Работа с детьми с ОВЗ в разноуровневых и разновозрастных группах на уроках математики
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, чтобы   у каждого было желание учиться и познавать новое. Обучение должно быть разноуровневым и строиться на основе диагностики исходного уровня развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся. Располагая большим по объёму и разным по уровню сложности материалом, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozova_l.v._statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Морозова Л.В.,

учитель математики

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 123»

Санкт-Петербург

Работа с детьми с ОВЗ в разноуровневых и разновозрастных группах

на уроках математики


Объект исследования: 
Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. 
Предмет исследования: 
особенности использования различных методов и приемов в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода на уроках математики. 
Цель исследования: 
теоретически обосновать и практически доказать возможность осуществления индивидуального и дифференцированного подходов на уроках математики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. 

         Создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, чтобы   у каждого было желание учиться и познавать новое. Обучение должно быть разноуровневым и строиться на основе диагностики исходного уровня развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся. Располагая большим по объёму и разным по уровню сложности материалом, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы. 
        Эффективное использование различных технологий и развитие учащихся в условиях внутренней дифференциации, осуществляемой на основе технологии разноуровневого обучения, если при реализации индивидуального и дифференцированного подхода: 
    - процесс разноуровневого обучения будет строиться на основе диагностики исходного уровня развития познавательных способностей и личностных особенностей учащихся; 
       - будут рассмотрены варианты использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики; 
      - проанализированы возможности применения данных технологий для повышения успеваемости; 
      - на основе изученной литературы, будут разработаны задания для осуществления дифференцированного подхода ; 
      - будут созданы условия для психологической коррекции и развития данных свойств учащихся. 
        Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 
- теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования. 
- изучение и обобщение опыта других учителей по организации дифференцированного подхода. 
- изучение процесса и продукта деятельности. 
Теоретическая значимость заключается в изучении и обобщении психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, проведении сравнительного анализа разных подходов к реализации дифференцированного подхода на уроках математики. 
Практическая значимость заключается в разработке серии разноуровневых заданий, в том числе и с использованием информационных технологий на уроках математики. 
Учитель математики – это человек, который имеет дело с ребенком пять-шесть раз в неделю, преподает предмет, незаменимый для развития мышления, но содержащий великое множество правил и практических упражнений. Учитывая, что учащиеся с проблемами интеллектуального развития склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию, программа предусматривает наряду с изучением нового материала постоянное закрепление и повторение изученного небольшими порциями. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причем повторение предполагает расширение и углубление ранее изученных знаний. 
Одним из путей оптимизации учебного процесса в специальной коррекционной школе VIII вида является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения. 
К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить класс на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение». 
Наблюдение за каждым учеником позволяет выявить темп его работы на уроке, активность, наличие самоконтроля и объем правильно выполненной работы, определяется уровень каждого ученика: базовый, минимально допустимый, низкий. 
        Критериями деления учащихся на группы являются: 
• объем имеющихся знаний; 
• культура умственного труда; 
• уровень познавательной активности; 
• способность к абстрактному мышлению; 
• умение анализировать и обобщать; 
• утомляемость от интеллектуальной деятельности; 
• уровень самостоятельности; 
• уровень работоспособности (желание или умение учиться) 
• нарушение в эмоционально-волевой сфере. 
        По базовому уровню обучаются дети с высокой подвижностью нервных процессов, они не требуют постоянного внимания учителя, овладевают знаниями и умениями учебной программы в полном объеме. Все задания ими выполняются самостоятельно, при выполнении новых видов работ правильно используют имеющийся опыт, со стороны учителя им требуется только незначительная активизирующая помощь. Ученики, осваивающие программу на базовом уровне, имеют высокую или достаточную мотивацию к обучению, высокий или средний темп работы и уровень активности. 
        Ученики, индивидуальные особенности которых позволяют усваивать материал на минимально допустимом уровне , характеризуются инертностью нервных процессов, быстро истощаются и на отдельных этапах урока требуют направления и активизации деятельности. Оптимальный объем программных требований оказывается им недоступен, они не могут сразу, после первого объяснения учителя, усвоить новый материал – требуется многократное повторение и объяснение учителя. 
        Учащиеся имеют достаточную либо сниженную мотивацию к обучению, низкий уровень активности. Темп работы таких учащихся, как правило, замедлен. Программа предусматривает для них упрощения по каждому разделу в каждом классе, которые предполагают снижение уровня требований к знаниям и умениям обучающихся. Указания относительно упрощений даются в примечаниях программы, где содержится перечень обязательных и необязательных (допустимых) знаний и умений, которыми должен овладеть школьник при переходе в следующий класс. 
        Обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, при усвоении материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки. 
        На уроках математики дети должны учиться решать арифметические выражения и задачи, при этом вовлекаться в продуктивную деятельность, результатом которой является развитие речи, памяти, мышления, логики и умение работать с информацией. Учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками, потому что каждый ученик в силу специфических для него условий развития обладает индивидуальными особенностями. 
        Каждодневная работа настраивает детей двигаться вперёд, достигать успехов. Часто в группах происходит движение детей из одного уровня в другой. 
        
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: 
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся. 
2. Разработка дифференцированных заданий 
3. Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока. 
4. Контроль за результатами, где характер дифференцированных заданий может меняться. 
        Некоторые способы дифференциации вообще не требуют открытого разделения учеников на группы. Дети сами самостоятельно выбирают задания и выполняют их. 
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трёх вариантах, устные задания. 

