Решение систем неравенств с одной переменной
презентация к уроку по алгебре (9 класс)

Денисова Елена Ивановна

Технологическая карта урока

Предмет:   алгебра 

Класс:      8  класс

Учитель:  Денисова Е.И.

Тема урока: _Решение систем неравенств с одной переменной

Учебник: Алгебра  8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/  [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова]; под ред. С.В. Теляковского. - М.: Просвещение,  2010. – 271 с.   ISBN 978-5-09-023435-1.

 

Тип урока:  урок закрепления знаний.

Цель: повторить решение линейных неравенств; решения систем линейных неравенств; закрепить умение решать системы линейных неравенств любой сложности.

    Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):   Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств; сформировать умение:

решать  системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений;

находить все целые числа, являющиеся решением системы неравенств;

находить наибольшее/наименьшее целое решение системы неравенств;

наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;

объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;

закреплять и повторять ранее пройденный материал.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 

 

Формы работы учащихся: Фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Оборудование и программное обеспечение:   презентация к уроку  

Используемые технологии: проблемные ситуации, информационные, технологии критического мышления (  «Верю- не верю», «Синквейн», «З-Х-У»,   работа в группах, листы самооценки.

                                                          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_horoshaya_2ed17a1055f52a.doc164 КБ
Файл reshenie_neravenst_s_odnoy_peremennoy.pptx676.97 КБ

Предварительный просмотр:

        

Технологическая карта урока

Предмет:   алгебра  

Класс:      8  класс 

Учитель:  Денисова Е.И.

Тема урока: _Решение систем неравенств с одной переменной

Учебник: Алгебра  8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/  [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова]; под ред. С.В. Теляковского. - М.: Просвещение,  2010. – 271 с.   ISBN 978-5-09-023435-1.

Тип урока:  урок закрепления знаний.

Цель: повторить решение линейных неравенств; решения систем линейных неравенств; закрепить умение решать системы линейных неравенств любой сложности.

    Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение аргументировать свою точку зрения, общаться в коллективе, слушать собеседника и вести диалог.

Развивать активность и находчивость при решении задач,.

Увидеть роль и место математики в других дисциплинах и окружающей жизни;

  уметь обрабатывать информацию;   выбирать способы решения  неравенств в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

 уметь решать линейные неравенства и системы;

графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка;

производить отбор решений по заданному условию (целые решения, наибольшее/наименьшее целое  решение).

    Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):   Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств; сформировать умение:

решать  системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений;

находить все целые числа, являющиеся решением системы неравенств;

находить наибольшее/наименьшее целое решение системы неравенств;

наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;

объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;

закреплять и повторять ранее пройденный материал.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь,  формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.  

Формы работы учащихся: Фронтальная,  индивидуальная, групповая.

Оборудование и программное обеспечение:   презентация к уроку  

Используемые технологии: проблемные ситуации, информационные, технологии критического мышления (  «Верю- не верю», «Синквейн», «З-Х-У»,   работа в группах, листы самооценки.

                                                           

Этап

УУД

Деятельность

ИКТ, наглядность

Время

Учителя

Обучающегося

1.

Организационный

Регулятивные УУД

Структурирование знаний;

Прогнозирование;

Формулирование проблемы;

Целеполагание;

Коммуникативные УУД:

Умение выражать  свои мысли;

Личностные УУД: Умение  выделять нравственный аспект поведения

Познавательные УУД:

Поиск и выделение информации;

Смысловое чтение;

Построение логической цепи рассуждений;

Структурирование знаний;

Выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество;

Регулятивные УУД

Коррекция-внесение необходимых дополнений и корректив.

Регулятивные УУД

Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 

Регулятивные УУД

Оценка-выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Планирование, прогнозирование

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов.

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности в группе для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные УУД:

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности в группе для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении

Личностные : развитие критического (креативного) мышления, умения логического построения выводов, гипотез, умение находить и доказывать ошибки.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Д/з включает в себя как репродуктивное задание, так и творческое, что позволяет вызвать у детей познавательный интерес. Формируются познавательные УУД

Здравствуйте, ребята сегодня у нас присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Скажите,какими качествами должен обладать ученик, чтобы он проявил и развил свои способности, может сделал для себя какое-то открытие? (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать друга)

(Двух учеников вызываю – становятся слева и справа. Показываю коробку (с одной стороны желтая, с другой красная. ) Что это ? (Если необходимо, задаю наводящие вопросы). Вы можете достоверно и правильно сразу ответить на этот вопрос? а что нужно сделать, чтобы точно ответить на мой вопрос?

Как вы думаете, уважаемые философы, что я хотела этим опытом вам сказать?

