Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности
статья по алгебре (9 класс) на тему

Марина Шпак

 

 

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности

Шпак Марина Николаевна,

учитель математики

МКОУ СОШ № 6 г.Беслана, РСО – Алания.

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся.

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.

К.Д.Ушинский

Процесс становления новой системы образования в России  сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. В ходе своей работы мы часто убеждаемся, что  развитие информационных технологий приводит не только к увеличению информации, но и к её быстрому старению, постоянному обновлению. В Федеральных государственных стандартах общего образования, внедряемых в настоящее время,определены следующие основные требования:«вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, воспитание самостоятельного, ответственного ученика, способного видеть и решать задачи автономно и  в группах, умеющего  самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде» [1].

В связи с этим особенно актуальной для педагога является внедрение в учебный процесс разработанных в науке известных и новых методов обучения, активизирующихсамостоятельную мыслительную деятельность школьников, технологий и методик формирования  и развития познавательной самостоятельности школьников.

Одним из важных факторов развития познавательной самостоятельности учащихся старших классов является опора на актуализацию обобщенных моделей и универсальных учебных действий.Как отмечают А. Г. Асмолов, Н. Г. Салмина и др. [2] овладение универсальными учебными действиями, ведет в конечном счете к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Мы в своей работе используем определение и структуру познавательной самостоятельности, предложенныев статье[3]: «познавательная самостоятельностьучащихся старших классов– это качество личности, основанное на собственной познавательной активности, и устойчиво проявляющееся в способности вести целенаправленную познавательную деятельность по приобретению, применению и преобразованию знаний, умений и универсальных учебных действий. Структура познавательной самостоятельности учащихся старших классов, включает следующие компоненты: мотивационно-целевой компонент – побуждение учащегося к самостоятельной познавательной деятельности, возникающее из-за наличия противоречия между имеющейся познавательной потребностью и возможностью удовлетворения ее собственными силами; содержательно-операционный компонент – уровень владения знаниями (содержательный компонент) и способами учебно-познавательной деятельности (операционный компонент); рефлексивно-оценочный компонент – уровень сформированности умения анализировать и оценивать самостоятельную познавательную деятельность с позиции расширения приемов познания (моделирование, поиск, отбор, переработка и трансляция знания)» [3].

В нашей работе мы использовали следующие уровни сформированности познавательной самостоятельности учащихся: низкий (репродуктивно-воспроизводящий),средний (частично-поисковый) и высокий (исследовательский). Критерием оценки уровня познавательной самостоятельности учащегося является степень владения учебными элементами (знании, умения, навыки, математические методы и алгоритмы) и уровень мотивации учения. Ниже представлены результаты психодиагностики (входного и итогового тестирования) уровня мотивации учащихся, которые показывают повышение мотивации учения в экспериментальном 9 классе.Уровень академической успешности также повысился.

Таблица № 1

 

Таблица № 2

№ учащегося

Сумма баллов итогового уровня

Уровень мотивации

№ учащегося

Сумма баллов итогового уровня

Уровень мотивации

1

68

высокий

1

79

очень высокий

2

70

 высокий

2

75

очень высокий

3

70

 высокий

3

75

очень высокий

4

65

высокий

4

68

высокий

5

64

высокий

5

66

высокий

6

38

сниженный

6

40

сниженный

7

69

высокий

7

69

 высокий

8

67

высокий

8

75

очень высокий

9

31

сниженный

9

46

средний

10

68

высокий

10

69

высокий

11

74

очень высокий

11

75

очень высокий

12

51

средний

12

64

высокий

13

72

высокий

13

67

 высокий

14

80

очень высокий

14

80

очень высокий

15

82

очень высокий

15

82

очень высокий

16

81

очень высокий

16

81

очень высокий

17

53

средний

17

61

высокий

18

73

высокий

18

73

очень высокий

19

75

очень высокий

19

75

 очень высокий

Средством формирования познавательной самостоятельности как личностной характеристики учащихся нами выбрана одна из содержательных методической линий школьной математики – числовая, которая определена основной в ФГОС наряду с функциональной, геометрической, линией тождественных преобразований, уравнений и неравенств.

