учебная программа факультативного курса для 10-11 классов
рабочая программа по алгебре (10 класс) на тему

Шмырева Марина Алексеевна

данная программа может использоваться для проведения факультативных занятий как в 10, так и в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_razrabotka_11_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Рабочая программа

адаптационная, комбинаторная, радикальная

нужное подчеркнуть

Математический практикум

учебная программа

факультативного курса для 10-11–х классов

Автор разработки:

Шмырёва М.А.

учитель математики

I квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 17»

2016год

г. Усолье – Сибирское

СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

  1. Пояснительная записка                                                                 стр. 3-5
  1.      
  1. Цели и задачи факультативного курса                                         стр. 6
  1.      
  1. Требование  к уровню подготовки учащихся                              стр. 7
  1.      
  1. Описание        разделов        факультативного         курса                         стр. 8

  1. Учебно-тематический план                                                           стр.9

  1. 6. Список литературы                                                                        стр. 11

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


       Программа предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по алгебре и началам анализа за курс полной средней школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию. Она разработана на основе государственной программы по математике для 5 – 11 классов и рекомендованных к         ней методических пособий.
Программа рассчитана на один год, 34 часа, предусматривается одно занятие в        неделю.
   Сдача    экзамена   в  форме   ЕГЭ   требует   от   учащихся  обширных   знаний  по  всему  школьному   курсу   математики. Все   разделы   математики, изучаемой  в  школе, занимают  определённое   место   в  контрольно-измерительных   материалах  ЕГЭ. Поэтому  необходима   целенаправленная, систематическая   подготовка  учащихся  для   того, чтобы   эффективно   систематизировать  и  обобщить   знания, вспомнить   основные    способы   и   методы   решения   задач   и пополнить   свои   знания   недостающими   сведениями.

Экзаменационная    работа  состоит  из   двух   частей, которые   различаются  по  назначению, а   также  по  содержанию, сложности  и   формам    включённых    в   них   заданий.  Многие   задания   первой    части  «В»   можно   отрабатывать  и  на  уроках   алгебры, и  на  уроках   геометрии. Среди  них   есть    задачи   практического   характера, с  которыми   нам   приходиться    сталкиваться  даже   несколько   раз   в  день (  посчитать   количество  денег, затраченных   на   проезд  в   автобусе; сумму  денег, отданную   за  покупку   в   магазине   и  т.д.). А  вот   задания  второй  части  типа  «С»    требуют   больших  не    только   познавательных,  но  и  временных   затрат. Поэтому    для  решения  заданий    этой  части     приходиться   использовать   и    дополнительную    литературу,  и  дополнительное   время. Вот  здесь    существенную  помощь   в  подготовке    могут  оказать   факультативные   занятия  и   элективные   курсы.

Включение   в   программу  дополнительных    разделов   способствует    расширению  знаний   учащихся. Результатом   изучения   дополнительных    вопросов   должно   стать   не  просто    знание    учащимися   соответствующих    терминов  и   формулировок, а  умение   применять    на   практике    при   решении   задач. Потому  что   именно  в  процессе   решения   задач   отрабатываются    соответствующие    навыки,  развиваются  интересы  и  склонности   к   математике, что  является    залогом    успешной    сдачи  экзамена.

  Учебники    содержат   большей  частью   стандартные   вопросы  и  задачи. Поэтому  у   учащихся   вырабатывается   своего   рода  стереотипный   подход   к   стандартным  заданиям. А  при    выполнении    заданий   второй  части    необходимо   умение   применить  свои   знания  в   новой   ситуации, не  имея  готового   метода   решения, который    учащийся   должен   в   сжатые   сроки  разработать   самостоятельно, используя   известные    методы   из   различных  разделов   курса   математики   средней   школы.

Курс  алгебры  строится    как  бы  по   спирали. Одни  и  те  же  действия, математические  операции  периодически   повторяются  при   изучении   новых  видов  чисел, функций. К  тому  же  и   число  часов  по   алгебре   значительно    больше, чем   по   геометрии. Поэтому   учащиеся   лучше  усваивают    алгебраический  материал. Совсем   иначе   строится   курс  геометрии. Каждое  теоретическое  положение   изучается   один  раз, а  применяется   при   изучении  и   планиметрии   и   стереометрии. В  связи   с  этим,  необходимо   наиболее  полно   повторить    геометрический   материал. Особое  внимание, на   мой   взгляд, необходимо  уделить    вписанным   и   описанным    фигурам  и   геометрическим    телам.

Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные формы работы.



актуальность

    Школьная программа по математике содержит лишь самые необходимые, максимально упрощённые знания. Практика показывает громадный разрыв между содержанием школьной программы по математике и теми требованиями, которые налагаются на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Поступить в вуз нашим выпускникам становится трудно не только в силу экономических и социально-политических условий, но и по причине несоответствия знаний выпускника, которого добросовестно учили по программе, и уровнем вступительных экзаменов в вуз. Учащиеся 10-11 классов, перегружаясь, вынуждены посещать дополнительно платные курсы (которые не всем доступны), а учителя школ, заботясь о своих питомцах, вынуждены организовывать для них разного рода дополнительные занятия. И в целях достижения наилучшего результата по подготовке к вступительным экзаменам дать определённый объём знаний, готовых методов решения нестандартных задач и научить самостоятельно мыслить, творчески         подходить         к         любой         проблеме. 


