Формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии
материал на тему

Пугачева Наталья Валентиновна

авторская работа по методике преподавания географии может стать полезной коллегам для повышения квалификации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение.

1.Теоретические основы формирования познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии .

1.1.Сущность личностно ориентированного обучения.

1.2.Формы , методы осуществления познавательной активности . 1.3.Познавательный интерес в обучении географии.

1.4.Особенности условий стимулирования познавательной активности.

2.Практическое обоснование проекта . Из опыта работы учителей по вопросу познавательной активности.

3.Апробация проекта . Опытно-экспериментальная работа по стимулированию познавательной активности в личностно ориентированном обучении географии

 4. Учебные задания как средство формирования познавательной активности.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение.

Актуальность.

В условиях модернизации образования: переход массовой школы к реализации инновационных технологий обучения главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, без формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Развитие познавательной активности учащихся относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.

Анализ собственной педагогической деятельности показал, что,с одной стороны  у большинства обучающихся есть интерес к географии, но сформировался стереотип отношения к предмету, как к «легкому», следовательно , не требующему особых усилий для изучения. Это приводит к тому, что  знания по предмету у многих учащихся отрывочны и поверхностны.

Таким образом, обостряются противоречия между:

  • природной любознательностью ребенка и его фактической пассивностью на уроках;
  • новыми требованиями к выпускникам школ в свете ФГОС и традиционной системой образования.
  • Объем изучаемого материала увеличивается, а количество часов –нет;
  • При низкой мотивации к обучению ,требования к подготовке выпускника высокие;
  • Требования программы единые ко всем обучающимся, а возможности детей различны.

Цель .  

 Необходимость разрешения названных противоречий определило цель проекта: Повысить качество знаний обучающихся и мотивацию к учебной деятельность по географии за счет использования личностно ориентированных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность

Объект исследования - процесс формирования познавательного интереса и активности обучающихся на уроках географии

Предмет исследования – технология формирования познавательного интереса и активности обучающихся в контексте деятельностного подхода.

Задачи:

           Изучить состояние проблемы в теории и практике образования

  • Используя специальные диагностические методики, выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.
  • Произвести отбор педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность школьников.
  • Разработать систему применения этих технологий.
  • Внедрить эту систему на практике.
  • Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта

Гипотеза исследования  

При правильном использовании системы личностно ориентированных  педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, значительно повысится уровень учебной мотивации, а значит, качество образования

Методы исследования

  • теоретические методы (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 8-9 классов, с целью выявления потенциальных возможностей деятельностного подхода в реализации проекта; изучение нормативной и программно-методической                   документации РФ об образовании);

  • эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности школьников);
  • сравнительный метод.

1.Теоретические основы формирования познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении географии .Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение психологии и педагогики. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы, приемы, средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка. Используют методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, в том числе технические, корректируют содержание образования.

1.1.Сущность личностно ориентированного обучения.

Личностно – ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Урок как педагогическую систему определяют цели, которые связаны с развитием личности учащихся. В личностной ориентации урока можно выделить 2 направления:  

1.Выявление и удовлетворение потребностей и запросов каждого ученика. 2.Формирование ценностей, рассматриваемых как средство адаптации к жизни.

 Каждый прием, который использую для работы учащихся на уроке и вне его, отражает деятельность ученика на определенном этапе своего развития. Приемы, использованные в учебной деятельности, обеспечивают знакомство

с новым материалом, отработку предметных знаний и навыков, уяснения смысла понятий и терминов, а также позволяет диагностировать уровень развития необходимых ресурсов учебного успеха.

Задания повышенной сложности и практические  работы выполняются по алгоритму.

Личностно-ориентированное обучение- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
В личностно-ориентированном образовании знание всегда личностно окрашено, оно обретает личностный смысл. Обучаемому сначала нужно понять, зачем ему это знание, как оно связано с его индивидуальными мотивами, принять знание через постановку учебной задачи и только на этой основе освоить его как часть сознания. 
В личностно-ориентированном образовании субъективно осваиваемое знание   целостно и системно, проблемно и открыто, что предполагает возможность его развития. 
В качестве единицы деятельности выступает не отрезок усвоенного учебного материала, а шаг в развитии обучаемого. Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это даже более важно, чем усвоение тех или иных знаний. 
Ученик в учебном процессе выступает с позиции исследователя, творца, способного к рефлексивному рассмотрению собственных действий. 
Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьной

географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа

мира, основанного на его собственном, субъективном опыте. 
Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить инстинкт познания. Личность развивается в процессе собственной деятельности. В учебном процессе главной является познавательная деятельность. Активным субъектом в процессе познавательной деятельности является сам обучающийся. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учится, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать. 

Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет

роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Географические знания - основа любой профессии. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Поэтому обучение географии является благодатной почвой для применения  личностно ориентированных технологий . Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

1.         повысить мотивированность учащихся к обучению;

2.         повысить их познавательную активность;

3.         построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и

активизацию творческой, познавательной деятельности;

4.         создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

5.         дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

6.         создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

7.         вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

8.         отследить динамику развития учащихся;

9.         учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

1.2.Формы , методы осуществления познавательной активности . Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.

Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке. Основой совокупности компетентностей выпускника являются ключевые компетенции. Они выполняют интегративную роль, объединяя знания, интеллектуальную, ценностную и практическую составляющую.

Интеллектуальные, ,методологические, мировоззренческие ценностные, коммуникативные компетенции являются эффективными для успешной

профессиональной деятельности. Обобщенные знания, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, в способности к общению, в подготовке в области информационных технологий.

1.3. Познавательный интерес в обучении географии.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости  глубокого изучения.

        Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел  бы такое разнообразие форм и средств обучения, которые не всегда, к сожалению, реализует школьный учитель.

        Обучая своему предмету, учитель сознательно или невольно формирует у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и это отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки своей работы, ведь познавательный интерес ни в коем  случае,  не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

        Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии должен происходить под влиянием многих факторов, но учителю необходимо выявить наиболее существенные из них.

        

География уже сама по себе содержит много интересного, увлекательного и занимательного. Однако для активизации познавательной деятельности школьников стремлюсь, чтобы не только географическая информация была интересной, но и сам процесс ее получения.Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относятся к числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая познавательную активность, можно добиться того, что она станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под ее воздействием приобретут особую активность и направленность.

1.4.Особенности условий стимулирования познавательной активности.

Естественная потребность учащихся проявить самостоятельность, познать новое, проверить свои знания далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В этих условиях возникает необходимость не только преумножать средства активизации, но и объективно их оценивать, выявляя те педагогические воздействия и материальные объекты, которые оказывают на самостоятельную познавательную деятельность длительное

устойчивое воздействие. В процессе диагностики внешних и внутренних стимулов, выявления их эффективности следует опираться не только на личные наблюдения, но и учитывать мнения учащихся. Оценка учащихся, в частности, дает возможность определить наиболее значимые для них стимулы, а также антистимулы самостоятельной деятельности и учитывать эти данные при организации самостоятельной работы на уроке. Для повышения эффективности стимулирования деятельности необходимо выявить, какие педагогические условия должны создаваться в процессе обучения, чтобы внешние стимулы, используемые учителем, превращались в устойчивые мотивы самостоятельной деятельности не только “благополучных” учеников, но и тех, кто отстает в учебе или считается трудновоспитуемым. С другой стороны, наличие положительных мотивов у учащихся не всегда является показателем того, что они стали внутренними стимулами. Такие школьники, как показывают наблюдения, активно включаются в самостоятельную работу, с готовностью выполняют задания учителя, но и сами в тоже время не могут проявлять интеллектуальной и практической инициативы. Поэтому нужны дополнительные стимулы, а точнее - система стимулов, приводящая в движение мотивы, придающая им определенную направленность и действенность. Самостоятельная познавательная активность может продолжаться и при организации таких форм работы, как консультации, дополнительные занятия, собеседования, семинарские занятия. Здесь создаются более благоприятные условия для использования индивидуальных занятий, которые как стимул, высоко оценены школьниками. Средние и слабые ученики с помощью учителя могут успешно преодолевать такие антистимулы, как “сложность задания”, “недостаток времени”.

2.Практическое обоснование проекта . Из опыта работы учителей по вопросу познавательной активности.

Данный вопрос не является новым – его изучали  многие педагоги ,издано достаточно литературы. Изучив опыт работы некоторых педагогов по сходным темам, можно проследить некоторые общие тенденции. Например, одним из   предложений , выдвинутых Ю.К. Бабанским в научных трудах является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала. Поэтапное формирование  умственных действий  предлагается в работах П. Я. Гальперина. Теорию  проблемного обучения М. И. Махмутова;                 

   Интересной и близкой к идее опыта считаю теорию развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов выполнения частично поисковых задач-решений творческих задач .Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой ,теория  активизации учебной деятельности учащихся Т. И. Шамовой, а также технологии адаптивной системы обучения, разноуровневого и игрового обучения и многие другие.

