Материал для подготовки учащихся к ОГЭ по математике по теме " Решение текстовых задач"
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (9 класс)

Алалыкина Тамара Аркадьевна

 Данный учебный материал  содержит аннотацию к уроку математики в 9 классе по подготовке к ОГЭ по теме "Решение текстовых задач",  наглядную презентацию, подборку текстовых задач для учащихся, описание хода урока по данной теме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по математике ГОТОВИМСЯ к ОГЭ «Решение текстовых задач»

Слайд 2

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь» Д. Пойа

Слайд 3

Решение сложных и нестандартных задач по математике требует не только определенной подготовки, но также некоторой активизации мышления. Задачи из второй части Модуль алгебра недаром относятся к задачам повышенной сложности. Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно. Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия. Решение текстовых задач

Слайд 4

Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Классификация текстовых задач Задачи на движение. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на проценты. Задачи на работу.

Слайд 5

Цель урока: обобщить и систематизировать знания Задачи урока: рассмотреть задачи на совместную работу ; обратить внимание на схематизацию и моделирование условия задач; отработать основные этапы решения текстовых задач.

Слайд 6

Решите устно следующие задачи 1 . Собственная скорость катера 21,6км/ч, а скорость течения 4,7км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. 2. Найдите 5% от числа 40. 3. Периметр квадрата 4,8 см. Найдите его сторону и площадь. 4. Какой путь пройдет турист со скоростью 4,5км/ч за 3 часа? 5. За 45 мин. мастер изготовил 15 деталей. Сколько деталей изготовит мастер за час?

Слайд 7

Задачи на работу обычно содержат следующие величины: время, в течение которого производится работа, производительность труда, работа, произведенная в единицу времени работа, произведенная за время t Задачи на движение обычно содержат следующие величины: – время, – скорость, – расстояние. Уравнения, связывающие эти три величины: vt S  v S t  t S v  рt A  р A t  t A р  Задачи на движение Задачи на работу

Слайд 8

Задачу прочти Немного помолчи Про себя повтори Ещё раз прочти Нет объёма работы, за 1 прими Данные в таблицу занеси Уравнение запиши Уравнение реши! Что необходимо делать?

Слайд 9

Задание 22/1 Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров в минуту пропускает первая труба, если бассейн объёмом 480 литров она заполняет на 20 минуты дольше, чем вторая труба? 1 труба 2 труба

Слайд 10

Решение задания 22/1 480/х – 480/(х + 4) = 20 х² + 4х - 96 = 0 Д = 16 + 4 * 96 = 400 х1 = -12 < 0 х2 = 8 Ответ: 8 A р t 1-я труба 480 х 480/х 2-я труба 480 х+4 480/х+4

Слайд 11

Дополнительные задания к задаче 22/1 1. По следующим данным найдите периметр и объём бассейна. Длина – 16м, ширина – 10м, высота – 3 м. 2. Най­ди­те сум­мар­ную пло­щадь бо­ко­вых стен и дна бас­сей­на (в квад­рат­ных метрах). Решение: S бок = (16*3+10*3)*2=156 S дна = 16*10=160 S= 156+160=316 м²

Слайд 12

3 . На рисунке изображены графики работы двух труб, заполняющих бассейн объёмом 480 литров. На сколько минут быстрее одна из труб заполнит бассейн? V, л 2 тр. 1 тр. 480 360 240 120 0 10 20 30 40 50 60 70 T, мин

Слайд 13

4 . По данным предыдущего графика составить арифметическую прогрессию. Найдите сумму первых пяти её членов. Решение: 120, 240, 360, 480, … a1= 120, d=120 , а5=600 S5= (120+600)*5/2=1800 2) 10, 20, 30, 40, … a1= 10, d=10 , а5=50 S5= (10+50)*5/2=150

Слайд 14

А В С S- ? 30 0 5 . Найдите длину трамплина и высоту вышки, если AB= 8 и ∟А=30°. Найдите площадь треугольника АВС. Найдите площадь трапеции MNBC. M N Решение: 1) ВС=8/2=4, MN=4/2=2 , АС=4√3 2) S= 1/2*4√3*4 = 8√3 3) S=(2+4)/2*2 √ 3=6 √ 3

Слайд 15

Саша и Маша решают задачи. Саша может решить 20 задач за то время, за которое Маша может решить в 2 раза меньше задач. Саша и Маша вместе могут решить 20 этих задач за 2 ч. За сколько часов Саша самостоятельно может решить 20 задач? C аша Маша t х 20 А 10 р х 2 вместе 20 Составим и решим уравнение. Ответ: 3 ч.

