Решение квадратных уравнений
статья по алгебре (8 класс)
Показаны все виды решений квадратных уравнений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение квадратных уравнений
Квадратные уравнения
Уравнение вида называют квадратным уравнением, где a – старший коэффициент, b – средний коэффициент, с – свободный член.
В зависимости от коэффициентов а, b и с – уравнение может быть, полным или не полным, приведенным или не приведенным.
Неполные квадратные уравнения
Рассмотрим способы решения неполных квадратных уравнений:
1) Начнем разобраться с решением первого вида неполных квадратных уравнений при c=0. Неполные квадратные уравнения вида a·x2+b·x=0 позволяет решить метод разложения на множители. В частности метод вынесения за скобки.
Очевидно, мы можем , находящийся в левой части уравнения, для чего достаточно вынести за скобки общий множитель x. Это позволяет перейти от исходного неполного квадратного уравнения к равносильному уравнению вида: x·(a·x+b)=0.
А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x=0 или a·x+b=0, последнее из которых является линейным и имеет корень x=−.
Итак, неполное квадратное уравнение a·x2+b·x=0 имеет два корня
x=0 и x=−.
2) Теперь рассмотрим, как решаются неполные квадратные уравнения, в которых коэффициент b равен нулю, а c≠0, то есть, уравнения вида a·x2+c=0. Мы знаем, что перенос слагаемого из одной части уравнения в другую с противоположным знаком, а также деление обеих частей уравнения на отличное от нуля число дают равносильное уравнение. Поэтому можно провести следующие равносильные преобразования неполного квадратного уравнения a·x2+c=0:
- перенести c в правую часть, что дает уравнение a·x2=−c,
- и разделить обе его части на a, получаем .
Полученное уравнение позволяет сделать выводы о его корнях.
Если число – отрицательное, то уравнение не имеет корней. Это утверждение следует из того, что квадрат любого числа есть число неотрицательное.
Если же – положительное число, то дело с корнями уравнения обстоит иначе. В этом случае, нужно вспомнить, что корень уравнения есть, им является число. Корень уравнения вычисляется по схеме:
Известно, что подстановка в уравнение вместо x его корней обращает уравнение в верное равенство.
Обобщим информацию этого пункта. Неполное квадратное уравнение a·x2+c=0 равносильно уравнению , которое
- не имеет корней, если
,
- имеет два корня, если
.
3) Решения неполных квадратных уравнений, в которых коэффициенты b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида a·x2=0. Уравнению a·x2=0 следует x2=0, которое получается из исходного делением его обеих частей на отличное от нуля число a. Очевидно, корнем уравнения x2=0 является нуль, так как02=0. Других корней это уравнение не имеет.
Итак, неполное квадратное уравнение a·x2=0 имеет единственный корень x=0.
Пример 3. Решите уравнения: а) x2=5x, если уравнение имеет несколько корней, то в ответе укажите меньший из них;
б) , если уравнение имеет несколько корней, то в ответе укажите больший из них;
в) x2 −9=0, если уравнение имеет несколько корней, то в ответе укажите меньший из них.
Решение.
a)
получили неполное квадратное уравнение к котором отсутствует свободный член. Решаем методом вынесения за скобки.
Уравнение умеет два корня, меньшее из которых является 0.
Ответ: 0.
б) . Аналогично предыдущему примеру применяем метод вынесения за скобки
.
В ответе необходимо указать больший из корней. Таковым является число 2.
Ответ: 2.
в) . Данное уравнение является неполным квадратным уравнением, у которого отсутствует средний коэффициент.
Меньшим из данных корней является число – 3.
Ответ: –3.
Полные квадратные уравнения.
1. Дискриминант, основная формула корней квадратного уравнения
Для решения квадратных уравнений вида существуют формула корней.
Запишем формулу корней квадратного уравнения пошагово:
1) D=b2−4·a·c – так называемый дискриминант квадратного уравнения.
а) если D<0, то уравнение не имеет действительных корней;
б) если D>0, то уравнение не имеет один корень:
в) если D<0, то уравнение не имеет два корня:
Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней
На практике при решении квадратных уравнения можно сразу использовать формулу корней, с помощью которой вычислить их значения. Но это больше относиться к нахождению комплексных корней.
Однако в школьном курсе алгебры обычно речь идет не о комплексных, а о действительных корнях квадратного уравнения. В этом случае целесообразно перед использованием формул корней квадратного уравнения предварительно найти дискриминант, убедиться, что он неотрицательный (в противном случае можно делать вывод, что уравнение не имеет действительных корней), и уже после этого вычислять значения корней.