 Внедряемый повсеместно ФГОС второго поколения, предъявляет серьезные требования к подготовке учеников по географии:

1) владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития

природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использования карт разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

По мнению педагогов , чтобы добиться высоких результатов, необходимо отходить от старых, традиционных методик, внедрять технологии, позволяющие усиливать познавательную активность учащихся.

 

3.Апробация проекта .

Опытно-экспериментальная работа по стимулированию познавательной активности в личностно ориентированном обучении географии.

Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному

применению. Школьник становится активным, заинтересованным,

равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Подготовительный

  • Поиск эффективных педагогических технологий
  • Диагностика уровня мотивации и стиля учебной деятельности обучающихся  
  • Анализ собственной деятельности

Основной

  • Внедрение эффективных педагогических технологий в обучении
  • Мониторинг качества знаний по географии
  • Оснащение кабинета мультимедийными ресурсами

Заключительный

  • Вывод о подтверждении или опровержении гипотезы проекта
  • Обобщение результатов

 

Диагностика познавательной активности учащихся.

В самом начале эксперимента было проведено анкетирование учащихся по опросникам психологов для выявления уровня мотивации и для определения типа учебной деятельности, наиболее подходящим для детей.

По  результатам вводной диагностики выявлено, что 53% учащихся имеет низкий уровень мотивации достижений  (опросник А.К. Марковой)

и 33% учащихся являются «зависимыми» в учебной деятельности . (опросник Г.С. Прыгина).

Кроме того, проведено анкетирование с целью выяснить отношение учащихся к процессу преподавания ,формам, методам,применяемым  на уроках,и самому предмету географии , а также  внеклассной работы, проводимой по предмету.

C:\Documents and Settings\наталья\Рабочий стол\Рисунок1.png Результаты вводной диагностики мотивации к обучению учащихся

C:\Documents and Settings\наталья\Рабочий стол\Рисунок2.png Результаты вводной диагностики стиля учебной деятельности учащихся

Проанализировав результаты опроса, я приступила к работе по внедрению разнообразных инновационных технологий

 4. Учебные задания как средство формирования познавательной активности.

Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы

Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание образное мышление

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память критическое мышление

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Задание «заполни пропуски»

Внимание

Логическое мышление

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Анализ карт

Внимание, память, логическое мышление, воображение

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения,

исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

  1. Проблемные технологии

Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
            Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя,

вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности

2. Дидактическая многомерная технология

 (Технология опорных конспектов)

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках 8–11-х классов, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Рельеф” в 8-м классе использую следующий опорный конспект, с помощью которого учащиеся объясняют, какие группы процессов формируют рельеф.

http://festival.1september.ru/articles/597600/img1.gif

3.Игровые технологии.

 Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство

сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на

уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Тематика игр может быть разнообразна .: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Хорошие результаты дает проведение недели географии в школе

4. Проектные технологии (Исследовательские работы) Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности,

систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.

Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:

  • простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
  • разнообразными по содержанию;
  • интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
  • разными по форме проведения, привлекательными для учащихся;
  • исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Таким образом, исследовательская деятельность является одним из направлений работы учащихся в рамках проекта. Поэтому педагогу важно на стадии планирования проекта четко определить основные направления работы учащихся и методы их реализации. Используя исследовательский метод, необходимо помнить, что он предусматривает выполнение детьми под руководством взрослого отдельных исследовательских заданий и работ. Данная форма

воспитывает у школьников интерес, сообразительность, активность, самостоятельность, ответственность. Исследование дает учащимся первые элементарные представления о приемах и способах научного поиска.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.Хорошую службу тут могут сослужить романы Жюля Верна, Джонотана Свифта Р.Л.Стивенсона  и др, отрывки из которых помогут « погрузить» учащихся в мир реальных путешествий.

На уроках географии также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки

потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При объяснении темы “Ветер” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы: “Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?” и т.д.

           При изучении темы “Кавказ” (8-й класс) зачитываю отрывок из стихотворения А.С. Пушкина

 Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

6.Технологии уровневой дифференциации .(на примере  работы с картой)

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии.

 Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море

Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую и тектоническую карты России, определите, на каких участках земной коры расположены эти формы рельефа, заполните таблицу и сделайте выводы ,объясните причины .

Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых

Формы рельефа

Тектонические структуры

Полезные ископаемые

1.Восточно-Европейская равнина и т.д.

