Урок "Решение квадратных уравнений с параметрами"
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Левашова Наталья Федоровна

Урок изучения нового материала по теме "Расположение корней квадратного трехчлена"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:9 

Тема урока:  Решение квадратных уравнений с параметрами.

Тип урока:  Урок комплексного использования знаний

Цель урока:  выработка умений самостоятельного применения знаний в новых условиях.

 Задачи урока:

  • Систематизация знаний по решению квадратных уравнений и развитие умений применить их при решении уравнений с параметрами.
  • Развитие логического мышления, умения самостоятельно работать, навыков самоконтроля,  интереса учащихся к предмету,  навыков индивидуальной, групповой и коллективной работы.
  • Воспитание отзывчивости, трудолюбия, аккуратности.

Форма работы:  групповая, фронтальная

Ход урока:

I. Организационный момент (3 мин)

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Организация начала урока. Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие, выявление отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий. Раскрытие общей цели урока

Кратковременность оргмомента; быстрое включение всех учащихся в деловой ритм; полная готовность класса и оборудования к уроку

II. Актуализация ЗУН (10 мин)

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Подготовка к активной УПД на основном этапе урока. Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов

Постановка триединой дидактической цели урока; организация действий учащихся по ее принятию

Умение определять и ставить триединые дидактические задачи урока, направленные на решение поставленной цели; владение приемами организации учащихся на деятельность по принятию задач урока.

В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: “Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи”. Задачи часто обрекали в стихотворную форму. Попробуйте и вы решить древнеиндийскую задачу:

Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?

Решение:

(x/8)2+12=x

x2-64х=-768

x1=16, x2=48

При решении этой задачи вы составили и решили квадратное уравнение.

Ответьте, пожалуйста,  на следующие вопросы:

- Как называется выражение

- Как называются числа ?

- Какие уравнения называются квадратными уравнениями?

-Что называют корнем уравнения? Что значит решить уравнение?

-Полными квадратными уравнениями? Неполными?

- Приведенными  квадратными уравнениями? Неприведенными?

“Главная” функция в школьном курсе алгебры – это квадратный трехчлен, он постоянно всплывает в разных разделах программы. Постараемся поэтому познакомиться с ним поближе и подружиться.

Функция http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image133.gif называется квадратичной функцией. Как вы знаете, график этой функции – парабола.

Координаты вершины параболы http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image134.gif , где ,                     http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image135.gif

Рассмотрим расположение графика функции в зависимости от старшего коэффициента  и знака дискриминанта

 

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image149.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image150.gif

 

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image158.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/15.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/16.gif

 

 

 

 http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image159.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/17.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/18.gif

 

  http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/Image148.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/19.gif

http://distant.ioso.ru/do/curse/math/math2003.files/20.gif

IV. Изучение нового материала.(15 мин)

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Усвоение новых знаний. Сформировать у учащихся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, процессах, их сущности, связи; выделить главное, провести систематизацию  вместе с учащимися; на основе знаний выработать общую схему решения уравнений с параметрами

Самостоятельная работа учащихся; восприятие учащимися нового материала, его осмысление, обобщение, осознание, систематизация, конкретизация

Опора на жизненный опыт учащихся; индивидуальный подход по дозе помощи; организация учащихся на оперирование успеваемым содержанием

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. Установить осознанность усвоения учащимися нового материала; усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами

Проверка учителем того, поняли ли школьники, что является основным содержанием урока, которое нужно усвоить; проверка полноты и осознанного усвоения новых знаний

Использование системы заданий, требующих мыслительной и практической активности учащихся; выявление пробелов в знаниях и успехов учащихся в ходе проверки

Мы повторили и систематизировали знания о решении квадратных уравнений,  о квадратичной функции. А сейчас мы изучим новый тип квадратного уравнения- квадратное уравнение с параметрами. Что же это такое? Начнем  с того, что дадим определение параметра.

Параметр в уравнении или неравенстве - некоторая плавающая величина, т.е. число, принимающая различные значения.

Уравнение  с параметрами — математическое уравнение внешний вид и решение которого зависит от значений одного или нескольких параметров.

Решить уравнение с параметром означает, что нужно найти все системы значений параметров, при которых выполняется то или иное требование.