Напомните тему, которую мы изучаем и попробуйте сформулировать цель и задачи урока.

Записываем в тетрадях тему урока, число сегодняшнее.Попробуйте поставить себе прогнозируемую оценку за урок.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

 

Высказывают разное- то, что видят со своей стороны.

«Нужно посмотреть со всех сторон, а еще внутрь заглянуть - что там находится?»

Чтобы правильно ответить на вопрос, на проблему нужно взглянуть со всех сторон,- чтобы получить верное представление.

Формулируют тему урока, цель урока.

Ставят оценки в лист самооценки.

Презентация

(Слайд 1)

Слайд2

2 мин.

2.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Мотивация и актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Применение знаний

Решение проблемного вопроса

Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

Проверка пониманий.

Физминутка

Решение задач из ОГЭ

Небольшая интеллектуальная пауза

Рефлексия (подведение итогов урока)

Синквейн

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Самостоятельная работа (если осталось время)

 На уроке разрешается: ошибаться, сомневаться, консультироваться, рассуждать и доказывать.

Весь урок будет состоять из  ________ этапов и каждый этап имеет свой девиз.

  1. Тестирование «Верю-не верю» 

Для повторения теории темы, ее понимания и умения применять проведем тестирование с последующей проверкой и беседой по теории темы.  Поиграем в «Верю - не верю». Каждое задание теста предполагает ответ «Да» или «Нет».                      «Да» -1  «Нет» - 0.

В результате выполнения теста получится какое-то число.

    Вопросы теста:

1)Является ли число 12 решением неравенства 2х>10?

2) Является ли число -6 решением неравенства 4х>12?

3) Является ли неравенство 5х-15>4х+14 строгим?

4) Существует ли целое число  принадлежащее промежутку                       [-2,8;-2,6]?

5) При любом ли значении переменной а верно неравенство  а² +4 >о?

6) Верно ли, что при умножении или делении обеих частей  неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?

Кто смог  решить дома № 883? Такие задания встречаются на ОГЭ.

Постановка проблемы: что такое допустимые значения переменной и как решать  задачи  на нахождение  допустимых значений переменной?

Давайте вместе проанализируем  и применим наш прием  «З - Х- У» («З»- знаем, «Х- хотим узнать, «У»-узнали

- Что мы знаем?

Устные дополнительные вопросы

1.Сформулируйте основные свойства неравенств,  используемые  при решении и доказательстве неравенств и их систем?

 2.Что называется решением системы неравенств?

 3.Алгоритм решения системы неравенств?

(Уточнить алгоритм - на слайде)

- Что мы хотим узнать?

- Ну а на вопрос «Что узнали?» ответим позднее.

Применим наши знания для решения задач. Решаем по группам №882 и передаем другой группе на проверку или дополнение.

Вернемся  к № 883. Кто пойдет к доске?

 – Сколько ограничений надо учесть?
– Они должны выполняться одновременно?
– Вы знакомы с символом, который
 в алгебре указывает на одновременное выполнение заданных условий? (Это знак системы).

- А вот в № 884 стоит вопрос «Найти область определения».  Это чем-то отличается от предыдущего вопроса, как вы думаете, или нет?

Несколько упражнений для отдыха и разминки перед следующей работой

Работа с заданиями из ОГЭ по данной теме на применение полученных знаний (групповая работа)

1 ученик демонстрирует математический софизм- докажет нереальное неравенство. Вначале возьмем верное неравенство

6>5. Так? Умножим обе части неравенства на 5, а потом из обеих частей вычтем 62. 6*5-  6 2 > 5*5- 6 2 . Пока все правильно? Вынесем слева  общий множитель за скобки 6(5-6), а справа разложим по формуле разности квадратов, получим: 6(5-6) > (5-6)(5+6). Теперь обе части сократим на скобку (5-6), получим 6>11. Где ошибка?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Кто хорошо понял тему ?

-Кому нужно еще потренироваться?

Давайте продумаем синквейн  к данному уроку. Итак, понятие «Система неравенств». Составьте 2 прилагательных к нему, три глагола, выразите чувство или крылатую фразу, а также синоним.

А я к синквейну и нашей теме подобрала слова писателя Александра Володина. Надеюсь, вы правильно их поймете и сделаете какой-то вывод для себя.

Сегодня мы говорили о решении  систем неравенств с одной переменной. На следующем уроке мы продолжим  и научимся решать двойные неравенства Еще раз повторите теоретический материал п.35 стр. 184-187 и решите

№ 885(а,б) – 883(г).

Спасибо  всем за урок!

 Слушают учителя.