Методологической основой формирования познавательной самостоятельности учащихся стала технологии фундирования опыта личности, разработанная д.пед.н., профессором Е.И. Смирновым и д.п.н., профессором В.Д.Шадриковым, с которой мы познакомились в ходе участия в 2013 году в Международном научно-образовательном проекте «Как я становлюсь лучшим учителем математики» (Россия- Англия), координируемым во Владикавказе к.пед.н. В.С. Абатуровой.

Фундирование (по В. Д  Шадрикову – Е.И.Смирнову) – это процесс создания условий (психологических, педагогических, организационно-методических) для актуализации базовых учебных элементов школьной и вузовской математики с последующим теоретическим обобщением структурных единиц, раскрывающих их сущность, целостность и трансдисциплинарные связи в направлении профессионализации знаний и формировании личности педагога [4].  

Основным механизмом технологии фундирования являются спирали фундирования основных учебных элементов и универсальных учебных действий. Под спиралью фундирования мы будем понимать, «целостный интегрирующий механизм реализации преемственности интуитивного, практического и теоретического опыта учащихся в представлении сущности математического моделирования реальных процессов и явлений, формирования познавательной самостоятельности учащихся до уровня исследовательской (творческой) самостоятельности»[5].Наглядная модель спирали фундирования представлена на рисунке ниже:

\begin{picture}(114.00,70.01) \put(80.00,10.00){\circle{10.00}} \put(109.00,24.0... ...{51}{51.70}{53.72}{52} \emline{47.04}{47.00}{53}{52.02}{52.03}{54} \end{picture}

Фундирование опыта личности учащихся в ходе изучения математики в рамках содержательно- методической линии «числа» (знания, умения, навыки, математические методы)предполагает развертывание спиралей фундирования основных учебных элементов-чисел от воспроизведения последовательности первых десяти чисел в прямом и обратном порядке (1класс) до применения знаний о числовых последовательностях к решению практико–ориентированных задач и математическому моделированию реальных процессов(9-11 классы).

Покажем построенные нами спирали фундирования опыта личности учащихся при изучении методической линии «числа» с 1-го по 9-й классы.

В ходе работы применялась методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре, разработанная В.С.Абатуровой, включая следующие этапы:

1) актуализация, систематизация и обобщение математических и информационных знаний по теме занятия;

2) подбор и решение мотивационно – прикладных задач;

3) применение вариативных форм работы учащихся – коллективно, в малых группах и индивидуально;

4) презентация результатов учебной деятельности учащегося, включая создание субъективно новых мотивационно-прикладных задач учащимися и проектно-исследовательских работ;

5) оценка учителем достижений учащегося, самооценка, рефлексия.

В качестве личностных результатов изучения учащимися данной содержательно- методической линии, которые названы в Федеральном государственном стандарте основного общего образования [1] в числе основных результатов изучения учащимися старших классов учебных предметов «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» мы определили следующие: сформированность у учащихся представлений о месте математики в современной цивилизации; владение способами описания на математическом языке явлений реального мира; знание математических понятий о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат.

Нами разработана программа дидактического модуля « Числовые последовательности»(18 часов), которая включает следующие формы обучения:лекционные и практические занятия, лабораторные, самостоятельные (тестирование) и контрольные работы.