Приведенные рассуждения позволяют записать алгоритм решения квадратного уравнения. Чтобы решить квадратное уравнение a·x2+b·x+c=0, надо:
- по формуле дискриминанта D=b2−4·a·c вычислить его значение;
- заключить, что квадратное уравнение не имеет действительных корней, если дискриминант отрицательный;
- вычислить единственный корень уравнения по формуле , если D=0;
- найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней , если дискриминант положительный.
2. Дискриминант, вторая формула корней квадратного уравнения (при четном втором коэффициенте).
Для решения квадратных уравнений вида , при четном коэффициенте b=2k существуют другая формула.
Запишем новую формулу корней квадратного уравнения при :
1) D’=k2−a·c – так называемый дискриминант квадратного уравнения.
а) если D’<0, то уравнение не имеет действительных корней;
б) если D’>0, то уравнение не имеет один корень:
в) если D’<0, то уравнение не имеет два корня:
Пример 4. Решите уравнение 2x2 −3x+1=0.. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
Решение. В первом случае имеем следующие коэффициенты квадратного уравнения: a=2,b=-3 и c=1. Согласно алгоритму, сначала надо вычислить дискриминант D=b2−4·a·c=(-3)2−4·2·1=9-8=1. Так как 1>0, то есть, дискриминант больше нуля, то квадратное уравнение имеет два действительных корня. Найдем их по формуле корней
У нас получилось два корня больший из которых является число 1.
Ответ: 1.
Пример 5. Решите уравнение x2 −21=4x.
Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
Решение. По аналогии с предыдущим примером перенесем 4ч в левую сторону от знака равенства и получим:
В данном случае имеем следующие коэффициенты квадратного уравнения: a=1, k=-2 и c=−21. Согласно алгоритму, сначала надо вычислить дискриминант D’=k2−a·c=(-2)2−1·(−21)=4+21=25. Число 25>0, то есть, дискриминант больше нуля, то квадратное уравнение имеет два действительных корня. Найдем их по формуле корней
Ответ: 7.
Частные методы решения квадратных уравнений.
1) Связь между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Теорема Виета.
Формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты. Отталкиваясь от формулы корней, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.
Наиболее известной и применимой формулой называемой Теоремой Виета.
Теорема: Пусть - корни приведенного квадратного уравнения
. Тогда произведение корней равна свободному члену, а сумма корней противоположному значению второго коэффициента:
Используя уже записанные формулы можно получить и ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. К примеру, можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты.
Пример 6. а) Решите уравнение x2 −6x+5=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.
б) Решите уравнение x2 +7x+10=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
в) Решите уравнение x2 ─5x─14=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
Решение.
а) Решите уравнение x2 −6x+5=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.
Применяя теорему Виета, записываем формулы для корней
Рассуждая логически делаем вывод, что . Выбираем меньший из корней
Ответ: 1
б) Решите уравнение x2 +7x+10=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
Применяя теорему Виета, записываем формулы для корней
Рассуждая логически делаем вывод, что . Выбираем больший из корней
Ответ: ─2.
в) Решите уравнение x2 ─5x─14=0. Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите больший из корней.
Применяя теорему Виета, записываем формулы для корней
Рассуждая логически делаем вывод, что . Выбираем меньший из корней
Ответ: ─2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективное решение квадратных уравнений. Приемы устного решения.
Квадратные уравнения – это фундамент, на котором покоится величественное здание алгебры. Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических,...

урок по информатике в 9 классе по теме "Решение задач с конструкцией ветвление. Алгоритм решения квадратного уравнения"
Конспект и презентация к уроку в 9 классе по теме "Алгоритм решения квадратного уравнения"...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"
План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...
Конспект урока по теме: квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений.
Урок в 8 классе по теме Учитель математики: Папшева Ю.А. Тема урока: Квадратные уравнения. Ре...
Решение уравнений, сводимых к решению квадратных уравнений
Тема «Решение квадратных уравнений» изучается в 8 классе, и она является одной из самых важных тем при изучении математики. В старших классах при изучении различных тем, мы возвращае...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...

Решение задач по теме «Графические способы решения квадратных уравнений»
Цель урока: закрепить графический способ решения квадратных уравнений при решении задач практического содержания, формировать умения строить математические модели, совершенствование навыков пост...
