Час занимательной математики
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Дворкина Татьяна Ивановна

математическая игра для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_zanimatelnoy_matematiki_1.docx429.76 КБ

Предварительный просмотр:

Час занимательной математики. (8 класс).

Цель урока:

Заинтересовать учащихся предметом «математика», углубление знаний, развитие логического мышления, расширение кругозора, формирование умения работы в команде.

Техническое обеспечение:

Цветные карточки для оценивания в личном первенстве, пакеты с заданиями командам, плакаты с заданиями для команд и болельщиков, грамота команде-победителю, призы.

Ход урока:

  1. Организационный момент: объявление темы.

        Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».

  1. Заранее организованы три команды по шесть человек из трёх восьмых классов, в них назначены капитаны. Оставшаяся часть класса – болельщики. Приглашенное жюри – старшеклассники.
  2. Конкурсы

Домашнее задание. В виде стенгазеты и сообщений по темам: «Треугольник Паскаля», «Решето Эратосфена», «Числа Фибоначчи». Задания команды получают на кануне путём жеребьёвки. (5 баллов)

  1. Конкурс капитанов: (1 балл за каждый правильный ответ)
  1. Тройка лошадей пробежала по 9 километров. Сколько пробежала каждая лошадь? (Ответ: по 9 км)
  2. В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 3 рубля, на сколько рублей во втором станет больше? (Ответ: на 6 рублей)
  3. В семье шесть дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье? (Ответ 7)
  4. Какой цифрой оканчивается произведение всех чисел от 7 до 81?
    (Ответ: 0)
  5. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов? (Ответ 9)
  6. Какое число обращается в бесконечность без всяких математических действий? (Ответ 8)

2)Задания командам

Кросснамбер (в переводе с английского - кресточислица). В кросснамберах предметом отгадывания являются математические задачи. Поскольку кросснамбер – задача с числами, то в каждую клетку вписывается по одной цифре. А чтобы не было путаницы, номера заданий обозначают буквами. Числа, подлежащие отгадыванию, - только целые положительные; запись таких чисел не может начинаться с нуля (т. е. число 42 нельзя записывать как 042). Кросснамберы по теме «Арифметический квадратный корень» выдаются каждой команде (1 балл за каждый правильный ответ) 

(Ответы:

 по горизонтали: б)625; г)900 д)701; ж)28; з) 45; и)121; л)444; м)289.

 по вертикали: а)102, б)60; в)57; г)981; е)144; к)12; л)49; н)830.)

Болельщики, пока заняты команды, отгадывают загадки, в которых есть числа.

  1. Одна нога и шапка, а головы-то нет. (Гриб)
  2. Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза)
  3. Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт)
  4. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
  5. Пять чуланов, а ход один. (Перчатка)

3) Викторина

Ответить быстро и правильно (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Вычислите

(√2-1)(√2+1)(√3-√2)(√3+√2)…(√2008+√2007)

(Ответ: 1)

  1. Где пересекаются высоты у прямоугольного треугольника? (Ответ: в вершине прямого угла)

  1. Имеются два сосуда: один на 3л, а другой на 5л. Как с помощью этих сосудов отмерить 4л воды из водопроводного крана? (Ответ: )

  1. Из истории математики (2 балла)

Когда учитель одного, в будущем известного, ученого хотел, чтобы в классе хотя бы на час стояла тишина, он задавал ученикам задачи, требующие сложных расчётов. Одноклассники его долго корпели над своими арифметическими задачами. А у этого мальчика, которому тогда было всего 9 лет, ответы были готовы уже через несколько секунд. Например: учитель предложил устно найти сумму чисел 1+2+3+…+98+99+100. Не успел он ещё закончить эту запись на доске, а у ребёнка уже был готов ответ. Чему равна эта сумма? (Ответ: 5050) Кто этот учёный? (Карл Гаусс, 1777 – 1855).

  1. Восстановите стёртые цифры: 5*683<506*1 (Ответ: 0; 9) 
  2.  Нарисуйте два угла так, чтобы при их пересечении получились: четырёхугольник, треугольник, луч, отрезок, точка.

Задание выполняется без инструментов не более двух минут. (5баллов)

4) Конкурс эрудитов (1 балл за каждый правильный ответ)

Шарада – это особая загадка. В ней надо отгадать слово, оно отгадывается не всё сразу, а по частям.

За мерой ноту вставишь вдруг

И целое найдёшь среди подруг.

(Галя)

Число и нота рядом с ним,

Да букву припиши согласную.

А в целом мастер есть один,

Он мебель делает прекрасную.

(Столяр)

Предлог и малое число

За ним мы букву скажем,

А в целом – ты найдёшь его

Почти под домом каждым.

(Подвал)

Логогриф – новая загадка. В ней надо сначала догадаться, о каком слове идёт речь. Затем в отгаданное слово нужно вставить дополнительную одну или несколько букв, получится новое слово.

Арифметический я знак,

В задачнике меня найдёшь во многих строчках.

Лишь «о» ты вставишь, зная как,

И я – географическая точка.

(Плюс – полюс)

Я – цифра меньше десяти,

Меня тебе легко найти.

Но если букве «я» прикажешь рядом встать

Я - всё: отец, и ты, и дедушка, и мать.

(Семь – семья)

Метаграмма – мы отгадываем слово, а затем заменяем одну букву на другую, чтобы получилось новое слово.

Я приношу с собою боль,

В лице большое искаженье,

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

(Флюс – полюс)

Он грызун, но очень мелкий

И только чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.

(Сурок – сорок)

  1. Итог:

Игра заканчивается подведением итогов, награждением победителей и  заключительным словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики."Повторение. Занимательная математика". 6 класс

Цель урока закрепить познавательный интерес к изучению математики и развить познавательные возможности учащихся....

Вечер занимательной математики как одна из форм внеклассной работы по математике

Проектная работа по психолого-педагогическому обоснованию внеклассной работы по математике и разработка сценария математического вечера...

"Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работы

Урок-презентация "Занимательная математика" 5 класс для подготовки к олимпиаде по Математике в рамках внеклассной работыСлайды "решение" только для педагогов. Рекомендую их скрывать перед уроком...

Урок по математике в 6 классе - (ТНР-V вид). "Урок занимательной математики"

Урок  занимательной математики. (6класс)                      ( для учащихся с тяжел...

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика"

В последние годы современная школа ставит перед педагогическим сообществом цель — воспитать человека, которому жить, работать и добиваться успехов в современном обществе. Я прошу обратить внимание — ж...

Внеклассное мероприятие по математике для 5-7 классов. Тема:"Занимательная математика"

Оптические иллюзии, числовые узоры,  цифровые стихи, магический  квадрат...

Сценарий урока занимательной математики «В мире цифр» для учащихся 1 класса, проводимый учителем математики совместно с учениками 5 класса

Этот урок проводился в рамках недели математики учащимися 5 класса вместе с учителем математики после изучения первоклассниками цифр.Цель  урока: повысить интерес у учащихся к изучению математики...