Компонентный состав этого ДМ включает в себя следующие элементы:

  1. Фрейм исходной базы учебных элементов (остаточный фрейм знаний) школьников, необходимый для успешного изучения темы «Последовательности» -знания, умения навыки, понятия, алгоритмы, математические методы, с которыми школьники начинают изучение данной темы: натуральные, рациональные, действительные числа, конечные и бесконечные числовые  множества, понятие числа на уровне практических умений при решении практико-ориентированных текстовых задач.
  2. Фрейм итоговой базы учебных элементов,знания, умения навыки, понятия, алгоритмы, математические методы, которые должны быть сформированы к концу обучения темы «Последовательности».Это правильное употребление буквенной символики; составление несложных буквенных выражений и формул; осуществление в формулах числовых подстановок и выполнение соответствующих вычислений.

3) Фрейм аннотированной учебной программы. Здесь описываются знания, умения, навыки,универсальные учебные действия, формируемые и развиваемые в ходе обучения учащихся в рамках дидактического модуля «Числовые последовательности». Здесь же содержаться описания теоретического, практического, прикладного, деятельностного блоков дидактического модуля.

Знания:

Определение последовательности, арифметической и геометрической прогрессий, способы задания последовательностей (с помощью формул, словесно, рекуррентный), формулы n –го члена и суммы n – первых членов арифметической и геометрической прогрессий, формулу бесконечно убывающих прогрессий.

Умения и навыки:

Уметь приводить примеры арифметической и геометрической прогрессий, применять формулы при решении задач, использовать их в нестандартных ситуациях, применять к реальным задачам.

УУД:

-личностные:   действия смыслообразования, жизненное  самоопределение

-регулятивные:  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; преобразование объекта из чувственной формы в модель; определение основной и второстепенной информации;

-коммуникативные:   постановка вопросов,  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Мотивация:

С целью привлечения интереса учащихся к теме «Последовательности», а также для более прочного усвоения материала,понятия арифметической и геометрической прогрессий и их формулы даются параллельно;  используются для упражнений понятные жизненные примеры. Объясняется, что с помощью арифметической и геометрической прогрессий моделируются  многие реальные процессы.

В качестве примера реализации указанной методики нами предлагается   разработка итогового ресурсного занятия на тему «Числовые последовательности», проведенного автором  в 9-м классе общеобразовательной школы. Ниже приложена технологическая карта занятия.


Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Асмолов А. Г., Салмина Н. Г., и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

3.Абатурова В.С., Смирнов Е.И. Методика наглядного моделирования  в обучении математики на основе элективного курса. - Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогическиенауки), 2012, № 1, т.2, 7 с.

4. Подготовка учителя математики. Инновационные подходы: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Гардарики, 2002. – 323 с

5. Абатурова В.С., Смирнов Е.И, Маскаева А.И., Сергеев С.В. Спирали и кластеры фундирования в предметной подготовке и деятельности педагога. Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогические науки), 2012, № 4, т.2, 11 с.


Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи этапа

Универсальные учебные действия, формируемые на этапе

1этап

Мотивационный блок.

Организация начала урока.

3мин.

Приветствие, проверка готовности уч-ся к занятию, распределение уч-ся на группы.

Учащиеся готовятся к уроку, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Подготовить учащихся  к осуществлению учебной деятельности на уроке.

Саморегуляция, самоконтроль

2 этап

Мотивационный блок.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного повторения материала

7

мин

Речь учителя:

1) Сегодня мы проведём не совсем обычный урок.

Тему «Прогрессии» вы уже изучили на уроках алгебры. Вы научились отличать арифметическую прогрессию от геометрической, использовать формулы при решении стандартных задач. Что же тогда мы должны узнать нового на этом уроке? Чтобы ответить на этот вопрос и сформулировать цель урока, предлагаю вам посмотреть видеоклип.

2)На протяжении изучения темы «Последовательности» несколько групп учащихся выполняли проектные работы по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни», которые будут представлены на уроке в форме презентаций.

3) Итак, какую цель мы ставим на уроке, что нового узнаем?

Просмотр видеоклипа о прогрессиях.

Учащиеся формулируют цель урока: На уроке мы узнаем, как знания о последовательностях и прогрессиях можно применить при решении нестандартных задач и задач, встречающихся  в реальной жизни.

