программа дополнительного образования
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Программа для подготовки 9 класса к итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_plat_obr_usl_9_kl.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

Кирсановского района  Тамбовской области

 

Принята на заседании  

методического совета

протокол  от ______20    г. №                                                      

Утверждаю:

 Директор МБОУ

«Уваровщинская сош»  __________Е.Н. Хохлова

Приказ от «__» ___ 20    г. №

                           

 

                                                                                     

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

естественнонаучной направленности

«Математическая шкатулка»

Возраст обучающихся –  14-15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Филимонова Людмила Николаевна,

                                                                                   учитель математики

п. Садовый, 2017г.

                                  Информационная карта программы

1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение    «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»  Кирсановского района

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  естественнонаучной  направленности « Математическая шкатулка»

3. Ф.И.О., должность  составителя

Филимонова Людмила Николаевна,

учитель математики

4.  Сведения о программе:

 Модифицированная

    4.1. Нормативная база:

Закон от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в РФ»

Устав  МБОУ «Уваровщинская сош»

    4.2. Область применения

Дополнительное образование

    4.3. Направленность

Естественнонаучная

    4.4. Тип программы

Модифицированная

    4.5. Вид программы

Общеобразовательная

    4.6. Возраст обучающихся

14-15  лет

    4.7. Продолжительность обучения

1 год

5.  Рецензенты и авторы отзывов



 

6.  Заключение методического совета

Протокол  заседания № __

от      __. __ .2016   года                  

Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математическая шкатулка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанными Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», на основе примерной интегрированной программы «Математика» для учебных заведений общеобразовательных школ, для школьников с учетом психологических и физиологических особенностей детей среднего школьного возраста.

Направленность данной дополнительной образовательной программы заключается в расширении и углублении учебного предмета. Данная программа расширяет базовый курс математики, дает возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами математики.

Актуальность дополнительной образовательной программы состоит в том, что она поддерживает изучение основного курса, направлена на систематизацию и расширение  знаний учащихся, подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы. Вопросы, рассматриваемые в программе, тесно примыкают к основному курсу алгебры. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию математических знаний и умений учащихся.

Основные методические особенности программы:

  • Подготовка будет осуществляться по основным темам курса 5-8 классов /повторение/ и по мере прохождения учебного материала по курсу 9 класса по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали»  от простых типов заданий первой части до заданий со звездочкой второй части;
  • Работа с тематическими тестами, выстроенными в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е. правильно решенное предыдущее задание готовит понимание смысла следующего; выполненный сегодня тест готовит к пониманию и правильному выполнению завтрашнего и т. д.;
  • Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере;
  • Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.

Цель программы: систематизация и углубление знаний, закрепление и освоение умений, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, закладывание фундамента под будущее обучение в старшей школе.

Основные задачи программы:

обучающие:

- расширить знания  по отдельным темам курса алгебры 5 - 9 классов;

- выработать умение пользоваться контрольно измерительными материалами;

- научиться применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма;

Развивающие:

      - развивать логическое и пространственное мышление и расширение математического кругозора;  

- развивать коммуникативные навыки, умения работать в команде;  

- развивать внимание и память.

Воспитательные: 

      - воспитать познавательный интерес к математике как  к науке

     - создать условия для воспитания у подростков адекватной самооценки

    Принципы реализации программы:

   

  • воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
  • последовательность и системность обучения;
  • доступность;  
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка  
  • принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;    
  • принцип результативности и стимулирования.

В результате  по окончании обучения учащиеся должны знать:

- основные положения Алгебры 7-9 классов

- основные положения из теории плоской геометрии.

- основные понятия и формулы теории вероятностей

    - как работать со справочными материалами.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- применять полученные математические знания при выполнении тестовых заданий КИМ

- самостоятельно контролировать время выполнения заданий;

- оценивать объективно и субъективно трудность  заданий и, соответственно, осуществлять -разумный выбор этих заданий;

- выполнять прикидку границ результатов;

- осуществлять прием «спирального движения» (по тесту).

Должны приобрести навыки:

- самостоятельной работы с литературой и интернет - источниками.


Ожидаемые результаты:


      Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению математики. Кроме того, учащиеся освоят приемы  решения задач, повысят математический  уровень  знаний, будут применять полученные знания при сдаче экзаменов, в повседневной жизни.

Личностные.

       У учащихся будут сформированы:

-мотивация изучения и саморазвития, обеспеченная  необходимыми ресурсами и средствами;

-адекватная самооценка;

-умение реалистически оценивать свои возможности;

-соотносить свои склонности и способности с требованиями  программы по ФГОС;
-желание применять на практике свои знания.