2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

2.1 Цель курса:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по основным разделам математики;
  • интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий;

- формирование умений применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;

  • повышение уровня математической подготовки выпускников.

2.2 Задачи курса:

  • дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера, областью применения которых являются задачи;
  • расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач;
  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
  • работать над формированием интереса к решению задач различного уровня сложности;

-развить интерес и положительную мотивацию изучения математики.

3.ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- решать  рациональные уравнения и неравенства;        

- решать тригонометрические уравнения;

- решать иррациональные уравнения и неравенства;

- решать  показательные и логарифмические уравнения и неравенства;

- находить производные  и первообразные функций;

  • точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
  • уверенно решать задачи на вычисление, доказательство и построение графиков функций;

-  применять свойства геометрических преобразований к построению графиков функций

4.ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Содержание  программы     учебного   курса

1.Преобразования   выражений  и  вычисления.

Многочлены   и   тождественные    преобразования   многочленов. Выделение     квадрата  двучлена. Теорема  Виета. Деление    многочленов. Алгоритм Евклида. Теорема   Безу.

Алгебраические    дроби  и действия   с    дробями. Преобразования   выражений, содержащих  степени   и   корни. Тождественные   преобразования    логарифмических   и  тригонометрических    выражений.

2. Уравнения, неравенства  и     системы.

Нестандартные  приёмы   решения  уравнений  и  неравенств. Использование    областей   существования   функции. Использование   неотрицательности    функций. Использование   ограниченности   функций. Использование   свойств    синуса  и   косинуса. Уравнения  и   неравенства  с  параметрами   и  модулями.

3. Функции   и  графики.

 Область   определения   и   область   значений   функции. Чётность  и   нечётность. Периодичность. Наибольшее  и   наименьшее   значения.

4. Текстовые   задачи.

Задачи   на  смеси   и  сплавы. Задачи  с  целыми  и  простыми   числами. Задачи   на   проценты.

5. Геометрия.

Повторение   из   планиметрии  тем: «Вписанные   и  описанные   треугольники»,«Вписанные   и  описанные   четырёхугольники», «Вписанные   и  описанные   многоугольники», «Вписанные   и  описанные   пирамиды».

5. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество  часов

1

Преобразования  выражений. Вычисления.

6

Тождественные   преобразования  многочленов.

1

Выделение  квадрата  двучлена. Теорема   Виета.

2

Деление  многочленов. Алгоритм  Евклида. Теорема  Безу.

1

Тождественные   преобразования   рациональных выражений, содержащих  степени  и  корни.

2

2

Уравнения, неравенства   и   системы.

13

Использование   областей   существования   функции.

2

Использование    неотрицательности    функции.

2

Использование    ограниченности    функции.

2

Использование   свойств  синуса  и  косинуса.

2

Решение   уравнений  и  неравенств  с   параметрами   и   модулями.

5

3

Функции  и   графики.

3

Область   определения  и область  значений.

1

Чётность, нечётность, периодичность.

1

Наибольшее  и   наименьшее   значения   функции.

1

4

Текстовые  задачи.

6

Задачи  на   смеси  и   сплавы.

2

Задачи   на  проценты.

2

Задачи  с   целыми  и  простыми   числами.

2

5

Геометрия.

8

Вписанные   и  описанные   треугольники.

2

Вписанные   и  описанные   четырёхугольники  и  многоугольники.

2

Вписанные   пирамиды. Описанные   пирамиды.

2

Итоговая контрольная работа

2

Средства  контроля

    Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся: выполнение контрольных работ, составленных по КИМам ЕГЭ.

Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется задания для самостоятельного выполнения, часть которых выполняется в классе, а часть - дома. Изучение данного курса заканчивается проведением  итоговой контрольной работы.

  1. Список литературы

1. Галицкий М.А., М.М. Мошкович. Углубленное   изучение  курса   алгебры  и  математического   анализа. М., «Экзамен»,2007г.;

2. ЛысенкоФ.Ф., Кулабухов С.Ю Математика, подготовка к ЕГЭ- 2014, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2013 г.;

3. ЛысенкоФ.Ф., Кулабухов С.Ю Арифметика и алгебра, подготовка к ЕГЭ- 2014, учебно-методическое пособие, Ростов-на-Дону, 2013 г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка к ЕНТ учащихся 11-го класса» Программа факультативного курса математики ХI-го класса

         Факультатив «Подготовка к ЕНТ» предназначен для учащихся 11-х классов. С его помощью решается конкретно-практическая задача – подготовка к экзамену по ма...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Человек и его здоровье»

Два направления медицины клиническое и профилактическое. Гигиена и санитария в быту и на производстве, в школе и на улице. Усилия гигиены и окружающая среда. Социальный характер санитарно-гигиеническо...

программы факультативных курсов в 6-7 классах: 6 класс-"Решение текстовых задач" и 7 класс-"Геометрические построения"

      Анализ результатов проведения ЕГЭ с момента его существования говорит о том , что решаемость задания содержащего текстовую задачусоставляет в среднем около 30%.Такая ситуац...

Авторская адаптационная учебная программа факультативного курса по русскому для 7-8 классов «Лексика и фразеология русского языка»

Данная педагогическая разработка составлена на основе авторской программы факультативного курса Введенской Л. А. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского яз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса для 9-го класса: «Язык в речевом общении » НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса. Структура  курса. Цели и задачи, реализуемые рабочей программой.  Содержание программы факультати...