Создать условия для повышения мотивации учебной деятельности учащихся, активности и познавательной самостоятельности.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками -определение цели, функций участников, способов взаимодействия

3 этап

Теоретический блок.

Устная работа

8

мин.

Речь учителя:

Вопрос 1. Что о прогрессиях надо знать?

Вопрос 2. Какие определения и формулы вы изучили?

Задание. Учитель предлагает учащимся  задать вопросы друг другу по изучаемой теме.

За каждый правильный ответ или корректно заданный вопрос учащийся получает 2 балла.

Учитель выделяет лучшего учащегося, набравшего большее число баллов.

Речь учащихся.

Ответ 1. Определения, формулы.

Ответ 2. Определение арифметической и геометрической прогрессий, формулы n-го члена и суммы n- первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

Выполнение задания. Учащиеся  задают вопросы друг другу и на них отвечают.

Вопросы учащихся по теме:

1. Что называется арифметической прогрессией?

2. Что называется геометрической прогрессией?

3. Как вычислить знаменатель геометрической прогрессии?

4. Как вычислить разность арифметической прогрессии?

5. Элементом какого множества является число n?

6. Как записывается формула n-го члена арифметической прогрессии?

7.Как записывается формула n-го члена геометрической прогрессии?

8.Каково характеристическое свойство членов арифметической прогрессии?

9. Каково характеристическое свойство членов  геометрической прогрессии?

10.Приведите примеры применения арифметической и геометрической прогрессии в окружающей жизни.

11. Укажите способы задания последовательности.

Организовать устную фронтальнуюработу с учащимися по освоению учебной информации на уровне «запоминание».

Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4 этап

Теоретический блок.

Письменная работа.

7

мин.

Речь учителя:

С давних времен, изучая закономерности природы и общества, люди научились использовать математикудля моделирования наблюдаемых явлений и процессов. Так возникли математические модели, которые продолжают развиваться и сейчас.

Сегодня на уроке мы будем работать с математическими моделями (формулами и соотношениями), встречающимися в теме «Последовательности».

Вам предстоит на уроке выполнить различные учебные задания, которые позволят систематизировать и обобщить знания по теме и подготовиться к контрольной работе, а также представить свои проектные работы на конференции, которая пройдет в рамках урока.

Задание 1. Кодирование: На слайде записаны формулы. Формулы пронумерованы. Предлагается найти соответствие номера вопроса и номера формулы – ответа. Представлено 9 вопросов и 9 формул. Номера формул следует записать в строчку. В итоге каждый получит 9-значное число – код, который будет использоваться в следующем задании.

Вопросы к заданию 1:

1. Укажите формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2. Укажите формулуn-го члена арифметической прогрессии.

3. Укажите формулу суммыn первых членов арифметической прогрессии.

4. Укажите формулу суммыn первых членов геометрической прогрессии.

5.Укажите формулуn-го члена геометрической прогрессии.

6. Укажите формулу - свойство членов арифметической прогрессии.

7. Укажите формулу - свойство членов геометрической прогрессии.

8. Укажите формулу нахождения знаменателя геометрической прогрессии.

9. Укажите формулу нахождения разности арифметической прогрессии.

Задание 2. Раскодирование

После получения числового кода требуется найти в таблице буквы, соответствующие цифрам этого кода (5 1 3 4 2 6 7 9 8)

найти в таблице буквы, соответствующие этим цифрам. В результате получим

слово.

1

Р

4

С

7

В

2

Л

5

Я

8

Ь

3

О

6

А

9

Л

Если задание числовой код верный, то получится слово ЯРОСЛАВЛЬ – название  российского города, который является соорганизатором от России Международного научно-образовательного проекта (Россия-Англия), в котором мы участвуем.

1.

2.

3.

4. если

5. ,

6.

7.

8.

9.

Двое учащихся работают у доски с обратной стороны, а остальные выполняют работу на листочках под копирку.