Слайд 16

Токарь четвёртого разряда и его ученик за час вместе изготавливают 50 деталей. Ученику для изготовления 50 деталей требуется времени на 2 часа больше, чем требуется токарю для изготовления 120 деталей. Сколько деталей в час изготовляет токарь? токарь ученик р х 120 A 50 t Составим и решим уравнение. Ответ: 40 деталей в час. вместе 50 х+2 5х 2 – 7х – 24 = 0 х = 3

Слайд 17

Один мастер может выполнить заказ за 12 часов, а другой – за 18 часов. За сколько часов выполнят заказ эти мастера, работая вместе? мастер ученик t 12 1 А 1 р 18 х вместе 1 Ответ: 7,2 часа. . = Составим и решим уравнение.

Слайд 18

Первая труба и вторая, работая вместе, наполняют бассейн за 36 часов, первая и третья – за 30 часов, вторая и третья – за 20 часов. За сколько часов наполнят бассейн три трубы, работая вместе? 1 т 2 т х 1 1 у z Вместе 1 и 2 1 Ответ: 18 часов. 3 т + 36 1 Вместе 1 и 3 1 + Вместе 2 и 3 + 1 3 0 20 ⋅ 36 = + 1 + ⋅ 3 0= 1 + ⋅ 20= 1 А N t

Слайд 19

Этапы решения текстовых задач Понимание условия. Схематизация условия. Выдвижение идей способа решения. Моделирование отношений. Осуществление способа (решение). Рефлексивный анализ использованного средства.

Слайд 20

Спасибо за работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 9 классе по теме: 

«Готовимся к ОГЭ. Решение текстовых задач.».

   

 Дидактическая цель:

повторить, обобщить и систематизировать знания обучающихся; Формировать умения математического моделирования текстовых задач, понимание способов решения и схематизация условия; развитие интереса к предмету через решение задач; развитие познавательных операций по планированию учебной деятельности;

 Воспитательная :

формирование логического, системного мышления, развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций анализ, синтез, сравнение, обобщение. Подготовка к ОГЭ.

Планируемые результаты (цели по содержанию):

Предметные: понимать смысл задачи на совместную работу, уметь составлять математическую модель задачи, владеть способами ее решения, выбирать рациональный способ решения.

Метапредметные:

1)Познавательные: уметь прогнозировать результаты своей деятельности, формулировать проблему, самостоятельно находить способы ее решения, сравнивать способы действий и выбирать рациональный способ. Создавать алгоритм действий и применять его .

2)Коммуникативные: уметь  формировать и аргументировать свою точку зрения,  Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Оценивать свои действия и действия одноклассников. Уметь сравнивать разные точки зрения. Выстраивать логическую цепочку рассуждений  уважать мнение других  и слушать их.

3)Регулятивные: уметь устанавливать контакт, включаться в работу, планировать пути достижения цели.

Личностные: проявлять уважение к себе и окружающим,  умение работать в группе,потребность в самовыражении и самореализации , готовность к выполнению прав и обязанностей ученика, устойчивый познавательный интерес.

 Методы обучения: поисковый,  репродуктивный, творческий.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, парная.

 Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: мел, доска, задания для учащихся.

Ход урока:

№п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Планируемые результаты

1.

Организационный момент

Приветствует уч-ся. Проверяет готовность их к занятию. Предлагает записать число в тетради.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к занятию. Настраиваются на урок.

Записывают в тетрадь число.

Устанавливается контакт с уч-ся. Включение в работу.

2.

Актуализация.

Предлагает выделить из заданных на дом задач  задачу на совместную работу.

Вспоминают домашнее задание и называют номер задачи на совместную работу.

Умение классифицировать задачи и выделять нужную.

3.

Определение темы занятия, постановка целей. Мотивация.

Предлагает детям назвать тему урока. Называет цели занятия. Главная цель -успешно сдать ОГЭ.

Пытаются назвать тему занятия и пояснить для чего это нужно: успешно сдать ОГЭ.

Умение предполагать тему урока и цели.

4.

Применение знаний,  умений в знакомой и нестандартной ситуации. Систематизация и обобщение знаний по решению текстовых задач.

Дает  задание №1, в котором нужно заполнить две таблицы по условию задачи так, чтобы из одной вытекала система уравнений, а из другой – уравнение. Затем вызывает двух уч-ся к доске показать, как они справились с данным заданием и просит объяснить свои действия.