Предметные.

         Обучающиеся научатся:

-понимать  основные задачи, методы и способы решения математических задач;

-понимать сущность  основных математических понятий;

- владеть общим приемом решения задач.
           Учащиеся получат возможность научиться:

-применять основные методы решения нестандартных математических задач;

-проводить анализ решения  задания;  

- отстаивать свою позицию в коллективе;

-правильно вести беседу, деловой разговор, переговоры, дискуссию, спорить;

-использовать полученные математические знания и  умения на практике.

Метапредметные

Регулятивные. Учащиеся научатся:

-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

-выстраивать жизненные планы на  будущее;

-выдвигать версии решения задач, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-ставить цель деятельности на основе  предлагаемого задания;
-составлять план решения задачи;

-определять затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

Учащиеся получат возможность научиться:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- фиксировать и анализировать динамику собственных результатов.

Познавательные. Учащиеся научатся:

-осуществлять расширенный поиск и отбирать информацию для выполнения учебных заданий, в рамках исследовательской деятельности;

-ориентироваться в справочной литературе, электронных поисковых системах;
-излагать полученную информацию, применять нестандартные методы при решении программных задач;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить  рассуждения, обобщения;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.

Учащиеся получат возможность научиться:

-обогащать свой общий  кругозор;

-сопоставлять информацию, полученную из различных источников,  критически оценивать получаемую информацию;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные. Учащиеся научатся:

-формулировать свое мнение, вести устный и письменный диалог, дискуссию, слушать собеседника, строить собственное высказывание;

-аргументировать свою позицию;

- оказывать сотрудничество и взаимопомощь;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

-использовать наглядные материалы;

Учащиеся получат возможность научиться:

-владеть средствами выражения чувств и эмоций.

         

  Формирование и развитие компетентности в области ИКТ. Учащиеся научатся:

-целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

- использовать компьютерные технологии для решения учебных задач

- соблюдать правила информационной безопасности.

Контроль и система оценивания:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися самостоятельных, практических работ.  Присутствует как качественная, так и количественная оценка деятельности.

Качественная оценка базируется на анализе уровня мотивации учащихся, их общественном поведении, самостоятельности в организации учебного труда, а так же оценке уровня адаптации к предложенной жизненной ситуации (сдачи экзамена по алгебре в новой форме аттестации).

Количественная оценка предназначена для снабжения учащихся объективной информацией об овладении ими учебным материалом и производится по пятибалльной системе.

 Режим занятий: Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

Возраст детей, на который рассчитана образовательная программа – 14-15 лет.

Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинары, практические занятия, самостоятельные работы.

                                                                   Методы:

  1. наглядно – действенный (практический показ с объяснением);
  2. наглядный  (демонстрация чего – либо);
  3. словесный (рассказ, инструктаж, беседа);
  4. практический  (самостоятельная работа );
  5. индивидуально – дифференцированный подход (учитывает возможности,   способности  обучающихся);

Приемы:

  1. наглядно – действенный (показ: частичный, полный);
  2. словесный (совет, пояснение, указание, объяснение)
  3. индивидуальная работа

                                                             Материально-техническая база:

          - кабинет для занятий (учебная  доска,  столы);

          - тесты и методики (на бумажных и электронных носителях);

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

Введение в образовательную программу

0,5

0,5

1

Начальная диагностика

Числа и выражения. Преобразование выражений

1 ч

4 ч

5 ч

Устный и письменный опрос

Функции и графики

1 ч

3 ч

4 ч

Самостоятельная работа

Уравнения. Системы уравнений

1 ч

4 ч

5 ч

Письменный опрос

Текстовые задачи

2 ч

2 ч

Разбор задач, заданных на дом

Неравенства. Системы неравенств.

1 ч

3 ч

4 ч

Промежуточная диагностика, тест

Геометрические фигуры и их свойства

2 ч

5 ч

8 ч

Устный и письменный опрос

Статистические данные.  Вероятность события.

1 ч

2 ч

3 ч

Письменная работа

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1 ч

2 ч

Разбор задач, заданных на дом

Обобщающее повторение

2 ч

Контрольное тестирование. Рефлексия

Итого

36 ч

Содержание учебного плана

1. Введение в образовательную программу - 1час

  • Теория (0,5ч) Вводное занятие. Знакомство с программой кружка.