Помощники (3 уч-ся) собирают работы

Учащиеся выполняют этап перевода математической модели знаково-символической (числовой код) в буквенную (слово).

Организовать учебную деятельность учащихся на уровне «узнавание» и «понимание» в ходе письменной фронтальной работы.

Оценить уровень знаний учащихся, выявить пробелы в знаниях учащихся и предложить учащимся индивидуальный образовательный маршрут по улучшению уровня знаний по теме.

Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Выбор оснований для классификации объектов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5 этап

Практический блок.

Тестирование уровня сформированнос-ти знаний и умений по теме с применением системы голосования

8

мин.

Учитель предлагает учащимся выполнить тестовые задания, представленные  на слайде с помощью автоматизированной системы голосования (используя индивидуальные пульты).

Задание 1. Какое число не является членом арифметической прогрессии 4; 8; 12; 16; …?

Задание 2. Фигура составляется из столбиков так, как показано на рисунке.

http://festival.1september.ru/articles/511685/Image63.gif

В каждом столбике на два квадрата больше, чем в предыдущем. Сколько квадратов в 20-м столбике?

Задание 3. В геометрической прогрессии  

 В каком случае при сравнении членов этой прогрессии знак неравенства поставлен неверно.

Задание 4. Какая из последовательностей натуральных чисел является геометрической прогрессией?

а) последовательность натуральных чисел, кратных 3;

б) последовательность кубов натуральных чисел;

в) последовательность натуральных степеней числа 3;

г) последовательность чисел, обратных натуральным.

Задание 5. Последовательность задана формулой

Какие из данных чисел являются членами указанной последовательности?

Учитель организует проверку выполнения работы с использованием автоматизированной системы, затем результат проверки отражается на экране в виде итоговой таблицы результатов.

Учащиеся, после появления задания на экране, должны  нажать на соответствующую кнопку пульта, выбрав правильный ответ.

После автоматической проверки теста число правильно решенных заданий переводится учащимися самостоятельно в баллы  (таблица перевода высвечивается на экране):

5 верно выполненных заданий-3балла;

3- 4 верно выполненных задания - 2балла;

1-2  верно выполненных задания - 1балл.

Организовать индивидуальный  тестовый контроль знаний учащихся по теме урока.

Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Умение осуществлять сравнение, классификацию; использование знаково - символических средств.

6 этап

Практический блок.

Практическая самостоятельная работа

10

мин.

Учитель предлагает каждому учащемуся выполнить самостоятельную работу по карточкам (два задания):

Задание 1 - вычислительного характера;

Задание 2 -  практического характера.

Учащимся предлагается 6 вариантов равнозначных по уровню сложности.  При выполнении заданий можно использовать разные методы решения – аналитическое, графическое, с использованием компьютерной программы MSExcel. Результаты работы учащихся оценивает жюри.

Учащиеся выполняют задания разными способами:

аналитическое,

графическое,

компьютерное решение в программе Excel.

Ответы учащиеся заносят в карточку с заданием, которую сдают жюри по окончанию решения задания.

Организоватьсамостоятельную деятельность учащихся по освоению учебной информации на уровне «применение».

Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания

7 этап

Прикладной блок.

Работа в малых группах

Командный конкурс решения задач.

15

мин.

Учитель предлагает каждой малой группе задание (на карточках):

Задание 1.  Применение прогрессий в нестандартной ситуации (в уравнениях, в неравенствах и в построении графиков функций).

Задание 2. Составление коллективнойавторской учебной задачи, в содержании которой должны быть использованы элементы задания 1 – числовые последовательности.

Учитель выполняет функцию партнера, консультанта.

Учащиеся в течение 5 минут выполняют работу в малых группах.

Группа учащихся, справившаяся с заданием раньше всех, записываетсвое решение на доске и рассказывает его жюри. Один учащийся докладывает решение задания 1, второй уч-ся – решение задания 2, остальные учащиеся участвуют в обсуждении решения.