Заполняют таблицы к задаче. Составляют к ней 2 математические модели в виде системы ур-ий и уравнения.

Работают самостоятельно. Два уч-ка выходят к доске и объясняют другим, как выполнили задание. Остальные проверяют свое решение и оценивают ответы уч–ся у доски.

Умение схематизировать и моделировать условие задачи, работать самостоятельно. Уметь слушать другого , проверять свой ответ, высказывать свое мнение.

Предлагает перейти к выполнению задания №2. «Ученик по условию задачи составил таблицу и уравнение для ее решения. Есть ли смысл решать это уравнение? Найдет ли он верный ответ?» Найдите ошибки, исправьте их и найдите верный ответ. Одного ученика вызывает к доске для объяснений.

Ищут ошибки в таблице и уравнении, исправляют их и решают задачу.

Ученик у доски исправляет ошибки в таблице и в уравнении. Показывает и объясняет решение задачи.

Умение видеть ложное решение, исправлять ошибки, анализировать и объяснять решение задачи.

Предлагает перейти к заданию 3. Из данных четырех уравнений выбрать верное для решения данной задачи и обосновать свой выбор.

Решают задачу, составляя уравнение. Выбирают верное уравнение и обосновывают свой выбор.

 Умение составить математическую модель по условию задачи в виде уравнения. Выбирать из нескольких вариантов верный и пояснять свой выбор.

 

Переход к задаче № 4. Разные величины взяты за Х. Задачу решить по вариантам. Затем поменяться в парах, обсудить решения и ответить на вопросы: «Какую величину рациональнее обозначить за Х,

одинаковые ли ответы получились?»

Затем 2 чел вызывает к доске для разбора двух способов решения.

Решают одну задачу по вариантам, обмениваются мнениями, проверяют друг у друга решение, слушают отвечающих у доски, проверяют свое решение. Отвечают на вопросы.

Умение работать в нестандартной ситуации, анализировать, сравнивать, объяснять. Работать в паре.

Предлагает решить задачу №5 арифметическим способом. Работа в четверках. Кто быстрее? После подготовки в группах. Того, кто решил вперед вызывает к доске с готовым решением и объяснением.

Решают задачу арифметическим способом. В четверках обсуждают, советуются, высказывают свое мнение.

Умение работать в группе, логически мыслить, выслушивать мнение одноклассников , предлагать и обосновывать свое мнение по поводу решения.

5.

Проверка уровня достижения планируемых результатов.

Задачу №6 предлагает каждому решить  самостоятельно, выбрав свой способ моделирования условия задачи и способ решения.

Собирает листы с работой на проверку.

Читают условие задачи. Выбирают математическую модель и способ решения задачи. Решают задачу.

Сдают листы с работой учителю на проверку.

Умение самостоятельно выбирать схематизацию условия задачи, составлять ее модель. Выбирать способ решения уметь логически,  последовательно и грамотно записывать решение.

6.

Итог занятия. Рефлексия.

Подводит итог занятия. Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.  Оценивают свою работу на уроке.

Умение оценивать свою работу. Делать выводы  по дальнейшей работе для достижения планируемых результатов.

7.

Домашнее задание.

Дает  домашнее задание. Комментирует его.

Записывают домашнее задание.

Умение повторить теоретический материал для систематизации и обобщения  следующей темы по подготовке к ОГЭ.



Предварительный просмотр:

Задания для учащихся :

Задание22/1

Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров в минуту пропускает первая труба , если бассейн, объемом 480 литров она заполняет на 20 минут дольше, чем вторая труба

  1) Заполните таблицу  по условию задачи и запишите систему уравнений для решения задачи.

    А

     р

t

1 труба

2 труба

2)Заполните таблицу и запишите уравнение для решения задачи.

A

  p

   t

1 труба

2 труба

Задание 22/2:

Саша и Маша решают задачи. Саша может решить 20 задач за то время, за которое Маша может решить в 2 раза меньше задач. Саша и Маша вместе могут решить 20 этих задач за 2 часа. За сколько часов Саша может решить 20 задач?

  1. Найдите ошибки в заполненной таблице. Верно ли составлено уравнение по условию задачи? Исправьте ошибки,обоснуйте  и поясните свои действия. 2) Запишите верное уравнение и найдите ответ по вопросу задачи.