Учащиеся устно выполняют предложенные задания, записывают ответы в виде 1 и 0.

Самопроверка

Ставят оценки в лист самооценки в №1.

 

Фронтальная работа

Ответы учащихся:

1.Мы знаем как решать неравенства

2.Как решить систему неравенств.

3.Как записать промежутки, которые являются решением неравенства или системы

Самопроверка

Ставят оценки в лист самооценки в №2.

- Как находить допустимые значения выражения?

Групповая работа и методика «Карусель».

Каждый ставит себе оценку в № 3 за работу в группе.

Решают задачу, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод

Вступают в диалог, составляют неравенства

Делают упражнения

Выполняют сначала индивидуально, затем в группе обсуждают и выдают общий ответ.

Высказывают свое мнение.

Каждый ставит себе оценку в № 4 за работу

Отвечают на вопросы своего товарища, пытаются найти ошибку в доказательстве неравенства.

Отвечают на вопросы

Выставляют себе итоговые оценки за урок

Составляют, придумывают слова к синквейну с понятием «система неравенств» или проще к слову «неравенство»

Записывают домашнее задание

 

 

Слайд 3

Слайд 4

     

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

 

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

5 мин.

7 мин.

10 мин

4 мин

7 мин

5 мин

3 мин

2 мин

Использованные источники:

      1. Алгебра  8 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.В. Суворова; под ред. С.В. Теляковского. - М.: Просвещение,  2010. – 271 с.   ISBN 978-5-09-023435-1.

      2. Уравнения и неравенства [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/3, свободный.  Загл. с экрана.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Решение систем неравенств с одной переменной

Слайд 3

«Чтобы математику понять И постичь неведомые таинства, Надо научиться нам решать , Кроме уравнений и неравенства "

Слайд 4

уточнить основные понятия темы, углублённо рассмотреть конкретные вопросы во время решения задач. цели провести самостоятельное исследование по теме, применить имеющиеся знания в нестандартной ситуации. проявить и развить свои способности, организовать свои цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.

Слайд 5

Первый этап “Без теории нет практики”.

Слайд 6

Второй этап: тестирование "Верю - не верю" «Да» -1 «Нет» - 0.

Слайд 7

1)Является ли число 12 решением неравенства 2х>10? 2) Является ли число -6 решением неравенства 4х>12? 3) Является ли неравенство 5х-15>4х+14 строгим?

Слайд 8

4) Существует ли целое число принадлежащее промежутку [-2,8;-2,6]? 5) При любом ли значении переменной а верно неравенство а² +4 >о? 6) Верно ли, что при умножении или делении обеих частей неравенства на отрицательное число знак неравенства не меняется?

Слайд 9

101010

Слайд 10

Этап: Реши сам

Слайд 12

Постановка проблемы: Что такое допустимые значения переменной и как решать задачи на нахождение допустимых значений переменной?

Слайд 13

Этап . Работа в группе №883(а) №884(а) №891(б)

Слайд 14

Подготовка к ГИА.

Слайд 15

Ответы: 1.Г; 2. Б; 3. В; 4. А; 5. А; 6. А;

Слайд 18

Домашнее задание: Те, кто испытывают пока затруднения при решении заданий данной темы, выполняют домашнее задание обязательного уровня, кто уверен в своих силах и может объяснить новый материал однокласснику, выбирают задания II б или III , а остальные II а. I . Обязательный минимум: с.202 контрольные вопросы и задания, №945 II . Задания по выбору: а) №954( а,б ),955( а,б ),956( а,б ) б) № 958( а,б ), №960 III . Задание для интересующихся математикой: Изучить п.36 "Для тех, кто хочет знать больше" , №906,961

Слайд 19

"Умные, дорожите неравенством с глупцами, Честные, гордитесь неравенством с подлецами, Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен никогда." Александр Володин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Решение систем неравенств с одной переменной"

В презентации рассмотрены разные варианты систем неравенств. При использовании интерактивной доски интерес учащихся к материалу повышается....

Алгебра 8 класс. Тема "Решение систем неравенств с одной переменной"

Алгебра 8 класс. Тема "Решение систем неравенств с одной переменной"...

Технологическая карта урока "Решение систем неравенств с одной переменной" по предмету Алгебра для 8 класса общеобразовательной школы

Решение линейных неравенств; ознакомление с алгоритмом решения систем линейных неравенств; сформирование умения решать системы линейных неравенств любой сложности....

Урок алгебры в 8 классе по теме «Решение систем неравенств с одной переменной»

Цели урока:1. Образовательные:повторить и обобщить знания по теме «Неравенства и их системы»закрепить умение применять свойства неравенств в процессе выполнения заданий в обычных и необычных ситуациях...