                        Примеры заданий дифференцированных по уровню трудности: 
Задание 1 
Вычисли выражения: 
1 группа: 
580 – 90 + 50 
2 группа: 
540 : ( 270 : 3) + (720 – 185) 
3 группа: 
50 • 8 : ( 70 – 62) 

                Примеры заданий дифференцированных по степени самостоятельности: 
Задание 1. 
Найди периметр и площадь прямоугольника, длина которого равна 100 м, а ширина на 25 м меньше. Что больше периметр или площадь и на сколько? 
Один ученик работает у доски. Коллективно разбираем условие задачи. Кто может решить задачу самостоятельно, приступает к работе. С остальными учащимися проводится подробный анализ задачи. 
В своей работе я развиваю устный счет как метод формирования вычислительных навыков на уроках математики во всех классах. Задания подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес, сыграют свою роль - подготовят детей к восприятию нового материала, к решению предложенных упражнений. 
        Одним из путей осуществления индивидуального подхода в изучении математики является:

1) метод беседы. 
Рассматривая метод как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся, Ю. К. Бабанский пишет, что «метод беседы включает в себя приемы постановки вопросов в определенной логической последовательности, приемы постановки наводящих вопросов, приёмы активизации всех учеников в беседе, приемы коррекции ошибочных ответов, приемы формулирования выводов, обобщении, оценки деятельности учащихся». Такой подход наиболее эффективен в практике обучения, так как приемы, с одной стороны, конкретизируют особенности применения каждого метода на различных этапах обучения, с другой — расширяют возможности его использования. 
Пример беседы, которая наиболее часто встречается в практике обучения. 
Учитель предлагает: 
. Найди сумму чисел 80 и 7. 
. Увеличь 53 на 4. 
. К какому числу надо прибавить 20, чтобы получить 28? 
. Чему равна сумма чисел 25 и 14? Чему равна разность этих чисел? 
Если учитель ограничивается продумыванием только содержания предлагаемых вопросов, то активность ребенка, как показывает практика, снижается. Поэтому на этапе устного счета учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика. 
Ученики с недостаточной математической подготовкой не усваивают материал за отведенное время, поэтому на каждом этапе учитель уделяет особое внимание приемам, активизирующим деятельность ученика для них составляются: 
         2) карточки – коррекции (алгоритмы) знаний. 
В них кратко представлен необходимый теоретический материал (алгоритм решения) и образцы решения некоторых примеров, цветом или определенными геометрическими фигурами выделены коэффициенты и математические знаки. Учащиеся эти карточки и задания получают в начале урока или по ходу урока. В течение урока оказывается консультативная помощь, если ребенок понял и выполнил выданные ему с карточкой задания, то он включается в работу класса. В конце урока учащиеся сдают на проверку свои работы. При проверке ошибки желательно не исправлять, а подчеркивать, для того чтобы на следующем уроке ребенок самостоятельно мог найти ошибки и исправить их. 
Карточки – коррекции (алгоритмы) помогают осуществлять на уроке индивидуальный подход, дают учащемуся минимальный объем теоретических знаний и образцы решений, помогают развивать память, логику, внимание. 
         
3) карточки «Найди ошибку», хорошо использовать при проведении анализа контрольных и самостоятельных работ. 
           Наиболее продуктивным  является создание проблемной ситуации исследование, поиск правильного ответа. 
        На каждом уроке математики можно провести игру, игровое упражнение, уроки-сказки, уроки путешествия, разучить считалку, отгадать загадку, ребус, активизируя познавательную деятельность. 
        В любом классе есть ученики, которые сильны в предмете и при минимальной помощи могут работать самостоятельно. Одного из таких учеников можно назначить главным консультантом, предлагать ему задание, которое он выполняет вместе со всем классом. 
        По истечении определённого времени консультант объясняет ход своей работы, он по-своему объясняет товарищу логику и порядок решения трудного примера и товарищ начинает думать и работать самостоятельно. 
        Контрольные и самостоятельные работы составляются индивидуально(по уровням). 
        Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека:
в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. 
        Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.         
                                
Решение практических задач 
В обучении детей с интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности. Поэтому все время что-то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому материалу. Порой новое это хорошо забытое старое. Самое главное – вызвать у учеников интерес к предмету и побудить учащихся заниматься математикой в дальнейшем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления в работе по изменению условий получения информации кинестетиками и аудиалами на уроках математики

Представленные приемы обучения математике кинестетиков позволяют повысить уровень мотивации к учебному процессу за счет работы ведущего кинестетичного канала восприятия информации (за счет видим...

Совместная проектная работа с учениками «Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики»

Проект нацелен на сотрудничество учителя и учеников в ходе разработки презентаций и тестов по ключевым темам математики....

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)

Выступление на семинаре-практикуме: «Индивидуальная работа с детьми подготовительной группы с нарушением зрения, имеющими склонности к математике» (из опыта работы)...

"Особенности работы c детьми 8-10 лет с нарушением зрения на уроках английского языка"

Доклад об особенностях работы с детьми с нарушением зрения  на уроках английского...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках математики.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержки психического ра...

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.

     Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.Особенно задержаны в ...

Из опыта работы с детьми с ЗПР по подготовке к ГВЭ-9 по математике

система подготовки обучающихся к сдачи ГВЭ-9 по математике...