урок по теме "Применение различных способов для разложения на множители" 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Эпиграфом к  уроку я выбрала слова Софьи Ковалевской «У математиков существует свой язык - формулы».
Формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.
Наша цель – систематизировать знания по теме «Формулы сокращенного умножения», показать знание этих формул и умение применять их в различных математических ситуациях.  А напутствием к уроку нам будут слова академика Александрова: «Мне бы хотелось, чтобы слово «формула» не означало для вас «формальность», чтобы вы творчески подходили к применению их на практике».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема "Применение различных способов для разложения на множители"

Цели: 1. Систематизировать, расширить и углубить знания, умения учащихся применять различные способы разложения многочлена на множители и их комбинации.
2. Способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование навыков самостоятельной работы;
3. Побуждать учеников к само- и взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний; воспитывать умение работать в парах.

Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии

Структура урока.

1.Организационный момент.2 мин.

2. Проверка домашнего задания.5 мин.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.  10  мин.

 4.Этап диагностико – коррекционная работа.   20  мин.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.  3  мин.

6.Итог урока.5 мин.

Ход урока

1.Организационный момент.

Задача этапа: организовать условия для благоприятного протекания учебного процесса. Включает в себя приветствие, определение отсутствующих, организацию внимания.

2.Проверка домашнего задания.

Задача этапа: проверить сознательность выполнения домашнего задания и степень усвоения учебного материала предыдущего урока.

ответы на доске записывает ученик на перемене, учащиеся проверяют и оценивают себя. Критерий самооценки: "5"- верно выполнены все 6 примеров, "4"- верно выполнены 5 примеров, "3"- верно выполнены 4 или 3 примера.

3.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.

Задача этапа: организовать и направить познавательную деятельность учащихся, обеспечить осознание цели учащимися.

Эпиграфом к  уроку я выбрала слова Софьи Ковалевской «У математиков существует свой язык - формулы».
Формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике. Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.
Наша цель – систематизировать знания по теме «Формулы сокращенного умножения», показать знание этих формул и умение применять их в различных математических ситуациях.  А напутствием к уроку нам будут слова академика Александрова: «
Мне бы хотелось, чтобы слово «формула» не означало для вас «формальность», чтобы вы творчески подходили к применению их на практике».

Дана левая часть формул сокращённого умножения, подобрать правую (из предложенных).

a2-2ab+b2 =

(a-b)2

a2- b2=

(a -b) (a +b)

a2+2ab+b2 =

(a +b) 2

a-b3 =

(a +b) (a2- ab+b)

a+b3 =

(a -b) (a2+ab+b)

1. Представьте в виде произведения:

а) 4x2 – 1;
б) 25 – 16c
2
в) (3 + а)
2 – 16;

2. Решите уравнения:

а) (x + 3) (x – 7) = 0;
в) 4x
2 + 16 = 0;
б) x
2 – 36 = 0;

3. найти  ошибки,  в пустые клетки вписать  ошибку и правильный ответ.

 

Найти ошибку

Ошибка

Правильный ответ

1

(у-5х)(5х+у)=у2-5х2

2

49m4-9n6=(7m2-3n2)(7m2+3n2)

3

(2x-a)2=4x2+ 6ах+a2

4

(3a2-2c)2=9a4-12a2c-4c2

5

х³+8=(х+2)(х²-2х+8)

6

(3х-1) ³=27х³-9х+9х-1

 

4.Решение заданий с проверкой на доске №979(а,б), №1010  (а,б), №1011(а.б) стр.177 учебник

        

5.Выбери из предложенного списка многочленов  те, которые можно разложить на множители

А) вынесением за скобки общего множителя; Б) с помощью формул сокращенного умножения;  

В) способом группировки:

 

a4 - b8;         2bx-3ay-6by+ax;         b(a+5) - c(a+5);          15a3b+3a2b3;       

20x3y2+ 4x2y;    2y(x-5) + x(x-5);            27b3 + a6;           a2+ ab – 5a -5b;                     

    x2 + 6x + 9;       49m4 -25n2;           2an- 5bn – 10bn + am;         3a2+ 3ab -7a – 7b.

 

Свой ответ оформите в виде  таблицы:

 

Вынесением за скобки общего множителя

С помощью формул сокращенного умножения

Способом  группировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Этап диагностико – коррекционной работы.

Задача этапа: добиться повышения уровня осмысления изученного материала.

