программа дополнительного образования
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Программа для подготовки 9 класса к итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_plat_obr_usl_9_kl.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
Кирсановского района Тамбовской области
Принята на заседании методического совета протокол от ______20 г. № | Утверждаю: Директор МБОУ «Уваровщинская сош» __________Е.Н. Хохлова Приказ от «__» ___ 20 г. № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Математическая шкатулка»
Возраст обучающихся – 14-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Филимонова Людмила Николаевна,
учитель математики
п. Садовый, 2017г.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» Кирсановского района |
2. Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности « Математическая шкатулка» |
3. Ф.И.О., должность составителя | Филимонова Людмила Николаевна, учитель математики |
4. Сведения о программе: | Модифицированная |
4.1. Нормативная база: | Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Устав МБОУ «Уваровщинская сош» |
4.2. Область применения | Дополнительное образование |
4.3. Направленность | Естественнонаучная |
4.4. Тип программы | Модифицированная |
4.5. Вид программы | Общеобразовательная |
4.6. Возраст обучающихся | 14-15 лет |
4.7. Продолжительность обучения | 1 год |
5. Рецензенты и авторы отзывов |
|
6. Заключение методического совета | Протокол заседания № __ от __. __ .2016 года |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая шкатулка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», на основе примерной интегрированной программы «Математика» для учебных заведений общеобразовательных школ, для школьников с учетом психологических и физиологических особенностей детей среднего школьного возраста.
Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.
Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию и расширение знаний учащихся, подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к основному курсу алгебры. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.
Основные методические особенности программы:
- Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-8 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 9 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
- Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
- Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
- Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Цель программы: систематизация и углубление знаний, закрепление и освоение умений, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, закладывание фундамента под будущее обучение в старшей школе.
Основные задачи программы:
обучающие:
- расширить знания по отдельным темам курса алгебры 5 - 9 классов;
- выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами;
- научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;
Развивающие:
- развивать логическое и пространственное мышление и расширение математического кругозора;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать в команде;
- развивать внимание и память.
Воспитательные:
- воспитать познавательный интерес к математике как к науке
- создать условия для воспитания у подростков адекватной самооценки
Принципы реализации программы:
- воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
- последовательность и системность обучения;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
- принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
- принцип результативности и стимулирования.
В результате по окончании обучения учащиеся должны знать:
- основные положения Алгебры 7-9 классов
- основные положения из теории плоской геометрии.
- основные понятия и формулы теории вероятностей
- как работать со справочными материалами.
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- применять полученные математические знания при выполнении тестовых заданий КИМ
- самостоятельно контролировать время выполнения заданий;
- оценивать объективно и субъективно трудность заданий и, соответственно, осуществлять -разумный выбор этих заданий;
- выполнять прикидку границ результатов;
- осуществлять прием «спирального движения» (по тесту).
Должны приобрести навыки:
- самостоятельной работы с литературой и интернет - источниками.
Ожидаемые результаты:
Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению математики. Кроме того, учащиеся освоят приемы решения задач, повысят математический уровень знаний, будут применять полученные знания при сдаче экзаменов, в повседневной жизни.
Личностные.
У учащихся будут сформированы:
-мотивация изучения и саморазвития, обеспеченная необходимыми ресурсами и средствами;
-адекватная самооценка;
-умение реалистически оценивать свои возможности;
-соотносить свои склонности и способности с требованиями программы по ФГОС;
-желание применять на практике свои знания.
Предметные.
Обучающиеся научатся:
-понимать основные задачи, методы и способы решения математических задач;
-понимать сущность основных математических понятий;
- владеть общим приемом решения задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
-применять основные методы решения нестандартных математических задач;
-проводить анализ решения задания;
- отстаивать свою позицию в коллективе;
-правильно вести беседу, деловой разговор, переговоры, дискуссию, спорить;
-использовать полученные математические знания и умения на практике.
Метапредметные
Регулятивные. Учащиеся научатся:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-выстраивать жизненные планы на будущее;
-выдвигать версии решения задач, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе предлагаемого задания;
-составлять план решения задачи;
-определять затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
Учащиеся получат возможность научиться:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- фиксировать и анализировать динамику собственных результатов.
Познавательные. Учащиеся научатся:
-осуществлять расширенный поиск и отбирать информацию для выполнения учебных заданий, в рамках исследовательской деятельности;
-ориентироваться в справочной литературе, электронных поисковых системах;
-излагать полученную информацию, применять нестандартные методы при решении программных задач;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить рассуждения, обобщения;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.
Учащиеся получат возможность научиться:
-обогащать свой общий кругозор;
-сопоставлять информацию, полученную из различных источников, критически оценивать получаемую информацию;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные. Учащиеся научатся:
-формулировать свое мнение, вести устный и письменный диалог, дискуссию, слушать собеседника, строить собственное высказывание;
-аргументировать свою позицию;
- оказывать сотрудничество и взаимопомощь;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
-использовать наглядные материалы;
Учащиеся получат возможность научиться:
-владеть средствами выражения чувств и эмоций.