 

 

7 Информационно- коммуникативные технологии.

Ведущей реальностью развития современного общества является его компьютеризация, а потому именно компьютер стал ведущим средством наглядности. Компьютерные технологии являются более современными, оптимальными и мобильными средствами наглядности, позволяющими значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации, увидеть динамику развития процессов, объектов и явлений, констатировать не только видеоинформацию, но и слышать их музыкальное сопровождение. С помощью компьютера возможно создание необходимых программ и изображений, применение творчества в анализе и синтезе

компонентов содержания географического образования.

Во время подготовки к уроку при выборе средств наглядности, я все

чаще отдаю предпочтение компьютеру.

Мы только начинаем осознавать преимущества для обучения географии свободного доступа к огромному миру информации, видеоматериалов, возможностей общения.

Интернет позволяет ученикам участвовать в викторинах по географии. Цель проведения викторин – улучшение преподавания географии, что достигается через повышение интереса к изучаемому предмету, стимулирование активности и самостоятельности, развитие навыков коллективной работы, совершенствование письменной речи учащихся.

Телекоммуникационные викторины стимулируют интерес учащихся к географии, формируют целостную картину мира.

Интернет и гипермедиа представляют уникальные возможности, особенно для изучения географии. Например, классическую региональную географию можно расширить и улучшить, увидев её в новом свете. Можно получить аутентичную, современную информацию по другим странам. Можно виртуально путешествовать по разным странам, соприкасаясь с другими культурами, всего лишь щёлкнув мышью.

Заключение.

Таким образом, из опыта работы учителей , требований программы, по учебным заданиям , мы видим, что  формирование познавательной активности учащихся в личностно ориентированном обучении является важным составным элементом образовательного процесса.

Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития;

основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. В ходе своей работы я постаралась учесть данные аспекты и применять их при обучении так , чтобы  процессе такого обучения происходило активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

 Для реализации опытно- экспериментальной работы я использовала комплекс взаимодополняющих методов:теоретические методы (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 8-9 классов, с целью выявления потенциальных возможностей деятельностного подхода в реализации проекта; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);эмпирические методы (наблюдение, тестирование, опросы, анкетирование, анализ результатов учебной деятельности школьников и собственных методов работы); сравнительный метод.

Список литературы.

Андреева Е.Ю.Проблемное обучение в географии. [Текст] //География в школе. 1999 .№7 с.53-55.

Болотникова Н.В. География : Уроки-игры в средней школе /.[Текст]  _ Волгоград : Учитель, 2004. – 139 с.

Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит  М.В. и др. Педсовет: идеи,методики,формы [Текст]/ М.Центр « Педагогический поиск» , 2005 – 160 с.

Климченко И.В.  Роль учебника по начальному курсу географии в реализации личностно- ориентированного обучения щкольников [Текст]// География в школе. -1999. - №5. – с.46-49.

Кудряшова Н.И. Повышение познавательной активности учащихся. [Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2007 .№8 с. 31-33

Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии . [Текст] //География в школе. 1999 .№7 с.56- 59.

Селищев Е.Н. География для любознательных, или чего не узнаешь на уроке [Текст] – Ярославль: Академия развития :Академия Холдинг, 2002. -240 с.

Семенюк Н.И. Технология проектной деятельности в школе как форма активации деятельности всех субъектов образовательного процесса . [Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2012 .№7 с. 85-99.

Скатова Н.Н. , Попова Е.А. Современные педагогические технологии : групповая работа на уроках географии. [Текст] //География в школе. 2000 .№8 с. 46 -48.

Уласевич О.Н., Волков А.В. Процесс и результат профессионального развития учителя[Текст] //Управление современной школой.Завуч. 2012 .№1 с. 72-76.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего(полного)общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. –[Текст] М. : Просвещение,2013. – 63 с.

Щенев В.А.Классификация уроков географии нетрадиционной формы. [Текст] //География в школе. 1999 .№2 с. 33-36.

Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения[Текст] // Вопросы психологии.1995. №2 с.15-19.

Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии

Формирование познавательной активности учащихся в процессе изучения географии» - это выборка из опыта работы. Предназначена   учителям географии в помощь при подготовке и проведению уроков г...

презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".

Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках английского языка на основе концепции личностно ориентированного обучения

В данной статье представлены такие пути решения задач урока, такие формы и приемы работы, которые обеспечивали бы у школьников активную деятельность, направленную на приобретение знаний, повышали бы и...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...