Другие группы продолжают работу и сдают жюри решения заданий.

Жюри оценивает скорость и правильность выполнения заданий.

Организоватьдеятельность учащихся по освоению учебной информации на уровне «применение»

Организовать командный конкурс по решению задач.

Развивать активность и познавательную самостоятельность.

Оценить умение работать в команде.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

ориентировка и разнообразие способов решения задач;

использование знаково – символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

постановка и решение проблем(самостоятельно формировать задачи и находить пути их решения);

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8 этап

Деятельностный блок.

Конкурс проектно-исследовательских работ

45

мин.

Учитель предлагает учащимся провести на уроке небольшой конкурс проектно-исследовательских  работ, выполненных в малых группах учащимися по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни».

Учащиеся защищают проектно-исследовательские работы, отвечают на вопросы жюри и учащихся класса.

Организовать проведение конкурса проектно-исследовательских работ выполненных в малых группах.

Развивать активность и познавательную самостоятельность учащихся.

Оценить уровень(глубину знания материала, качество представления проекта, умение работать в группе, уровень участия каждого члена группы в проекте)  проекта.

Создать условия для дискуссии учащихся.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывания в устной и письменной форме;

извлечение необходимой информации; выдвижение гипотез и их обоснование.

9 этап

Деятельностный блок.

Подведение итогов. Рефлексия.

4мин.

Учитель предлагает учащимся выбрать один из предложенных на слайде  вариантов самооценки собственной деятельности и своего отношения к уроку.

Задание.  Выбери утверждение, соответствующее твоей оценке собственного результата деятельности на уроке:

-Все понял и могу самостоятельно применить знания в жизненных ситуациях;

- Хочу сделать собственный проект по теме;

-Могу самостоятельно  решать задачи с помощью формул;

-Могу самостоятельно решать задачи с помощью компьютера;

-Могу применить знания по данной теме при решении задач, но нужна помощь;

-Запомнил все определения и формулы;

-Запомнил некоторые определения и формулы;

- Понял, что нужно самостоятельно проработать тему ещё раз.

Осуществляют рефлексию, устно анализируют и подводят итоги урока, рассказывают, какие новые знания по теме получили, какие умения приобрели и развили, какой эмоциональный заряд получили.

Организовать проведение учащимися самоанализа и самооценки собственной учебной деятельности на уроке и уровня знаний по теме.

Рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результата деятельности.

10 этап

Домашнее задание

2

мин.

Речь учителя:

Домашнее задание будет разноплановым:

1. Решить коллективные авторские задачи к следующему уроку.

2. Продолжить работу над проектами с целью участия в научно-практической конференции «Колмогоровские чтения» и представить их в сентябре.

3. Подготовится к итоговом у зачету по теме «Последовательности», используя материал сегодняшнего урока

4.  Подготовить  индивидуальные авторские мотивационно-прикладные задачи с решениями.

Рефлексия способов и условий действия; оценка процесса и результата деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном процессе.

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики.Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала...

Формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии

авторская работа по методике преподавания географии может стать полезной коллегам для повышения квалификации....

Статья "Методика формирования культуры здоровья учащихся среднего школьного возраста на основе использования здоровьеориентированных технологий на уроке английского языка"

В статье раскрывается содержание понятия «культура здоровья», уточняются трудности, связанные с освоением английского языка в школе, анализируются возможности здоровьеориентированных техно...

Доклад на тему:" Использование метода проектов в формировании познавательной самостоятельности учащихся"

Выступление на педагогическом совете. Он отражает теоретический материал , и как я на практике его применяю....

Формирование логического мышления у учащихся в процессе обучения математике с применением информационных технологий.

Данная статья посвящена применению информационных технологий в образовательном процессе. В связи с этим в работе рассматриваются возможности формирование математического логического мышления при обуче...