Формирование и развитие компетентности в области ИКТ. Учащиеся научатся:
-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач
- соблюдать правила информационной безопасности.
Контроль и система оценивания:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ. Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.
Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).
Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.
Режим занятий: Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 14-15 лет.
Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельные работы.
Методы:
- наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
- наглядный (демонстрация чего – либо);
- словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
- практический (самостоятельная работа );
- индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности, способности обучающихся);
Приемы:
- наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
- словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
- индивидуальная работа
Материально-техническая база:
- кабинет для занятий (учебная доска, столы);
- тесты и методики (на бумажных и электронных носителях);
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Введение в образовательную программу | 0,5 | 0,5 | 1 | Начальная диагностика | |
Числа и выражения. Преобразование выражений | 1 ч | 4 ч | 5 ч | Устный и письменный опрос | |
Функции и графики | 1 ч | 3 ч | 4 ч | Самостоятельная работа | |
Уравнения. Системы уравнений | 1 ч | 4 ч | 5 ч | Письменный опрос | |
Текстовые задачи | 2 ч | 2 ч | Разбор задач, заданных на дом | ||
Неравенства. Системы неравенств. | 1 ч | 3 ч | 4 ч | Промежуточная диагностика, тест | |
Геометрические фигуры и их свойства | 2 ч | 5 ч | 8 ч | Устный и письменный опрос | |
Статистические данные. Вероятность события. | 1 ч | 2 ч | 3 ч | Письменная работа | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии | 1 ч | 1ч | 2 ч | Разбор задач, заданных на дом | |
Обобщающее повторение | 2 ч | 2ч | Контрольное тестирование. Рефлексия | ||
Итого | 36 ч |
Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу - 1час
- Теория (0,5ч) Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.
- Практика (0,5ч) Начальная диагностика
2. Числа и выражения. Преобразование выражений - 5 часов
- Теория (1ч). Приёмы разложения на множители Свойства степени с натуральным и целым показателями. Стандартный вид числа. «Оценка» выражения
- Практика (1ч) Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении переменной. Выражение переменной из формулы. Упрощение выражений (целых и дробных). Упрощение выражений, содержащих квадратный корень. Сравнение чисел и расположение чисел, содержащих знак радикала в порядке возрастания и убывания
3. Функции и графики - 4 часа
- Теория (1ч). Функции, их свойства и графики. Область определения и область значений функции
- Практика (3ч). Нахождение точек пересечения графиков функций и графиков функций с осями координат. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
4. Уравнения и системы уравнений - 4 часа
- Теория (1ч). Различные виды уравнений и способы их решения. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
- Практика (3ч) Решение линейных уравнений, целых уравнений, неполных квадратных и квадратных (через дискриминант и по теореме Виета), дробно-рациональных. Уравнения, содержащие знак модуля. Линейные и квадратные уравнения с параметром. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки.
5. Текстовые задачи - 2 часа
- Практика (2ч). Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на « совместную работу». Задачи геометрического содержания.
6. Неравенства. Системы неравенств - 5 часов
- Теория (1ч). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
- Практика (4ч). Решение неравенств различных видов.
7. Геометрические фигуры и их свойства - 8 часов
- Теория (2ч). Начальные понятия геометрии. Треугольник, четырехугольники и их свойства. Окружность.
- Практика (6ч). Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, периметров, площадей)
8. Статистические данные вероятность событий - 3 часа
- Теория (1ч). Определение классической вероятности
- Практика (2ч). Решение задач на анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах, диаграммах и графиках, нахождение вероятности событий.
9. Арифметическая и геометрическая прогрессии - 2 часа
- Теория (1ч). Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
- Практика (1ч) Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии
10. Обобщающее повторение - 2 часа
- Практика (2ч). Решение задач из контрольно - измерительных материалов ОГЭ.
Методическое обеспечение программы
Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий комбинированный. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
- Объяснение учителя или учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом и выполнении заданий онлайн тестирования
Литература
Для учителя:
- Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
- Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2008.
- Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2015.
- Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
- Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. - М.: «Экзамен», 2009.
- Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2009.
- Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2009.
- Глазков Ю.А., Гиашвили М.Я.. Тесты по алгебре 9 класс. К учебнику Теляковского С.А. «Алгебра. 9 класс». Рекомендовано РАО. – Экзамен, 2010.
- Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – ИЛЕКСА, 2010.
- Ященко И. В. ОГЭ 2015 Математика. Типовые экзаменационные варианты - М.:Издательство "Национальное образование", 2015 - (ОГЭ. ФИПИ - школе)
Для ученика:
- Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2013.
- Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2013.
- Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
- Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
- Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
- Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
- Ященко И. В. ОГЭ 2015 Математика. Типовые экзаменационные варианты - М.:Издательство "Национальное образование", 2015 - (ОГЭ. ФИПИ - школе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...