  • Практика (0,5ч)  Начальная диагностика                                                                                                                          

2.  Числа и выражения. Преобразование выражений - 5 часов

  • Теория (1ч). Приёмы разложения на множители Свойства степени с натуральным и целым показателями. Стандартный вид числа. «Оценка» выражения
  • Практика (1ч) Нахождение значения буквенного выражения при заданном значении переменной. Выражение переменной из формулы. Упрощение выражений (целых и дробных). Упрощение выражений, содержащих квадратный корень. Сравнение чисел и расположение чисел, содержащих знак радикала в порядке возрастания и убывания

3. Функции и графики - 4 часа

  • Теория (1ч). Функции, их свойства и графики. Область определения и область значений функции
  • Практика (3ч). Нахождение точек пересечения графиков функций и графиков функций с осями координат. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.

4. Уравнения и системы уравнений - 4 часа

  • Теория (1ч). Различные виды уравнений и способы их решения. Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения).
  • Практика (3ч) Решение линейных уравнений, целых уравнений, неполных квадратных и квадратных (через дискриминант и по теореме Виета), дробно-рациональных. Уравнения, содержащие знак модуля. Линейные и квадратные уравнения  с параметром. Решение уравнений высших степеней методом замены переменной и методом группировки.

5. Текстовые задачи - 2 часа

  • Практика (2ч). Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на « совместную работу». Задачи геометрического содержания.

6. Неравенства. Системы неравенств - 5 часов

  • Теория (1ч). Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.
  • Практика (4ч). Решение неравенств различных видов.

7. Геометрические фигуры и их свойства - 8 часов

  • Теория (2ч). Начальные понятия геометрии. Треугольник, четырехугольники и их свойства. Окружность.
  • Практика (6ч). Решение планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, периметров, площадей)

8. Статистические данные вероятность событий - 3 часа

  • Теория (1ч). Определение классической вероятности
  • Практика (2ч). Решение задач на анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах, диаграммах и графиках, нахождение вероятности событий.

9. Арифметическая и геометрическая прогрессии - 2 часа

  • Теория (1ч). Формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов геометрической прогрессии. Сумма бесконечной геометрической прогрессии при |q|
  • Практика (1ч) Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии

10. Обобщающее повторение - 2 часа

  • Практика (2ч). Решение задач из контрольно - измерительных материалов ОГЭ.

Методическое обеспечение программы

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.

Основной тип занятий  комбинированный. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини-лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.

В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, рассчитанные на 5- 10 минут, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.

Построение учебного процесса. Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:

  1. Объяснение учителя или учащегося по теме занятия.
  2. Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.

  1. Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся, домашнее задание.

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.

Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом и выполнении заданий онлайн тестирования

Литература

Для учителя:

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 кл./ сост.Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Математика. Подготовка к экзамену. 9 класс: уч. пособие/ авт.-сост. С.А.Юркина. – Саратов: Лицей, 2008.
  3. Алгебра. Тесты для промежуточной аттестации. 7-8 класс/под ред. Ф.Ф.Лысенко. Ростов – на – Дону: Легион, 2015.
  4. Алгебра 9 кл. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме/Воробьёва Е.А..-Саратов: Лицей, 2009.
  5. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  9 класс. - М.: «Экзамен», 2009.
  6. Тесты. Математика.5-11 кл. – М.: «Олимп», «Издательство АСТ», 2009.
  7. Алгебра. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ П.И.Алтынов. – М.: Дрофа, 2009.
  8. Глазков Ю.А., Гиашвили М.Я.. Тесты по алгебре 9 класс. К учебнику Теляковского С.А. «Алгебра. 9 класс». Рекомендовано РАО. – Экзамен, 2010.
  9. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С.. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 9 класса. – ИЛЕКСА, 2010.
  10.  Ященко И. В. ОГЭ 2015 Математика. Типовые экзаменационные варианты  - М.:Издательство "Национальное образование", 2015 - (ОГЭ. ФИПИ - школе)

Для ученика:

  1. Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2013.
  2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: Учеб. для 7-8 кл. сред.шк./ под ред.Теляковского. С.А..-М.: Просвещение, 2013.
  3. Мордкович А.Г. Алгебра: учеб. Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2013.
  4. Математика. Весь школьный курс в таблицах/ авт.-сост. Т.С. Степанова – Минск: Современная школа: Кузьма, 2008.
  5. Задачи по алгебре: Пособие для учащихся 7-9 кл. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
  6. Математика: Справ.материалы: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Ященко И. В. ОГЭ 2015 Математика. Типовые экзаменационные варианты  - М.:Издательство "Национальное образование", 2015 - (ОГЭ. ФИПИ - школе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...