;3);(-5;5);(-3;4); (-3;6);(-1;5);(0;7); (1;5);(2;7); (3;5); (5;6); (5;4); (7;4); (7;2); (8;2); (8;0); (9;0); (9;-1); (11;-1); (11;-2); (12;-1); (13;-2); (14;-1);(15;-2);

(15;-1);(17;-1); Глаз:(-12;-4); (-11;-4); (-11;-3); (-12;-4).

ЛЯГУШКА

 (4;5);(2;7);(-3;7); (-5;5);(-6;7);(-6;8);(-3;8); (-6;8); (-5;9); (-3;9); (-3;7); (-5;5); (-7;7); (-7;8);(-5;10);(-3;10); (-2;9); (-1;7); (0;7); (1;9); (2;10); (4;10); (6;8); (6;7); (4;5); (5;7); (5;8); (2;8); (5;8); (4;9); (2;9); (2;7); (4;5); (4;4); (3;2); (1;1); (-2;1); (-4;2); (-5;4);

 (-5;5); (-5;4); (-4;0); (-5;3); (-7;4); (-8;4); (-9;3); (-9;0); (-7;-2);(-11;-2);(-12;-3);

(-5;-3);(-5;-2); (-7;1); (-5;-2); (-5;-3);(-4;0); (-5;-3); (-7;-5); (-5;-4); (-6;-7);(-4;-4);

(-3;-7);(-3;-4); (-1;-4); (-3;-3);(-2;-1); (-1;0); (0;0);(1;-1); (2;-3);(0;-4); (2;-4); (2;-7);

 (3;-4); (5;-7);(4;-4);(6;-5); (4;-3); (4;-2); (6;1); (4;-2);(4;-3); (11;-3); (10;-2); (6;-2); (8;0); (8;3);(7;4); (6;4);(4;3); (3;0);(4;-3);(3;0); (4;4); Отдельно: (3;4); (2;3); (0;2);

(-1;2); (-3;3); (-4;4).

 СТРЕКОЗА (5;4);(3;3); (-7;-7);(-7;-8);(-6;-8);(4;2);(5;4);(5;6); (4;6); (3;5); (3;4); (7;4); (7;3); (6;2); (5;2); (5;4); (6;5);(7;5); (6;6); (6;5); крылышки: (2;2); (2;3); (-7;12); (-8;12); (-8;10); (-6;7); (2;2); (-9;8); (-9;7); (-8;5); (-4;2); (1;1); крылышки: (3;1); (4;1); (13;-8); (13;-9); (11;-9); (8;-7); (3;1); (9;-10); (8;-10); (6;-9); (3;-5); (2;0).

КРОЛИК (5;1); (3;2); (1;2); (-1;0);(-1;-2);(0;-3); (2;-3); (0;-4); (-1;-4); (0;-3); (-1;-4);

(-2;-5);(-3;-5); (-2;-4); (-1;-4); (-2;-5); (1;-5); (3;-4); (5;-4); (5;-3); (6;-2); (6;-1); (7;-2); (8;-2); (9;-1); (9;0); (8;1); (7;1); (6;0); (6;2);(5;4);(3;5);(0;5);(-2;4);(-4;5);

 (-1;6);(1;7);(3;9); (5;13); (2;12); (-5;5);(-3;11);(-3;14);(-4;16); (-6;12); (-6;5); (-7;4);

(-7;0); (-6;0);(-7;1);(-6;0);(-5;0); (-4;1);(-4;0);(-3;-1);(-4;-4); (-5;-5);(-6;-5); (-5;-4);

(-3;-1); (-4;-4);(-5;-5);(-4;-5);(-1;-2); Глаз: (-6;2); (-5;2); (-5;3); (-6;2); отдельно:

(-3;6); (1;10); (3;11); отдельно: (-5;6); (-5;11); (-4;13).

 АВТОМОБИЛЬ    (9;6); (5;4); (5;5); (4;6); (2;6); (0;5); (-1;3); (-2;0);(-5;-2);(-7;-4);

(-8;-4); (-11;-3); (-13;-2); (-14;-1); (-12;1); (-8;3);(-7;5); (-5;7); (2;8); (1;8); (4;6);(1;8); (5;9);(7;9);(9;8); (10;7); (10;5); (8;3); (7;4); (5;3); (4;1); (4;0); (0;-2);(-1;-1);(-3;-2);

(-4;-4); (-4;-5); (-7;-6); (-9;-6); (-13;-4); (-14;-3); (-14;-1); отдельно:(-4;-5);(-3;-6);

(-2;-6); (0;-4); (0;-2) и (4;0); (5;-1); (6;-1); (8;1); (8;3) и (-3;1); (-7;3); (-6;5); (-5;6);

 (-1;4); (-2;3); (-3;1); и (-1;1); (4;4); (4;5); (2;5); (0;4); (-1;1).