Мы только начинаем изучать квадратные уравнения с параметрами. Типов этих уравнений великое множество. Сегодня мы рассмотрим один из типов таких уравнений и научимся их решать.

При каких условиях корни уравнения         меньше числа М?

Работа по презентации

V. Работа в группах. (10 минут)

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Контроль и самоконтроль знаний Глубокая всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся; стимулирование учащихся на самообразование.

Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний, умений и навыков; проверка сформированности общих учебных умений, установление положительных и отрицательных сторон в знаниях; рекомендации учащимся по ликвидации пробелов путем самостоятельной работы или с помощью товарищей

 Подготовка дополнительных вопросов для проверки осознанности и действительности знаний; использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний (Использование авторской программы).

  1. Используя методику “мозговой штурм” учащиеся в малых группах с помощью учителя решают уравнения

 1 группа:  2 группа:  3 группа 

VI. Подведение итогов.(2 мин)

Дидактическая задача этапа

Содержание деятельности учителя

Условия получения положительного результата

Подведение итогов урока. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях, навыках

Дать общую характеристику класса, показать успешность овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления

Умение быстро схватывать типичное в успешности усвоения и недостатков, умение учесть реальные учебные возможности

 Учитель: “Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут необходимы в дальнейшем. Я надеюсь, что вы не утратили интереса, а напротив будете стремиться к знаниям более глубоким и не только на уроках математики, но и на других уроках, чтобы войти во взрослую жизнь грамотными и активными”

2. Объявление оценок за работу на уроке

VII. Домашнее задание:  

Найти при каких условиях корни квадратного уравнения больше некоторого числа М.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квадратные уравнения Полные Неполные

Слайд 2

Полные

Слайд 3

Неполные

Слайд 4

Квадратичная функция Графиком является парабола. Если а>0, то ветви параболы направлены вверх Если а<0, то ветви параболы напрвлены вниз


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение квадратных уравнений с параметрами. Метод плавающей параболы

Слайд 2

Параметр в уравнении или неравенстве некоторая плавающая величина, т.е. число, принимающая различные значения Уравнение с параметрами — математическое уравнение внешний вид и решение которого зависит от значений одного или нескольких параметров. Решить уравнение с параметром означает, что нужно найти все системы значений параметров, при которых выполняется то или иное требование.

Слайд 3

При каких условиях корни уравнения меньше числа М?

Слайд 4

Рассмотрим соответствующую квадратичную функцию Найдем вершину параболы

Слайд 5

I случай Ветви параболы направлены вверх

Слайд 6

Условие существования действительных корней квадратного уравнения

Слайд 9

II случай Ветви параболы направлены вниз

Слайд 13

При каких значениях параметра m корни уравнения отрицательны.

Слайд 17

При каких значениях параметра р корни уравнения 1 группа меньше 0. 2 группа меньше -1 3 группа меньше 1

Слайд 18

1 группа 2 группа 3 группа

Слайд 19

При каких условиях корни уравнения больше числа М?

Слайд 20

или



Предварительный просмотр:

Группа 1.

Ф.И._________________________________________

При каких значениях параметра р  корни уравнения меньше 0?

        

Группа 2.

Ф.И._________________________________________

При каких значениях параметра р  корни уравнения меньше -1?

        

Группа 3.

Ф.И._________________________________________

При каких значениях параметра р  корни уравнения меньше 1?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»

Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики  (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...

Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе

В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....

Решение квадратных уравнений с параметрами в 9 классе

В презентации рассмотрены способы решения квадратных уравнений по материалам, ЕГЭ  прошлых лет...

Занятие элективного курса в 10 классе: Решение квадратных уравнений с параметрами

Тема: Решение квадратных уравнений с коэффициентами, зависящими от параметра.Цель: •  Формирование умения решать квадратные уравнения с параметрами.•  Развивать исследовательскую и поз...

Решение линейных и квадратных уравнений с параметрами

Методическая разработка по теме: "Решение задач с параметрами  в 7 - 8 классах с углубленным изучением математики"...

Презентация к уроку по теме"Решение квадратных уравнений с параметром",8 класс.

Цели урока:развитие логического мышления учащихся,творческих способностей ,умения сопоставлять,сравнивать,проводить аналогию,развитие комуникативной культуры....

ЛИНЕЙНЫЕ И КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРОМ.

выступление на МО учителей математики района....