   A

 p

 t

Саша

20

x

Маша

10

x

вместе

20

 +

 2

   (  +  ) 2 =20

Задание 22/3:

Токарь четвертого разряда и его ученик за час вместе изготавливают 50 деталей. Ученику для изготовления 50 деталей требуется времени на 120 минут  больше, чем требуется токарю для изготовления 120 деталей. Сколько деталей в час изготавливает токарь? Из предложенных уравнений выберите верное для решения задачи. Представьте объяснение вашего выбора.

1) +  = 50    2)   +  = 50    3)  +  = 50      4)  +   = 170

 

Задание 22/4:

Один мастер может выполнить заказ за 12 часов. А другой-за 18 часов. За сколько часов выполнят заказ эти мастера, работая вместе? Заполните таблицы  и решите задачу по вариантам. Выполните взаимопроверку в парах. Объясните, чем отличаются способы решения, совпадают ли ответы? Какую величину в задаче рациональнее взять за Х ?

1 вариант

А

     р

       t

 1мастер  

2 мастер

вместе

      х

2 вариант

A

       p

       t

1 мастер

      х

2 мастер

вместе

Задание 22/5:

Игорь и Паша красят забор за 9 часов. Паша и Володя красят этот же забор за 12 часов, а Володя и Игорь - за 18 часов. За сколько часов мальчики покрасят забор , работая втроем?  (решите задачу арифметическим способом в четверках. Кто быстрее?)

    Задание 22/6:

  Первая труба и вторая, работая вместе, наполняют бассейн за 36 часов, первая и третья – за 30 часов. Вторая и третья - за 20 часов. За сколько    часов наполнят бассейн три трубы, работая вместе? ( способ решения, моделирование условия задачи выберите самостоятельно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по математике ГОТОВИМСЯ к ОГЭ «Решение текстовых задач»

Слайд 2

«Умение решать задачи – практически искусство, подобно плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепиано: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь» Д. Пойа

Слайд 3

Решение сложных и нестандартных задач по математике требует не только определенной подготовки, но также некоторой активизации мышления. Задачи из второй части Модуль алгебра недаром относятся к задачам повышенной сложности. Для текстовых задач не существует единого алгоритма решения – в этом вся их сложность. Тем не менее существуют типовые задачи, которые вполне решаются стандартно. Наиболее распространенный, довольно эффективный способ использования таблиц. В зависимости от типа решаемой задачи столбики в таблице будут иметь разные названия. Решение текстовых задач

Слайд 4

Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства. Классификация текстовых задач Задачи на движение. Задачи на смеси и сплавы. Задачи на проценты. Задачи на работу.

Слайд 5

Цель урока: обобщить и систематизировать знания Задачи урока: рассмотреть задачи на совместную работу ; обратить внимание на схематизацию и моделирование условия задач; отработать основные этапы решения текстовых задач.

Слайд 6

Решите устно следующие задачи 1 . Собственная скорость катера 21,6км/ч, а скорость течения 4,7км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения. 2. Найдите 5% от числа 40. 3. Периметр квадрата 4,8 см. Найдите его сторону и площадь. 4. Какой путь пройдет турист со скоростью 4,5км/ч за 3 часа? 5. За 45 мин. мастер изготовил 15 деталей. Сколько деталей изготовит мастер за час?

Слайд 7

Задачи на работу обычно содержат следующие величины: время, в течение которого производится работа, производительность труда, работа, произведенная в единицу времени работа, произведенная за время t Задачи на движение обычно содержат следующие величины: – время, – скорость, – расстояние. Уравнения, связывающие эти три величины: vt S  v S t  t S v  рt A  р A t  t A р  Задачи на движение Задачи на работу

Слайд 8

Задачу прочти Немного помолчи Про себя повтори Ещё раз прочти Нет объёма работы, за 1 прими Данные в таблицу занеси Уравнение запиши Уравнение реши! Что необходимо делать?

Слайд 9

Задание 22/1 Первая труба пропускает на 4 литра воды в минуту меньше, чем вторая труба. Сколько литров в минуту пропускает первая труба, если бассейн объёмом 480 литров она заполняет на 20 минуты дольше, чем вторая труба? 1 труба 2 труба

Слайд 10

Решение задания 22/1 480/х – 480/(х + 4) = 20 х² + 4х - 96 = 0 Д = 16 + 4 * 96 = 400 х1 = -12 < 0 х2 = 8 Ответ: 8 A р t 1-я труба 480 х 480/х 2-я труба 480 х+4 480/х+4