 ЁЖИК (-11;-2); (-11;-3); (-12;-2); (-11;-2); (-8;0); (-8;1); (-7;-1); (-7;3); (-6;-2);

 (-6;4);(-5;-2,5); (-5;5); (-4;-3); (-4;5,5); (-3;-3); (-3;6); (-2;-3); (-2;6); (-1;-3); (-1;6); (0;-3); (0;6); (1;-3); (1;6); (2;-3); (2;6); (3;-3); (3;5,5); (4;-3); (4;5); (5;-2,5); (5;4,5);

(6;-2); (6;4); (7;-1,5);(7;3); (8;-1); (8;2); (9;0); (10;-1); (11;-1);(10;-2); (6;-4); (5;-6);

(4;-6); (5;-6); (4;-4); (-3;-4); (-4;-6); (-5;-6); (-4;-6); (-5;-4); (-9;-4); (-11;-3);

глаз: (-9;-2); (-8;-1); (-8;-2); (-9;-2). СОБАКА (-4;-7); (-6;-1); (-7;4); (-8;4); (-10;3);

 (-11;5); (-8;7); (-6;7); (-6;6); (-6,5;5); (-7,5;5); (-8;6); (-8;7); (-6;7); (-5;6); (-4;4);

 (-2;3); (4;3); (5;2); (9;4); (5;1); (5;-3); (6;-7); (5;-7); (4;-5); (1;0); (-2;-1); (-3;-1);

(-3;-7); (-4;-7).

Графический диктант или конкурс художников:

Проводится для проверки умения находить точки по координатам: построите замкнутую ломаную линию по координатам её вершин. Учитель читает точку с координатами. Учащиеся определяют её местоположение на координатной плоскости и соединяют её ломаной с предыдущей точкой. В результате получается фигура.

 1. (10;10),  (9;12), (12,12), (13,10), (12,10), (12,7), (9,5), (5,4), (2,1),  (-4,-2), (-3,-3), (13,-1), (15,0), (13,2), (-12,-5), (-13,-4), (-5,-3), (-5,-1), (-1,3), (3,5), (6,7), (8,9), (5,8), (2,6), (1,7), (4,9), (8,10), (10,10).

 2. (-4;-6), (-4;-5),(-3;-4),(-4;-3),(-3;-2),(-5;0), (-5;3),(-3;5),(-3;6),

(-2;5),(0;5),(1;4),(2,5;4), (3;3),(1;3),(3;2),(-1;2),(1;0,5),(1;-1),(0;-2),(1;-3),(0;-4),

(1;-5),(1;-6),(-4;-6) Глаз: (-1;4) Должен получиться шахматный  конь

 

Используемая литература.

 1. Занимательная математика на уроках в 5-11 классах./ Гаврилова Т.Д. - Учитель, 2008г.

 2.Математика. Задачи на развитие математического мышления 5-6 классы./Чулков П.В. - Издат-школа, 2000г.

 3.Математическая шкатулка. /Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. - Просвещение, 1984г.

 4. Математика. Сборник задач. /Смыкалова Е.В. - СМИО Пресс, 2007г.

 5. Перов М.В. Дидактические игры и упражнения по математике / М.В. Перов. - М. : Просвещение. 1996

6.  Газета «Математика» приложение к газете «Первое сентября» №№ 28, 38,39,40, 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система использования дидактических игр на уроках математики

Материал дает возможность глубже понять  применение дидактических игр на уроках математики  в работе с глухими детьми....

ПРОЕКТ «Использование и методика поведения дидактических игр на уроках математики»

Цель проекта:  показать  эффективность применения и  методику  использования  дидактических игр на уроках математики для развития внимания школьников и повышения интерес...

Использование дидактических игр на уроках математики в 5-6 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Создание игровых ситуаций на уроках математики повышаетинтерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску вучебную работу, снимает утомление, развивает...

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч...

Использование дидактических игр на уроках математики

Использование дидактических игр на уроках математики...

Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр при обучении математики учащихся среднего звена»

Выступление на педсовете на тему: «Использование дидактических игр приобучении математики учащихся среднего звена»...