Вариант 1 (К)

1. Выполните разложение на множители, используя формулу а2 – b2 = (а – b)(а + b):

    а) 25а2 – 9в2 = (5а)2 – (3в)2 

    б) 0,01 х2  - 49у2 = (0,1х)2 – (7у)2 

    в) р2 – 144

2. Вычислите:

    а) 712 – 612 = (71 – 61)(71 + 61)

     б) 272 – 72

    3. Разложите на множители, используя вынесения общего множителя за скобки, формулы

        (a +b) 2= a2+2ab+b2 ; а2 – b2 = (а – b)(а + b):

        А)

        Б)   2y(x-5) + x(x-5);            

        В) a2+ ab – 5a -5b;                     

    4.  Упростите выражение;

    Вариант 2 (К)

1. Выполните разложение на множители, используя формулу а2 – b2 = (а – b)(а + b):

    а) 81а2 – 25в2 = (9а)2 – (5в)2 

    б) 0,04 х2  - 100у2 = (0,2х)2 – (10у)2 

    в) р2 – 121

2. Вычислите:

    а) 612 – 512 = (61 – 51)(61 + 51)=

     б) 362 – 62

    3. Разложите на множители, используя вынесения общего множителя за скобки, формулы

        (a +b) 2= a2+2ab+b2 ; а2 – b2 = (а – b)(а + b):

        А)

        Б) b(a+5) - c(a+5)

        В) 3a2+ 3ab -7a – 7b.

    4. Упростите выражение: ;

  Вариант 3 (К)

1. Выполните разложение на множители, используя формулу а2 – b2 = (а – b)(а + b):

    а) 4а2 – 36в2 = (2а)2 – (6в)2 

    б) 0,16 х2  - 81у2 = (0,4х)2 – (9у)2 

    в) р2 – 225

2. Вычислите:

    а) 412 – 312 = (41 – 31)(41 + 41)

     б) 572 – 72

    3. Разложите на множители, используя вынесения общего множителя за скобки, формулы

        (a +b) 2= a2+2ab+b2 ; а2 – b2 = (а – b)(а + b):

        А)

        Б)   2х(x-7) + у(x-7);            

        В) 2an- 5bn – 10bn + am;                     

    4.  Упростите выражение;

Вариант 1 (0)

1. Выполните разложение на множители:

    а) 36х2 – у2;           б) 0,04а2 – 9с2;   в) а12 – 1.

2. Вычислите:

    а) 1352 – 352;         б) 8,92 – 1,12.

 3. Разложите на множители, используя вынесения общего множителя за скобки, формулы

        А)

        Б) 27b3 + a6

        В) a2+ ab – 5a -5b;                     

    4. Решите уравнение: .

    Вариант 2 (О)

1. Выполните разложение на множители, используя формулу а2 – b2 = (а – b)(а + b):

    а) 81а2 – 25в2 = (9а)2 – (5в)2 

    б) 0,04 х2  - 100у2 = (0,2х)2 – (10у)2 

    в) р2 – 121

2. Вычислите:

    а) 612 – 512 = (61 – 51)(61 + 51)

     б) 362 – 62

    3. Разложите на множители, используя вынесения общего множителя за скобки, формулы

        А) ;

         Б).

        В) -3х2+12х-12

    4. Решите уравнение: .

      Учащиеся получают карточки 1 и 2 варианта (задания на «3») решают самостоятельно, через 7-10  минут проверяют решения по розданным решениям.  

Учащиеся, которые не допустили ошибки, получают задания на «4» и «5».

Учащиеся, которые допустили ошибки, получают задание 3 варианта (аналогичны 1 и 2варианта)       решают то задание, в котором ошиблись.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж его выполнения.

Задача этапа: сообщить о домашнем задании, мотивировать необходимость его выполнения.

       № 950, №945 (а,б), №947

6. Итог урока.

Задача этапа: подвести итог урока, подсчитав, количество баллов по карте урока, прокомментировать оценки.

Учитель вместе с учащимися еще раз повторяют цель, которую ставили на уроке и проводят рефлексию.

Какое задание вызывало трудность при решении на уроке? Почему возникли трудности? Что необходимо знать?

фамилия

Этапы

Задания

Количество баллов

I

№1

№2

№3

II

№4

№5

III

№6

№7

итоговое количество баллов

оценка

количество баллов    25 -23 -оценка 5;    количество баллов23-19  - оценка 4;  количество баллов  18-15  -  оценка 3

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные способы при разложении многочлена на множители

Тип урока: урок-исследование. На уроке используется групповая форма работы. Через поиск значения одного выражения школьники учатся применять комбинацию различных способов при разложении многочлена на...

"Применение различных способов для разложения многочлена на множители"

Урок по алгебре для 7 класса "Применение различных способов для разложения многочлена на множители"...

Применение различных способов для разложения на множители

Урок №3 в теме: "Применение различных способов для разложения на множители", п.38, учебник "Алгебра-7" под редакцией С.А. Теляковского...

Урок-практикум в 7 классе по теме "Применение различных способов для разложения на множители".

Это заключительный урок по теме "Разложение многочлена на множители". На этом уроке обобщаются и систематизируются знания, полученные на предыдущих уроках по данной теме.Дети работают в группах, задан...

"Применение различных способов для разложения на множители"

Урок  математики, 7 класс, тема: "Применение различных способов для разложения на множители"...

Урок алгебры в 7 классе «Применение различных способов для разложения на множители»

Конспект урока разработан согласно учебника Алгебра - 7 по ред А.С.Теляковского.  Приложение: самостоятельная работа в парах....

Урок математики в 7 классе: "Применение различных способов для разложения на множители"

Цели урока:- показать применение различных способов для разложения на множители многочлена;- повторить способы разложения на множители и закрепить их знание в ходе упражнений;- вырабатывать навыки и у...