Слайд 11

Дополнительные задания к задаче 22/1 1. По следующим данным найдите периметр и объём бассейна. Длина – 16м, ширина – 10м, высота – 3 м. 2. Най­ди­те сум­мар­ную пло­щадь бо­ко­вых стен и дна бас­сей­на (в квад­рат­ных метрах). Решение: S бок = (16*3+10*3)*2=156 S дна = 16*10=160 S= 156+160=316 м²

Слайд 12

3 . На рисунке изображены графики работы двух труб, заполняющих бассейн объёмом 480 литров. На сколько минут быстрее одна из труб заполнит бассейн? V, л 2 тр. 1 тр. 480 360 240 120 0 10 20 30 40 50 60 70 T, мин

Слайд 13

4 . По данным предыдущего графика составить арифметическую прогрессию. Найдите сумму первых пяти её членов. Решение: 120, 240, 360, 480, … a1= 120, d=120 , а5=600 S5= (120+600)*5/2=1800 2) 10, 20, 30, 40, … a1= 10, d=10 , а5=50 S5= (10+50)*5/2=150

Слайд 14

А В С S- ? 30 0 5 . Найдите длину трамплина и высоту вышки, если AB= 8 и ∟А=30°. Найдите площадь треугольника АВС. Найдите площадь трапеции MNBC. M N Решение: 1) ВС=8/2=4, MN=4/2=2 , АС=4√3 2) S= 1/2*4√3*4 = 8√3 3) S=(2+4)/2*2 √ 3=6 √ 3

Слайд 15

Саша и Маша решают задачи. Саша может решить 20 задач за то время, за которое Маша может решить в 2 раза меньше задач. Саша и Маша вместе могут решить 20 этих задач за 2 ч. За сколько часов Саша самостоятельно может решить 20 задач? C аша Маша t х 20 А 10 р х 2 вместе 20 Составим и решим уравнение. Ответ: 3 ч.

Слайд 16

Токарь четвёртого разряда и его ученик за час вместе изготавливают 50 деталей. Ученику для изготовления 50 деталей требуется времени на 2 часа больше, чем требуется токарю для изготовления 120 деталей. Сколько деталей в час изготовляет токарь? токарь ученик р х 120 A 50 t Составим и решим уравнение. Ответ: 40 деталей в час. вместе 50 х+2 5х 2 – 7х – 24 = 0 х = 3

Слайд 17

Один мастер может выполнить заказ за 12 часов, а другой – за 18 часов. За сколько часов выполнят заказ эти мастера, работая вместе? мастер ученик t 12 1 А 1 р 18 х вместе 1 Ответ: 7,2 часа. . = Составим и решим уравнение.

Слайд 18

Первая труба и вторая, работая вместе, наполняют бассейн за 36 часов, первая и третья – за 30 часов, вторая и третья – за 20 часов. За сколько часов наполнят бассейн три трубы, работая вместе? 1 т 2 т х 1 1 у z Вместе 1 и 2 1 Ответ: 18 часов. 3 т + 36 1 Вместе 1 и 3 1 + Вместе 2 и 3 + 1 3 0 20 ⋅ 36 = + 1 + ⋅ 3 0= 1 + ⋅ 20= 1 А N t

Слайд 19

Этапы решения текстовых задач Понимание условия. Схематизация условия. Выдвижение идей способа решения. Моделирование отношений. Осуществление способа (решение). Рефлексивный анализ использованного средства.

Слайд 20

Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Программа курса по выбору для учащихся 9 класса по теме "Решение текстовых задач"

Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к р...

Практические работы по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по теме «Решение текстовых задач с помощью таблицы»

Решение тестовых задач для многих учащихся является трудной практически невозможной работой, т.к. много условий,  непонятно что брать за «Х, У, Z», и уж совсем непонятно как ус...

Урок математики в 11 классе по подготовке ЕГЭ по теме "Решение текстовых задач на смеси и сплавы"

Для многих учащихся представляет большую трудность научиться решать текстовые задачи. Современные школьные учебники 8-11 классов так составлены, что большую их часть занимают выражения, функции, уравн...

открытый урок по теме "Решение текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

открытый урок включает в себя задачи из ОГЭ по математике из раздела геометрия и реальная математика...

Применение групповой работы при подготовке к государственной итоговой аттестации по теме «Решение текстовых задач»

Рекомендации по организации групповой работы учителям математики при обобщении материала по теме «Решение текстовых задач» при подготовке к ГИАОжидаемый результат: активное использование г...

Практическая задача по математике для 5 класса. Тема: Решение текстовых задач.

Цели: формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных...